Историко-географические аспекты деятельности транснациональных компаний и их влияние на формирование системы мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.
Задачи:
выделить этапы развития транснационального капитала;
рассмотреть организационно-экономические формы и модели деятельности ТНК;
провести типологию монополистических групп;
определить различия функционирования ТНК в странах разного уровня;
выделить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;
выявить возможности создания монополий в условиях Украины;
составить карты размещения ТНК и сферы их деятельности. Составить карту размещения ТНК на территории Украины.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА. 7
1.1. КОНЦЕПЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО И СЕГМЕНТАЦИОННОГО МЕТОДА АНАЛИЗА». 7
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТНК. 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ И МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК. 10
ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ 15
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. 17
2.1. МЕСТО ТНК В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 17
2.2. ПРИНЦИПЫ ПЕРЕНОСА КАПИТАЛА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖ. 21
2.3. КРУПНЕЙШИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО МИРА. 39
2.4. ТИПОЛОГИЯ ТНК. 52
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК В УКРАИНЕ 56
ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ 59
РАЗДЕЛ 3. ФАКУЛЬТАТИВ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 61
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 62
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 67
3.3. ПРОГРАММА И ХОД ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. 69
3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. 72
ВЫВОДЫ ПО 3 РАЗДЕЛУ. 75
ВЫВОДЫ 76
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90

Файлы: 1 файл

diplom2.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Продолжение на стр.2

 

Таблица 1, стр.2

Ранг

Название корпорации

Страна базирования

Отрасли специализации

Активы, млрд. долл.

Продажи, млрд. долл.

Число занятых ,сел.

