Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:12, дипломная работа
Цель: рассмотреть причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.
Задачи:
выделить этапы развития транснационального капитала;
рассмотреть организационно-экономические формы и модели деятельности ТНК;
провести типологию монополистических групп;
определить различия функционирования ТНК в странах разного уровня;
выделить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;
выявить возможности создания монополий в условиях Украины;
составить карты размещения ТНК и сферы их деятельности. Составить карту размещения ТНК на территории Украины.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА. 7
1.1. КОНЦЕПЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО И СЕГМЕНТАЦИОННОГО МЕТОДА АНАЛИЗА». 7
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТНК. 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ И МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК. 10
ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ 15
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ДОМИНАНТА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. 17
2.1. МЕСТО ТНК В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 17
2.2. ПРИНЦИПЫ ПЕРЕНОСА КАПИТАЛА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖ. 21
2.3. КРУПНЕЙШИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО МИРА. 39
2.4. ТИПОЛОГИЯ ТНК. 52
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК В УКРАИНЕ 56
ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ 59
РАЗДЕЛ 3. ФАКУЛЬТАТИВ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 61
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 62
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ В КУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 67
3.3. ПРОГРАММА И ХОД ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. 69
3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. 72
ВЫВОДЫ ПО 3 РАЗДЕЛУ. 75
ВЫВОДЫ 76
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
Продолжение на стр.2
Таблица 1, стр.2
Ранг |
Название корпорации |
Страна базирования |
Отрасли специализации |
Активы, млрд. долл. |
Продажи, млрд. долл. |
Число занятых ,сел. |
Индекс транснациоанльности, % | ||||
По зар-убежным ак-тивам |
По кодексу транс-нацио-наль- |
зарубежные |
всего |
Зарубежные |
всего |
зарубежные |
Всего | ||||
26 |
31 |
Алькатель Альстом |
Франция |
Электроника |
20,3 |
41,9 |
25,9 |
31,0 |
52149 |
189549 |
64,8 |
27 |
8 |
Филипс |
Нидерланды |
Электротехника, электроника |
20,1 |
25,5 |
33,0 |
66,5 |
206230 |
252268 |
86,4 |
28 |
21 |
Ньюс Корпорейшн |
Австралия |
Средства массовой информации |
20,0 |
30,7 |
9,5 |
10,7 |
206230 |
28220 |
72,8 |
29 |
58 |
Филип Морис |
США |
Пищевая и табачная промышленность |
19,4 |
55,9 |
32,1 |
56,1 |
206230 |
152800 |
51,1 |
30 |
42 |
Бритиш Петролеум |
Великобритания |
Нефть: добыча, переработка, продажа |
19,2 |
32,6 |
36,5 |
71,3 |
37600 |
52650 |
59,2 |
31 |
57 |
Хьюлет Пакард |
США |
Электроника |
18,5 |
31,7 |
23,8 |
42,9 |
37600 |
121900 |
51,1 |
32 |
20 |
Тоталь |
Франция |
Нефть: добыча, переработка, продажа |
18,5 |
25,2 |
23,4 |
41,9 |
37600 |
54391 |
73,2 |
33 |
68 |
Рено |
Франция |
Автомобильная промышленность |
18,3 |
34,9 |
18,5 |
35,6 |
45860 |
141315 |
45,7 |
34 |
18 |
