Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа
Обращение к истории развития образования и школы дает возможность проанализировать наследие современности, достижение образования. Школа на протяжении своей исторической ретроспективности стала питательной средой для формирования национальной идеи и осознания национальной идентичности. Академик Василий Кремень указывает: «Особенностью воплощения национальной идеи в образование предполагает то, что она «оживляет» прагматизм устойчивого, догматизм знаний и существование. Результатом такого влияния является идеализация окультуривания мира человека, что делает духовным «производство», которым занимается образование, производство человеческой души».
Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана
Крымский экономический институт
Кафедра общественных наук
Курсовая работа
по методике преподавания экономики
тема: «История становления и развития Украинской школы»
Выполнила:
студентка II-го курса
работа представлена на кафедру__ учебной группы УА-21
Горовая Наталья
Защищена___
Оценка___ Руководитель:
кандидат педагогических наук
доц. Мороз И.И.
Симферополь 2013
Содержание
Введение
Историческая миссия школы обусловлена особенностями общественно-политической, экономической, культурной и духовной жизнью народа в соответствующие периоды времени.
Украинская
школа – главный элемент
Обращение к истории развития образования и школы дает возможность проанализировать наследие современности, достижение образования. Школа на протяжении своей исторической ретроспективности стала питательной средой для формирования национальной идеи и осознания национальной идентичности. Академик Василий Кремень указывает: «Особенностью воплощения национальной идеи в образование предполагает то, что она «оживляет» прагматизм устойчивого, догматизм знаний и существование. Результатом такого влияния является идеализация окультуривания мира человека, что делает духовным «производство», которым занимается образование, производство человеческой души».
Целью курсовой работы - обратить внимание к проблеме современной школы, провести экскурс в историю становления национального образования и понять великую историческую миссию школьного образования в развитии Украинской нации, государства и личности.
Украинское
государство переживает сложный
и многоаспектный процесс утверждения
независимости и
Изучение истории
становления и развития Украинской школы
и образования имеет особенное значение
для профессионального становления учителей
Украины.
1.1
Памятники письменности и исследования историков свидетельствуют, что история педагогической мысли и школ в Украине начинаются со времен князя Владимира Великого. Термин «школа» впервые вспоминается в ХIV веке. До этого с середины ХI Века использовался термин «училище» - от глагола «учить». А самым первым есть термин «учение книжное», который вспоминается в летописях.
В «Повести временных лет» есть выдающийся исторический факт – открытие первой школы при дворе Владимира Великого. Школы открывались в Новгороде, Полоцке, Чернигове, Ростове, Пскове, Тмутаракани, Муроме, Владимире-Волынском и других городах. В Киеве возникло три центра письменности: при Софиевском соборе, Киево-Печерском и Выдубицком монастырях.
Постепенно в Киевской Руси сложилось несколько основных типов школ. Как отмечает С. Бабишын, при главной религиозной и культурной ячейке Руси - Десятинной церкви- функционировала первая государственная дворцовая школа, где записывались хронологические события, работали книжники. Она была на то время одной из самых больших в Европе. За сведениями Вологодско-Пермской летописи, тут училось около 300 учеников. Косвенные источники свидетельствуют об открытии Ярославом Мудрым элитной государственной школы при Софии Киевской. В. Татищев подчеркивал, что в библиотеке Софии Киевской составляли книги, специально предназначенные для учебы. Школа Ярослава Мудрого имела международное значение. Тут получали образование представители европейских королевских семей. Были также и ниже школы, которые открывали обычно при церквях, а также создавали светские люди. В нижних школах дети учились за упрощенным алфавитом, используя Евангелия, Псалтыри, Молитвослов, Апостола, другие богословские книги. У ХIII веке возникает на Руси школы «мастеров грамоты» - приватные учреждения для мещанских детей.
При монастырях также были школы внешние и внутренние. В первых учились миряне, в других- будущие монахи. Отдельно нужно выделить Киево-Печерскую монастырскую школу, основанную в 1052 году игуменом Феодосием, а также школу Выдубицкого монастыря. Тут учили произведения античных философов, историков и географов, приобретали профессии иконописцев, каллиграфа (переписчика), мастера с изготовления пергамента, красителей и др. При школе в Киево-Печерском монастыре была библиотека, открыта для всех. Школа имела свой устав, который требовал от монахов учить грамоту и углублять свои богословские знания. В XII-XIII веках монастырские школы были при 60 монастырях.
Среди учебных дисциплин, которые преподавали в школах Киевской Руси, основной был русский язык. Ним написано главные произведения Киевской Руси - «Слово о полке Игоревым», «Русская правда», «Повесть временных лет». Не менее важным остается изучение грецкого языка, который обеспечивал возможность общения и углубления связей с Византией. Сведения об киевских князях, а также торговых отношениях Руси XII-XIV веков свидетельствуют и об изучении латинского языка. Ученики изучали математику, географию, историю, медицину, используя как пособия «Хождения игумена Даниила», «Повесть временных лет», произведения Гиппократа, Галена, Аристотеля и др.
Важное место в Киевской Руси уделялось женскому образованию. В 1086 году в Киеве при Андреевском монастыре княжна Анна Всеволодовна открыла первое в Европе женское училище, в котором девушек учили читать, писать, шить. Образованность женщин княжеского двора укрепляется их произведениями и листами, представленными в летописях и других источниках, которые изучали и анализ С. Бабишына и С. Высоцкого.
Неотъемлемой составляющей образовательного процесса было воспитание. Классическим образцом учебных и воспитательных произведений той эпохи можно считать «Поучения детям» Владимира Мономаха и «Наставления детям» князя Константина Всеволодовича. До нас дошли также упоминания про методы влияния на учеников: «Хорошее и ласковое слово, лучше мягкого пирога», «Навчай дітей не страшкою, а ласкою», «Не спиши наказывать, спиши помиловать», «Детей наказывай стыдом, а не угрозами и кнутом».
На законадательном уровне закрепляются общественные ценности: признание равенства людей, прав и свобод, обязанностями между другими людьми, народом и государством, идеи гуманного гражданського общежития, уважение к закону;моральне ценности:борьба за родину, уважение к женщине, матери, родителям,охране прав детей; наставлений о учении и воспитании (сборник статей юридического и воспитательного направления «Руська Правда» редактирываемый Ярославом Мудрым).
Беспокоясь о развитии школы, воспитанием молодежи на народной, национальной педагогики, князи Киевской Руси были авторами сборников текстов воспитательного, обучающего характера. Однако, на формировании гуманистических и патриотических ценностях было направлено содержание «Повчання» Владимира Мономаха, которое по своей форме соответствовало религиозно-дидактическим наставления литературной деятельности, по содержанию – близкое к светской жизни и было направлено к детям и молодежи, провозглашая общественные, национальные, семейные, религиозные ценности.
Киевский князь
Владимир Мономах впервые в
Рыцарские ценности
наполнялись конкретными
Способствовали расширению идей украинской педагогической мысли через издание первых книг на славянском языке изданных представителями научно европейской элиты украинского происхождения Юрий Дрогобыч и Павел Русин. На основании методов, которые использовал и которые описал Павел Русин, создано методику преподавания в колегиумах и других типов украинских школ.
В XIV столетии начинает складываться такая система учреждений школьного образования: монастырские, стационарные (изучали чтение, письмо, теологию, литературу и языки), местные магистратские, кафедральные школы. В XIV столетии учреждения школьного образования, по утверждению Х. Титова, «… стали усиленно размножаться… существовали школы самыхъ разнообразныхъ типовъ и названий (приходскія, каоедральныя семинаріи, коллегіи… притом какъ католическія, такъ послъ (с половины XIV въка) и протестантскія… Рускіе люди… знали такія школы, сами посыщали ихъ и посылали своихъ дътей учиться въ нихъ, но у себя пока, до времени, предпочитали обходиться и удовлетвориться и удовлетворяться тъми первоначальными школами церковной грамотности, какія древняя (до-монгольская) Русь завъщала… ».
Центрами образования становятся Киев и Львов, начальные школы активно создавались на Закарпатье. Наиболее распространенными становятся такие учреждения школьного образования, которые являются носителями просвещения через печатное слово: кальвинские ( Подолье, Ланцута); социанские ( Киселин, Хмельницк, Гоща, Любартов, Берестечко); униатские; католические кафедральные (Киев, Львов, Луцк) и парафиальные; иезуитские школы (Вильно, Ярослав, Львов, Камьянец на Подолье, Бар, Перемишль, Остриг, Фастов, Киев, Новгород-Северский, Станислав); православные школы.
Украинские (православные) школы, в которых изучается азбука, молитвослов, часослов, псалтырь, открывались преимущественно при церквях и монастырях, но по своим программам, административным уставом, организацией школьного дела не выдерживали конкуренции.
Значение церковно-парафиальной школы для развития образования отмечал Павел Альпенский, который побывал в Украине в 1654 году. Он обратил внимание на высокий уровень письменности среди украинцев. «Все или почти все умеют читать и знают порядок молитв и песен, даже большинство их женщин и дочерей».
Ячейкой этого народного образования были дьяковские школы, которые действовали при парафеях.
1569г – XVIII
является периодом, который характеризуется
поиском путей возрождения
Научно-педагогическая
родина украинских
Среди образовательных
тенденций этого периода
Значительную роль в распространении школьного образования на украинских землях играли братские школы, которые было создано с инициативы украинских национально-религиозных организаций (братств). Братские (православные) школы как специфические учебные заведения соединяли в своей деятельности восточнославянские учительские традиции и западноевропейскую школьную практику. В конце XVII столетия активно действовало 30 братских школ (Киев, Львов, Винница, Вильно и др.), которые были конкурентами католическим учреждениям образования. Именно братские школы дали возможность почти всем представителям населения получить образование как начальное так и среднее образование, поскольку плата за обучение зависела от возраста ребенка ( 8 – 25 лет), которая поступала в школу; учебных предметов; материального состояния семьи (родители детей, которые не имели денег, имели возможность оплачивать обучение не деньгами, а «натурой»); сироты обучались бесплатно; способностей ребенка ( талантливые дети обучались бесплатно). Первой, как и за периодом создания, так и за образовательными традициями была Львовская братская школа, основанная Успенским братством. Здесь, впервые был утвержденный школьный устав (Порядокъ школьный или Уставъ Львовской Старопигійской братской школы), который определял внутринюю жизнь школы, требования к учителям и ученикам. Согласно уставу строился процесс обучения всех братских школ на восточнославянских землях. В братских школах изучали хоровое пение, славянскую, грецкую, польский языки, латинский, письмо, чтение, счет, семь свободных искусств, философию, богослужение, поэтику и т.д. Наиболее известной братской школой, которая со временем получила статус высшего учебного заведения, была Киевская братская школа.
Братские
школы разделялись на две
Система организаций учебно-воспитательного процесса опередила время. Изучая опыт работы братских школ, Ян Амос Коменский, известный чешский педагог, основоположник дидактики, научно обосновывает классно-урочную систему, которая уже 400 лет остается современной. Организация учебно-воспитательного процесса братских школ имела такие элементы:
Информация о работе История становления и развития Украинской школы