Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
Объектом исследование выступает региональный бюджет, а предметом источники финансирования инвестиций. Целью данной работы является изучение источников финансирования из бюджетов субъектов федерации.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы :
источники финансирования и структура региональных инвестиций
2) изучены правовые основы предоставления инвестиций из регионального бюджета
Введение…………………………………………………………………………3
1. Источники финансирования и структура региональных инвестиций……5
2. Формы финансирования инвестиционных проектов из регионального бюджета…………………………………………………………………………18
3.Различные виды рыночного механизма инвестирования в регионах РФ…25
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………..33
Прямые и частные иностранные инвестиции являются оним из крупнейших источников финансирования инвестиций в регионах. К сожалению,в последние годы наблюдается тенденция по сокращению иностранных инвестиций в региональную экономику. Основными причинами отсутствия желания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые ресурсы в развитие Экономики РФ и ее субъектов являются: пробелы в экономическом законодательстве, уровень налогообложения высок, наличие больших политических рисков, отсутствует система гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов.
В последние годы в развитых страна х мира одной из основных и прогрессивных форм привлесения и использования инвестиций выступает лизинг. В данном случае лизинговые организации по своей сути являются финансовым посредником, привлекающим ресурсы для приобретения оборудования, обновления основного капитала организаций, увеличения объемов выпуска, осуществления технологической модернизации . Но в нашей стране подобные лизинговые отношения крайне медленно из-за ииза отсутствия у значительной части руководителей и финансовых директоров российских организаций полного и четкого представления об условиях и преимуществах промышленно-финансового лизинга, а также с наличием проблем с доступностью и стоимостью финансовых ресурсов и их платежеспособностью.
Анализ научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне:
- сформировать благоприятный инвестиционный климат;
- заняться поиском источников финансирования структурных преобразований;
- повышысить роли собственных источников финансирования организациями инвестиционных проектов;
- усилить контроль со стороны региональных властей за целевым использованием средств из бюджета региона, которые направляются на инвестирование;
- снижезить инвестиционные риски.
Значительную роль при этом играет процесс проведения инвестиционной политики исходя из специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Используя вышеназванные инструменты, можно добиться формирования благоприятного инвестиционного климата, a также реализации инвестиционной политики, направленной на поиск наиболее эффективных источников финансировых ресурсов, поддержку предприятий и максимального использования разнообразных потенциалов.
Достичь долговременного подъема российской экономики на современном технологическом уровне возможно лишь в том случае,если реанимировать инвестиционный процесс, так как прописная истина гласит: экономического роста нет при отсутствии инвестиций. После перехода к рыночным регулируемым отношениям должна измениться инвестиционная политика государства с целью усиления его воздействия на инвестиционный процесс путем воздествия финансово-кредитных рычагов, то есть с помощью налогов, налоговых льгот, норм ускоренной амортизации и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства. Наиболее эффективная инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов. Осуществить задачи по перестройке экономике региона, повысить конкурентоспособность продукции и увеличий технические характеристики производства не возможно без привлечения инвестиций.
Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти, но и региональная законодательная и исполнительная власть, и даже органы МСУ. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.
Возможности региональных и муниципальных органов власти по улучшению ситуации с капиталовложениями хотя и ограничены, но имеются. Необходимо усилить стабильность и сократить риск. Бизнесмены обычно ведут свои дела в далеких от совершенства условиях. Нет такой страны или города, где бы бизнесмены не жаловались и не обращались с законными требованиями об облегчении существующей ситуации. Тем не менее они ведут свои дела и в этих условиях. Важно, чтобы нормативная основа была благоприятной и стабильной, а следовательно, предсказуемой, но не менее важно, чтобы нормативы соблюдались. Поэтому все, что органы власти могут сделать для укрепления стабильности и предсказуемости, снижения рисков, окажет воздействие на привлекательность данного региона для инвесторов.
Выделяя бюджетные средства по статьям расходов, государство выступает инвестором. Инвестиции осуществляются в форме размещения государственного заказа с участием государственного заказчика, заказчика – застройщика и исполнителя (подрядчика).
