История становления и развития Украинской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Обращение к истории развития образования и школы дает возможность проанализировать наследие современности, достижение образования. Школа на протяжении своей исторической ретроспективности стала питательной средой для формирования национальной идеи и осознания национальной идентичности. Академик Василий Кремень указывает: «Особенностью воплощения национальной идеи в образование предполагает то, что она «оживляет» прагматизм устойчивого, догматизм знаний и существование. Результатом такого влияния является идеализация окультуривания мира человека, что делает духовным «производство», которым занимается образование, производство человеческой души».

Файлы: 1 файл

Памятники письменности и исследования историков свидетельствуют.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Кроме официально затверженным ведомствам нормативными документами учебных заведений, действовали частные заведения:

  • ланкастерские школы (школы взаимного обучения);
  • пансионы (в большей степени для детей шляхты).

Среди частных  учебных заведений отличалась коллегия Павла Галагана. Творческая атмосфера,  сотрудничество, завлечение до научных  студий способствовали формированию в  коллегии интеллектуальной элиты Украины. Среди их воспитанников академики М. Котляровский, Д. Петрушевский, В. Липкий, А. Крымский, писатели М. Драй-Хмара, П. Филиппович, Г. Костюк.

1874 году основаны  в Киеве  курсы повышения  квалификации преподавателей, откуда  берет свое начало КМПУ имени Б.Д. Гринченко.

Итак, по своим  особенностям, культурным наследством  период можно рассматривать преимущественно  как национально исторически-этнографический. Именно народная педагогика сыграла значительную роль в сохранении в украинской культуре национальных традиций, символов, традиций, языка.

 

1.3.

Начало XX века отличается всплеском самосознания нации, развитием  общественных наук, публицистики, искусства, педагогической мысли.

До 1917 г. школа  в Украине остается снарядом русификации,  угнетение национальности в личности. Но во время освободительного движения 1917-1920 гг. украинская школа наполнилась новым национальным движением. Украинская власть периода Центральной Рады, гетмана П. Скоропадского и Директории УНР влияла формированию украинской школьной системы, построенной на основании единой, свободной, бесплатной, обязательной, светской, национальной школы на принципах украинизации. В тяжелые времена гражданской войны курсы улучшения образования прошло 100 процентов педагогов украинских, русских, польских и еврейских школ.

Появляются  украинские издательства, которые пропагандируют идеи национальной школы. В 1917 г. появляются попытки формирования политики национальной школы, систему образования и  воспитания. Активно создается учебно-методическая литература – национальные учебники, вводятся в учебно-воспитательный процесс школы украинизированные дисциплины, народоведенье, краеведенье.

В начале XX века в стране были начальные и средние  школы. Начальная школа давала очень  мало знаний, но прикрепляла веру  в Бога. Средние школы – 1 и 2 классные церковно-парафиальные школы, народные школы.

Преподавали в  школах в основном на русском языке, а некоторые земства подали ходатайство  про введение обучения на украинском языке. Система среднего образования: гимназии (мужские и женские); прогимназии (мужские и женские).

В 1917 году за период Украинской народной республики было создано программу перестройки  системы образования, согласно которой  новая школа должна стать демократической  и украинизированной. Для этого в начале реформации предлагалось ликвидировать многоступенчатость и создать бесплатную начальную школу, по окончании которой можно было образование в средних и специальных, высших учебных заведениях. Новая  школа должна развивать у детей способности к творчеству, искусству, умственной и физической работы, формировать национальное мышление через получение знаний от отечественной истории.

После восстановления советской власти политика  построения национальной школы продолжается. Но вводится обязательное изучение русского языка.

Первые указы  советской власти играли позитивную роль в привлечении детей к  обучению, повышение уровня грамотности  взрослого населения. В мае 1919 г. Наркомом Украины было принято Декларацию о единой трудовой политехнической школы, введение девяти годовой единой трудовой школы с двумя ступенями: школа первого ступени (дети о 8 до 13 лет, 5 лет обучения), школа второго ступени (дети от 13 до 17 лет, 4 года обучения). Устанавливалась общедоступность и бесплатность обучения, общее обучение детей не зависимо то пола.

В марте 1920 года девяти летнюю школу было ликвидировано  и вводилась семи годовая трудовая школа с двумя концентрами: первый концентр – с 1 по 4 классы; второй концентр – с 5 по 7 классы.

С 1921 года было создано систему школ ФЗО (фабрично-заводское обучение с четырех летним периодом обучения), в 1923 году – ШСМ (школы сельской молодежи с трех летним периодом обучения), которые действовали до 1934 года, а с 1925 года – ФЗС (фабрично-заводские семи годовые).

После унификации системы образования Украины основной формой работы было определено урок. В учебный процесс заведений образования введено систематический учет учебных достижений учеников.

После Великой  Отечественной войны учебные планы десяти летних школ отличались от планов гимназии и реальных училищ России только тем, что не было Закона Божьего, старинных языков, резкое уменьшение времени на изучение иностранных языков и увеличение времени на изучение математики и природного цикла.

Новый этап в  развитии содержания образования, как определял Александр Савченко, начался с середины 50-х годов, когда в основу школьного дела было положено идею подготовки всестороннего развития строительства социализма. В 1958 г. в страну было введено общеобязательное обучение. Основным типом школы, что давала полное общеобразовательное обучение, считали среднюю общеобразовательную  трудовую политехническую школу с производственным обучением.

В  период с 1955-1964 гг. в содержание школьного образования  произошли значительные изменения: усилено внимание до трудовых и политехнических школ, равно мерно распределено время между гуманитарными и природно-математическими дисциплинами.

В педагогической науке 70-80 гг. активно прослеживался  путь развития мышления учеников, проблемное и программное обучение, видение кабинетной системы. В 1984 году провозглашено реформу общеобразовательной и профессиональной школы по усовершенствованию содержания школьного образования. За 70-80 гг. в Украине резко уменьшилось количество украинских школ, а количество времени на изучение русского и украинского я зыка в школах с украинским языком преподавания сравнялось.

Наибольшее  влияние на развитие педагогической науки и школьного образования  в советской Украине имели  учебно-воспитательные заведения под руководством  А. Макаренко (колония имени М. Горького, школа-коммуна имени Ф.Е. Дзержинского), В. Сухомлинского ( Павловская школа), О. Захаренко (Сахновская школа).

Антон Семенович  Макаренко (1888-1939) вводил в учебно-воспитательный процесс достояния народной педагогики, отстаивал идею трудового воспитания. Работая в колонии  для неполнолетних преступников под Полтавой, разрабатывал новые формы работы в школе, руководствуясь принципом, что нет детей «морально дефективных», а есть дети, которые временно попали в беду.

Василий Александрович  Сухомлинский (1918-1970) – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Украины, член-кореспондент Академии педагогических наук.

Основные идеи Сухомлинского: любовь к детям; развитие творческих сил личности в условиях коллективного сотрудничества с опорой на ценности, интересы и потребности ребенка; значение природы в воспитании и развитии ребенка; демократические подходы к воспитанию и обучению;  эмоциональное восприятие процесса образования.

Александр Антонович  Захаренко (1937  2002) работал в Сахановской школе с 1959 года, с 1966 года стал директором этой школы. Как организатор авторской школы наполнил теорию и практику воспитания оригинальными подходами и методами  осуществления учебно-воспитательного процесса.

Положения концепции  авторской школы Александра Захаренко  такие: направление учебно-воспитательного  процесса на углубление знаний учеников и получение нужной и интересной информации, которую должны давать ученикам учителя; забота о здоровье детей; изучение традиций народов; воспитание у детей патриотических чувств и т.д.

В период распада  Советского Союза  (1991 год) в образовательной системе Украины произошли изменения и реформации.

 

2.1.

 С приходом к власти М. Горбачева в 1985 году начинается компания перестройки через декларацию демократического стиля правления, гласности и плюрализму мысли. Но появление «нового духа» в Украине всячески тормозил В. Щербицкий.

Чернобыльская трагедия всему миру показала никчемность  тоталитаризму. В Украине поднялась  волна борьбы за право быть хозяином на своей родной земле и возрождения Украины.

В июне 1986 года украинские писатели, Олесь Гончар, Иван Драч, Дмитрий Павличко и Сергей Планчинда, публично выступили против вытеснения украинского языка с  школ республики. К вниманию было  взято тот факт, что в Киеве, например, в то время из 300 тыс. учеников обучалось на украинском языке только 70 тыс.

Прогрессивно  настроенные украинские педагоги средних  и высших учебных заведений, сначала довольно бережно, а со временем все решительней отбрасывают насаждаемую десятилетиями официальную педагогику, построенную на лживых постулатах, и начинают активно действовать с целью возрождения национальной школы, образования и воспитания в Украине.

25 августа 1988 года газета «Літературна Україна» выступила с обращением к учителям, руководителям школ, работников органов народного образования «Перебудова школи і народна педагогіка», что призывало внести коренные изменения в содержание образования и воспитания. Со временем эта же инициативная творческая группа педагогов на страницах газеты «Культура и жизнь» обратились с обращением к родителям и всех, кто причастен к воспитанию детей в семье «Родинному вихованню – справжню турботу», что побуждало к гражданской мысли и приводило к кардинальным изменениям  в области образования и воспитания.

11 января было  создано Товарищество украинского  языка имени Т. Шевченко. 28 октября  1989 года принято закон Украины  «О языках», который провозглашал  украинский язык государственным.  Это подвигло прогрессивно настроенных  учителей и учеников к изучению родного, украинского языка.

Большой педагогический резонанс среди всех направлений  украинского народа вызвал большую  человеческую цепочку, организованный Движением в день отмечания  Злуки  УНР и ЗУНР – 2 января 1990 года. В этой знаменательной манифестации, что продвигалась от Ивано-Франковска до Киева, взяло участие до миллиона человек.

