История становления и развития Украинской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Обращение к истории развития образования и школы дает возможность проанализировать наследие современности, достижение образования. Школа на протяжении своей исторической ретроспективности стала питательной средой для формирования национальной идеи и осознания национальной идентичности. Академик Василий Кремень указывает: «Особенностью воплощения национальной идеи в образование предполагает то, что она «оживляет» прагматизм устойчивого, догматизм знаний и существование. Результатом такого влияния является идеализация окультуривания мира человека, что делает духовным «производство», которым занимается образование, производство человеческой души».

Файлы: 1 файл

Памятники письменности и исследования историков свидетельствуют.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана

Крымский экономический  институт

Кафедра общественных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по методике преподавания экономики

тема: «История становления и развития Украинской школы»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка II-го курса

работа представлена на кафедру__    учебной группы УА-21

Горовая Наталья

Защищена___

Оценка___        Руководитель:

кандидат педагогических наук

доц. Мороз И.И.

 

Симферополь 2013

Содержание

 

Введение

Историческая  миссия школы обусловлена особенностями общественно-политической, экономической, культурной и духовной жизнью народа в соответствующие периоды времени.

Украинская  школа – главный элемент государства  в формировании интеллектуального  потенциала нации – имеет свои давние истоки и традиции. 

Обращение к  истории развития образования и школы дает возможность проанализировать наследие современности, достижение образования. Школа на протяжении своей исторической ретроспективности  стала питательной средой для формирования национальной идеи и осознания национальной идентичности. Академик Василий  Кремень указывает: «Особенностью воплощения национальной идеи в образование предполагает то, что она «оживляет» прагматизм устойчивого, догматизм знаний и существование. Результатом такого влияния является идеализация окультуривания мира человека, что делает духовным «производство», которым занимается образование, производство человеческой души».

Целью курсовой работы - обратить внимание к проблеме современной школы, провести экскурс в историю становления национального образования и понять великую историческую миссию школьного образования в развитии Украинской нации, государства и личности.

Украинское  государство переживает сложный  и многоаспектный процесс утверждения  независимости и государственности. Изменения происходят нелегко, противоречиво. Политические противоречия отражаются и на сознании молодежи. Поэтому следует акцентировать внимание при подготовке будущих педагогов на необходимости осмысления достижений прошлого.

Изучение истории  становления и развития Украинской школы и образования имеет особенное значение для профессионального становления учителей Украины. 
1.1

Памятники письменности и исследования историков свидетельствуют, что история педагогической мысли  и школ в Украине начинаются со времен князя Владимира Великого. Термин «школа» впервые вспоминается в ХIV веке. До этого с середины ХI Века использовался термин  «училище» - от глагола «учить». А самым первым есть термин «учение книжное», который вспоминается в летописях.

В «Повести временных лет» есть выдающийся исторический факт – открытие первой школы при дворе Владимира Великого. Школы открывались в Новгороде, Полоцке, Чернигове, Ростове, Пскове, Тмутаракани,  Муроме,  Владимире-Волынском и других городах. В Киеве возникло три центра письменности: при Софиевском соборе, Киево-Печерском и Выдубицком монастырях.

Постепенно  в Киевской Руси сложилось несколько  основных типов школ. Как отмечает С. Бабишын, при главной религиозной и культурной ячейке Руси - Десятинной церкви- функционировала первая государственная  дворцовая школа, где записывались хронологические события, работали книжники. Она была на то время одной из самых больших в Европе. За сведениями Вологодско-Пермской летописи, тут училось около 300 учеников. Косвенные источники свидетельствуют об открытии Ярославом Мудрым элитной государственной школы при Софии Киевской. В. Татищев подчеркивал, что в библиотеке Софии Киевской составляли книги, специально предназначенные для учебы. Школа Ярослава Мудрого имела международное значение. Тут получали образование представители европейских королевских семей. Были также и ниже школы, которые открывали обычно при церквях, а также создавали светские люди. В нижних школах дети учились за упрощенным алфавитом, используя Евангелия, Псалтыри,  Молитвослов, Апостола,  другие богословские книги. У ХIII веке возникает на Руси школы «мастеров грамоты» - приватные учреждения для мещанских детей. 