Гражданский Кодекс РФ регулирует правоотношения между этими субъектами инвестиционных расходов в отношений проектных и изыскательских работ, государственного контракта, строительного подряда.
В статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится четкое понятие о бюджетных инвестициях в объекты государственной и муниципальной собственности. В соответствии с долгосрочными целевыми программами предоставляются бюджетные ассигнования, направленные на осуществление бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности.
Ассигнования из бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, а в случае если это средства регионального бюджета, то включенные в региональную адресную инвестиционную программу отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете.
В ряде случаев проводится экспертиза инвестиционных проектов. Это необходимо для того, чтобы предотвратить создание объектов использование которых приводит к нарушению прав физических и юридических лиц и интересов государства или не отвечает требованиям , утвержденным законодательством.
В соответствии с российским законодательством осуществлять бюджетные инвестиции из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, не относящихся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной собственности нельзя.
Таким образом, бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности могут осуществляться как в программной и непрограммной частях, так и в виде субсидий.
Документы и материалы, необходимые для проведения проверки, представляются в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации одновременно с проектом решения.
Согласованный проект решения вносится субъектом бюджетного планирования (в случае если главный распорядитель не является одновременно субъектом бюджетного планирования - по представлению соответствующего главного распорядителя) в Бюджетную комиссию для рассмотрения и согласования.
После этого решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые (федеральные) программы принимается главным распорядителем бюджетных средств.
Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями регулируются статьей 80 Бюджетного кодекса РФ.
В статье 13 Федерального Закона РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39 от 25.02.1999 г. с последующими изменениями предусматривается то, что решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:
- в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;
- в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в Республике Татарстан (далее – РТ) уже создана нормативно-правовая база, регулирующая отношения участников инвестиционного процесса и состоящий из 14 нормативных актов, напрямую регулирующих инвестиционную деятельность в РТ.
При реализации инвестиционных проектов государство вправе предоставлять льготы по определенным налогам. В части республиканских налогов основанием для льготирования являются Закон РТ от 25 ноября 1998 № 1872 "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.Для определения приоритетных задач развития инвестиционной инфраструктуры, регулирование функционирования инвестиционной среды и механизмов межведомственного взаимодействия в республике ведется работа над созданием "Инвестопроводящей системы Республики Татарстан", позволяющей субъектам инвестиционной деятельности быстро, эффективно реализовывать инвестиционные замыслы.
Инвестопроводящая система может реализовывать поставленные задачи, используя наряду с механизмами государственного и рыночного регулирования - механизм частно-государственного партнерства (ЧГП). Это важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты [17]. В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории республики указом от 3 июля 2007 года №УП-304 учреждены ежегодные премии Президента Республики Татарстан "За эффективную инвестиционную деятельность".
Республика сегодня находится на важном этапе развития экономики, поэтому уделяется особое внимание привлечению инвестиций в регион.
Расходы на финансирование республиканских целевых программ отражаются в законе о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год с указанием общей суммы расходов и распределением этой суммы по каждой из программ [5, ст.63].
Финансирование республиканских целевых программ осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в объемах, принятых в законе о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.
Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности в РТ содержит закон "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" от 02.11.2001 г. № 247-з и закон РТ "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" от 20 июня 1991 года № ВС-6/35.
В законе "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" от 02.11.2001 г. № 247-з, в статье 4 регулируется порядок принятия решений при осуществлении инвестиционной деятельности, финансируемой из бюджета Республики Татарстан.
Решения об осуществлении инвестиционной деятельности принимаются органами государственной власти Республики Татарстан.
Расходы на осуществление инвестиционной деятельности предусматриваются в бюджете Республики Татарстан при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих республиканских программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, образуют республиканские инвестиционные программы [6, ст.4].
Республика Татарстан гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности соблюдение и обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов и защиту инвестиций.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств бюджета Республики Татарстан, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования объектов инвестиционной деятельности подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными органами государственной власти Республики Татарстан.
Среди форм финансирования прямых инвестиций из государственного бюджета можно выделить:
- прямые инвестиции, которые направлены на развитие государственных учреждений;