Историко-географические аспекты деятельности транснациональных компаний и их влияние на формирование системы мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.
Задачи:
выделить этапы развития транснационального капитала;
рассмотреть организационно-экономические формы и модели деятельности ТНК;
провести типологию монополистических групп;
определить различия функционирования ТНК в странах разного уровня;
выделить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;
выявить возможности создания монополий в условиях Украины;
составить карты размещения ТНК и сферы их деятельности. Составить карту размещения ТНК на территории Украины.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА. 7
1.1. КОНЦЕПЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО И СЕГМЕНТАЦИОННОГО МЕТОДА АНАЛИЗА». 7
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТНК. 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ И МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК. 10
ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ 15
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. 17
2.1. МЕСТО ТНК В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 17
2.2. ПРИНЦИПЫ ПЕРЕНОСА КАПИТАЛА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖ. 21
2.3. КРУПНЕЙШИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО МИРА. 39
2.4. ТИПОЛОГИЯ ТНК. 52
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК В УКРАИНЕ 56
ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ 59
РАЗДЕЛ 3. ФАКУЛЬТАТИВ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 61
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 62
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 67
3.3. ПРОГРАММА И ХОД ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. 69
3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. 72
ВЫВОДЫ ПО 3 РАЗДЕЛУ. 75
ВЫВОДЫ 76
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90

Файлы: 1 файл

diplom2.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол-во учеников

%

Кол-во учеников

%

Высокий

3

20

9

56

Средний

4

25

6

38

Низкий

9

55

1

6


Таблица показывает возросшее количество верных ответов на вопросы контрольной работы у старшеклассников экспериментально группы, что свидетельствует о возросшем качестве знаний учеников и положительной мотивации обучения, о самостоятельности и познавательной активности старшеклассников.

Предложенный курс создает условия для повышения уровня и качества знаний учащихся, формированию устойчивых профессиональных интересов, задействованию резервных возможностей учеников, что позволяет говорить о результативности данного вида работы:

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. Сравнительные результаты педагогического эксперимента.

Среди учащихся экспериментальной  группы большинство имеют высокий  и средний уровни знаний. Ответы на вопросы контрольной работы были глубокими и полными, учащиеся проявляли  творческий подход при написании.

Тогда как старшеклассники контрольной  группы имеют ответы с преобладанием  среднего и низкого уровня знаний. При этом ответы были поверхностными и не конкретными.

Учащиеся экспериментальной группы стали охотнее работать самостоятельно, используют полученные знания в курсе географии. Улучшилось эмоциональное настроение на уроках. У ребят развились такие черты как любознательность, логика высказывания мыслей, эрудированность, самокритичность, - именно эти качества составляют профессиональную наклонность учеников к географии.

Результаты повторного анкетирования  показали формирование устойчивых интересов  к изучению географии, положительного отношения к факультативным занятиям, и становлению устойчивых профессиональных интересов старшеклассников. Следовательно, факультатив дает возможность для реализации воспитательных функций, что и требовалось подтвердить в ходе педагогического эксперимента.

Выводы по 3 разделу.

В результате проведенного педагогического  эксперимента мы пришли к следующим  выводам:

  1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и сформировать профессиональную направленность старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии невелико,
  2. факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью его углубления и расширения, что повышает уровень географического мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и исследовательские способности учеников, что мы экспериментально подтвердили,
  3. нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного исследования из 8 занятий.

Следовательно, программа факультативных занятий может быть приемлемой для использования в практике общеобразовательной школы.

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была подтверждена поставленная гипотеза, тем не менее, использование факультативных занятий  представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

 

Выводы

Исходя из теоретического и экспериментального анализа можно сделать следующие  выводы:

Первое – В истории развития ТНК можно выделить следующие этапы:

  1. этап - Конец 19 века – зарождение ТНК (колониальный тип)
  2. этап - С начала 40-х гг. 20 века – становление ТНК (ЭРС)
  3. этап - 60 – 80-е годы 20 века – развитие транснационального капитала
  4. этап - 80-е годы 20 века – господство корпоративных гигантов (весь мир)

Второе - Каждому этапу эволюции соответствует определенная организационная форма ТНК:

    • ТНК первого поколения – колониально-сырьевые, в виде картелей, синдикатов и первых трестов;
    • ТНК второго поколения – военно-технические, трестового типа;
    • ТНК третьего поколения – технико-потребительские, в форме концернов и конгломератов;
    • ТНК четвертого поколения – глобальные ТНК.

