Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Историческая школа была одной из самых влиятельных школ второй половины XIX - начала XX вв.
Идеи и теории исторической школы были достаточно популярны во второй половине XIX века, но берут свое начало в 40-х гг. Первые теории основывались на критике идей классической школы. Для лучшего понимания и объяснения этой критики нужно рассмотреть тогдашнее состояние политической экономии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историческая школа как направление экономической мысли 5
1.1. Общая характеристика исторической школы 5
1.2. Основные причины возникновения исторической школы 8
ГЛАВА 2. Фридрих Лист - идеолог исторической школы 10
ГЛАВА 3. Этапы развития немецкой исторической школы 13
3.1. Основные идеи «старой» исторической школы 13
3.2. Экономические взгляды представителей «новой» исторической школы 16
3.3. М. Вебер и В. Зомбарт - представители «новейшей» исторической школы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Историческая школа предпосылки возникновения, этапы развития.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Представители «новой» исторической школы не отрицали существования общих экономических законов (как это делали представители старой школы), но эти законы должны быть открыты на основе сбора эмпирического материала, наблюдений, индукции.

«Новая» историческая школа большое внимание уделяла изучению общественной психологии при анализе экономических процессов и явлений. Именно поэтому историки выступили против маржиналистской концепции «экономического человека». Представители исторической школы настаивали на том, что поведение человека не должно изучаться абстрагировано от социальной среды, общественных отношений. Как считали историки, человек в своих действиях руководствуется не соображениями рациональности, а привычками и традициями. Кроме того на его поведении сказывается влияние и моральные нормы [12].

Во главе  «новой» исторической школы стоял  Густав Шмоллер (1838 - 1917). Он критиковал своих предшественников Рошера и Гильдебранда за то, что они уделяли слишком большое внимание теоретическим результатам общей истории. Шмоллер настаивал на том, что все элементы общественной системы равнозначны и постоянно взаимодействуют между собой, т.е. процесс развития общества нужно рассматривать не только с экономической точки зрения, а в связи с другими общественными проявлениями [9].

Шмоллер утверждал, что экономическое и общественное развитие зависит от сложившихся между людьми общественных отношений, которые подчинены в свою очередь правовым и моральным нормам. Все экономические отношения являются примером этических отношений у данного народа в данный момент времени (например, спрос на товар).

Шмоллер, как  и его предшественники, уделял большое внимание в своих работах роли государства в процессе общественного развития. По Шмоллеру, государство - это учреждение, находящееся как бы «над» интересами различных социальных групп и классов. Государство в значительной степени влияет на становление хозяйственных нравов. Такое влияние со стороны государства можно рассмотреть на примере правовой системы. Сознание государственной властью своей ответственности перед обществом и защита интересов низших классов, социальное законодательство и гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями - таковы, по Шмоллеру, условия классового мира и эффективного функционирования экономики [1].

В 1883 - 1884 гг. Шмоллер становится участником «спора о методе». В этом споре он противостоял представителю австрийской школы маржинализма К. Менгером. К. Менгер настаивал на том, что приоритетными методами изучения экономических явлений являются метод дедукции, принцип методологического индивидуализма. Шмоллер противопоставлял вышеперечисленным методам исторический метод, метод индукции, настаивал на единстве социальной культуры.

Г. Шмоллер, как  и К. Маркс, считал,  что невозможно примирить буржуазию и пролетариат. По мнению Г. Шмоллера, государство  должно защищать низший класс и создать обоюдно выгодные условия для примирения классов, чтобы их вражда не мешала правильному развитию экономики страны.

Еще одним известным  представителем «новой» исторической школы является Луйо Брентано (1844 - 1931). Основу его исследований составляли вопросы, касающиеся труда и заработной платы, вопросы рабочего движения, экономическая и социальная политика. Брентано приводил следующие аргументы в пользу высокой заработной платы:

  1. высокая заработная плата мотивирует представителей рабочего класса, а это в свою очередь повышает производительность труда;
  2. высокая заработная плата способствует техническому прогрессу путем замены человеческого труда машинами;
  3. низкая заработная плата, наоборот, обуславливает применение достаточно дешевого труда, что указывает на низкий уровень технической развитости страны.