Индекс транснациоанльности, %

По зар-убежным ак-тивам

По кодексу транс-нацио-наль-ности

зарубежные

всего

Зарубежные

всего

зарубежные

Всего

26

31

Алькатель Альстом

Франция

Электроника

20,3

41,9

25,9

31,0

52149

189549

64,8

27

8

Филипс

Нидерланды

Электротехника, электроника

20,1

25,5

33,0

66,5

206230

252268

86,4

28

21

Ньюс Корпорейшн

Австралия

Средства массовой информации

20,0

30,7

9,5

10,7

206230

28220

72,8

29

58

Филип Морис

США

Пищевая и табачная промышленность

19,4

55,9

32,1

56,1

206230

152800

51,1

30

42

Бритиш Петролеум

Великобритания

Нефть: добыча, переработка, продажа

19,2

32,6

36,5

71,3

37600

52650

59,2

31

57

Хьюлет Пакард

США

Электроника

18,5

31,7

23,8

42,9

37600

121900

51,1

32

20

Тоталь

Франция

Нефть: добыча, переработка, продажа

18,5

25,2

23,4

41,9

37600

54391

73,2

33

68

Рено

Франция

Автомобильная промышленность

18,3

34,9

18,5

35,6

45860

141315

45,7

34

18

Кэбл энд Вайерлес

Великобритания

Телекоммуникации

18,3

21,6

7,8

11,5

33740

46550

74,7

35

79

Мицуи

Япония

Разные отрасли

17,9

55,5

52,3

132,6

33740

10994

35,8

36

30

Рон-Пуленк

Франция

Хим. пром-сть и фармацевтика

17,8

27,5

11,5

15,0

33740

68377

65,7

37

35

Фиаг

Германия

Разные отрасли

17,4

32,7

15,9

27,6

33740

95561

53,3

38

41

БАСФ

Германия

Химическая промышленность

17,4

26,8

23,9

32,2

33740

104979

59,5

39

82

Иточу

Япония

Торговля

16,7

56,8

48,7

117,7

2600

8878

33,3

40

76

Ниссе Иваи

Япония

Торговля

16,6

40,4

32,3

75,5

2068

6398

38,8

41

72

Дпои

США

Химическая промышленность

16,6

42,7

20,4

30,7

2068

98000

41,8

42

25

Диагео

Великобритания

Производство напитков

16,6

29,7

17,6

22,6

63761

79161

71,0

43

19

Новартис

Швейцария

Хим. пром-сть и фармацевтика

16,0

36,7

21,0

21,5

71403

87239

74,4

44

94

Сумитомо

Япония

Торговля и машиностроение

15,4

43,0

15,1

95,2

71403

8694

25,9

45

88

Эни

Италия

Нефть: добыча, переработка, продажа

14,6

49,4

12,5

34,3

23239

80178

31,7

46

86

Шеврон

США

Нефть: добыча, переработка, продажа

14,3

35,5

13,8

40,6

8610

39362

32,1

47

52

Доу Кемикэл

США

Химическая промышленность

14,3

23,6

11,3

20,0

8610

42861

56,4

48

69

Тексако

США

Нефть: добыча, переработка, продажа

14,1

29,6

22,3

45,2

8610

29313

45,3

49

61

Белл Кэнэда Энтерпрайзис

Канада

Телекоммуникации

13,6

28,2

15,5

23,2

8610

122000

50,9

50

65

Ксерокс

США

Пр-во копировальной техники

13,5

27,7

9,0

18,2

8610

91400

48,7


*Индекс транснациональности  показывает степень внешней деловой  активности той или иной корпорации, характеризует степень выхода  за пределы страны базирования  и проникновение в экономику  других стран. Индекс рассчитывается как среднее из трех процентных отношений: 1. Отношение зарубежных активов к общей сумме активов. 2. Отношение зарубежных продаж к общей сумме продаж. 3. Отношение занятых за рубежом к общей суме занятых.

 

Таблица 2, стр.1              

20 крупнейших в мире  компаний-поставщиков продукции  военного назначения, 1998 г.)

 

Место

Компания

Страна

Основные виды продукции  военного назначения*

Продажа продукции военного назначения, млн. долл.

Общий объем продаж, млн. долл.

Доля продукции военного назначения и общем объеме продаж, %

Чистая прибыль, млн. долл.

1

«Локхид-Мартин»

США

С, Р, КС, ПУ, ВЭ, КУ, СВ

16600,0

26000,0

63,8

1000,0

2

«Боинг»

США

С, Р, КС, ПУ, ВЭ, КУ, В, СВ, ТО

15600,0

56200,0

27,8

1216,0

3

«Рейтеон»

США

С, Р, КС, ПУ, ВЭ, С, ВС

14822,0

19530,0

75,9

864,0

4

«Бритиш аэроспейс»

Великобритания

С, Р, АУ, ВЭ, БМ, К, АР, СВ, ВС, ТО

10546,0

11686,0

90,2

 

5

«Дженерал Электрик»

Великобритания

Р, КС, ВЭ, К, КУ, АР, СВ, ТО

5866,6

12653,7

46,4

 

6

«Нортроп-Груммэн»

США

С, ПУ, ВЭ, КУ, СВ, ТО

5700,0

8900,0

64,0

194,0

7

«Томсон-КСФ»

Франция

Р, КС, ПУ, ВЭ, К, КУ, АР, СВ, ВС, ТО

4500,9

7205,7

62,6

 

8

«Дженерал Дайнэмикс»

США

ВЭ, БМ, К, КУ, Д, СВ, ВС, ТО

4161,0

4970,0

83,7

264,0

9

«Даймлер-Крайслер аэроспейс»

Германия

С, Р, КС, ПУ, ВЭ, Д, В, СВ, ТО

3087,0

10290,0

30,0

642,0

10

«Юнайтед текнолоджиз»

США

КС, Д, В, ТО

3000,0

25700,0

11,7

1255,0

11

«Мицубиси хеви индастриз»

Япония

БМ, К

2926,1

25596,0

11,4

158,5

12

«Литтон Индастриз»

США

КС, ПУ, ВЭ, К, КУ, СВ, ТО

2500,0

4399,9

56,8

181,4

13

«ТРВ»

США

КС, ПУ, ВЭ, КУ, СВ

2419,0

11886,0

20,4

477,0

14

«Росвооружение»

Россия

Государственная орг-ция  по экспорту вооружения

2300,0

2300,0

100,0

106,0

15

«Рейнметал групп»

Германия

ВЭ

2246,3

4818,0

46,6

 

16

«Роллс-Ройс»

Великобритания

Р, ПУ, Д, ТО

2238,3

7461,1

30,0

 

17

«Дирексьон де констрюксьон навал»

Франция

ПУ, ВЭ, К, КУ, АР, Д, СВ, ТО

2010,3

2010,3

100,0

1331,0

18

«Эллайд сигнал»

США

КС, ПУ, ВЭ, Д, СВ

2000,0

15100,0

13,2

329,9

19

«Дассо авиасьон»

Франция

С

1974,7

3596,4

54,9

66,0

20

«Ньюпорт ньюс шипбилдинг»

США

К, ТО

1713,0

1862,0

92,0

 

*АР – артилейрийские  системы, БМ – бронированные  машины, В – вертолеты, ВС –  вооружение и военная техника  для сухопутных войск, ВЭ –  военная электроника, Д – двигатели,  К – надводные корабли и/или подводные лодки, КС – космические системы, КУ – компьютерные услуги, ПУ – профессиональные услуги, Р – ракеты, С – самолеты, СВ – средства связи, ТО – техническое обслуживание и модернизация.