Существуют следующие  модели поведения ТНК:

  • либеральная,
  • империалистическая,
  • модель прямого господства ТНК,
  • неомеркантильная,
  • модель многонациональной ассоциации.

Третье – Для реализации поставленной задачи нами была разработана типология ТНК по различным принципам, некоторые приведем ниже

  1. По количеству «стран-хозяев»
    1. разделенные: 
      Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч_Шелл»,  
      Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,
    1. собственные: 
      Япония «Сони, Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.
  1. По количеству отраслей специализации
    1. односпециализированные: 
      США «Дженерал Моторс» -  автомобильная промышленность;
    2. ТНК смежной специализации (комплексные): 
      Швейцария «Нестле» –  пищевая промышленность и     производство напитков; 
      США «Мобил» -   нефть (добыча, переработка, продажа);
    3. универсальные ТНК 
      США «Филип Морис» –  пищевая и табачная промышленность; 
      Швейцария «Новартис» –  торговля и машиностроение;
  1. По процентному соотношению занятых за рубежом
    1. от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом (червертичные ТНК),
    2. от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%),
    3. от 51 до 75% (кардинальные ТНК): Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл» (61%),
    4. от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие): Великобритания «Диагео» (82%),
  1. По месту продажи выпускаемой продукции
    1. внешнеориентированные: 
      США «Ксерокс» –    50% продается за рубежом, 
      Канада «Сиграм» –    97% продается за рубежом,
    2. ориентированные на внутренние потребности: 
      Япония «Иточу» –   59% продажи в стране базирования, 
      США «Дженерал Моторс» –  80% продажи в стране базирования,

Перчень крупнейших ТНК  представлен в таблице 1.

Четветое – Нами были установлены различия отраслевой структуры ТНК по основным регионам:

Среди крупнейших компаний мира США первые  позиции в производстве вычислительной техники и программного обеспечения, в авиастроении и нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера доминирования японских промышленных ТНК – электроника,  электротехника и металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в области химической промышленности и автомобилестроения.

В целом на экономически развитые страны приходится большее  число крупнейших ТНК мира (95%), среди  которых особо выделяются компании США, Японии, Франции, Германии, Великобритании (и по числу в списке крупнейших и по объемам продаж). Растет и число крупных ТНК развивающихся стран (Республики Корея, Австралия, Тайвань, Бразилия.) (Изображены на карте-схеме 1, см. приложение 1)

Пятое - Нами были выделены последствия деятельности ТНК на человеческое общество:

  1. экономическая,
  2. финансовая,
  3. социальная,
  4. политическая,
  5. географическая.

(см. приложение 1, таблица  3)

Шестое – Нами были рассмотрены моменты развития транснациональных корпораций  на Украине. Было выявлено, что наилучшим образом украинский рынок осваивают ТНК индустриально развитых стран – США, Германии, Великобритании и Франции, а также в условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно отечественная промышленность и нефтегазотранспотрная инфраструктура становится объектом влияния российских компаний(«Газпром», «ЛукОйл», «Группа «Альфа», «Сибирский алюминий» и лр.)

Наличие ТНК – это  положительный показатель для украинской экономики, поскольку корпорации демонстрируют  высокую продуктивность труда и капитала, «приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой – корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть, транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику в целом.

В результате проведенного педагогического  эксперимента мы пришли к следующим выводам:

  1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и сформировать профессиональную направленность старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии невелико,
  2. Факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью его углубления и расширения, что повышает уровень географического мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и исследовательские способности учеников, что мы экспериментально подтвердили,
  3. Нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного исследования из 8 занятий,
  4. Программа факультативных занятий может быть приемлемой для использования в практике общеобразовательной школы.