При монастырях также были школы внешние и  внутренние. В первых учились миряне, в других- будущие монахи. Отдельно нужно выделить Киево-Печерскую монастырскую школу, основанную в 1052 году игуменом Феодосием, а также школу Выдубицкого монастыря. Тут учили произведения античных философов, историков и географов, приобретали профессии иконописцев, каллиграфа (переписчика), мастера с изготовления пергамента, красителей и др. При школе в Киево-Печерском монастыре была библиотека, открыта для всех. Школа имела свой устав, который требовал от монахов учить грамоту и углублять свои богословские знания. В XII-XIII веках монастырские школы были при 60 монастырях.

Среди учебных  дисциплин, которые преподавали  в школах Киевской Руси, основной был  русский язык. Ним написано главные  произведения Киевской Руси - «Слово о полке Игоревым»,  «Русская правда», «Повесть временных лет». Не менее важным остается изучение грецкого языка, который обеспечивал возможность общения и углубления связей с Византией. Сведения об киевских князях, а также торговых отношениях Руси XII-XIV веков свидетельствуют и об изучении латинского языка. Ученики изучали математику, географию, историю, медицину, используя как пособия «Хождения игумена Даниила», «Повесть временных лет», произведения Гиппократа, Галена, Аристотеля и др.

Важное место  в Киевской Руси уделялось женскому образованию. В 1086 году в Киеве при Андреевском монастыре княжна Анна Всеволодовна открыла первое в Европе женское училище, в котором девушек учили читать, писать, шить. Образованность женщин княжеского двора укрепляется их произведениями и листами, представленными в летописях и других источниках, которые изучали и анализ С. Бабишына и С. Высоцкого.

Неотъемлемой  составляющей образовательного процесса было воспитание. Классическим образцом учебных и воспитательных произведений той эпохи можно считать «Поучения детям» Владимира Мономаха и «Наставления детям» князя Константина Всеволодовича. До нас дошли также упоминания про методы влияния на учеников: «Хорошее и ласковое слово, лучше мягкого пирога», «Навчай дітей не страшкою, а ласкою», «Не спиши наказывать, спиши помиловать», «Детей наказывай стыдом, а не угрозами и кнутом».

На законадательном  уровне закрепляются общественные ценности: признание равенства людей, прав и свобод, обязанностями между другими людьми, народом и государством, идеи гуманного гражданського общежития, уважение к закону;моральне ценности:борьба за родину, уважение к женщине, матери, родителям,охране прав детей; наставлений о учении и воспитании (сборник статей юридического и воспитательного направления «Руська Правда» редактирываемый Ярославом Мудрым).

Беспокоясь о развитии школы, воспитанием молодежи на народной, национальной педагогики, князи Киевской Руси были авторами сборников текстов воспитательного, обучающего характера. Однако, на формировании гуманистических и патриотических ценностях было направлено содержание «Повчання» Владимира Мономаха, которое по своей форме соответствовало религиозно-дидактическим наставления литературной деятельности, по содержанию – близкое к светской жизни и было направлено к детям и молодежи, провозглашая общественные, национальные, семейные, религиозные ценности.

Киевский князь  Владимир Мономах впервые в отечественной  литературе обосновалась необходимость  связи образования с потребностями  жизни особенностями и ее деятельности. Обращалось особенное внимание на необходимость развития у детей инициативы и трудолюбия, формирование чувства любви к родине и готовности защищать ее.

Рыцарские ценности наполнялись конкретными гуманистически-ценностным содержанием. В «Повчанні» открывается  путь к формированию гармоничной  личности на основании народной педагогики.

Способствовали  расширению идей украинской педагогической мысли через издание первых книг на славянском языке изданных представителями научно европейской элиты украинского происхождения Юрий Дрогобыч и Павел Русин. На основании методов, которые использовал и которые описал Павел Русин, создано методику преподавания в колегиумах и других типов украинских школ.

В XIV столетии начинает складываться такая система учреждений школьного образования: монастырские, стационарные (изучали чтение, письмо, теологию, литературу и языки), местные магистратские, кафедральные школы. В XIV столетии учреждения школьного образования, по утверждению Х. Титова, «… стали усиленно размножаться… существовали школы самыхъ разнообразныхъ типовъ и названий (приходскія, каоедральныя семинаріи, коллегіи… притом какъ католическія, такъ послъ (с половины XIV въка) и протестантскія… Рускіе люди… знали такія школы, сами посыщали ихъ и посылали своихъ дътей учиться въ нихъ, но у себя пока, до времени, предпочитали обходиться и удовлетвориться и удовлетворяться тъми первоначальными школами церковной грамотности, какія древняя (до-монгольская) Русь завъщала… ».