Источник: Defense News? 26.07.1999 P.S.[21.C.29] 

Последствия деятельности ТНК

 

Сфера воздействия

+

-

1. Экономические

Расширение экономической  базы государства. Передача новейших технологий. Рост общей деловой активности

Получат развитие преимущественно  экологически «грязные» отрасли. Полезные ископаемые часто экспортируют без переработки. Промышленная продукция не предназначена для местного рынка

2. Финансовые

Приток в страну иностранных  капиталов. Улучшение состояния  платежного баланса

Большая часть доходов  будет возвращаться в страну базирования  ТНК. Подавление местных финансовых институтов.

3. Социальные

Рост занятости. Повышение  уровня жизни рабочих и служащих в филиалах ТНК. Вероятное повышение  квалификации местных кадров.

Востребованным окажется лишь малоквалифицированный  труд. В связи с механизацией и  автоматизацией трудовых процессов потребность в рабочей силе незначительна.

4. Политические

Стимулирование проведения политических реформ, путем внедрения  ТНК в экономику страны.

Диктат политических условий правительству  страны-приемника. Решения принимаются  за границей на основе глобальных интересов ТНК.

5. Географичес-кие

Улучшение ЭГП страны в связи с выходом производимой продукции на мировой рынок.

Использования природных условий  и ресурсов ТНК в своих целях  – для обогащения.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тема «КОРПОРАТИВНЫЕ ГИГАНТЫ XXI ВЕКА».

Цель:

  • Ознакомление учеников со спецификой деятельности ТНК на конкретных примерах. Показать разнообразие сфер интересов корпораций и методов управления.  
    Познакомиться с ведущими торговцами и бизнесменами современного мира.
  • Осуществить помощь в укреплении экономической активности в условиях рынка, расширить мировоззрение учеников, оказать опосредованное влияние на становление профессиональных интересов старшеклассников.
  • Развить у старшеклассников  мироощущение, умение держаться перед аудиторией, дискуссировать, делать выводы.

Тип урока: пресс-конференция.

Оборудование: карта мира, рисунки товарных знаков ТНК, схем, показывающих деятельность ТНК, о которых будет идти речь, указка, иллюстрации, фотографии.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, рассказ, дискуссия.

Ход урока

Организация класса.

Подготовка к уроку начинается заблаговременно. Выбираются докладчики и распределяются роли:

Журналисты: ж-л «Капитал»

ж-л «Вокруг света»

газета «Рынок и время»

ж-л «Бизнес»

Ведущий: представитель Генеральной ассамблеи ООН.

Доклады на тему. Назначаются докладчики.:

1 секция «Корпоративная  Вселенная»:

  1. «Роял-Датч-Шелл» - стратегия деятельности».
  2. «Сфера деятельности и заслуги корпорации «Бульгари».
  3. «Концерн «Орлан» – жизнь украинского производителя».
  4. «Радикальные взгляды на бизнес компании «Нестле».
  5. История создания знаменитой «Адидас».

2 секция «Властелины  мира». Рассказы о громких именах империи предпринимательства.

По окончании прослушивания  докладов дается 3 минуты журналистам  для обсуждения вопросов для интервью.