Брентано считал, что предприниматели должны быть заинтересованы в начислении высокой  заработной платы своим рабочим.

Исходя из предоставленных  аргументов, Л. Брентано предлагал поднимать заработную плату рабочим, давая тем самым повод для улучшения качества и количества производимых товаров [16].

Брентано считал что, создание профсоюзов, коопераций и трудового законодательства, а также социальное страхование, способствуют разрешению вопроса межклассовой борьбы. Брентано выступал против учения К. Маркса о прибавочной стоимости, пропагандировал теорию устойчивости мелкого производства в сельском хозяйстве.

Карл Бюхер (1847 - 1930) в своей работе «Возникновение народного хозяйства» (1983) предложил свою схему периодизации экономического развития стран Западной и Средней Европы в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя до потребителя:

  • период замкнутого домашнего хозяйства - продукт потребляется в том же хозяйстве, в котором был произведен;
  • этап городского хозяйства - продукт поступает в потребляющее хозяйство без посредников;
  • период народного хозяйства - продукт проходит определенное количество стадий перед тем, как попадет к потребителю, при этом имеет место посредничество.

Стадия народного хозяйства считается высшей стадией развития. Здесь играют большую роль финансовые рынки и финансовые учреждения.

«Новая» историческая школа уделяла большое внимание социальным проблемам, проблемам взаимоотношений  между рабочими и капиталистами.

Если Шмоллер  был сторонником реформ «сверху», т.е. реформы проводились со стороны  государства, то Брентано - сторонник  реформ, идущих «снизу», опирающихся  на поддержку и инициативы широких  народных масс, при этом особую роль отводил профсоюзам [18].

«Новая» историческая школа развивалась в период становления германского государства. Это обусловило большой интерес со стороны представителей «новой» школы к проблеме роли государства в экономике. Представителями «новой» исторической школы были разработаны идеи мирного перехода от капитализма к социализму. Этот переход был осуществим при помощи экономических реформ со стороны государства. Реформы подразумевалось провести мирным путем. Идеи получили название «катедер-социализма» (теория государственного социализма). Основной целью проведения реформ было решение «рабочего вопроса».

«Катедер-социализм» считался как некий третий путь между  «экономическим либерализмом» и  марксистским социализмом. Теория предполагала разработку законов, гарантирующих  определенные права всем, но в первую очередь низшим членам общества (трудовое законодательство), развитие профсоюзного движения, создание системы социального страхования, развитие кооперации, введение всеобщего начального образования и т.д. [9].

Г. Шмоллер и Л. Брентано возглавили два крыла «катедер-социализма». Г. Шмоллер являлся представителем правого крыла, которое придерживалось идеи, что именно государство является решающей силой развития общества. Сильное национальное государство, как утверждал Г. Шмоллер - залог единства немецкой нации. Введение обязательного начального образования, государственное регулирование труда детей, подростков и женщин, установление пенсий по старости и нетрудоспособности, страхование рабочих от болезней и несчастных случаев, организацию потребительской и жилищной кооперации - это те необходимые государственные реформы, по мнению Шмоллера, которые могли устранить слишком большое социальное неравенство. Однако Г. Шмоллер был против закона о 8-часовом рабочем дне и против профсоюзного движения.

Либеральное крыло «катедер-социализма» возглавлял Л. Брентано. Фактором, способным решить проблему классовой борьбы являются профсоюзы и союзы предпринимателей. Л. Брентано считал, что когда в сфере купли-продажи труда выступают организованные профсоюзы, то это способствует росту заработная плата, повышению производительности труда и платежеспособности населения. Что же касается союзов предпринимателей, целью которых является планомерное приспособление производства к потребностям, то они снимают проблему перепроизводства товаров [8].