Кэбл энд Вайерлес |
Великобритания |
Телекоммуникации |
18,3 |
21,6 |
7,8 |
11,5 |
33740 |
46550 |
74,7 |
35 |
79 |
Мицуи |
Япония |
Разные отрасли |
17,9 |
55,5 |
52,3 |
132,6 |
33740 |
10994 |
35,8 |
36 |
30 |
Рон-Пуленк |
Франция |
Хим. пром-сть и фармацевтика |
17,8 |
27,5 |
11,5 |
15,0 |
33740 |
68377 |
65,7 |
37 |
35 |
Фиаг |
Германия |
Разные отрасли |
17,4 |
32,7 |
15,9 |
27,6 |
33740 |
95561 |
53,3 |
38 |
41 |
БАСФ |
Германия |
Химическая промышленность |
17,4 |
26,8 |
23,9 |
32,2 |
33740 |
104979 |
59,5 |
39 |
82 |
Иточу |
Япония |
Торговля |
16,7 |
56,8 |
48,7 |
117,7 |
2600 |
8878 |
33,3 |
40 |
76 |
Ниссе Иваи |
Япония |
Торговля |
16,6 |
40,4 |
32,3 |
75,5 |
2068 |
6398 |
38,8 |
41 |
72 |
Дпои |
США |
Химическая промышленность |
16,6 |
42,7 |
20,4 |
30,7 |
2068 |
98000 |
41,8 |
42 |
25 |
Диагео |
Великобритания |
Производство напитков |
16,6 |
29,7 |
17,6 |
22,6 |
63761 |
79161 |
71,0 |
43 |
19 |
Новартис |
Швейцария |
Хим. пром-сть и фармацевтика |
16,0 |
36,7 |
21,0 |
21,5 |
71403 |
87239 |
74,4 |
44 |
94 |
Сумитомо |
Япония |
Торговля и машиностроение |
15,4 |
43,0 |
15,1 |
95,2 |
71403 |
8694 |
25,9 |
45 |
88 |
Эни |
Италия |
Нефть: добыча, переработка, продажа |
14,6 |
49,4 |
12,5 |
34,3 |
23239 |
80178 |
31,7 |
46 |
86 |
Шеврон |
США |
Нефть: добыча, переработка, продажа |
14,3 |
35,5 |
13,8 |
40,6 |
8610 |
39362 |
32,1 |
47 |
52 |
Доу Кемикэл |
США |
Химическая промышленность |
14,3 |
23,6 |
11,3 |
20,0 |
8610 |
42861 |
56,4 |
48 |
69 |
Тексако |
США |
Нефть: добыча, переработка, продажа |
14,1 |
29,6 |
22,3 |
45,2 |
8610 |
29313 |
45,3 |
49 |
61 |
Белл Кэнэда Энтерпрайзис |
Канада |
Телекоммуникации |
13,6 |
28,2 |
15,5 |
23,2 |
8610 |
122000 |
50,9 |
50 |
65 |
Ксерокс |
США |
Пр-во копировальной техники |
13,5 |
27,7 |
9,0 |
18,2 |
8610 |
91400 |
48,7 |
*Индекс транснациональности
показывает степень внешней
Таблица 2, стр.1
20 крупнейших в мире
компаний-поставщиков
Место |
Компания |
Страна |
Основные виды продукции военного назначения* |
Продажа продукции военного назначения, млн. долл. |
Общий объем продаж, млн. долл. |
Доля продукции военного назначения и общем объеме продаж, % |
Чистая прибыль, млн. долл. |
1 |
«Локхид-Мартин» |
США |
С, Р, КС, ПУ, ВЭ, КУ, СВ |
16600,0 |
26000,0 |
63,8 |
1000,0 |
2 |
«Боинг» |
США |
С, Р, КС, ПУ, ВЭ, КУ, В, СВ, ТО |
15600,0 |
56200,0 |
27,8 |
1216,0 |
3 |
«Рейтеон» |
США |
С, Р, КС, ПУ, ВЭ, С, ВС |
14822,0 |
19530,0 |
75,9 |
864,0 |
4 |
«Бритиш аэроспейс» |
Великобритания |
С, Р, АУ, ВЭ, БМ, К, АР, СВ, ВС, ТО |
10546,0 |
11686,0 |
90,2 |
|
5 |
«Дженерал Электрик» |
Великобритания |
Р, КС, ВЭ, К, КУ, АР, СВ, ТО |
5866,6 |
12653,7 |
46,4 |
|
6 |
«Нортроп-Груммэн» |
США |
С, ПУ, ВЭ, КУ, СВ, ТО |
5700,0 |
8900,0 |
64,0 |
194,0 |
7 |
«Томсон-КСФ» |
Франция |
Р, КС, ПУ, ВЭ, К, КУ, АР, СВ, ВС, ТО |
4500,9 |
7205,7 |
62,6 |
|
8 |
«Дженерал Дайнэмикс» |
США |
ВЭ, БМ, К, КУ, Д, СВ, ВС, ТО |
4161,0 |
4970,0 |
83,7 |
264,0 |
9 |
«Даймлер-Крайслер аэроспейс» |
Германия |
С, Р, КС, ПУ, ВЭ, Д, В, СВ, ТО |
3087,0 |
10290,0 |
30,0 |
642,0 |
10 |
«Юнайтед текнолоджиз» |
США |
КС, Д, В, ТО |
3000,0 |
25700,0 |
11,7 |
1255,0 |
11 |
«Мицубиси хеви индастриз» |
Япония |
БМ, К |
2926,1 |
25596,0 |
11,4 |
158,5 |
12 |
«Литтон Индастриз» |
США |
КС, ПУ, ВЭ, К, КУ, СВ, ТО |
2500,0 |
4399,9 |
56,8 |
181,4 |
13 |
«ТРВ» |
США |
КС, ПУ, ВЭ, КУ, СВ |
2419,0 |
11886,0 |
20,4 |
477,0 |
14 |
«Росвооружение» |
Россия |
Государственная орг-ция по экспорту вооружения |
2300,0 |
2300,0 |
100,0 |
106,0 |
15 |
«Рейнметал групп» |
Германия |
ВЭ |
2246,3 |
4818,0 |
46,6 |
|
16 |
«Роллс-Ройс» |
Великобритания |
Р, ПУ, Д, ТО |
2238,3 |
7461,1 |
30,0 |
|
17 |
«Дирексьон де констрюксьон навал» |
Франция |
ПУ, ВЭ, К, КУ, АР, Д, СВ, ТО |
2010,3 |
2010,3 |
100,0 |
1331,0 |
18 |
«Эллайд сигнал» |
США |
КС, ПУ, ВЭ, Д, СВ |
2000,0 |
15100,0 |
13,2 |
329,9 |
19 |
«Дассо авиасьон» |
Франция |
С |
1974,7 |
3596,4 |
54,9 |
66,0 |
20 |
«Ньюпорт ньюс шипбилдинг» |
США |
К, ТО |
1713,0 |
1862,0 |
92,0 |
*АР – артилейрийские
системы, БМ – бронированные
машины, В – вертолеты, ВС –
вооружение и военная техника
для сухопутных войск, ВЭ –
военная электроника, Д –
Источник: Defense News? 26.07.1999 P.S.[21.C.29]
Последствия деятельности ТНК
Сфера воздействия |
+ |
- |
1. Экономические |
Расширение экономической базы государства. Передача новейших технологий. Рост общей деловой активности |
Получат развитие преимущественно экологически «грязные» отрасли. Полезные ископаемые часто экспортируют без переработки. Промышленная продукция не предназначена для местного рынка |
2. Финансовые |
Приток в страну иностранных капиталов. Улучшение состояния платежного баланса |
Большая часть доходов будет возвращаться в страну базирования ТНК. Подавление местных финансовых институтов. |
3. Социальные |
Рост занятости. Повышение уровня жизни рабочих и служащих в филиалах ТНК. Вероятное повышение квалификации местных кадров. |
Востребованным окажется лишь малоквалифицированный труд. В связи с механизацией и автоматизацией трудовых процессов потребность в рабочей силе незначительна. |
4. Политические |
Стимулирование проведения политических реформ, путем внедрения ТНК в экономику страны. |
Диктат политических условий правительству страны-приемника. Решения принимаются за границей на основе глобальных интересов ТНК. |
5. Географичес-кие |
Улучшение ЭГП страны в связи с выходом производимой продукции на мировой рынок. |
Использования природных условий и ресурсов ТНК в своих целях – для обогащения. |
Тема «КОРПОРАТИВНЫЕ ГИГАНТЫ XXI ВЕКА».
Цель:
Тип урока: пресс-конференция.
Оборудование: карта мира, рисунки товарных знаков ТНК, схем, показывающих деятельность ТНК, о которых будет идти речь, указка, иллюстрации, фотографии.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, рассказ, дискуссия.
Ход урока
Организация класса.
Подготовка к уроку начинается заблаговременно. Выбираются докладчики и распределяются роли:
Журналисты: ж-л «Капитал»
ж-л «Вокруг света»
газета «Рынок и время»
ж-л «Бизнес»
Ведущий: представитель Генеральной ассамблеи ООН.
Доклады на тему. Назначаются докладчики.:
1 секция «Корпоративная Вселенная»:
2 секция «Властелины мира». Рассказы о громких именах империи предпринимательства.
По окончании прослушивания докладов дается 3 минуты журналистам для обсуждения вопросов для интервью.
В это время ведущий читает стихотворение1:
Он все надеется» Без скуки безотрадной
Копается в вещах скучнейших и пустых;
Сокровищ ищет он рукою жадной -
И рад, когда червей находит дождевых!..
И как слова его раздаться здесь могли,
Где духи реяли, всего меня волнуя!