В это время ведущий читает стихотворение1
Он все надеется» Без скуки безотрадной 
Копается в вещах скучнейших и пустых; 
Сокровищ ищет он рукою жадной -  
И рад, когда червей находит дождевых!.. 
И как слова его раздаться здесь могли, 
Где духи реяли, всего меня волнуя! 
Увы! Ничтожнейший из всех сынов земли, 
На этот раз тебя благодарю я! 
Ты разлучил меня с отчаяньем моим; 
А без тебя я впал бы в исступленье: 
Так грозно-велико восстало то виденье, 
Что карликом себя я чувствовал пред ним! 
К зерцалу истины, сияющей и вечной,  
Я, образ божества, приблизиться мечтал, 
Казалось – я быть смертным перестал 
В сиянии небес и славы бесконечной; 
Превыше ангелов я был в своих мечтах,  
Весь мир хотел обнять, и, полный упоенья,  
Как бог, хотел вкусить святого наслажденья -  
И вот возмездие за дерзкие стремленья: 
Я словом громовым повержен был во прах! 
О нет, не ровен я с тобою, 
Тебя я вызвать мог тоскующей душою, 
Но удержать тебя я силы не имел. 
Так мал я, как велик казался, - но жестоко 
Ты оттолкнул меня; одно мгновенье ока -  
И вновь я человек, - безвестен мой удел!

Доклады зачитываются за трибуной, после  объявления темы доклада ведущим-председателем  Генеральной ассамблеи ООН.

 

СЕКЦИЯ 1

Доклад 1 (выдержки).

Вне всякого сомнения, «Шелл» громадна. Она функционирует в 130 странах всех континентов и контролирует каждый аспект производства нефти. Имея главное управление как в Лондоне, так и в Гааге, компания располагает 101000 работниками, 54 очистительными заводами и 47000 газовыми станциями.

«Шелл» – это одна группа, но две весьма крупные компании: «Роял  Датч Петролеум» со штаб-квартирой в Гааге, владеющей 60% капитала группы, и «Шелл трэнспорт энд трейдинг» со штаб-квартирой в Лондоне, контролирующая 40%.

«Шелл» – это замкнутая  компания, обремененная причудливыми способами контроля, средневековой организационной структурой и противоречивым общественным имиджем. Многие ее менеджеры, как это ни странно, редко общаются и с вышестоящими и с подчиненными. Президент «Шелл» Корнелиус Хоргитретер сейчас пытается изменить все: от способа действия своих менеджеров до правил ведения бизнеса. А ведь по всем своим параметрам занимает почетное место на вершине мира. Третий год подряд «Шелл» возглавляет список 500 компаний, добившихся наибольшей совокупной прибыли (заработала 8,9 млрд. долл. В 1996 г.). Хоргитретер хочет создать быструю, гибкую организацию, которая была бы открыта для инноваций и способна продвинуть «Шелл» в новые прибыльные сферы бизнеса.

Для осуществления этих целей президент «Шелл» занимается перевоспитанием своих кадров. 100 главных менеджеров даже прошли личностные тесты Майера-Бригга (распространенный инструмент менеджмента, классифицирующий людей по 16 типам), чтобы определить, кто подходит для новой «Шелл», а кто нет.

Если эксперимент Хоркгитретера  сработает, то, по мнению некоторых менеджеров «Шелл», компания сможет к 2001 году увеличить свою прибыль до 17 млрд. долл.

Вопросы журналистов:

Ж-л «Капитал»: Не наблюдаются ли предложения от потенциальных конкурентов о создании объединений с вашей корпорацией?

Ответ: Заключили альянс с «Газпромом», при этом планируем увеличить свои фонды и выйти на пьедестал относительно других нефтяных компаний – показать свой рост.

Ж-л «Рынок и время»: Вы затронули вопрос о разработке новой стратегии поведения «Шелл». В чем она проявится?

Ответ: действительно, корпорация нуждается в новой стратегии. И вот возник план заняться продажей хот-догов и футболок. Во Франции рестораны «Шелл» приносят валовую прибыль более 70%, а бензин – только 10%. В следующие несколько лет планируется глобальное расширение сети магазинов готовых продуктов «Селект», которые, как правило, прикреплены к определенной газовой станции.

Ж-л «Вокруг света»: В профессиях какого рода нуждается ваша компания на современной ступени?

Ответ: Любая нефтяная компания нуждается в специалистах такого рода как: геологи, в первую очередь, специалисты бурового дела, летчики, экологи, нефтяники, химики и управленческий персонал плюс менеджеры.

 

Доклад 2.

Италия принадлежит к  тем средиземноморским странам, где процветает торговля драгоценностями. Такие фирмы, как Gucci, Prada, Ferrogamo вкладывают огромные деньги в маркетинг, развитие новых видов продукции и создание глобальных марок. Но ювелирной компании «Бульгари» удалось выделиться даже в этой группе весьма сильных компаний.

Информация о работе Историко-географические аспекты деятельности транснациональных компаний и их влияние на формирование системы мирового хозяйства