    1. М. Вебер и В. Зомбарт - представители «новейшей» исторической школы

В начале XX века возникла «новейшая» историческая школа. Теории этого направления были тесно  связаны с социологией.

Одним из ее основателей  является Макс Вебер (1864 - 1920). Идеи Вебера отличались от идей Листа тем, что Вебер рассматривал общество как обусловленную социальными закономерностями совокупность свободных индивидов. Что касается государства, то какой-либо главенствующей роли оно не имело. Но при появлении противоречий между индивидуальными и общественными интересами в экономике существовала необходимость  в регулировании со стороны государства.

Вебером была предложена концепция идеальных типов хозяйства, которая использовалась для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. При сравнении идеальной модели с действительностью можно было проследить степень отклонения реального процесса экономического развития от идеала. С одной стороны, идеальный тип - это абстрактная теоретическая модель системы социальных отношений, с другой стороны этот тип имеет исторический характер [15].

Среди всех работ  Вебера особый интерес представляют книги «Протестантская этика  и дух капитализма» (1905 г.), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919 г.). В  них Вебер исследует влияние религиозных норм и  этики на экономику. По мнению Вебера, протестантская религия развивает деловую хватку, предпринимательскую активность. Именно из числа протестантов, прежде всего, формировался класс предпринимателей-собственников и организаторов производства. В результате сложилась и получила распространение «рационалистическая» форма капитализма [3].

Как считал Вебер, капитализм - это не просто стремление к наживе, это профессиональный труд для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный учет при сопоставлении затрат и результатов. Дух капитализма предполагает строй мышления и поведения, для которого характерно рациональное и систематическое стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии.

Вклад М. Вебера заключается в том, что он исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества. Но в современном капитализме данную связь найти практически невозможно. У Вебера есть этому свое объяснение. С тех пор как капитализм стал господствующим строем, сама система производит отбор тех, кто может приспособиться и выжить на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены, заработная плата. Не удивительно поэтому, что жажда наживы вытеснила понятие о профессиональном долге [12].

Другой известный  представитель «новейшей» исторической школы, Вильгельм Зомбарт (1863 - 1941), привлёк внимание к понятию «хозяйственный дух», разработал теорию «социального плюрализма», ввел понятие конъюнктуры [18].

В своем сочинении  «Современный капитализм» (1902 г., значительно расширенное издание - 1916 - 1917 гг.) Зомбарт рассматривал процесс развития экономики на различных стадиях, выделяя при этом:

    • докапиталистическую стадию,
    • стадию раннего капитализма,
    • стадию развитого капитализма,
    • поздний капитализм.

Кроме перечисленных  стадий, Зомбарт выделял еще одну стадию - стадию «организованного капитализма», которая имела прогнозный характер. Для этой стадии характерно государственное  регулирование экономики и сочетание  частной, коллективной (корпоративной) и государственной собственности.

После «Современного  капитализма» Зомбарт долгое время  работал над понятием «экономическая система». В 1925 г. была опубликована его  работа «Порядок хозяйственной жизни», в которой разбивает понятие  «экономической системы» на три части:

  1. дух (экономическое сознание, традиции),
  2. форма (экономическая организация и управление),
  3. способ (техника, применяемая в производстве и обращении).

При дополнении этой схемы конкретным историческим материалом можно проводить сравнительный анализ исторически и территориально определенной экономики [9].

В. Зомбарт  в  качестве задачи экономического анализа  определяет отыскание духа хозяйственной  эпохи. Дух хозяйственной эпохи - совокупность устойчивых психических  черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном обществе и на определенной стадии его развития [19].

По мнению Зомбарта, человек эпохи капитализма несет  в себе:

  1. дух предпринимательства - представители   наделены качествами завоевателя (воля и энергия), организатора (способность координировать действия людей) и торговца (способность возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
  2. дух мещанства - представители  характеризуются хозяйственностью, связанной с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью, и деловой моралью, обязательными составляющими которой является благонадежность, верность договору и строгое ведение отчетности.

Информация о работе Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития