Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Историческая школа была одной из самых влиятельных школ второй половины XIX - начала XX вв.
Идеи и теории исторической школы были достаточно популярны во второй половине XIX века, но берут свое начало в 40-х гг. Первые теории основывались на критике идей классической школы. Для лучшего понимания и объяснения этой критики нужно рассмотреть тогдашнее состояние политической экономии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историческая школа как направление экономической мысли 5
1.1. Общая характеристика исторической школы 5
1.2. Основные причины возникновения исторической школы 8
ГЛАВА 2. Фридрих Лист - идеолог исторической школы 10
ГЛАВА 3. Этапы развития немецкой исторической школы 13
3.1. Основные идеи «старой» исторической школы 13
3.2. Экономические взгляды представителей «новой» исторической школы 16
3.3. М. Вебер и В. Зомбарт - представители «новейшей» исторической школы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Историческая школа предпосылки возникновения, этапы развития.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Каждой стадии соответствует определенный тип  экономической политики, направленной на подъем производства, развитие производительных сил нации [3].

Лист утверждает, что экономика отдельных стран  развивается по собственным законам, которые зависят от истории, традиции и законодательства, и для каждой страны характерна своя «национальная политическая экономия», которая определяет наиболее благоприятные условия для быстрого развития производительных сил каждой страны, исходя из национальной специфики. Основной упор Лист делал на обосновании конкретной экономической политики, которая была бы актуальна для данной страны в данное время.

Лист был  сторонником протекционизма: для  стран, идущих по пути индустриального  развития, протекционизм должен быть необходимостью и должен распространяться только на промышленность. Причем он настаивал на том, что в первую очередь нужно развивать такие отрасли, которые на сегодняшний день не смогли бы выдержать конкуренции на международном рынке, т.е. необходимо было провести «экономическое воспитание нации» (термин, введенный Листом). Основу политики протекционизма составляют высокие таможенные пошлины на импортируемые товары. На практике, протекционистская система защищала национальный рынок от конкуренции более развитых государств. В результате страна получала возможность развить свою собственную индустрию и другие производительные силы, а вместе с ними и способность с течением времени производить промышленные товары дешевле той цены, по которой они могут ввозиться из-за границы [8]. Лист считал, что, когда промышленность страны достигнет достаточной мощности, следует отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Введение протекционизма на начальном этапе формирования промышленного комплекса страны поспособствует в будущем объединению стран, что ещё более увеличит экономическое благосостояние каждой из стран.

Ф. Лист считал, что протекционизм не должен применяться абсолютно на всех стадиях экономического развития. В странах, относящихся к стадии дикости и пастушескому периоду, промышленности как таковой еще не наблюдается. Поэтому они могут получать промышленную продукцию для собственного потребления только из-за границы. Следовательно, на этих стадиях протекционизм был нецелесообразным. На земледельческой и земледельческо-мануфактурной стадиях нации делают лишь первые шаги в своем промышленном развитии. Здесь уже необходима поддержка государства, выраженная введением таможенных пошлин, что позволяет защитить национальную промышленность от конкуренции более зрелых индустриальных держав. Что же касается последней стадии, то она характеризуется наличием развитой отраслевой структуры. Страны, находящиеся на этой стадии своего экономического развития, имеют передовую промышленность и им не страшна конкуренция иностранных товаров. По мнению Листа, на этой стадии целесообразна свобода торговли [8].

Своей основной задачей Лист видел определение  роли государства в конкретной исторической ситуации, выполнение государством своей  непосредственной функции - организационной для «пробуждения» и «восстановления» национальных производительных сил общества. Экономика становится национальной только тогда, когда государство объединяет нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение.

Ф. Лист не отрицал  теории классической политэкономии, но считал, что некоторые из теорий являются малопригодными для стран  с переходными экономиками, в  том числе и в отношении  экономики Германии.

Некоторые теории и идеи классической школы имели поддержку со стороны Листа. К таким теориям и идеям относятся идеи о поступательном развитии общества, идеи об ускоренных темпах научно-технического прогресса. Но, как считает Лист, теоретические положения классиков имеют слишком узкую направленность и поверхностный характер, т.к. не учитывают исторический аспект и роль государства в экономике.

Вкладом Листа  в экономическую науку являются разработанные им  теория производительных сил нации, концепция стадий экономического развития.

Достаточно большое внимание в «Национальной системе» Лист уделял теории национальных производительных сил. Лист утверждал, что благосостояние нации определятся согласованной деятельностью людей и степенью развития производительных сил, а не в количестве меновых ценностей (как считал А. Смит). Производительные силы нации - совокупность материального богатства и капитала, природных и приобретенных способностей людей. В понятие производительных сил общества Лист включал нематериальные, правительственные и государственные институты, мораль, духовные учреждения, искусство. По мнению Листа, нация подразумевает под собой объединенную группу людей, проживающую на общей территории. Нация - это результат предыдущего исторического развития (традиций, знаний и опыта). О степени продуктивности нации можно судить по тому, как она усваивает достижения и опыт предыдущих поколений и по умению увеличить их собственными приобретениями.  Что же касается политики, то её основной задачей является объединение людей и обеспечение экономического воспитания нации, что скажется в виде подъема производительных сил [17].

Значение идей Ф. Листа достаточно велико. Он обосновал  и конкретизировал ряд принципиально  важных положений, которые в дальнейшем стали теоретической основой  для нового направления экономической мысли - исторической школы.

 

ГЛАВА 3. Этапы развития немецкой исторической школы

В развитии исторической школы выделяют следующие этапы:

1. «старая» историческая  школа (40 - 60-е годы XIX в.). Ее основными  представителями являлись Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд, Карл Книс;

2. «новая» (ещё  в некоторых источниках называют  «молодой») историческая школа  (70 - 90-е годы XIX в.). Основными представителями  были Карл Бюхер, Густав Шмоллер,  Луйо Брентано;

3. «новейшая»  историческая школа (первая треть XX в.). Последователями этого направления были Макс Вебер,  Вернер Зомбарт.

3.1. Основные идеи «старой» исторической  школы

Идеи «старой» исторической школы основывались на критике предшествовавших ей теорий и разработке новых методологических подходов к исследованию рыночной экономики. Ее представители считали необходимым изучить вопрос возникновения и развития конкретных общественных институтов. Их учения опирались на сбор исторических фактов, а выводы - на обширные эмпирические исследования.

Основателем «старой» исторической школы признается Вильгельм  Рошер (1817 - 1894). Наиболее известными работами В. Рошера являются «Краткие основы курса  политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843 г.), «Начало народного хозяйства» (в 4-х томах: 1854, 1860, 1881, 1886 гг. соответственно).

Рошер был не только ведущим немецким экономистом, но и (в течение длительного времени) лидером нового направления, в развитии политэкономии.

В его трудах имеется глубокий сравнительный анализ истории становления и развития экономических явлений в Германии, Англии, Франции. Исследуя генезис международной торговли, денежного обращения, банковского дела, он определяет характерные всем национальным экономикам черты и пытается установить причины национальных особенностей развития экономических процессов.

Рошер высоко оценивает  преимущества индустрии, развития транспорта, и указывает на возможности, что  они открывают. Его практические рекомендации направлены на разработку методов правильного использования возможностей общества для его самоусовершенствования. Он считал, что особую пользу может приносить изучение хозяйственной теории и практики древних народов, чья история представляет собой завершенный вид.

В. Рошер считал, что для изучения политической экономии необходимо  знать семь основных сторон общественной жизни - язык, религию, искусство, национальность, право, государство и хозяйство. Что касается мотивов действия экономического субъекта, то в его основе, лежит не только эгоизм, но и стремление к справедливости, его ориентация на нравы и обычаи [12].

Считается, что именно Рошер достаточно четко определил и обосновал особенности «исторического метода»:

  1. наблюдение за современным процессом экономического развития и анализ за экономическим развитием в прошлом;
  2. изучение и сравнение экономических процессов и явлений различных стран;
  3. изучение экономических теорий и экономических отношений древних народов;
  4. анализ существовавших и существующих экономических институтов [4].

Используя исторический подход, Рошер смог  выделить по критерию ведущего фактора производства следующие этапы развития общества:

- древнейший  период - важнейшим фактором была  земля; 

- средневековый  период - главным фактором становится  труд;

- новый период  – с переходом к машинному производству главным фактором становится капитал, ручной труд вытесняется смешанным, обостряется социальная противоположность между классами.

Другим представителем «старой» исторической школы является Бруно  Гильдебранд (1812 - 1878)  - автор «Политической экономии настоящего и будущего» (1848 г.) и книги «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство» (1864 г.). Гильдебранд считал, что основным методом экономической науки должен быть сравнительный анализ истории хозяйственного развития различных народов.

История, по Гильдебранду, не просто дополняет экономические  теории, но и полностью обновляет  науку. По его мнению «политическая  экономия должна быть наукой о законах  экономического развития наций». Под  такими законами он понимает законы эволюции, которые можно проследить, изучая историю и обобщая фактический материал с помощью статистики.

Б. Гильдебранд придавал большое значение периодизации стадий хозяйственного развития. Он разработал схему периодизации общества, взяв за основу развитие денежно-кредитных отношений. Он разбивает всю схему на три фазы:

  • первая фаза - естественное или натуральное хозяйство. В пределах этой фазы процесс обмена продуктами считается не развитым и осуществляется без денег, т.е. осуществляется прямой товарообмен либо осуществляется обмен в форме бартера;
  • вторая фаза - денежное хозяйство. На данном этапе в процесс обмена  включаются деньги (деньги - посредник обмена);
  • третья фаза - кредитное хозяйство. Основу обмена составляет кредит (деньги перестают играть роль посредника в обмене).

Как считает  Гильдебранд, кредитное хозяйство  строится на справедливом обмене и  распределении путем устранения денег (как посредника и измерителя стоимости) и собственности, что  обеспечит равный доступ к капиталу. Именно поэтому хозяйство в третьей фазе можно считать вершиной прогресса экономики любой нации. Эту форму хозяйства Гильдебранд сравнивает с плановой экономикой, которая функционирует ради удовлетворения конкретных, заранее определенных потребностей потребителей. Роль государства заключается в руководстве социально-экономическим процессом [19].

Карл Густав Адольф Книс (1821 - 1898) - еще один представитель «старой» исторической школы. Свои основные идеи изложил в работе «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» (1853 г.).

Экономику, как  считал К. Книс, нельзя выделить как  отдельный раздел в науке. Экономические явления по своей сути не доступны познанию. К. Книс считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов, но не в состоянии дать адекватные им обобщения. Кроме того, он обращал внимание на то, что ни одна форма хозяйственной организации общества не является абсолютно совершенной и поэтому подвергается периодической смене по мере общественного и хозяйственного развития.

По мнению Книса, уровень экономического могущества общества и состояние этого общества, являются результатами определенной предыстории развития. Так как классическая политическая экономия придерживается теорий, которые во времени остаются неизменными, она просто не может быть правильной.

В работах Книса  противопоставлялись постоянные природные закономерности свободе действий, свободе выбора человека в обществе, что и является причиной отличия хозяйственной деятельности наций [9].

    1. Экономические взгляды представителей «новой» исторической школы

В начале 70-х  годов XIX в. в Европе набирало обороты революционное движение, начали широко распространяться идеи марксизма и социалистов - утопистов. Относительно Германии наблюдалось ее объединение. Кроме того, со стороны государства были предприняты попытки  проведения реформ в области трудового законодательства, положено начало активной политику государственного регулирования классовых отношений. Это обусловило возникновение «новой» исторической школы. Ее представители внесли в методологию следующие новые элементы:

- учет влияния социальной среды и «человеческого фактора» на экономическое развитие страны;

- исследование  взаимосвязи между экономическими  и неэкономическими факторами [12].

Информация о работе Историческая школа: предпосылки возникновения, этапы развития