Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:20, контрольная работа
На рубеже XIX и XX веков колониальное соперничество борьбы за сферы влияния в мире обострились. После первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Колониями побежденных в Первой мировой войне завладели победители. В начале 30х годов все капиталистические страны, включая Германию, охватил экономический кризис, затянувшийся на несколько лет.
1. Введение
На рубеже XIX и XX веков колониальное
соперничество борьбы за сферы влияния
в мире обострились. После первой
мировой войны произошел
2. Экономические
причины Второй мировой войны.
Причины второй мировой войны не
лежат на поверхности. Процесс ее
вызревания начался сразу после
окончания первой мировой войны
и продолжался почти двадцать лет. Перекройка
государственных границ, передел колоний
и сфер влияния, закрепленные Версальско-Вашингтонской
системой договоров, таили опасность нового
пожара. Это был "договор хищников и
разбойников". Он создал стимулы к реваншу
для реакционных кругов потерпевшей поражение
Германии. Кроме того, финансовые и промышленные
магнаты Италии и Японии, да и других западных
держав, причисленных к победителям, были
не удовлетворены разделом добычи, львиную
долю которой захватили США, Англия и Франция.
Они выработали стратегию совместной
всеобъемлющей борьбы против СССР в надежде
хотя бы на время сгладить межимпериалистические
противоречия. На основе анализа всего
комплекса фактов из внешнеполитической
деятельности западных правительств того
времени напрашивается один вывод: в подготовке
войны против нашей страны участвовал
весь международный империализм, который
для ускорения процессов милитаризации
и гонки вооружений, укрепления своей
власти и колониальных позиций использовал
фашизм. Он, как раковая опухоль, проникал
и умертвлял сложившуюся политическую
структуру в Европе: фашистские и авторитарные
режимы. были установлены в Венгрии- 19
20 г., в Италии - 1922 г., Болгарии и Испании-1923
г., Албании- 1924г., Греции-1925 г., Литве, Польше
и Португалии - 1926 г.. В 30-х годах происходила
милитаризация и фашизация государственного
аппарата Японии. Захват же фашистами
власти в Германии в 1933 г. стал наиболее
опасным фактом не только в истории Европейского
континента, но и всего мирового сообщества.
Во главе одного из могущественных государств
Европы оказалась авантюристическая политическая
группировка, открыто заявившая о своих
целях установления мирового господства.
Задолго до начала воины Гитлер излагал
одному из своих приближенных - Г. Раушнингу
захватнические цели фашизма: "На Востоке
нам нужно утвердить свое господство до
Кавказа или Ирана. На Западе нам потребуется
французское побережье. Нам нужна Фландрия
и Голландия. Нам нужна прежде всего Швеция.
Мы должны стать колониальной державой".
Таким образом, речь шла о новом насильственном
переделе мира в пользу германского империализма,
порабощении многих государств.
3. Экономические
последствия Второй мировой
Вторая мировая война (1939-1945 гг.)
стала крупнейшей экономической
катастрофой. Военные действия, а следовательно,
и разрушения не коснулись территории
США, и ресурсы страны с населением почти
в 150 млн. человек в несколько раз превосходили
ресурсы других развитых государств. В
результате после войны США давали 60% промышленной
продукции, на их долю приходилось 50% мировой
добычи угля, 64%- нефти, 53%- выплавки стали,
17%- производства зерна, 63%- кукурузы. Соединенные
Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого
запаса и 1/3 экспорта капиталистического
мира.
Экономическое превосходство США базировалось
на их финансовой мощи. На Бреттон-Вудской
конференции в июле 1944 г., учредившей систему
золотого валютного стандарта, за долларом
была закреплена роль мировой конвертируемой
валюты. Его золотое содержание определилось
в 35 долл. за унцию золота. Доллар стал
расчетной и резервной денежной единицей,
наравне с золотом он являлся гарантом
стоимости банкнот. Тогда же было принято
решение об учреждении международной
инвестиционной организации, получившей
название Мировой банк реконструкции
и развития (или Мировой банк). А несколько
ранее в апреле 1944 г. было провозглашено
создание международного валютного фонда
(МВФ). Обе эти организации в значительной
степени зависели от США, предоставивших
им первоначальный капитал.2 Страны Западной
Европы оказались в тяжелом экономическом
состоянии. Так, если в США ВНП (без учета
инфляции) в период между 1938 и 1945 гг. увеличился
со 100 до 165 пунктов, то в Западной Европе
за этот же период среднее значение индекса
понизилось со 100 до 87. Показатель для Японии
был еще более низким.Сразу же после войны
Соединенные штаты смогли быстро и успешно
переориентировать свою экономику на
выпуск мирной продукции. Если во время
войны половина всех производственных
мощностей была задействована в выпуске
военной продукции, то к середине 1947 г.
переход был практически завершен, а уровень
общей занятости повысился.
Основу этих достижений составили следующие
факторы: хорошая организация государственного
управления; программы реконверсии для
солдат, возвратившихся с фронта; быстрый
рост частного потребления; расширение
инвестиций в запасы и оборудование; государственная
политика экспорта благ и услуг.