Увы! Ничтожнейший из всех сынов земли,
На этот раз тебя благодарю я!
Ты разлучил меня с отчаяньем моим;
А без тебя я впал бы в исступленье:
Так грозно-велико восстало то виденье,
Что карликом себя я чувствовал пред ним!
К зерцалу истины, сияющей и вечной,
Я, образ божества, приблизиться мечтал,
Казалось – я быть смертным перестал
В сиянии небес и славы бесконечной;
Превыше ангелов я был в своих мечтах,
Весь мир хотел обнять, и, полный упоенья,
Как бог, хотел вкусить святого наслажденья
-
И вот возмездие за дерзкие стремленья:
Я словом громовым повержен был во прах!
О нет, не ровен я с тобою,
Тебя я вызвать мог тоскующей душою,
Но удержать тебя я силы не имел.
Так мал я, как велик казался, - но жестоко
Ты оттолкнул меня; одно мгновенье ока
-
И вновь я человек, - безвестен мой удел!
Доклады зачитываются за трибуной, после объявления темы доклада ведущим-председателем Генеральной ассамблеи ООН.
СЕКЦИЯ 1
Доклад 1 (выдержки).
Вне всякого сомнения, «Шелл» громадна. Она функционирует в 130 странах всех континентов и контролирует каждый аспект производства нефти. Имея главное управление как в Лондоне, так и в Гааге, компания располагает 101000 работниками, 54 очистительными заводами и 47000 газовыми станциями.
«Шелл» – это одна группа, но две весьма крупные компании: «Роял Датч Петролеум» со штаб-квартирой в Гааге, владеющей 60% капитала группы, и «Шелл трэнспорт энд трейдинг» со штаб-квартирой в Лондоне, контролирующая 40%.
«Шелл» – это замкнутая компания, обремененная причудливыми способами контроля, средневековой организационной структурой и противоречивым общественным имиджем. Многие ее менеджеры, как это ни странно, редко общаются и с вышестоящими и с подчиненными. Президент «Шелл» Корнелиус Хоргитретер сейчас пытается изменить все: от способа действия своих менеджеров до правил ведения бизнеса. А ведь по всем своим параметрам занимает почетное место на вершине мира. Третий год подряд «Шелл» возглавляет список 500 компаний, добившихся наибольшей совокупной прибыли (заработала 8,9 млрд. долл. В 1996 г.). Хоргитретер хочет создать быструю, гибкую организацию, которая была бы открыта для инноваций и способна продвинуть «Шелл» в новые прибыльные сферы бизнеса.
Для осуществления этих целей президент «Шелл» занимается перевоспитанием своих кадров. 100 главных менеджеров даже прошли личностные тесты Майера-Бригга (распространенный инструмент менеджмента, классифицирующий людей по 16 типам), чтобы определить, кто подходит для новой «Шелл», а кто нет.
Если эксперимент
Вопросы журналистов:
Ж-л «Капитал»: Не наблюдаются ли предложения от потенциальных конкурентов о создании объединений с вашей корпорацией?
Ответ: Заключили альянс с «Газпромом», при этом планируем увеличить свои фонды и выйти на пьедестал относительно других нефтяных компаний – показать свой рост.
Ж-л «Рынок и время»: Вы затронули вопрос о разработке новой стратегии поведения «Шелл». В чем она проявится?
Ответ: действительно, корпорация нуждается в новой стратегии. И вот возник план заняться продажей хот-догов и футболок. Во Франции рестораны «Шелл» приносят валовую прибыль более 70%, а бензин – только 10%. В следующие несколько лет планируется глобальное расширение сети магазинов готовых продуктов «Селект», которые, как правило, прикреплены к определенной газовой станции.
Ж-л «Вокруг света»: В профессиях какого рода нуждается ваша компания на современной ступени?
Ответ: Любая нефтяная компания нуждается в специалистах такого рода как: геологи, в первую очередь, специалисты бурового дела, летчики, экологи, нефтяники, химики и управленческий персонал плюс менеджеры.
Доклад 2.
Италия принадлежит к тем средиземноморским странам, где процветает торговля драгоценностями. Такие фирмы, как Gucci, Prada, Ferrogamo вкладывают огромные деньги в маркетинг, развитие новых видов продукции и создание глобальных марок. Но ювелирной компании «Бульгари» удалось выделиться даже в этой группе весьма сильных компаний.