Центрами образования  становятся Киев и Львов, начальные  школы активно создавались на Закарпатье. Наиболее распространенными становятся такие учреждения школьного образования, которые являются носителями просвещения через печатное слово: кальвинские ( Подолье, Ланцута); социанские ( Киселин, Хмельницк, Гоща, Любартов, Берестечко); униатские; католические кафедральные (Киев, Львов, Луцк) и парафиальные; иезуитские школы (Вильно, Ярослав, Львов, Камьянец на Подолье, Бар, Перемишль, Остриг, Фастов, Киев, Новгород-Северский, Станислав); православные школы.

Украинские (православные) школы, в которых изучается азбука, молитвослов, часослов, псалтырь, открывались преимущественно при церквях и монастырях, но по своим программам, административным уставом, организацией школьного дела  не выдерживали конкуренции.

Значение церковно-парафиальной школы для развития образования  отмечал Павел Альпенский, который побывал в Украине в 1654 году. Он обратил внимание на высокий уровень письменности среди украинцев. «Все или почти все умеют читать и знают порядок молитв и песен, даже большинство их женщин и дочерей».

Ячейкой этого  народного образования были дьяковские  школы, которые действовали при парафеях.

1569г – XVIII является периодом, который характеризуется  поиском путей возрождения украинской  культуры, возабнавения образования.  В этом контексте патриотически  настроены православные семьи, осознана  гражданская активность, начинает строительство образовательной отрасли.

 Научно-педагогическая  родина украинских просветителей  этого времени пронизана идеями итальянского Возрождения. Именно эти идеи было развернуто в национальном русле в педагогике братских школ и Киево-Магилянской Академии. Дидактически-воспитательный характер, а так же морально-дидактические стихотворения, которые повлияли интеграции   украинско-белорусской культуре. Было  сформировано комплекс европейских ренесанских и реформационных идей, которые стали составной, украинской версией духовного развития страны, соединив собственные ценности эпохи Киевской Руси и общеевропейских духовных ценностей. В школах в контексте расширения культуры начинают изучать языки, общественные и природно-научные дисциплины.

Среди образовательных  тенденций этого периода отличается преподнесение индивидуально-духовных начал в человеке, уделялось огромное значение изучению родного языка  и истории, использование как собственной давности, так и античности для усвоения и выражения эстетических, социальных,  философских потребностей и идеалов того времени; утверждается основная роль церковно-славянского языка как основа самосохранения украинского народа.

Значительную   роль в  распространении школьного образования на украинских землях играли братские школы, которые было создано с инициативы украинских национально-религиозных организаций (братств). Братские (православные) школы как специфические учебные заведения соединяли в своей деятельности восточнославянские учительские традиции и западноевропейскую школьную практику. В конце XVII столетия активно действовало 30 братских школ (Киев, Львов, Винница, Вильно и др.), которые были конкурентами католическим учреждениям образования. Именно братские школы дали возможность почти всем представителям населения получить образование как начальное так и среднее образование, поскольку плата за обучение зависела от возраста ребенка ( 8 – 25 лет), которая поступала в школу; учебных предметов;  материального состояния семьи (родители детей, которые не имели денег, имели возможность оплачивать обучение не деньгами, а «натурой»); сироты обучались бесплатно; способностей ребенка ( талантливые дети обучались бесплатно). Первой, как и за периодом создания, так и за образовательными традициями была Львовская братская  школа, основанная Успенским братством. Здесь, впервые был утвержденный школьный устав (Порядокъ школьный или Уставъ  Львовской Старопигійской братской школы), который определял внутринюю  жизнь школы, требования к учителям и ученикам. Согласно уставу строился процесс обучения всех братских школ на восточнославянских землях. В братских школах изучали хоровое пение, славянскую, грецкую, польский языки, латинский, письмо, чтение, счет, семь свободных искусств, философию, богослужение, поэтику и т.д. Наиболее известной братской школой, которая со временем получила статус высшего учебного заведения, была Киевская братская школа.

 Братские  школы разделялись на две ступени:  начальные, которые изучали чтение, письмо, считать и пению; старшие, программа которых была похожа на программу Острозской школы (изучали славянскую, греческую, латинский языки, семь вольных искусств).

Система организаций  учебно-воспитательного  процесса опередила  время. Изучая опыт работы братских школ, Ян Амос Коменский, известный чешский педагог, основоположник дидактики, научно обосновывает классно-урочную систему, которая уже 400 лет остается современной. Организация учебно-воспитательного процесса братских школ имела такие элементы:

Информация о работе История становления и развития Украинской школы