Радикально  активизируется религиозное воспитание. В январе 1990 года возобновилась Украинская Греко-католическая церковь. А весной этого же года возобновилась украинская автокефальная православная церковь.

19 августа 1991 года коммунистические последователи  «твердого курсу» осуществили  отчаянную попытку государственного  переворота. Но поражения показали, что советский режим перестал  существовать. 24 августа 1991 года республиканский парламент почти единогласно принял Акт провозглашения независимости Украины, что свидетельствовало о создании Украинского государства.

  Для придания национального характера школьному образованию в первые годы независимости Украины было утверждено «Концепцію середньої загальноосвітньої школи України» (1991 г.), разработано государственную национальную программу «Освіта», утвержден закон Украины «Про загальну середню освіту» (1999 г.). Национальная Доктрина развития образования (2001 г.) определяла приоритетные знания школьного образования в начале XXI в. Создана нормативно-правовая база обеспечила деятельность таких учебных заведений: средняя общеобразовательная школа – общеобразовательное учебное заведение I – III ступеней (I ступеней – начальная школа, II ступеней – основная школа,  III ступеней – высшая школа), специализированная школа (школа-интернат) – общеобразовательное учебное заведение I – III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов; гимназии - общеобразовательное учебное заведение II – III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов согласно с профилем; лицей - общеобразовательное учебное заведение III ступени с профильным обучением и до профессиональной подготовкой; коллегиум - общеобразовательное учебное заведение III ступени фиологично-филосовского и/или культурно-эстетического профилей; школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение с частичным или полным содержанием за счет государства детей, которые нуждаются в социальной помощи; специальное общеобразовательная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение для детей, которые нуждаются в коррекции физического и/или умственного развития; общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение I – III ступеней с соответствующим профилем для детей, которые нуждаются в длительном лечении; школа социальной реабилитации - общеобразовательное учебное заведение для детей, которые нуждаются в особом умственном воспитании; вечерняя (сменная) школа - общеобразовательное учебное заведение II – III ступени для граждан, которые не имеют возможности обучатся в школах с дневной формой обучения; внешкольное учебно-воспитательное заведение – учебное заведение для воспитания детей и удовлетворения их  потребностей в дополнительном образовании по интересам; межшкольный учебно-производственный комбинат – учебное заведение для обеспечения потребностей учеников общеобразовательных учебных заведений в профориентации, допрофессиональной, профессиональной подготовки.

В государстве  создано условия для функционирования заведений разных форм собственности, которые являются конкурентно способными в условиях интеграционных и глобальных процессов.

Стратегическим  заданием реформирования содержания образования в этот период является: разработка государственных стандартов, дифференциация и интеграция, обеспечение альтернативных возможностей для получения образования соответственно до индивидуальных способностей, особенности изучения украинского языка во всех учебно-воспитательных заведениях; оптимальное соединение гуманитарных и природно-математических составных образования, теоретических и практических компонентов, классической наследственности и современных достижений научной мысли, органическая связь с нашей историей и т.д.

Новым этапом в  развитии национальной школы является разработка системы бального оценивания результатов обучения, введение внешнего независимого оценивания, компьютеризация  и информатизация образования и  т.д.

Министры образования и науки Украины Табачник утверждает, что чем больше мы вкладываем в образование, науку, тем меньше мы тратим на ликвидацию негативных социальных явлений. Общество, которое базируется на знаниях, всегда имеет будущее.

 

2.2.

Украинская  национальная школа основывается на культурно-исторических основах и одновременно является частью европейской цивилизации, результатом культурных влияния  других государств. Еще с древних времен восточные и западные сегменты европейской цивилизации взаимно дополняют новыми культурными традициями, наработками в сфере образования.

Нельзя не вспомнить  украинского астронома, медика, математика и мыслителя-гуманиста XV века Юрия Дрогобича (Котермака), который, находясь на должности директора Болонского университета (Италия), профессора Янгеллонского университета (Польша), переносил на европейский лад национальные образовательные традиции. Так же само, представители католического сообщества продвигали, на православны Восток лучшие достижения своей системы образования. Не мало представителей украинской элиты XVI – XVII в. пополнялось знаниями в образовательных заведениях ордена иезуитов – коллегиях. Среди них – Богдан Зиновий Хмельницкий.

Популярность  украинских школ в Украине сохранялась  и во время гетманства, когда она  находилась под гнетом России. Стефан Яворский, соратник Петра I – первый обер-прокурор Святейшего Синоду, известный украинец, выпускник иезуитского коллегиуму в Риме. Убедившись в прогрессивности учебно-воспитательного процесса в коллегиях, он прилагает значительных усилий к повышению педагогического опыта иезуитов в Украине, Белоруссии и России. Именно его инициативе образовательная практика католического ордена была введена в церковно-православные школы, которые в начале XVIII в. были основными образовательными чертами Восточной Европы. Именно эта классическая модель иезуитской средневековой школы выдержала испытание временем. Адоптированная к национальным особенностям, получивши существенных, но абсолютно обоснованных изменений, она сохранилась до наших дней.

Информация о работе История становления и развития Украинской школы