Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа
Историческая школа была одной из самых влиятельных школ второй половины XIX - начала XX вв.
Идеи и теории исторической школы были достаточно популярны во второй половине XIX века, но берут свое начало в 40-х гг. Первые теории основывались на критике идей классической школы. Для лучшего понимания и объяснения этой критики нужно рассмотреть тогдашнее состояние политической экономии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историческая школа как направление экономической мысли 5
1.1. Общая характеристика исторической школы 5
1.2. Основные причины возникновения исторической школы 8
ГЛАВА 2. Фридрих Лист - идеолог исторической школы 10
ГЛАВА 3. Этапы развития немецкой исторической школы 13
3.1. Основные идеи «старой» исторической школы 13
3.2. Экономические взгляды представителей «новой» исторической школы 16
3.3. М. Вебер и В. Зомбарт - представители «новейшей» исторической школы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26
Совокупность предпринимательского и мещанского духа называется капиталистическим духом.
Как считал Зомбарт, Вебер определил капитализм как дух мещанства. Зомбарт настаивал на том, что капитализм есть совокупность духа мещанства и духа предпринимательства.
Предприниматели, по Зомбарту, - это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Зомбарт выделял шесть основных типов капиталистических предпринимателей:
1) разбойники, участники военных походов и заморских экспедиций, цель которых добычи золота и экзотических товаров;
2) феодалы, которые используют свои земельные владения в коммерческих целях;
3) государственные деятели, насаждающие торговые и промышленные компании;
4) спекулянты, специализирующиеся на операциях с деньгами и ценными бумагами - ростовщики, банкиры, биржевые игроки;
5) купцы, наделенные властью, вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ;
6) ремесленники.
Большой интерес со стороны Зомбарта был проявлен к проблеме экономических кризисов. Как уже говорилось ранее, Зомбарт ввел понятие конъюнктуры. Конъюнктура - общее положение рыночных отношений в каждый период времени. Зомбарт считал, что границы теории кризисов должны быть расширены до границ теории конъюнктуры.
Развитие экономики до стадии развитого капитализма вызывается развитием предпринимательства, что в результате порождает спекулятивный подъем. Спекулятивный подъем, в свою очередь, охватывает «блага длительного пользования» (железные дороги, энергосиловое оборудование, транспортные средства). Для увеличения производства «благ длительного пользования» необходимо увеличить объемы производства «вторичных благ конъюнктурного подъема», т.е. средств производства.
В результате увеличения объемов производства благ первого и второго типа создаются предприятия крупных размеров. В такие предприятия больше и легче притекает денежный капитал, увеличивается число наемных рабочих, увеличиваются объемы используемого сырья и вспомогательных материалов.
При таком расширение производства, по мнению Зомбарта, возникает диспропорциональность между размерами производства в отраслях и диспропорциональность между изобилием основного капитала и недостатком денежного. Беспрерывный рост оборотов обгоняет возможное кредитование - оно достигает предела, за которым для большого числа предприятий оказывается невозможным платить по своим обязательствам. Наблюдается стадия спада.
Как периоды подъема, так и периоды спада являются необходимыми. Периоды спада являются периодами внутреннего усовершенствования капиталистической системы, когда надо умело калькулировать, ломать голову над техническими и организационными нововведениями [1].
В своей работе «Немецкий социализм»
(1934 г.) Зомбарт разработал проект нового,
более совершенного общества - это был
прообраз фашистского тоталитарного государства.
В этом совершенном обществе должны господствовать
тоталитаризм, энергичность, героизм и
национализм. Каждому человеку в этом
обществе отводится определенное место
в зависимости от его положения, а цель
человеческого существования - величие
Германии. Развитие общества должно строго
планироваться, экономика должна подчиняться
только политическим и военным потребностям
(производство должно приобрести стабильный
характер за счет устранения принципа
обеспечения прибыли). Как считал Зомбарт,
именно общество такого типа общество
будет восприниматься как единое целое
[8].
Немецкие экономисты, исходя из идеи немецкого национального единства, создали исторический метод исследования, который лег в основу нового направления политической экономии, изучающего закономерности развития национального народного хозяйства.
Подходы и концепции, выдвинутые в свое время представителями исторической школы, не были забыты, а эволюционировали и трансформировались в концепции и методы их последователей, в том числе институционалистов. Работы представителей «новой» исторической школы положили начало экономической социологии, которая анализирует не только экономические процессы, но и экономические категории.
Исключительной особенностью исторической школы является то, что ни один из представителей этой школы, используя свои методы, не сделал даже попытку разработать какую-либо экономическую модель, которая могла бы заменить классическую. Но именно эта школа привлекла внимание к конкретным проблемам. Благодаря использованию в своих работах исторического и системного методов представителям исторической школы удалось расширить границы исследования в экономике. Кроме того историками была осуществлена попытка создания и разработки целостной теории социальной системы на основе междисциплинарного подхода.
Авторам исторической
школы принадлежат
К числу достоинств исторической школы можно также причислить:
- указание существенных различий между экономическими системами;
- разработка
идей, указывающих на зависимость
экономических систем от
- учет при
экономическом анализе
- подчеркивали
гуманитарный характер
- отрицали экономическую
науку как науку, так как
стремились не к объяснению
и предвидению тенденций
Не смотря на то, что идеи исторической школы были популярны в конце XIX - начале XX вв., некоторые из них применяются на практике и сегодня, а именно:
Информация о работе Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития