Историко-географические аспекты деятельности транснациональных компаний и их влияние на формирование системы мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.
Задачи:
выделить этапы развития транснационального капитала;
рассмотреть организационно-экономические формы и модели деятельности ТНК;
провести типологию монополистических групп;
определить различия функционирования ТНК в странах разного уровня;
выделить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;
выявить возможности создания монополий в условиях Украины;
составить карты размещения ТНК и сферы их деятельности. Составить карту размещения ТНК на территории Украины.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА. 7
1.1. КОНЦЕПЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО И СЕГМЕНТАЦИОННОГО МЕТОДА АНАЛИЗА». 7
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТНК. 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ И МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК. 10
ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ 15
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. 17
2.1. МЕСТО ТНК В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 17
2.2. ПРИНЦИПЫ ПЕРЕНОСА КАПИТАЛА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖ. 21
2.3. КРУПНЕЙШИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО МИРА. 39
2.4. ТИПОЛОГИЯ ТНК. 52
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК В УКРАИНЕ 56
ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ 59
РАЗДЕЛ 3. ФАКУЛЬТАТИВ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 61
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 62
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 67
3.3. ПРОГРАММА И ХОД ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. 69
3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. 72
ВЫВОДЫ ПО 3 РАЗДЕЛУ. 75
ВЫВОДЫ 76
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90

Файлы: 1 файл

diplom2.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

2.5. Деятельность ТНК в Украине

Прежде всего нужно сказать, что стратегическое отставание с реструктуризацией отраслей и инфраструктуры в Украине не позволяет вывести внешнеэкономическую политику нашей страны на простор геополитики (ТНК, мировой рынок капитала, производственно-инвестициионнаые цепи, которые принимают участие в разделении мирового дохода), сужает внешнеполитические коммуникации до международного уровня, идеализирует и зацикливает внешнеполитическую активность в порочном кругу геополитических альтернатив Запад-Восток.

Анализ экономической истории Украины с момента провозглашения независимости свидетельствует, что «точка соприкосновения» украинской экономики, как и раньше, остается во внешнеэкономической сфере или, если говорить точнее, не на ее территории.

Украинская экономика по своей структуре не самодостаточная, а кризис управленческой модели и выход из реструктуризации экономики, очевидно, уже не позволяет сформировать замкнутые промышленно-инвестициионые комплексы на Украине. Сегодня реализация любого решения, которое касается внутриэкономической стратегии, требует формирования и поддержания особенных внешнеэкономических и внешнеполитических условий. Но такое задание, как правило, оказывается не под силу ни Украине, ни ее внешнеполитическим и внешнеэкономическим ведомствам.

Ситуация безвыходная и требует  принципиально других стратегий.

Попытки украинской власти реструктуризировать  украинскую экономику бесперспективны, поскольку они целиком игнорируют современные геоэкономические стратегии  и модели поведения.

В рамках геоэкономической парадигмы ресурсы, какими еще владеет украинская экономика, рассматриваются как элементы «большого конструктора» и используются для создания и расширения на территории Украины инфраструктуры с обслуживанием денежно-кредитных и производственно-инновационных комплексов глобальной экономики. Это означает, что в основу экономической стратегии Украины следует вложить конкретные проекты образования условий для открытия международных банков, офшорных механизмов по обслуживанию их деятельности, налоговых гаваней, сохранение и развитие трансконтинентальной трубопроводной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, формирование современного портового и складского хозяйства и др. понятно, что названные проекты требуют разработки соответствующего финансово-экономического транзита, деятельность таможенных и налоговых служб, банковской системы и других финансово-инвестиционных институтов в Украине.

Украина, отставая от большинства  европейских постсоциалистических стран на целое десятилетие в  образовании рыночной инфраструктуры, сегодня вынуждена переходить от этапа полуреформ к реформам. Одна из составляющих этого этапа – проведение полномасштабной приватизации стратегически важных, а потому довольно дорогих промышленных объектов.

