Исследование теневой активности субъектов малого предпринимательства на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, “нормальных”, экономических явлений и процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.
Теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:
является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты теневой активности малого предпринимательства. 5
1.1. Теневая экономика как явление. 5
1.2. Причины возникновения теневого бизнеса. 11
1.3. Ущерб, наносимый теневым бизнесом. 16
1.4. Тенденции теневого рынка в малом бизнесе 22
2. Исследование теневой активности субъектов малого предпринимательства на российском рынке. 24
2.1. Теневой рынок здравоохранения. 24
2.2. Теневой рынок труда. 29
2.3. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности. 38
Заключение. 43
Библиографический список. 46

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Предприятия, приобретенные  лицами, входящими в организованные преступные группировки, как правило, имеют преимущества перед соблюдающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов, oб издержках производства и о выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил. В конце концов это сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены платить больше денег.

Чрезвычайно опасны для эффективной конкуренции  недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных  институтов.

Социальная  защита работников, занятых в сфере теневой экономики. Значительная часть теневых предпринимателей и наемных работников, вовлеченных в сферу теневого бизнеса, оказываются за рамками государственной системы социального страхования. Осуществляющие нелегальную предпринимательскую деятельность субъекты теневого бизнеса не производят никаких отчислений в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования. На людей, занятых незаконной предпринимательской деятельностью, не распространяются социальные гарантии в части ограничения продолжительности рабочего дня, вредных и опасных условий труда, оплаты больничных листов, отпускных периодов.

Казалось бы, правомерно рассуждение – раз  эти люди добровольно выбрали  для себя теневой бизнес, пусть  пожинают плоды своей незаконной деятельности. Иными словами, отсутствие социальных гарантий – своеобразная плата за экономию на налогах и платежах в соответствующие фонды. Однако на деле такая прямолинейная логика дает отрицательные результаты. Люди, оставшиеся без средств к существованию, вынуждены заниматься криминальной деятельностью, бродяжничеством, попрошайничеством и воровством. Социальная и культурная среда таких индивидов служит благоприятной почвой для распространения наркомании, проституции, СПИДа, туберкулеза и других опасных болезней. Разрастание подобных контингентов крайне нежелательно для государства и общества по причинам экономического, политического, этического характера. Для государственной власти предпочтительнее обеспечить данный контингент минимальными социальными гарантиями, нежели допускать бесконтрольное развитие ситуации в негативном направлении.

Концентрация  финансовых ресурсов в сфере теневого бизнеса и проникновение криминала  во власть. Накопление крупных денежных ресурсов в недрах незаконного бизнеса создает качественно новую ситуацию, когда представители теневого капитала начинают активно проникать во властные структуры. Движущей силой подобного проникновения являются такие мотивы, как:

  • Повышение социального статуса организаторов теневого бизнеса;
  • обеспечение дополнительной правовой защиты в части неприкосновенности личности;
  • приобретение связей и влияния во властных структурах;
  • лоббирование интересов теневого бизнеса;
  • получение конфиденциальной и оперативной информации, имеющей большую ценность для теневого бизнеса.

Проникая в  структуры законодательной и  исполнительной власти, представители  теневого бизнеса активно продвигают свои интересы, блокируя всякие попытки  реальной борьбы с взяточничеством, коррупцией, нарушением норм честной  конкуренции, уклонением от уплаты налогов и прочими незаконными действиями. Находясь на руководящих должностях в исполнительной власти, ставленники теневого бизнеса оказывают покровительство теневым структурам, принимают предвзятые решения по широкому кругу вопросов, связанных с приватизацией, получением бюджетных средств и государственных заказов, земельных участков и эксклюзивных прав.

Увеличение  объемов торговли продуктами низкого  качества. Продукция, производимая теневиками, чаще всего более низкого качества, чем у легальных производителей. Это объясняется тем, теневики заменяют качественные и дорогостоящие ингредиенты  более дешевыми и менее качественными компонентами. При этом многие виды товаров и услуг, производимых теневым бизнесом, представляют реальную опасность для потребителей, нередко угрожая их жизни и здоровью.

Ошибки  в государственном управлении. Латентность теневой экономики, ее непрозрачность для статистического учета, децентрализованность и фактическая бесконтрольность со стороны правительственных органов, негативно влияют на качество управленческих решений властей любого уровня. Неопределенность масштабов теневого бизнеса затрудняет точную оценку таких социально-экономических показателей, как ВВП, уровень доходов и качество жизни населения, количество безработных и социально незащищенных людей. Субсидии и дотации, выделяемые из государственного бюджета для помощи населению с низкими доходами, могут попадать к людям с доходами выше средних. Пособия по безработице часто выплачиваются лицам, занятым в сфере теневого бизнеса.