Укрепление экономического положения
США позволило им осуществлять новую внешнеэкономическую
стратегию, получившую название "Пакс
Американа"- либеральное устройство
мира под американским покровительством.
Наиболее ярким ее проявлением стала серия
соглашений по таможенным тарифам 1946-1947
гг., послужившая основой для возникновения
ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах
и торговле) в 1948 г. Однако успешное развитие
мировой торговли в немалой степени зависело
от восстановления европейской экономики.
Первоначально США пытались решить проблемы,
предоставляя западноевропейским странам
краткосрочные кредиты, сумма которых
к 15 августа 1947 г. составила уже 7 263 млн.
долл. Однако начало "холодной войны"
потребовало смены тактики. Так появился
знаменитый план Маршалла, выдвинутый
5 июня 1947 г. Главный смысл плана Маршалла
заключался в подпитывании слабых европейских
экономик, создании условий для собственного
возрождения: быстрого развития внутриевропейской
торговли, активизации наиболее эффективных
производственных мощностей для достижения
ускоренного выпуска продукции через
межотраслевую кооперацию, укрепления
своих валют и восстановления доверия
к ним. Советский Союз подверг критике
саму идею плана, рассматривая его как
механизм вмешательства во внутренние
дела европейских стран, раскола Германии
и разделения Европы на две противостоящие
группы государств. В плане Маршалла не
участвовали СССР, Албания, Болгария, Венгрия,
Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия,
Финляндия.
Высокая результативность плана Маршалла
в сочетании с реализацией собственных
экономических программ позволили за
1948-1951 гг. в странах Западной Европы резко
увеличить производство важнейших видов
промышленной продукции. Оказывалась
также и американская военная помощь странам
Западной Европы, что дополнительно способствовало
расколу послевоенной Европы. Чтобы восстановить
изрядно подорванную за годы войны международную
валютную систему, параллельно происходили
три процесса:
-организация международного валютного
фонда (МВФ);
-реализация Бреттон-Вудсских соглашений;
-организация Европейского платежного
союза.
Нарушенные во время войны хозяйственные
связи между странами надо было восстанавливать.
Для этого была создана международная
организация ГАТТ (Генеральное соглашение
о тарифах и торговле). Ее деятельность
стала мощным стимулятором экономического
роста, так как после 1945 г. экспорт увеличивался
в среднем вдвое быстрее, чем промышленное
производство. Организаторы ГАТТ стремились
возродить принципы свободной торговли,
отмена которых привела к столь плачевным
последствиям в период между двумя мировыми
войнами. С тех пор Генеральное соглашение
о тарифах и торговле рассматривается
как кодекс и страж международной торговли.
4. План Джорджа
Маршалла.
План Маршалла был выдвинут 5 июня
1947г. В середине июля 1947г. состоялась
Парижская конференция стран–
На совещании министров иностранных дел
Великобритании, Франции и СССР в 1947г.
Советский Союз подверг критике идею плана,
рассматрвая его в качестве механизма
вмешательства во внутренние дела европейских
стран, раскола Германии и раздела Европы
на 2 противостоящие группы государств.
Отказ от участия в плане Маршалла СССР
был поддержан и другими социалистическими
странами–Болгарией, Венгрией, Польшей,
Румынией, Чехословакией, Югославией,
Финляндией и Албанией.
Только в апреле 1948г. американский Конгресс
принял «Закон о помощи иностранным государствам».
Экономическая помощь осуществлялась
на основе двусторонних соглашений при
соблюдении жёстких условий, среди которых:
1) отказ от национализации промышленности;
2) предоставление полной свободы частного
предпринимательства;
3) торможение отраслей западноевропейской
индустрии конкурирующих с отраслями
США;
4) одностороннее снижение таможенных
тарифов на импорт американских товаров;
5) ограничение торговли с социалистическими
странами и др.
Контроль за реализацией плана Маршалла
осуществляла, созданная в США, Администрация
экономического сотрудничества.
За 4 года выполнения плана (с 1948 г. – по
1951 гг.) США оказали европейским странам
помощь в объёме 17 млрд. долларов и более
2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх
ведущих европейских стран – Великобритании,
Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная
Германии из былого агрессора превратилась
в союзницу стран-победительниц, которой
США оказывали предпочтение, за первый
год реализации плана ФРГ получила от
США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же,
сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13
млрд.) вместе.
Основную помощь (70 %) составляли поставки
продовольствия, топлива и удобрений.
Но главный смысл плана заключался в подпитывании
слабых европейских экономик и создании
условий для собственного возрождения,
а именно:
- для быстрого развития внутриевропейской
торговли;
- для активизации наиболее эффективных
производственных мощностей с целью достижения
ускоренного выпуска продукции через
межотраслевую кооперацию;
- для укрепления своих валют и восстановления
к ним доверия.
Формой обеспечения европейской кооперации
стала Организация Европейского Экономического
Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества
её стран-участниц по либерализации торговли
и платежей потребовалась координация
инвестиций в целях направления капиталовложений
на развитие ключевых отраслей и предотвращения
дублирования инвестиций.
