Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Историческая школа была одной из самых влиятельных школ второй половины XIX - начала XX вв.
Идеи и теории исторической школы были достаточно популярны во второй половине XIX века, но берут свое начало в 40-х гг. Первые теории основывались на критике идей классической школы. Для лучшего понимания и объяснения этой критики нужно рассмотреть тогдашнее состояние политической экономии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историческая школа как направление экономической мысли 5
1.1. Общая характеристика исторической школы 5
1.2. Основные причины возникновения исторической школы 8
ГЛАВА 2. Фридрих Лист - идеолог исторической школы 10
ГЛАВА 3. Этапы развития немецкой исторической школы 13
3.1. Основные идеи «старой» исторической школы 13
3.2. Экономические взгляды представителей «новой» исторической школы 16
3.3. М. Вебер и В. Зомбарт - представители «новейшей» исторической школы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Историческая школа предпосылки возникновения, этапы развития.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Кафедра теоретической и институциональной экономики

 

Курсовая работа

по дисциплине «История экономических учений»

на тему:

«Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Историческая школа была одной из самых влиятельных школ второй половины XIX - начала XX вв.

Идеи и теории исторической школы были достаточно популярны во второй половине XIX века, но берут свое начало в 40-х гг. Первые теории основывались на критике идей классической школы. Для лучшего понимания и объяснения этой критики нужно рассмотреть тогдашнее состояние политической экономии.

У классиков  теории имели абстрактный характер. Эти теории не могли объяснить все экономические явления и процессы, не могли решить новые проблемы, которые связаны с интенсивным развитием промышленности. Таким образом, теории стали терять свою практическую применимость в конкретной экономической жизни.

Существовало  два пути решения этой проблему: или создать новую доступную  теорию, или отбросить абстрактные теории и сделать действительность предметом изучения науки - именно по такому пути пошла историческая школа.

Германия длительный период времени была экономически отсталой страной, в отличие от Англии и  Франции. С этим связаны и особенности  развития экономической науки в  Германии. Английские и французские теории, а именно идеи Мальтуса и Бастиа, не смогли на практике разрешить экономические проблемы Германии. Поэтому нужно было разрабатывать новый путь экономического развития. Этим новым путем развития стали идеи исторической школы.

Методологические принципы и идеи исторической школы Германии используются и современными экономистами. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Именно поэтому, в данной курсовой работе я поставила  для себя следующие цели:

    • дать общую характеристику исторической школы как направления развития экономической мысли;
    • исследовать основные причины возникновения школы;
    • проанализировать этапы развития исторической школы;
    • раскрыть экономические взгляды основных представителей на каждом этапе развития этого направления.

Объект исследования - историческая школа как направление  экономической мысли. Предмет исследования - экономические и социальные аспекты идей основных представителей исторической школы. Метод исследования работы - это анализ специализированной литературы, поиск и обработка информации по данной теме в научных статьях, журналах, книгах.

Материалом для написания  работы послужили учебные пособия по истории экономических учений, курсы лекций, сочинения, специализированная литература. 

ГЛАВА 1. Историческая школа как направление экономической мысли

    1. Общая характеристика исторической школы

Историческая  школа (ее называют также «школа национальной политической экономии», «национальная  школа немецкой политэкономии») - направление  экономической мысли, зародившееся в 40 - 50-х гг. XIX в. Свое начало историческая школа берет в Германии.

Методологическую  основу исторической школы составляют следующие принципы:

- принцип историзма  - изучение различных экономических  процессов и явлений в генезисе, развитии, с учетом различных факторов, оказывающих влияние на хозяйственную жизнь. Поэтому, политическая экономия в рамках исторического направления определяется как наука о национальном хозяйстве, развитие которого зависит от особенностей характера народа и его учреждений;

- принцип эволюционизм - процесс развития общества имеет эволюционный, стадийный характер;

- принцип эмпиризма - изучение  экономического развития страны, путем исследования фактов, используя  статистический инструментарий;

- принцип холизма  или  антииндивидуализма – движущей силой экономических процессов признается не индивид, а народ (нация) с присущими ему нравами, вкусами, образом жизни. [8]

Представители исторической школы утверждали, что развитие любого народа имеет свою специфику. Они  объясняли это тем, что развитие зависит от конкретных исторических условий страны, что исключает возможность существования однотипных экономических систем у различных наций. Каждая страна идет своим путем развития и подчиняется собственным законам [19].

Историки настаивали на том, что законы, действующие в экономике, не следует приравнивать к природным законам (законы физики или химии), т.к. природные законы неизменны и стабильны.

Большое внимание сторонники исторической школы уделяли поиску неэкономических факторов, влияющих на экономику той или иной страны - природные и географические факторы, государственное устройство и особенности правовой системы, степень развития науки и техники, религиозные взгляды, социально-психологические особенности «национального духа». Можно сказать, что историки первыми применили так называемый «цивилизационный подход» в качестве методологического принципа.

Историческая школа Германии является подтверждением того, что  экономическая наука - это ядро идеологии. Общество всегда делилось на разные сословия и классы. И у каждого сословия или класса были свои интересы, которые они стремились защитить путем разработки различных теорий. В дальнейшем эти теории считались идеологией соответствующих групп населения. В период становления исторической школы ее основной целью была защита интересов населения страны.

Одной из основных задач  при разработке своих теорий представители  исторической школы считали учет специфики страны с целью защиты ее интересов в борьбе с иностранными конкурентами. Для выполнения этой задачи требовалось разрабатывать не общую теорию экономики, а учение о национальной экономике. Поэтому для каждой страны следует писать особую «национальную экономику» в противоположность универсальной политэкономии классиков. В отличие от классической школы, которая изучает общие законы развития экономики, идеи исторической школы построены на том, что государственные интересы, интересы нации должны быть выше  интересов личности. Исходя из этого, можно сказать, что предметом исследования историков является «национальное хозяйство» и историческое развитие нации.

Историческая школа стала  «оппозиционером» классической школы  политической экономии. Как считали  представители исторической школы, сторонники классической школы слишком  увлечены обобщением и абстракцией и совершенно не желают признавать никаких наблюдений и опыта из прошлого или настоящего.

Классики настаивали на невмешательстве  государства в экономику, т.е. являлись сторонниками политики либерализма. В  свою очередь историки в противовес классикам настаивали на проведении активной государственной политики.

Различия во взглядах между  исторической школой и классиками наблюдались  и в вопросе внешнеэкономической  политики. Классики поддерживали политику фритредерства: этому служила теория сравнительных издержек и преимуществ Рикардо. Историки были сторонниками политики протекционизма, что подразумевало защиту интересов предпринимателей страны с помощью внешнеэкономической политики. Необходимость проведения политики протекционизма в Германии была обусловлена значительной отсталостью страны от других стран и раздробленностью.

Кроме того между исторической и классической школой наблюдалось  противостояние в вопросе о роли в экономической науке исторического  метода. У представителей классической школы исторический метод подразумевает под собой критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств, так называемых, высших и низших, главных и неглавных классов общества. Историки использовали исторический метод в обосновании фаз, этапов и схем экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, а также для исследования экономики в целом.

Исходя из закона социализации экономического развития стран, историки предполагали, что будут образовываться акционерные общества, будет наблюдаться рост экономической роли государства и социального страхования. Все эти изменения должны были вводиться постепенно, без проведения революции, т.к. социалистическая борьба не приветствовалась исторической школой.

Если говорить о рынке, то в теориях исторической школы он трактуется как социальный институт, функционирование которого отражает особенности экономической системы в целом. Исходя из этого, формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса есть не что иное, как социальные процессы, которые отражают характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружения [13].

Историки отрицали экономическую значимость модели «экономического человека». Представители исторической школы так же, как и Милль понимали, что модель «экономического человека» представляет собой абстракцию, но в отличие от Милля считали ее применение неправомерным - как из научных, так и из этических соображений. Основная идея модели «экономического человека» заключается в том, что человек здесь представлен в качестве индивида, действующего независимо от общественных факторов и стремящегося к достижению максимальной личной выгоды. По мнению Б. Гильдебранда, представителя исторической школы, «человек, как существо общественное, есть, прежде всего, продукт цивилизации и истории, и его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества».

Популярность  исторической школы была очень велика в Европе второй половины XIX в.

Таким образом, к особенностям немецкой исторической школы мы можем отнести:

  1. отрицали универсальность экономических законов, категорий, но не отвергали их общей характеристики;
  2. экономические факторы обусловлены действием социально-исторических факторов;
  3. историки настаивали на том, что для каждой страны характерно прохождение определенных стадий социально-экономического развития [17].
    1. Основные причины возникновения исторической школы

Общество ХIХ  в. развивалось и изменялось в  сторону более глубокого понимания  человеком его значения в создании окружающей среды и это породило потребность в общественной науке  нового типа.

Возникновение исторической школы как направления экономической мысли связано с целым рядом причин. Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. В первой половине XIX в. Германия была раздроблена. В ее состав входило 38 немецкоязычных государств со своими закрытыми таможенными границами, собственным законодательством, собственной денежной системой и огромными торговыми пошлинами. Это затрудняло торговлю и, следовательно, экономическое развитие в целом. Следует отметить, что повышенная значимость государства характерна для немецкой нации, ее менталитета.

На немецких рынках наблюдалось господство индустриально  развитой Англии. Это можно объяснить  тем, что на пути продвижения в  страну конкурентоспособных иностранных  товаров отсутствовали протекционистские  барьеры.

В Германии начала XIX века наблюдалось сохранение остатков феодализма. В то время как в Англии и Франции буржуазные революции произвели переворот, в Германии они же ограничились проведением постепенных государственных реформ и выкупом феодальных повинностей.

В отличие от Англии и Франции, Германия долгое время  не могла осуществить переход  к индустриализации. Это обуславливало  отставание Германии по уровню экономического развития.

Пережитки феодальных отношений, отставание немецкой промышленности, необходимость экономического и политического объединения страны указывали на то, что практические идеи господствовавшей в тот период классической политической экономии непригодны.

В этих условиях в 40-е годы в Германии возникла историческая школа, которая в своем развитии прошла три этапа.

Уже к концу первой половины XIX в. ситуация начала меняться. Был проведен промышленный переворот (в Англии и Франции промышленный переворот состоялся на полвека раньше).

В 1871 г. состоялось полное объединение немецких земель. Сопутствовала этому победа Пруссии в войне с Францией.

Франко-прусская война положительно сказалась на Германии. После окончания войны к Германии были присоединены промышленно развитые территории Эльзаса и Лотарингии, также ей выплачивались многомиллионные контрибуции. Это способствовало развитию рыночного хозяйства и значительному экономическому росту и ещё большему укреплению идей исторической школы.

 

 

ГЛАВА 2. Фридрих Лист - идеолог исторической школы

Идеологом исторической школы считается Фридрих Лист (1789 - 1846). Именно в его работе «Национальная система политической экономики» (1841 г., полное название «Национальная система политической экономии, международной торговли, торговая политика и германский таможенный союз») были изложены первые идеи исторического направления. В работе Лист дает свою классификацию стадий производства. Он выделил следующие пять ступеней, которые проходят в своем развитии все нации:

  1. дикость,
  2. пастушеский период,
  3. земледельческий,
  4. земледельческо-мануфактурный,
  5. земледельческо-мануфактурно-торговый период.

Информация о работе Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития