Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Историческая школа была одной из самых влиятельных школ второй половины XIX - начала XX вв.
Идеи и теории исторической школы были достаточно популярны во второй половине XIX века, но берут свое начало в 40-х гг. Первые теории основывались на критике идей классической школы. Для лучшего понимания и объяснения этой критики нужно рассмотреть тогдашнее состояние политической экономии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историческая школа как направление экономической мысли 5
1.1. Общая характеристика исторической школы 5
1.2. Основные причины возникновения исторической школы 8
ГЛАВА 2. Фридрих Лист - идеолог исторической школы 10
ГЛАВА 3. Этапы развития немецкой исторической школы 13
3.1. Основные идеи «старой» исторической школы 13
3.2. Экономические взгляды представителей «новой» исторической школы 16
3.3. М. Вебер и В. Зомбарт - представители «новейшей» исторической школы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Историческая школа предпосылки возникновения, этапы развития.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Совокупность  предпринимательского и мещанского духа называется капиталистическим  духом.

Как считал Зомбарт, Вебер определил капитализм как дух мещанства. Зомбарт настаивал на том, что капитализм есть совокупность духа мещанства и духа предпринимательства.

Предприниматели, по Зомбарту, - это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Зомбарт выделял шесть основных типов капиталистических предпринимателей:

1) разбойники, участники  военных походов и заморских экспедиций, цель которых добычи золота и экзотических товаров;

2) феодалы, которые используют свои земельные владения в коммерческих целях;

3) государственные  деятели, насаждающие торговые  и промышленные компании;

4) спекулянты, специализирующиеся на операциях с деньгами и ценными бумагами - ростовщики, банкиры, биржевые игроки;

5) купцы, наделенные властью, вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ;

6) ремесленники.

Большой интерес  со стороны Зомбарта был проявлен к проблеме экономических кризисов. Как уже говорилось ранее, Зомбарт ввел понятие конъюнктуры. Конъюнктура - общее положение рыночных отношений в каждый период времени. Зомбарт считал, что границы теории кризисов должны быть расширены до границ теории конъюнктуры.

Развитие экономики  до стадии развитого капитализма вызывается развитием предпринимательства, что в результате порождает спекулятивный подъем. Спекулятивный подъем, в свою очередь, охватывает «блага длительного пользования» (железные дороги, энергосиловое оборудование, транспортные средства). Для увеличения производства «благ длительного пользования» необходимо увеличить объемы производства «вторичных благ конъюнктурного подъема», т.е. средств производства.

В результате увеличения объемов производства благ первого и второго типа создаются предприятия крупных размеров. В такие предприятия больше и легче притекает денежный капитал, увеличивается число наемных рабочих, увеличиваются объемы используемого сырья и вспомогательных материалов.

При таком расширение производства, по мнению Зомбарта, возникает диспропорциональность между размерами производства в отраслях и диспропорциональность между изобилием основного капитала и недостатком денежного. Беспрерывный рост оборотов обгоняет возможное кредитование - оно достигает предела, за которым для большого числа предприятий оказывается невозможным платить по своим обязательствам. Наблюдается стадия спада.

Как периоды подъема, так и периоды спада являются необходимыми. Периоды спада являются периодами внутреннего усовершенствования капиталистической системы, когда надо умело калькулировать, ломать голову над техническими и организационными нововведениями [1]. 

В своей работе «Немецкий социализм» (1934 г.) Зомбарт разработал проект нового, более совершенного общества - это был прообраз фашистского тоталитарного государства. В этом совершенном обществе должны господствовать тоталитаризм, энергичность, героизм и национализм. Каждому человеку в этом обществе отводится определенное место в зависимости от его положения, а цель человеческого существования - величие Германии. Развитие общества должно строго планироваться, экономика должна подчиняться только политическим и военным потребностям (производство должно приобрести стабильный характер за счет устранения принципа обеспечения прибыли). Как считал Зомбарт, именно общество такого типа общество будет восприниматься как единое целое [8].  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немецкие экономисты, исходя из идеи немецкого национального единства, создали исторический метод исследования, который лег в основу нового направления политической экономии, изучающего закономерности развития национального народного хозяйства.

Подходы и концепции, выдвинутые в свое время представителями исторической школы, не были забыты, а эволюционировали и трансформировались в концепции и методы их последователей, в том числе институционалистов. Работы представителей «новой» исторической школы положили начало экономической социологии, которая анализирует не только экономические процессы, но и экономические категории.

Исключительной  особенностью исторической школы является то, что ни один из представителей этой школы, используя свои методы, не сделал даже попытку разработать какую-либо экономическую модель, которая могла бы заменить классическую. Но именно эта школа привлекла внимание к конкретным проблемам. Благодаря использованию в своих работах исторического и системного методов представителям исторической школы удалось расширить границы исследования в экономике. Кроме того историками была осуществлена попытка создания и разработки целостной теории социальной системы на основе междисциплинарного подхода.