Главным в реализации плана Маршалла стало
решение вопроса об источниках финансирования
отдельных элементов плана. Все поставки
были разделены на 3 основных вида:
1) первый объединял предметы жизненной
необходимости – продукты питания, топливо,
одежду. Ежегодный рост собственных ресурсов
европейских стран сопровождался соответствующим
сокращением американских ассигнований.,
а так как большинство стран Западной
Европы были не в состоянии оплатить поставки,
то основная их часть шла ввиде дотаций,
а не займов. Одновременно валюта, вырученная
от продаж ввозимых продуктов, использовалась
правительством европейских стран для
сокращения дефицита бюджета, а значит
и темпов инфляции.
2) второй вид поставок составляло промышленное
оборудование. В его финансировании преобладали
международные займы.
3) третий вид поставок составляло сырьё,
сельскохозяйственные машины, промышленные
товары и запасные части, которые финансировались
под гарантии американского правительства
через специально созданное отделение
экспортно-импортного банка США.
Таким образом, план Маршалла был ориентирован
на снабжение западноевропейского производства,
на импорт сырья и материалов, на восстановление
и обновление основных фондов.
Совместно с планом Маршалла применялись
собственные экономические программы
в странах Запада по возрождению послевоенных
экономик, что давало высокую результативность
развитию этих стран и проявлялось в росте
выпуска продукции в базовых отраслях
более, чем на половину за 1947-1950 гг., а по
отдельным видам продукции более того:
калийных удобрений – на 65 %, стали – на
70 %, цемента - на 75 %, транспортных средств
– на 150 %, нефтепродуктов – на 200 %.
Свидетельством успешного выполнения
программы экономического возрождения
западноевропейских стран является рост
экспорта, который за 1948-1952 гг. увеличился
на 49 пунктов. Прогрессивные изменения
затронули и структуру экспорта. Западноевропейский
вывоз продукции вырос на 40 %, а поставка
оборудования для традиционных отраслей
из США не только укрепляла базовые отрасли,
но и создавала ощутимые предпосылки для
повышения конкурентоспособности потребительских
секторов экономики, поворота к перспективным
технологиям и даже экспорту качественных
материалов для новейших отраслей из Европы
и США.
Вместе с тем на фоне обострения послевоенной
международной обстановки план Маршалла
с 1951г. стал превращаться в программу оказания
странам-участницам американской военной
помощи, способствуя послевоенному расколу
Западных государств и усилению «холодной
войны» против социалистических стран,
а также зависимости западноевропейских
государств от США.
На это был нацелен принятый в 1951г. закон
о взаимном обеспечении безопасности,
который действуя на основе двусторонних
соглашений содействовал внешней политике
через безвозмездные субсидии и поставки
американских товаров и материалов. Страны-получатели
вынуждены были предоставлять свою территорию
для американских венных баз и прекратить
торговлю стратегическими товарами с
социалистическими странами, то есть экономическая
помощь Европе была направлена на поддержку
перевооружения, а не на дальнейшее общее
расширение экономики.
5.Заключение.
Итак, основные тенденции в послевоенной
эволюции экономики наиболее крупных
развитых стран с рыночной экономикой
являлись следующими:
Во-первых, окончание второй мировой войны
вызывало серьезное беспокойство и тревожные
ожидания во многих западных странах.
Там опасались повторения кризисной ситуации
начала 30-х гг. Однако период с 1945 г. и до
конца 60-х гг. ознаменовался устойчивым
экономическим ростом.
Во-вторых, надо назвать структурную перестройку
экономики, т. е. изменение привычных экономических
пропорций, ставшую основой этого экономического
роста. Тогда же появились совершенно
новые институты и формы регулирования
экономики и политики как на национальном,
так и на международном уровне — «Общий
рынок», ООН, НАТО, СЭВ и т. д.
В-третьих, состояние экономики капиталистических
стран характеризовалось существенными
различиями. В Соединенных Штатах Америки,
которым посчастливилось избежать военных
действий на своей территории (за исключением
Перл-Харбора), отмечался рекордный экономический
рост и имелись колоссальные производственные
мощности и потенциальные возможности.
Напротив, страны Западной Европы и Япония,
территория которых служила непосредственным
театром военных действий, подверглись
мощным разрушениям и гибели значительных
материальных ценностей, не считая огромных
людских потерь. Население этих стран
вынуждено было вести интенсивные восстановительные
работы и терпеть немалые лишения, которые
продолжались в некоторых случаях (например,
в Германии и Японии) до конца 40-х гг. Тем
не менее, экономический рост был повсеместным
и позволил избежать безработицы, характерной
для 30-х гг., что уже было неплохо и давало
повод для оптимизма.
6.Литература
1. Нефёдов С., «История нового времени»,
Москва, 1996 год.
2. Тимошина Т. М., «Экономическая история
России», Юстицинформ,
2001 год.
3. Полякова Г.Б., Марков А.Н., «История
мировой экономики», Москва 2003 год.