Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:12, дипломная работа
Цель: рассмотреть причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.
Задачи:
выделить этапы развития транснационального капитала;
рассмотреть организационно-экономические формы и модели деятельности ТНК;
провести типологию монополистических групп;
определить различия функционирования ТНК в странах разного уровня;
выделить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;
выявить возможности создания монополий в условиях Украины;
составить карты размещения ТНК и сферы их деятельности. Составить карту размещения ТНК на территории Украины.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА. 7
1.1. КОНЦЕПЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО И СЕГМЕНТАЦИОННОГО МЕТОДА АНАЛИЗА». 7
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТНК. 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ И МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК. 10
ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ 15
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. 17
2.1. МЕСТО ТНК В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 17
2.2. ПРИНЦИПЫ ПЕРЕНОСА КАПИТАЛА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖ. 21
2.3. КРУПНЕЙШИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО МИРА. 39
2.4. ТИПОЛОГИЯ ТНК. 52
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК В УКРАИНЕ 56
ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ 59
РАЗДЕЛ 3. ФАКУЛЬТАТИВ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 61
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 62
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 67
3.3. ПРОГРАММА И ХОД ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. 69
3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. 72
ВЫВОДЫ ПО 3 РАЗДЕЛУ. 75
ВЫВОДЫ 76
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
Для организации факультативных занятий исходя из указанных выше их особенностей, характерно сочетание лекционного изложения материала с семинарами, лабораторно-практическими занятиями и лабораторными практикумами. Поэтому, не только по содержанию, но и по своим методам и организации факультативные занятия благоприятствуют подготовке старших школьников к обучению в высшей сколе по избранной ими специальности.
«Гибкой формой отражения в школьном образовании современных достижений науки и техники является введение в школьную практику факультативных занятий. Поэтому развитие факультативных занятий во много определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников, выполняет роль начального звена в подготовке подрастающего поколения к общественно полезному труду».[1.C.100 – 119]
В литературе указывают, что факультативы способствуют развитию творческой деятельности и основательной активности обучения. Основу творческой деятельности составляет самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, готовность искать альтернативу способа решения, способность комбинировать ранее усвоенные и известные способы деятельности в новый способ. Занятия позволяют шире использовать индивидуальный подход в обучении, тем самым повышать уровень успеваемости, заинтересованности в изучении географии и всесторонне развивать подрастающее поколение для профессиональной деятельности.
Для изучения состояния проблемы, в практике современной школы был проведен констатирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент
Цель констатирующего эксперимента – определение эффективности и целесообразности использования факультативных занятий в становлении профессиональных интересов старшеклассников.
На уроках учитель не имеет возможности способствовать формированию профессиональных интересов в силу действия разных причин: ограниченностью во времени, нежеланием, спецификой программы, методики подачи материала и других.
Учащихся в географии привлекает новизна изучаемых фактов и явлений и изучение регионов и стран мира. Это позволило сделать вывод о том, что у старшеклассников есть определенный интерес к изучению географии. Факультативы по географии учащиеся не посещают, так как они не проводятся. Анкетирование дает возможность предположить, что профессиональные интересы старшеклассников не сформированы или же неустойчивы, поскольку уроки географии не позволяют эффективно и целенаправленно использовать необходимые методы и подходы, способствующие формированию профессиональных интересов старшеклассников, в отличие от возможностей факультативного курса.
Чтобы выявить начальный уровень знаний старшеклассников, по теме дипломного исследования, была проведена самостоятельная работа по следующим вопросам:
Ответы были рассмотрены в ракурсе 3 уровней знаний, которые предполагают:
Результаты изложены в таблице № 2.
Таблица 2. Начальный уровень знаний учащихся по теме дипломного исследования
Уровни |
Кол-во учеников |
% соотношение |
Высокий уровень |
6 |
20% |
Средний уровень |
8 |
25% |
Низкий уровень |
18 |
55% |
Анализируя результаты таблицы № 2, можно сказать, что начальная база учащихся по теме дипломного исследования слабая, так как преобладают ответы низкого уровня – 55%, а высоким и средним уровнем знаний не владеет даже половина класса – 45%.
Следовательно, знания требуют улучшения результатов путем внедрения факультативного курса по теме: «Историко-географические особенности становления и развития транснационального капитала».
В основу экспериментальной работы были положены результаты констатирующего эксперимента, то есть анализ причин, которые объясняют низкий уровень мотивации и отсутствие интереса у большей части к географии, низкий уровень знаний по теме дипломного исследования у старшеклассников, а в связи с этим – практической необходимостью углубленного изучения данной темы.
По ходу формирующего эксперимента были поставлены такие задачи:
Суть формирующего эксперимента состояла в том, что были проведены факультативные занятия по теме дипломного исследования среди учеников, интересующихся изучением географии.
Работая над экспериментальной
программой, мы исходили из положения
о развивающем характере
Для повышения эффективности
В дидактике установлена
При разработке экспериментальной программы были учтены такие принципы, как: научность, перспективность, последовательность, наглядность, доступность, индивидуальность.
При выборе и сочетании методов обучения мы руководствовались следующими критериями:
Все это дало возможность преодолеть
традиционные подходы в обучении
и разработать программу
Таблица 3. Программа факультативных занятий.
№ занятия |
Тема факультативного занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
1 |
Вводное: «Определение ТНК. Модели поведения. Причины возникновения». |
Мини-лекция |
1 |
2 |
«Типология ТНК и ее усовершенствование». |
Практическая работа |
1 |
3 |
«Этапы исторического развития и формирования транснационального капитала» |
Комбинированный урок |
1 |
4 |
«Влияние ТНК на экономику развитых и развивающихся стран. Формы деятельности ТНК». |
Комбинированный урок с элементами нестандартного |
1 |
5 |
«Корпоративные гиганты XXI века». |
Пресс-конференция |
1 |
6 |
«Взаимосвязь деятельности ТНК с проблемами безработицы и занятости». |
Беседа за круглым столом |
1 |
7 |
«Страны базирования ТНК. Региональный аспект». |
«Лекция с ошибками» |
1 |
8 |
«Тэньэшка» |
Игра |
1 |
Разработки факультативных занятий приведены в Приложении 2.
О результатах проведенной работы свидетельствуют такие показатели:
После проведения формирующего эксперимента была проведена диагностическая контрольная работа по следующим вопросам:
Проследим результаты из таблицы 4.
Таблица 4. Уровни знаний старшеклассников после эксперимента.