Слабость национального капитала закрывает для него возможность серьезного участка в приватизации больших промышленных предприятий и индустриальной инфраструктуры, и ставит официальный Киев перед сложной проблемой. С одной стороны, дальнейшее «поддержание» потенциально прибыльных объектов украинской экономики в нереформированном виде (с расчетом на «дозревание» отечественного капитала) приводит к ускоренной деградации и полной остановке промышленности, провоцирует увеличение социального напряжения. С другой стороны, «неденежная» (или «псевдоденежная») раздача имущества отечественным олигархическим и влиятельным бизнес-группам, которое не включает реализацию инновационно-инвестиционных проектов, обрекает промышленные объекты на окончательную деградацию. В таких условиях стимулирование и приход иностранного капитала в украинскую экономику эксперты считают единственным способом если не остановить, то хотя бы приостановить процесс деиндустриализации и, соответственно, социальной деградации в Украине.

На данный момент успешнее всего  украинский рынок осваивают транснациональные корпорации (ТНК) индустриально развитых стран – США, Германии, Великобритании, Франции и др. [Карта-схема]

Очевидно, что, с одной стороны, приход ТНК – это позитивный аспект для отечественной экономики, поскольку  корпорации демонстрируют высокую производительность труда и капитала, «приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. С другой стороны – транснациональные корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, потому что ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинской экономики в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает депрессией менее прибыльным отраслям экономики.

В условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно отечественная промышленность и нефтегазотранспортная инфраструктура становятся объектом «посягательств» российских компаний («Газпрома», «ЛукОйла», РАО «Единые энергетические системы России», группы «Альфа», «Сибирский алюминий» и др.)

Таким образом, в Украине постепенно формируется такая экономическая структура, в которой значительную роль играет транснациональный капитал (западный или российский). Присутствие ТНК почувствуют не только сегменты и части рынка, транснациональная политика повлияет и на украинскую экономику, и на политику в целом.

«Организационным отступление  может стать разработка комплексной  системы законодательства, которое  регламентирует деятельность ТНК в  Украине и определит взаимные права и обязанности между  ТНК и Украиной».[15.C.4 – 8]

Выводы по 2 разделу

Таким образом, можно  выделить следующие модели поведения  ТНК:

  • либеральная,
  • империалистическая,
  • модель прямого господства ТНК,
  • неомеркантильная,
  • модель многонациональной ассоциации.

Среди крупнейших компаний мира американские занимают первые позиции в производстве вычислительной техники и программного обеспечения, в авиации и нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера доминирования японских промышленных ТНК – электроника,  электротехника и металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в области химической промышленности и автомобилестроения. [приложение 1, карта-схема 1]

Выделяют следующие  сферы воздействия ТНК на человеческое общество:

  1. экономическая,
  2. финансовая,
  3. социальная,
  4. политическая,
  5. географическая. [приложение 1, таблица 3]

Наличие ТНК – это  положительный показатель для украинской экономики, поскольку корпорации демонстрируют  высокую продуктивность труда и  капитала, «приводят» в страну новые  технологии и эффективный менеджмент. А с другой – корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть, транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику в целом.

 

Раздел 3. Факультатив  – как средство формирования профессиональных интересов старшеклассников.

Объект – факультативные занятия как форма учебного процесса в школе.

Предмет – факультатив – как средство формирования профессиональных интересов старшеклассников.

Цель – обоснование возможностей факультатива в формировании профессиональных интересов старшеклассников и повышении качества их знаний; разработка методических рекомендаций в помощь учителю географии по повышению результативности факультативных занятий.

Гипотеза – в своем исследовании мы исходили из предположения о том, что воспитательные функции факультатива будут успешно реализованы, если:

  • будут формировать у старшеклассников положительные мотивы учения, умение соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии,
  • осуществлять межпредметные связи,
  • дифференцировать учебные задания и использовать разнообразные методы учебной работы, стимулирующие профессиональный интерес, самостоятельность и познавательную активность страшеклассников.

Цель, объект, предмет  и гипотеза обусловили необходимость  решения следующих задач:

  1. изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и практике школы;
  2. показать зависимость между методическими условиями проведения факультатива и уровнем сформированности профессиональных интересов старшеклассников;
  3. разработать методические рекомендации в помощь учителю географии по проведению факультативных занятий.

Для достижения поставленных целей и задач дипломного исследования мы использовали следующие методы и  методологии:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и географической литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирические методы: беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
  3. Количественная и качественная обработка и обобщение экспериментальных данных.

3.1. Теоретическое обоснование преимуществ  использования  факультативных  занятий в практике общеобразовательной школы.

Проблемой изучения методов  и форм организации факультативных занятий занимались такие педагоги, как Панчешникова, Грюнберг Г.Ю., Голова В.П., Лисовский Л.Я., Стрезикозин В.П.

Разработкой целей и содержания факультативных курсов занималась Алферьева И.Н.

Определением путей внедрения  факультативных занятий – Волков Н.П. и многие другие.

Разработкой факультативных курсов по экономической и социальной географии  – Паламарчук Л., Половчина И.П., Ильин  С.И. Они показали, что формирование знаний и умений неразрывно связано с всесторонним и глубоким развитием школьника как личности, с обработкой таких логических операций как синтез, анализ, сравнение, установление межпредметных связей и т.д.

Одна из целей внедрения факультатива – удовлетворение интересов учащихся или - его формирование – к изучению темы дипломного исследования и в обеспечении дифференциации в обучении..

Существует несколько определений  понятия факультатив, вот некоторые  их них [26.C.419]:

Факультатив (лат. facultatis - необязательный) – учебный курс, необязательный для посещения.

Факультативный курс – необязательный учебный предмет, изучаемый учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной специальности.

Факультативное занятие  в школе – необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам. В соответствии с желаниями и интересами учащихся.

Факультативные занятия введены  с 1967 – 68 гг. в соответствии с Постановлением КЦ КППС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения средней общеобразовательной школы».

Исходя из вышесказанного, можно  отметить, что факультативный курс – это совокупность факультативных занятий определенной тематики, т.е. это более широкое понятие и оно охватывает больший объем учебной информации и учебного времени.

Классификация факультативов  [25.C.278]:

  1. По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования):
  • по углубленному изучению учебных предметов,
  • по изучению дополнительных дисциплин, по изучению дополнительных дисциплин с приобретением специальности,
  • межпредметные факультативы.
  1. Каждый из факультативов делится в зависимости от дополнительных целей на:
  • теоретические
  • практические
  • комбинированные
  1. факультативы по развивающей цели делятся на:
  • те, которые раскрывают развитие человеческой цивилизации и ее проблемы, место и значение человечества в мире,
  • те, которые раскрывают содержание разных видов человеческой деятельности в сфере материальной и духовной культуры,
  • те, которые знакомят со способами, техникой выполнения конкретного вида деятельности, с сущностью и способами творческой деятельности,
  • те, которые раскрывают структуру личности, условия развития ее психических функций, значения и способы самопознания и самосовершенствования,
  • те, которые раскрывают сущность и значение человеческого общения, определяют уровень развития личности, ее наклонности, способности.

Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что факультативные занятия способствуют формированию устойчивости профессиональных интересов старшеклассников, дают возможность реализации межпредметных связей, дифференциации учебных заданий, использованию разнообразных форм и методов учебной работы.

Более глубокое, чем в обычных  предметах, содержание факультативных курсов требует иных методов и организации учебных занятий, в известной мере приближающихся к вузовским. Правомерность и реальность такой постановки вопроса подтверждается и тем, что факультативные занятия будут проводиться только с учениками, желающими более полно удовлетворять свои научные интересы и обнаружившими определенные способности в изучении избранных наук. Общеизвестно, что такие ученики обладают и большими познавательными возможностями.

Информация о работе Историко-географические аспекты деятельности транснациональных компаний и их влияние на формирование системы мирового хозяйства