 

Литература

  1. Баринова Н.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, -1988, - 145с.
  2. Башинская А. Влияние международной экономической интеграции на функционирование транснациональных корпораций» // Экономика Украины. – 1997. - № 7. – с.25-29
  3. Волкова Н.П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академія, - 2001. – 576с.
  4. В.В.Волошин. Справочник экономиста-международника. – М.: АПН. – 1984. – 785с.
  5. Данченко А. Время сливаться в экстазе // Бизнес. – 2000. -№ 36. – с.60
  6. Деримов М.. Шпагат между этикой и прибылью // «Капитал. – 1997. - № 3. – с.19-20
  7. Деримов М. Афоризмы босса из «Нестле» // Капитал. – 1997.- № 7-8. –с.8 - 10
  8. Деримов М. Босой босс компании «Адидас» // Капитал. – 1997. - № 9. – с.14 – 16
  9. Деримов М. Властелины мира // Капитал. – 1998. - № 1. – с.70-75
  10. Дидактика современной школы: пособие для учителей / Б.С. Кобзарь, Г.Ф.Кумарина, Ю.А.Кусый и др. Под ред. Онищука. – К.: Родник, 1987. – (Пед. б-ка). – 351с.
  11. Ильин С.И. Деловые игры к факультативному курсу «Человек и рынок» // География и основы экономики в школе. – 1999. – № 1. – с.21-27
  12. Костинский Д. А теперь про чэболи и ни о чем более // Еженедельник «География». – 2002. - № 7. – с.4
  13. Курпас А., Боронецкий В. Под чужую Дэу Дудку // Капитал. – 1997. - № 9. – с.89-90
  14. Коценко В.И. Педагогические функции и содержание факультативного обучения в основной школе // Педагогика и психология. – 1997. - № 2 .- с.24-31
  15. Лупаций В. Від геополітики до геоекономіки // Крєзнавство. Географія. Туризм.-2002. -№ 9, -с.4-8
  16. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по географической специальности / под. Ред. А.М.Панчешниковой. – М.: Просвещение, - 1983. – 320с.
  17. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // МЭМО. – 1998. - № 2. –с.32-38.
  18. Мовсесян А., Огнивцев С.. Транснациональный капитал и национальные государства // МЭМО. – 1999. - № 6. –с.13-21
  19. Моесеев П.М. Модели глобализации // География в школе.–2002.-№ 2 –с.3-11
  20. Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода // МЭМО. – 2000. - № 8. – с.3-10
  21. Мясникова Л. Военная экономика: упор на эффективность и экономию средств» // МЭМО. – 2002. - № 8, с. 27-35
  22. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на-Дону.: Феникс, - 200. – 416с.
  23. Островская Е. Рыночная система воспроизводства: развитие и неравномерность // МЭМО. – 2001. - № 3. – с.15-22
  24. Паламарчук Л. Факультативные занятия «География населения с основами демографии» / География и основы экономики в школе. – 2002. - № 2. – с.10-14
  25. Педагогический словарь: В 2-х т. – М.: АПН, - 1960. – Т-2. – 766 с.
  26. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / Гл. ред. И.А.Когеров, Ф.Н.Петров. – М.: Советская энциклопедия. Т-4, -1966, -911с.
  27. Подлосый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. Для студ. Пед.Вузов: В 2-х кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС. – 1999. –Т-2, Процесс воспитания. – 256с.
  28. Половина И.П. Экспериментальная программа факультативных занятий по географии для 11 класса общеобразовательной школы // География и основы экономики в школе. – 1997. - № 2. – с.11-13
  29. Родионова И.Н. Макрогеография промышленного мира. – М.: Московский лицей. – 2000. – 239с.
  30. Саликова А. Эта агрессивная «Бульгари»… //Капитал.–1997.-№ 9 –с.56-57
  31. Саликова А. Головокружительная нехватка персонала // Капитал. – 1998. - № 7-8. – с.110-113
  32. Саликова А. Движение вперед в тумане // Капитал. – 1998. - № 1.– с.67-69
  33. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Уч.Пед.Гиз, – 1961. – 590с.
  34. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. –М.:Академия, - 1978. –277с.
  35. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под. Ред. Вольского. – М.: Крон-Пресс. – 1998. – 592 с., с илл.
  36. Филипенко А.С. Экономика зарубежных стран. – М.: Издательский центр «Академия», – 1992. – 260с.
  37. Фіцула М.М. Педагогіка. Посібник. – К.: Академія, - 2000. – 433с.
  38. Форми навчання в школі. Книга для вчителя за ред. Ю.Мальованого – К.: Освіта, 1992. – 160с.
  39. Чернышова Я., Яковлев А. Монополизм поневоле, или рассказ о том, как административная система управления, хронический дефицит, чрезмерная концентрация и специализация производства превратили большинство наших предприятий в монополистов // Наука и жизнь. – 1990. - № 11. – с.2-10 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1. стр. 1   50 лидирующих транснациональных корпораций (ТНК) мира,  
        ранжированных по величине зарубежных активов, 1997 г.

Ранг

Название корпорации

Страна базирования

Отрасли специализации

Активы, млрд. долл.

Продажи, млрд. долл.

Число занятых ,сел.

Индекс транснациоанльности*,, %

По зар-убежным ак-тивам

По кодексу транс-нацио-наль-ности

зарубежные

всего

Зарубежные

Всего

зарубежные

Всего

1

84

Дженерал Электрик

США

Электротехника, электроника

97,4

304,0

24,5

90,8

111000

276000

31,1

2

80

Форд Мотор

США

Автомобильная промышленность

72,5

275,4

48,0

153,6

174105

363892

35,2

3

44

Ройал-Датч-Шелл

Нидерл./Великобр.

Нефть: добыча, переработка, продажа

70,0

115,0

69,0

128,0

65000

105000

58,9

4

91

Дженерал Моторс

США

Автомобильная промышленность

70,0

228,9

51,0

178,2

65000

608000

29,3

5

29

Эксон

США

Нефть: добыча, переработка, продажа

54,6

96,1

104,8

120,3

65000

60000

65,9

6

75

Тойота

Япония

Автомобильная промышленность

41,8

105,0

50,4

88,5

65000

159035

40,0

7

54

АйБиЭм

США

Производство компьютеров

39,9

81,5

48,9

78,5

134815

869465

53,7

8

50

Фольксваген

Германия

Автомобильная промышленность

39,9

57,0

42,7

65,0

133906

279892

56,8

9

4

Нестле

Швейцария

Пищевая пром-сть, пр-во напитков

31,6

37,7

47,6

48,3

219442

225808

93,2

10

71

Даймлер-Бенц

Германия

Автомобильная промышленность

30,9

76,2

46,1

69,0

74802

300068

44,1

11

39

Мобил

США

Нефть: добыча, переработка, продажа

30,4

43,6

36,8

64,3

22200

42700

59,7

12

74

Фиат

Италия

Автомобильная промышленность

30,0

69,1

20,2

50,6

94877

242322

40,8

13

16

Хехст

Германия

Химическая промышленность

29,0

34,0

24,3

30,0

94877

137374

76,5

14

2

Асеа Браун Бовери

Швейцария

Электротехника

29,0

29,8

30,4

31,3

200574

213057

95,7

15

9

Байер

Германия

Химическая промышленность

29,0

30,3

30,4

32,0

200574

144600

82,7

16

48

Эльф-Акитэн

Франция

Нефть: добыча, переработка, продажа

26,7

42,0

25,6

42,3

40500

83700

57,6

17

60

Ниссан

Япония

Автомобильная промышленность

26,5

57,6

27,8

49,7

40500

137201

51,1

18

5

Юнилевер

Нидерл./Великобр.

Пищевая пром-сть, пр-во апитков

25,6

30,8

44,8

46,4

262840

269315

92,4

19

56

Сименс

Германия

Электроника

25,6

67,1

40,0

60,6

201141

386000

52,1

20

10

Рош Холдинг

Швейцария

Факрмацевтика

25,6

37,6

12,7

12,9

41832

61643

82,2

21

34

Сони

Япония

Электорника

25,6

48,2

40,3

51,1

41832

173000

62,8

22

78

Мицубиси

Япония

Разные отрасли

21,9

67,1

41,5

120,4

41832

8401

36,9

23

1

Сиграм

Канада

Производство напитков

21,8

22,2

9,4

9,7

41832

31000

92,6

24

32

Хонда

Япония

Автомобильная промышленность

21,5

36,5

31,5

45,4

41832

109400

64,1

25

38

БМВ

Германия

Автомобильная промышленность

20,3

31,8

26,4

35,9

52149

117624

60,7

Информация о работе Историко-географические аспекты деятельности транснациональных компаний и их влияние на формирование системы мирового хозяйства