Авторам исторической школы принадлежат многочисленные исследования хозяйственной жизни разных народов. Основными заслугами исторического направления является отказ от изучения общих экономических законов в пользу истории народного хозяйства и использования исторического метода вместо метода абстракции. Кроме того к заслугам этого направления можно отнести и рассмотрение проблемы периодизации всеобщей экономической истории. Так, Ф. Лист выделял в ней пять стадий: дикость, пастушество, земледельческую, мануфактурную, коммерческую. Б. Гилденбранд выделял три фазы: натуральное, денежное и кредитное хозяйство. Бюхер - замкнутое домашнее хозяйство, городское хозяйство, народное хозяйство. Все эти подходы рациональны и акцентируют те или иные аспекты развития экономики.

К числу достоинств исторической школы можно также  причислить:

- указание существенных различий между экономическими системами;

- разработка  идей, указывающих на зависимость  экономических систем от стадий  экономического развития общества (от времени или истории);

- учет при  экономическом анализе исторических  фактов, их описание и накопление при оценке экономического развития;

-  подчеркивали  гуманитарный характер экономической  науки;

- отрицали экономическую  науку как науку, так как  стремились не к объяснению  и предвидению тенденций хозяйственного  развития (как классики), а лишь к описанию, накоплению фактов, предоставив делать выводы истории.

Не смотря на то, что идеи исторической школы  были популярны в конце XIX - начале XX вв., некоторые из них применяются на практике и сегодня, а именно:

  • разработка экономической науки как идеологии государственной политики,
  • защита интересов национальной экономики с учетом стоящих перед страной проблем.

 

Список  использованных источников

  1. Автономов, В. С., Ананьин, О. И., Макашева, Н. А. История экономических учений. Учебное пособие / В. С. Автономов,  О. И. Ананьин, Н. А. Макашева.  - М.: ИНФРА - М, 2001. - 784с.
  2. Агапова, И. И. История экономики. Учебное пособие для вузов / И. И. Агапова. - М.: Магистр, 2009. - 176 с.
  3. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность). Курс лекций / С. А. Бартенев. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 337 с.
  4. Беляев, М. И. История экономических учений / М. И. Беляев.  - Москва, 2010. - 208 с.
  5. Вебер, М. Избранные произведения. Перевод с немецкого языка / Ю. Н. Давыдов. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
  6. Елисеева, Е. Л., Роньшина, Н. И. История экономических учений. Конспект лекций / Е. Л. Елисеева. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
  7. Жид, Ш., Рист, Ш. История экономических учений / Ш. Жид, Ш. Рист. - М.: «Экономика», 1995. - 544 с.
  8. Лаврухина, И. А. История экономических учений / И. А. Лаврухина. - Мн.: БГУ, 2008. - 335 с.
  9. Покидченко, М. Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений. Учебное пособие / М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 272 с.
  10. Титова, Н. Е. История экономических учений. Курс лекций / Н. Е. Титова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 288 с. 
  11. Ядгаров, Я. С. История экономических учений. Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное / Я. С. Ядгаров. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 481 с.
  12. Агапова, И. И. История экономической мысли // Библиотека Воеводина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enbv.narod.ru/text/Econom/agapova_iem/str/p19.html. - Дата доступа: 13.04.2012
  13. Войтов, А. Г. История экономических учений // Библиотека «Полка букиниста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://society.polbu.ru/vojtov_economichistory/ch22_all.html. - Дата доступа: 13.04.2012
  14. Горяинова, Л. В. История экономических учений, 2003 / Л. В. Горяинова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/istoriya-ekonomiki_699/istoricheskaya-frayburgskaya-shkola.html. - Дата доступа: 13.04.2012
  15. Зверева, Ю. История экономических учений // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Zver/06.php. - Дата доступа: 11.04.2012
  16. Историческая школа // Институт экономики и права Ивана Кушнира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/i007/07.htm. - Дата доступа: 16.04.2012
  17. «Историческая школа» - методологическая основа изучения «национальных систем» // Информационный портал Экономинфо.Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econominfo.ru/view-article.php?id=92. - Дата доступа: 13.04.2012
  18. Основные этапы развития экономической мысли // Электронный учебник «Экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-bases.ru/t1r7part8.html. - Дата доступа: 13.04.2012
  19. Этапы развития немецкой исторической школы // История России. Теории изучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lichm.narod.ru/history-old-180.html. - Дата доступа: 13.04.2012

 


Информация о работе Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития