Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
Объектом исследование выступает региональный бюджет, а предметом источники финансирования инвестиций. Целью данной работы является изучение источников финансирования из бюджетов субъектов федерации.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы :
источники финансирования и структура региональных инвестиций
2) изучены правовые основы предоставления инвестиций из регионального бюджета
Введение…………………………………………………………………………3
1. Источники финансирования и структура региональных инвестиций……5
2. Формы финансирования инвестиционных проектов из регионального бюджета…………………………………………………………………………18
3.Различные виды рыночного механизма инвестирования в регионах РФ…25
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………..33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Источники финансирования и структура региональных инвестиций……5
3.Различные виды рыночного механизма инвестирования в регионах РФ…25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..33
Введение
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных предприятий зависит в огромной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.
На общеэкономическом уровне инвестиции необходимы для:
Как показывает практика региональная инвестиционная политика в условиях становления рыночной среды находится в стадии формирования с точки зрения экономического механизма ее реализации. У многих регионов отстутсвует подготовка для ведения инвестиционной политики в рыночных условиях. И одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.
В условиях спада производства особую важность приобретает вопрос нахождения количественного увеличения и качественного улучшения инвестиционных проектов в связи с тем, что инвестиции являются одним из главных факторов повышения эффективности хозяйствования. Анализируя динамику основных показателей экономики за последние несколько лет, несложно сделать вывод о невысокой результативности и ограниченности сфер инвестиционных процессов.
Характерной особенностью российского рынка является заметная дифференциация инвестиционной активности по отдельным секторам экономики. Аналогичная ситуация наблюдается и на региональном уровне.
Объектом исследование выступает региональный бюджет, а предметом источники финансирования инвестиций. Целью данной работы является изучение источников финансирования из бюджетов субъектов федерации.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы :
2) изучены правовые основы предоставления инвестиций из регионального бюджета
1. Источники финансирования и структура региональных инвестиций
Основным источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.
К государственным инвестициям в бюджетов субъектов федерации относят:
-средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);
-инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, которые осуществляются вне плановой инвестиционной программы;[3,c.13]
- налоговые льготы и инвестиционные кредиты, которые предоставляются предприятия и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.
Основным институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений является региональный бюджет развития.
В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. К безвозмездным инвестициям относятся в первую очередь государственные ресурсы, направленные в социальную сферу. К возвратным же ресурсам относят займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, которые предоставляются под государственные гарантии. В связи сложным финансовым положением региона, заемные государственные ресурсы больше нельзя отнести к перспективным источникам. Из-за ограниченности средств регионального бюджета развития качестве основы формирования бюджета развития региона возникает необходимость введения принципа обязательной возвратности и платности в.
К основным принципам разработки бюджета развития региона относят:
- четкое определение структурных соотношений между производственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона;
- концентрацию государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов;
- научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а следовательно, и в уровне жизни;
- более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются государственными органами управления экономикой в регионах. [3,c.17]
Внебюджетные фонды выступают как средство реализации инвестиционной политики региона. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального страхования, департамента пенсионной службы, является универсальной для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятельностью. В основной своей массе инвестиции целевого фонда будущих поколений направляются на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта.
Важнейшими проблемами разработки региональных бюджетов развития являются:
- финансовых ресурсов недостаточно для покрытия текущей валовой потребности региона в инвестициях;
- несовершенство государственного регулирования при аккумуляции источников инвестиционного бюджета — использование преимущественно прямых государственных инвестиций при низкой возвратности средств, что приводит к постепенному истощению ресурсов;
- бюджета перегружен затратами, которые выделены на безвозвратной основе, и территориальные различия в распределении инвестиций, которые в долгосрочной перспективе могут привести к ряду негативных тенденций в занятости, расселении и иных социальных аспектах жизни населения;
- отсутствует социально-экономические критерии осуществления государственной инвестиционной программы;
- неэффективное размещение инвестиций и неоправданное превышение конечных затрат в строительстве за счет государственных средств.
С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколько степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.
Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. Материальные активы - это движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, товары длительного пользования, которые используются в процессе производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника. К финансовым активам относят все виды платежных и финансовых обязательств, в том числе наличные денежные средства, вклады в текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банках, различные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а также титулы собственности на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов.
Для привлечения частных инвестиций населения необходимо разработать новую политику регионов в отношении доходов, включающей в себя три основных блока:
- обеспечить рост номинальных и реальных доходов населения,
- стимулировать сбережения,
- управлять активами.
Базовый среди вышеперечисленных блоков является первый, так как повышение уровня доходов пропорционально связано с ростом частных инвестиций. Данный эффект можно было бы достичь благодаря снижению налогового бремени на доходы физических лиц. Это в наибольшей степени находится в зависимости от федеральных властей.
Несмотря на это, и у региональных властей есть возможность оказывать непосредственное влияние на увеличение уровня доходов в регионе путем установления подоходных налоговых ставок налогообложения, снижения уровня безработицы путем создания новых рабочих мест, привлечения в экономику региона инвестиционных вложений.
Добиться увеличения денежных доходов физических лиц можно благодаря решению таких проблем как выход из регионального бюджетного кризиса, решению проблемы неплатежей, проведению заблаговременной индексации оплаты труда, оптимизации структуры занятости.
Предназначением второго блока является обеспечение стимулов и гарантий по созданию сбережений на долгосрочной основе. В данном случае, помимо чисто экономических инструментов, политика доходов должна прибегать к определенным пропагандистским установкам. Каждый человек должен знать, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность умножаться в результате свободного выбора инвестиций. При этом не стоит стимулировать рост потребительских расходов на предметы роскоши, товары, не имеющие инвестиционной цели. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15—20% годового дохода, что является стандартным показателем для среднего класса США.
Третий блок политики доходов — разработка системы управления активами. Это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте. Валютные и рублевые «кубышки», золотые украшения, являющиеся традиционными средствами сбережения в России, практически не работают на финансовых рынках и сужают резервы частных инвестиций. Сложной проблемой в рамках этого являются государственные гарантии частным инвесторам, легализующим свои доходы.
До тех пор пока условия для официальной институционализации теневых капиталов не созданы, они не станут легально инвестироваться в экономику, а следовательно, приносить прибыль собственнику и налоги государству. Данные средства по-прежнему будут уходить на центральные и зарубежные финансовые рынки, фактически обескровливая экономику региона.
Для успешной реализации инвестиционного бюджета необходимо определенияе приоритетов инвестирования по отраслям.
1) Структура государственных инвестиций и динамика воспроизводственного процесса определяется на основе структурного соотношения производственным и социальным направлениями в инвестиционных программах региона.
В данном случае выделяют два разнообразных подхода. Во-первых, в промышленной среде принято считать, что государство обязано стимулировать развитие местной промышленности, напрямую путем предоставления субсидий. Во-вторых, сторонники поддержки социальной сферы считают что финансирование расходов на ее развитие полностью перешло в ведение местных органов власти. Поэтому при составлении бюджета развития региона на будущее оба эти направления инвестирования активно выдвигаются обеими сторонами.
2) Соотношение в развитии реального и финансового секторов. Курс на приоритетную поддержку и развитие реального сектора крайне важен для региональной экономики, но его реализация, использование преимущественно государственных инвестиций пока не приносят ожидаемых результатов. С другой стороны, в условиях формирующейся рыночной экономики большое значение приобретает проблема поддержки развития институтов финансового сектора.
3) Затраты, направленные на развитие объектов производственной инфраструктуры: ремонт, содержание строительство автодорог, линий электро- и энергоснабжения, складских помещений, линий связи становятся самой крупной и затратной статьей производственной инветиционной программы . Стабильной нормативной базой данного направления является транспортный налог.
Одной из главных проблем инвестиционной политики субъектов федерации является поиск новых источников финансирования. Несмотря на то, что в теории существует довольно много потенциальных вариантов привлечения инвестиций в инвестиционные проекты регионов, на сегодняшний день значительную роль в инвестиционном процессе играют лишь некоторые из них. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства бюджетов субъектов федерации. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Большинство регионов активно инвестировали собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Другим, более или менее стабильным источником инвестиций в регионах являются капиталовложения за счет собственных средств предприятий через аккумуляцию финансовых средств в специализированные фонды, долевое участие, механизм гарантий и т.д.