Помимо перечисленных  направлений, по которым теневой бизнес наносит существенный ущерб экономике, можно также упомянуть такие деструктивные механизмы воздействия, как утечка капиталов за границу, неравномерное распределение доходов в различных слоях населения, подрыв доверия к государственной власти, нарастание социальной напряженности в обществе. Очевидно, что все вышеперечисленные нами последствия расширения сферы деятельности теневого бизнеса наносят огромный вред обществу государству и мировому сообществу в целом. Учитывая это обстоятельство, властные структуры всех стран должны вести активную борьбу с теневым бизнесом.

1.4. Тенденции теневого рынка в малом бизнесе

Специфика и  уникальность отечественной теневой  экономики связана с такими чертами, как бегство капитала за рубеж, уход от налогов, двойная бухгалтерия, скрытая безработица, челночная и бартерная торговля, коррупция.

В мировом списке Россия входит в шестерку стран с самой  развитой теневой экономикой (1-е  место - Нигерия: 77% ВВП за счет повсеместного  распространения операций финансового мошенничества; 2-е место - Таиланд: 69% ВВП, проституция, наркотики; 3-е место - Египет: 60% ВВП, неуплата налогов от прибылей турбизнеса).

Если бы экономика не уходила  в тень, ВВП каждого государства  существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая экономика в современной России вполне способна конкурировать с официальной.

Министр финансов РФ Антон Силуанов в июне 2013 года в своем интервью на радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что теневой сектор российской экономики составляет примерно 15-20% от ВВП страны. «Если теневой сектор у нас где-то 15-20% от экономики, а ВВП у нас где-то 60 триллионов рублей, то 15% - это 9 триллионов», - сказал глава финансового ведомства, отвечая на вопрос о размере недополученных налогов в бюджет6.

         По его словам, совокупная налоговая нагрузка на экономику России составляет 35%. Таким образом, бюджет недобирает около 3 триллионов рублей из-за нелегального ведения бизнеса. При этом «серые» зарплаты лишают региональные бюджеты 2 триллионов рублей. Борьба с ними - «задача и регионального, и федерального уровня», заявил министр. 
         Силуанов отметил, что причина ухода зарплат в тень состоит в повышении страховых взносов с работодателя. В этой связи чиновник выступает против дифференцированной шкалы налогообложения граждан.  Ранее министр экономического развития Андрей Белоусов заявлял, что в случае выхода малого бизнеса из тени его доля в ВВП составит 40-50% против нынешних 19%. По его оценкам, около 18 миллионов человек работают в нелегальном бизнесе. Если разрешить проблему «теневиков», то, как считает чиновник, Россия станет в один ряд с развитыми странами по доле малого бизнеса в структуре экономики.

Исследовательский институт Global Financial Integrity (GFI) оценил российский теневой сектор в 46% от ВВП. По данным организации, в период с 1994 по 2011 годы из страны незаконно ушло 211,5 миллиарда долларов в виде взяток, не уплаченных налогов и денег, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми.

Всемирный банк оценил, что  российская теневая экономика в 3,5 раза больше, чем у других стран G8. Причиной тому является низкая эффективность  политического управления и широко распространенное уклонение от уплаты налогов.

Можно сделать  вывод, что даже согласно официальным данным, теневая составляющая отечественной экономики достигла предельных величин. Если доля незаконного сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то в России - в 20% и больше.7 Это говорит о том, что теневая экономика является огромной проблемой для российского государства и требует незамедлительных действий по поводу снижения ее показателей.

2. Исследование теневой активности субъектов малого предпринимательства на российском рынке.

2.1. Теневой рынок здравоохранения.

Одним из самых  крупных сегментов теневого рынка  является рынок здравоохранения. В него входят такие явления, как коррупция и взяточничество во врачебной и управленческой среде, незаконная выдача больничных листов, фальсификация историй болезней и содействие за вознаграждение уклонению от призыва в армию. Большую долю теневого рынка составляют производство и продажа контрафактных медикаментов, незаконное производство абортов, уклонение от уплаты налогов и прочие нарушения (см. рис.1).

Рис.1. Условная классификация теневого бизнеса в здравоохранении по степени опасности для общества.

Наиболее опасным  для общества является незаконный бизнес в сфере торговли внутренними  органами человека, наркотическими, токсическими и психотропными препаратами. Свободная  и бесконтрольная торговля этими  товарами и субстанциями способствует криминализации общества и террористической деятельности, представляет повышенную опасность как для самого государства, на территории которого ведется подобный бизнес, так и для мирового сообщества.

Не менее  опасна нелегальная торговля не апробированными  лекарственными средствами, незаконное производство хирургических операций и производство абортов. Так, по данным английской компании ВВС, почти 70 тыс. женщин погибает ежегодно по причине  неудачных абортов. Последствия неудачных абортов калечат и лишают дееспособности еще большее количество женщин.8

В сфере здравоохранения  весьма опасными являются такие области  криминального бизнеса как несанкционированное  изъятие внутренних органов человека и незаконное оформление инвалидности, мошенничества с медицинской страховкой. Серьезную угрозу обществу несет взяточничество и коррупция в медицинской среде.

Следующей группой  направлений теневого бизнеса является изготовление незарегистрированными  производителями контрафактной продукции самого широкого спектра и назначения. Излюбленными сферами теневого бизнеса является изготовление имитаций лекарственных препаратов, биологически активных добавок, витаминов, гомеопатических средств и многих других видов продукции, большинство из которых не имеет лечебных свойств. Приобретая и употребляя такие лекарства, больные не излечиваются, а лишь упускают драгоценное время, в течение которого болезнь развивается и принимает все более тяжелые формы.

Проблема обостряется  тем, что, как правило, подделываются наиболее дорогие и эффективные препараты, на которые больные возлагают особые надежды и, зачастую, тратят последние деньги. Но только лишь потерянным здоровьем и деньгами дело не ограничивается. Итогом использования контрафактных лекарств являются десятки и сотни унесенных человеческих жизней.

Весьма острую и масштабную проблему для современного здравоохранения представляет оказание медицинских услуг специалистами  с сомнительной квалификацией –  различного рода целителями, представителями народной и нетрадиционной медицины. В данном профессиональном сообществе находят для себя питательную среду многие шарлатаны и любители легкой наживы. В Российской Федерации практикуют свыше 40 тыс. лиц, оказывающих целительские и сопутствующие им услуги. Ежегодно к ним за помощью обращается до 3 млн. человек. Значительная часть целителей работает «в тени», не осуществляя соответствующей регистрации и лицензирования, не уплачивая налогов.

Но не только представители народной и нетрадиционной медицины предпочитают нелегальный бизнес. Ныне повсеместно в государственных и муниципальных медицинских учреждениях практикуется взимание денег с пациентов без оформления каких-либо платежных документов. Так, проведенный Институтом социальных исследований Российской академии государственной службы опрос в 2005 г. дал такие результаты: 13% опрошенных пациентов признались, что платят врачам «черным налом», минуя кассу. К 2012 г. положение усугубилось, и ныне не менее 25% пациентов прибегают к подобным действиям. При этом стоит отметить, что аналогичные теневые расчеты практикуются и в негосударственном секторе здравоохранения9.

Третий сектор теневого медицинского бизнеса весьма тесно смыкается с выше рассмотренным. Его представляют официально зарегистрированные медицинские предприятия, выпускающие неучтенную продукцию, а также производящие определенные виды изделий без соответствующих лицензий (или по просроченным лицензиям). Этот вид незаконной предпринимательской деятельности менее опасен для общества и потребителей, чем две вышеуказанные группы. Но, несмотря на то, что интересы пациентов и потребителей здесь затронуты в минимальной степени, ущерб подобным бизнесом наносится владельцу законных прав и лицензий, а также государству.

В четвертый, заключительный сектор теневого бизнеса, входит так называемое «бытовое» медицинское предпринимательство. Как явление, бытовое предпринимательство не слишком опасно для общества и государства, если не имеет больших объемов. Обычно представители правительственных структур достаточно индифферентно смотрят на то, что отдельные врачи, фельдшеры или медсестры оказывают на возмездной основе медицинские или консультационные услуги. Не слишком строгое отношение правительственных органов и муниципальных властей к такого рода «вспомогательной» предпринимательской деятельности объясняется тем, что в небольших масштабах бытовое предпринимательство не представляет большой опасности для пациентов, экономики и общества. Более того, оно способствует самозанятости медицинского персонала и некоторому повышению благосостояния людей, работающих в сфере здравоохранения.

Информация о работе Исследование теневой активности субъектов малого предпринимательства на российском рынке