Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:52, курсовая работа
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, “нормальных”, экономических явлений и процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.
Теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:
является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты теневой активности малого предпринимательства. 5
1.1. Теневая экономика как явление. 5
1.2. Причины возникновения теневого бизнеса. 11
1.3. Ущерб, наносимый теневым бизнесом. 16
1.4. Тенденции теневого рынка в малом бизнесе 22
2. Исследование теневой активности субъектов малого предпринимательства на российском рынке. 24
2.1. Теневой рынок здравоохранения. 24
2.2. Теневой рынок труда. 29
2.3. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности. 38
Заключение. 43
Библиографический список. 46
Что же касается работодателя, то в российских условиях его ресурсный потенциал заключен в сочетании легальных и нелегальных хозяйственных практик. Удачно найденный баланс легальной и нелегальной деятельности, а также институциональные возможности его поддержания создают для работодателя наиболее благоприятные возможности на теневом рынке труда. Сдвиг к легализации автоматически сужает теневую маневренность предпринимателя. Увеличение же нелегальной составляющей чревато штрафными санкциями и зависимостью от лояльности теневых работников.
В теневом секторе экономики, по данным Росстата, сейчас трудятся примерно 23 млн человек. За 11 лет — с 2000 по 2011 годы — этот сектор увеличился примерно в 1,5 раза: с 12,4% до 18,5% от занятых в экономике14.
Россия по показателю неформальной, «некорпоративной» занятости — крепкий середнячок. Она находится в одном ряду с Восточной и Южной Европой и с Украиной, где нерегулируемый сектор составляет 15-30%. Показатель меньше 15% — в Северной Америке и Западной Европе. В развивающихся странах (к примеру, в Латинской Америке) уровень нерегистрируемой, не поддающейся контролю государства, занятости, может достигать 80%.
Сейчас власти планируют бороться с теневым рынком ограничительным мерами. К примеру, ограничивая сумму наличных средств на оплату крупных покупок — до 600 тысяч рублей в 2014 году и 300 тысяч рублей — в 2015 году (соответствующий проект закона разработал Минфин). В документе также предлагается переводить зарплаты в компаниях на безналичные расчеты. Исключение могут составить лишь малый бизнес с количеством сотрудников до 35 человек. Считается, что эти меры позволят значительно сократить теневой сектор экономики и серый рынок труда.
По нашему мнению,
количество неофициальных работников
можно сократить, создавая официальные
рабочие места, причем зарплата на этих рабочих местах должна давать
работнику возможность нормально жить.
У нас же в стране сегодня насчитывается
около 18 миллионов бедных, чья зарплата
ниже прожиточного минимума. Конечно,
они готовы ради ее повышения работать
по любым теневым схемам. Но если поднять
им зарплату, например, с 5 тысяч рублей
до 10-15 тысяч, они в тень не пойдут. Между
прочим, это наглядно показывает польский
опыт: с увеличением зарплат и улучшением
бизнес - климата подавляющее большинство
работающих стало получать "белые"
зарплаты, а на производстве прекратилось
воровство, поскольку люди стали держаться
за свои места.
Вывести бизнес
из тени – задача вполне выполнимая. Но
для этого необходимы реальные действия
по улучшению климата для его ведения
и прекращение административного террора.
На данный момент в нашей стране организована сеть нелегального обращения и перевода за границу валютных, товарных, сервисных и интеллектуальных ресурсов.
Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретает товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих товарных ресурсов.
Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения. Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.
Российские участники внешнеэкономической деятельности (как
государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных партнеров, совместных или оффшорных компаний.
По оценке ФСТЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения контрактных цен экспортируемых из Российской Федерации одних только лесоматериалов, нефти и нефтепродуктов, достигает 1,2-1,6 млрд долларов15.
Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных характеристик ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компенсации для России.
За последнее время в сфере ТЭК органами валютного контроля проведено 23 проверки соблюдения установленных законодательством сроков поступления валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил 283,8 млн долларов. Причем невозврат валютной выручки в установленные сроки превысил 70 млн долларов. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 2,3 млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета 707,4 млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступление
валютных средств
в предусмотренные
Характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых "челноков".
На долю неорганизованой торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины17.
Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые через страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
Из-за пробелов в
Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн долларов18. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.
На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.
Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники ("однодневки") с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.
Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода.
Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС.
Можно сделать вывод, что сфера внешнеэкономической деятельности является исключительно благоприятной средой для развития теневого хозяйственного "творчества". Здесь наиболее распространенными теневыми схемами являются контрабанда, лжеэкспорт и лжеимпорт, оффшорный бизнес в сочетании с ценовыми манипуляциями, теневой вывоз и ввоз капитала, незаконное применение различных таможенных режимов и налоговых льгот, фальсификация кодов товаров (по классификатору ТН ВЭД), искажение цен при совершении экспортно-импортных сделок с целью "налогосберегающего" управления таможенной стоимостью товаров и т.д. Нетрудно заметить, что все названные схемы так или иначе способствуют персонифицированному обогащению экспортеров и импортеров за счет государства и его граждан.
В данной работе
освещены теоретические основы теневой
экономики и рассмотрены
На данный момент в Российской Федерации сложились два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый - либерально – попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса – с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.
Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.
Эти подходы
к регулированию экономических
отношений, характеризуются
На данном этапе развития страны важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией. По самой оптимистичной оценке у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция) - почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией.19