Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:03, курсовая работа
В условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования
предоставляется экономическая свобода предприятиям, как основным
звеньям экономики, что расширяет возможности их деятельности. В новых
условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и
социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде, что
предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и
экономической деятельности предприятий.
СС – себестоимость производства товара, руб.;
ПII – прибыль производственного предприятия, руб.;
ТНII – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;
Валовой доход предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена). Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.
В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе.
Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:
ПР = ВД – НДС – ИО (2)
где ПР – прибыль от реализации товаров, руб.;
ВД – валовой доход от реализации товаров, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
ИО – издержки обращения, руб.
Налог на добавленную стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.
В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги) на территории соответствующих субъектов РФ.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР (3)
где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, руб.;
ПР – прибыль от реализации, руб.;
СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и расходов, руб.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП (4)
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
ВП – валовая прибыль, руб.;
НП – налог на прибыль, руб.;
Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 4.
Рисунок 4. - Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия
Средства специальных фондов и резервов имеют целевое назначение и расходуются специально утвержденным сметам. Так, фонд накопления используется на развитие производства и торговли; техническое перевооружение и реконструкцию предприятия; совершенствование торгово-производственных и других технологических процессов. Фонд потребления расходуется на социальное развитие и социальную защищенность работников предприятия (повышение квалификации, улучшение условий труда, охраны здоровья, социально-культурных и бытовых условий и т.д.).
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль. Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние. Так, к внешним факторам относятся:
а) политическая стабильность;
б) состояние экономики;
в) демографическая ситуация;
д) конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
е) темпы инфляции;
ж) ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся:
а) объем валового дохода (и факторы, его определяющие);
б) производительность труда работников;
в) скорость оборачиваемости товаров;
г) наличие собственных оборотных средств;
д) эффективность использования основных фондов.
Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.
1.3 Этапы анализа и планирования прибыли
Основными задачами анализа прибыли являются: привлечение необходимой информационной базы данных за исследуемый период; определение величины отклонения фактического размера прибыли от планового и в динамике; показ влияния отдельных факториальных признаков на рост или снижение размера полученной прибыли; разработка прогнозной модели формирования и использования прибыли в будущем году; осуществление контроля за развитием прибыли в предстоящем периоде.
Анализ прибыли производится в следующей последовательности:
На первом этапе производится анализ выполнения плана прибыли в целом по предприятию и его отдельным подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях следует исчислить темпы роста (снижения) анализируемых показателей.
Экономическая теория и практика требуют проведения оценки не только конечных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, но и показ степени влияния того или иного факториального признака на конечный результат работы, то есть на полученную прибыль. Этому посвящается второй этап анализа формирования прибыли.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами её формирования, но и характером её распределения – этому посвящен третий этап анализа прибыли. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений её предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
В процессе исследования деятельности предприятия важное место отводится планированию прибыли.
Чтобы выявить резервы улучшения финансового состояния, необходимо определить количественное изменение чистого финансового результата при заданном количественном изменении факторных показателей, то есть провести анализ влияния факторов на величину прибыли.
Основными взаимовлияющими факторами являются:
Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности.
Развитие торгового предприятия возможно при следующих необходимых условиях:
П > Т > И > Ф >Р (5)
где П – темп роста прибыли,
Т – темп роста товарооборота,
И – темп роста издержек обращения,
Ф – темп роста фондовооруженности работников,
Р – темп роста численности работников.
Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.
Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды.
Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом же соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.
Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы. Общая сумма валового дохода торгового предприятия находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных надбавок.
Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение розничных цен. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а, значит, растет и прибыль. Наоборот, снижение цен приведет к уменьшению прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют также приемом абсолютных разниц.
Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда работников, обеспечивающее рост розничного товарооборота, а значит и рост прибыли от реализации товаров.
Далее рассматриваются методы эффективного использования данных факторов, например:
- увеличение фактического
объема розничного
- рост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары;
- предоставление покупателям скидки при продаже товаров на льготных условиях;
- закупка товаров через посредников (влияние звенности товародвижения);
- списание за счет торговых надбавок товарных потерь, уценки и порчи товаров;
- изменение структуры товарооборота.
Остающаяся в распоряжении торгового предприятия прибыль расходуется на формирование резервного фонда, других резервов, фондов накопления и потребления, может использоваться на другие нужды.
Таким образом, использование показателя прибыли в качестве оценочного позволяет установить прямую зависимость между размером полученного эффекта и стимулированием. Что подчеркивает, что прибыль –главный стимул и основной показатель эффективности любой фирмы и ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности.
2. Анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия (на примере магазина «дом»)
2.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Магазин «ДОМ» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Магазин учрежден индивидуальным предпринимателем и находится в его собственности, действует на основании ГК РФ, действующего законодательства РФ.
Адрес Предприятия: г.Екатеринбург, ул. Победы 63.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, а также другие необходимые реквизиты.
Это коммерческое предприятие, управление деятельностью которого осуществляется собственником. В его обязанности входит организация и совершенствование торгово-технологического процесса: исследование рынка, управление поставками товаров, контроль за реализацией товаров, обеспечение ресурсами, формирование ассортимента и ценовой политики, и т.д.
Одним из основных направлений деятельности торгового предприятия является розничная реализация строительных и отделочных материалов для ремонта.
Основными задачами этого предприятия являются:
Информация о работе Исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле