Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа
Обращение к истории развития образования и школы дает возможность проанализировать наследие современности, достижение образования. Школа на протяжении своей исторической ретроспективности стала питательной средой для формирования национальной идеи и осознания национальной идентичности. Академик Василий Кремень указывает: «Особенностью воплощения национальной идеи в образование предполагает то, что она «оживляет» прагматизм устойчивого, догматизм знаний и существование. Результатом такого влияния является идеализация окультуривания мира человека, что делает духовным «производство», которым занимается образование, производство человеческой души».
- учебный год делился на четыре кварталы;
- провидение занятий с сентября по июнь;
- разделение утренних и вечерних занятий;
- домашние задание;
- проверка материала,
который изучался на
- провидение морально-учебных бесед;
- обязательное посещение занятий.
В братских школах активно использовались такие методы обучения, как обьяснение, беседа, самостоятельная работа, повторение, диспут, общие обучение.
В конце XVII столетия открывались частные школы в городах Туров, Владимир на Волыни, Острог, основателем и меценатором которых был князь Константин Островский. Наиболее известной стала Островская школа (коллегия), организация учебного процесса этой школы стала образцом для создания учебных заведений такого типа в Украине. Изучали в таких школах три языка (славянский, греческий, латинский) и семь свободных искусств.
Данные образовательные заведения да ли Украине и миру известных просветителей, духовных и светских деятелей. Так, среди выпускников и преподавателей школ известны Стефан и Лаврентий Зизаньев, Кирилла Ставровецкого, Ивана Борецкого, Памбо Беринду, Сильвестра Косова, Лазаря Барановича, Ивана Выговского, Иннокентия Гизеля, Герасима Смотрицкого и других.
Памбо Беринда (1555(60)-1632) преподавал в Львовской братской школе, используя работы украинских просветителей, грамматику, букварь. Его работа педагогического содержания «Лексикон» стала первым толковым словарем украинской терминологии.
Литературно-полемические работы Мелетея Смотрицкого (1572-1633)было направлено на защиту национальной культуры, традиций, языка. Преподавая в братских школах, а также в Киевской, которую со временем возглавил, получил большой авторитет среди украинского образованного патриотического населения.
Великим подвижником был киевский митрополит Петро Могила (1597-1647) – основатель Лаврской школы при Киево-Печерской Лавре, проректор Киево-Могилянской коллегии.
Известным представителем периода Просвещения в Украине был Григорий Савич Сковорода (1722-1794) – представитель идеи гуманизма, просвещения, традиций национальной педагогики; впервые в истории украинской педагогической мысли выдвинул идею природного воспитания; основал идею народного воспитания, основой которого является служение трудовому народу.
Феофан Прокопович (1581-1626) – ученый, гуманист, просветитель, педагог, философ, писатель, общественный деятель. Воспитанник и преподаватель Киево-Могилянской коллегии отстаивал необходимость формирования высокообразованную, духовно богатую молодежь; автор букваря «Перше вчення отроків» по которому обучались во всех школах Росси и Украины.
Период казацкого времени охватывает вторую половину XVII-XVIII столетия и его часто еще называют период украинского барокко.
В конце XVIII столетия образование в школе достигло высокого уровня – существовало разделение между начальной школой в которой преподавали Закон Божий, письмо, математику. На левобережной (территория в составе России) были коллегии – закрытые средне образовательные школы с семи годовым периодом обучения. На правобережной Украине (в составе Польши) действовали униатские школы с шести годовым периодом обучения.
Основными образовательными
заведениями школьного
- казацкие школы (на Гетманщине), что давали начальное образование и дополнительно знания с юридических, исторических и социально-политических дисциплин;
- сечевые школы (на Запорожской сече), которые разделялись на два отдела: 1) обучались казаки, которые хотели стать дьяками, Паламарами; 2) обучались подростки (будущие казаки) грамматике, арифметике, геометрии, географии, астрономии, военному делу (военно-физическое воспитание, плавание, управление лодками), навигации, латинскому языку, риторике, пению.
- церковно-парафиальные школы, которые действовали при церквях в каждом населенном пункте, имели три класса, где изучали чтение, писание и церковное пение;
- монастырские школы, где готовили чтецов и певцов;
- дьяконские
школы (давли начальное
- профессиональные школы ремесел и искусств;
На протяжении двух столетий Запорожское казачество играло прогрессивную роль, готовили интеллектуальную элиту.
Первую школу было открыто на Запорожской Сече в 1576 г. на острове, созданного рекой Самарою та ее притоком Самарчуком. В 1602 г. – на Чертомлинской Сече. В 1754 г. открыто школу для подготовки военной старшины и военных канцеляристов, в 1771 г. – музыкальную школу.
После ликвидации Гетманщины (1764 г.) и Запорожской Сечи (1775 г.) было разрушено и систему учебно-воспитательных заведений: закрылись украинские школы, коллегиумы, запрещался украинский язык, постепенно забывалась культура и национальное мышление.
1.2 Период XVIII в. – 1905 г.
Этот период Украина была поделена на между двумя империями: Австро-Венгрией и Россией, что повлияло на развитие культуры, школы, педагогической мысли.
На российской территории Украины школьное образование строилось руководствуясь Валуивским циркуляром (1863 г.) и Эмским указом (1876 г.), которые ограничивали преподавание украинского языка, что привело к упадку украинской культуры. В условиях государственного террора национальное образование развивалось благодаря инициативе интеллигенции. Которая создавала просветительские братства. Программными требования одной из таких братств было провозглашено общую бесплатную и обязательную школу и культуру нации.
В развитии педагогической мысли начинают действовать новые подходы: гуманистический, общедемократический; этнографически-культурный и народный и др.
Активную деятельность в этот период проводили просветительские организации, которые работали над формированием национальной идеи, национального менталитета, развитием и сохранением украинской культуры. Украинские педагоги проводили активную деятельность по созданию украинских учебников для детей и взрослых. Приоритетными педагогическими идеями и ценностями в этот перил стали: украинский язык, патриотизм, народность, религиозно морально-эстетические идеи.
Авторитетным педагогом XIX века был Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он заложил основы научной педагогики и народной школы, первым поставил воспитание на научное объяснение, соединив педагогику с психологией м другими науками о человек.
Александр Васильевич Духнович (1803-1865) – педагог, организатор народной школы. Отстаивал позиции традиционного украинского просвещения, считая, что за счет расширения образования (как основа духовной жизни человека) можно значительно улучшить жизнь. Он – основатель заведения образования на Закарпатье, автор учебников для народных школ; разработчик учебных планов для 1-го и 2-го классов начальной школы.
В годы уменьшения
цензуры украинская педагогическая
мысль развивались через
Во второй половине XIX – в начале XX в. активную деятельность в области образования развернули земства. Они строили и удерживали на свои деньги школы. Земские школы лучше, чем другие, отвечали требованиям времени и способствовали развитию учеников. Через земства украинское общество старалось ускорить школьные реформы, влиять на образовательную политику власти.
Реакцией прогрессивных сил на низкий уровень письменности стало открытие в Киеве 1859 г. недельных школ для взрослых. Инициаторами этого дела были студенты Киевского университета, а также Михаил Драгоманов.
Представители украинского общества открывали и удерживали школы за свой счет. Одной из лучших частных гимназий считалась коллегия Павла Галагана, основана в Киеве в 1871 г. До коллегии, которая складывалась из старших классов, принимали способных учеников. В коллегии было создано нужные условия для обучения и всеобщего развития учеников. Воспитанники коллегии официально изучали украинский фольклор.
Начало XIX в. отличался созданием Министерства народного просвещения (Россия) и принятием законодательных актов, направленных на унификацию заведений образований. На территории Украины действовало два учебных округа – Харьковский и Виленский. Система образования складывалась с четырех типов учебных заведений:
- парафиальны школы (училища) – термин обучения один год – преподавали религиозное воспитание, чтение, письмо, математику, ведомости из книги «Краткое наставление о сельском домоводстве»;
-училища – период обучения 2 года – изучалось 17 предметов: Закон Божий, книга «о должностях человека и гражданина», российская грамматика, каллиграфия, история, арифметика, начальные знания с физики, природазнавство, теория коммерции и рисование;
- гимназии –
период обучения 4 года – изучали
25 дисциплин: латинский,
- университеты – высшие учебные заведения.
Школы Виленского
округа работали по отдельному Уставу,
который определял такие
В начале XX веке поветовые училищ было открыто в Полтаве, Нежине, Охтырце, Сумах, Чернигов, Житомир, Умани и др. Гимназии действовали в Новгороде-Северском, Харькове, Катеринославе, Полтаве, Симферополе, Херсоне и др.
В 1826 году утверждается новый устав гимназии и училищ, подчиненных университетам. Заведениями образования официально утверждены такие:
В 1865 г. в Надднепрянской Украине действовало около 1320 разных школ, которые охватывали 0,53% населения. Одновременно XIX в. с наростаючими темпами технического прогресса и промышленной революцией засвидетельствовало, что уровень образования не соответствует времени.
Украинские демократы в конце 1850-х годов увидели в организации недельных школ для взрослых с преподавание украинского и русского языка. Известно, что в написании учебников взяли участие Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш и др. Но российская власть закрывала эти школы (1862), а издание учебников украинским языком было запрещено (1863 г.). Начальные школы – школы грамоты и трехлетние парафиальные школы, качество обучения в которых зависело от образованности и широко мировоззрения парафиального священника, который управлял школой, и учителя, которые учили светским дисциплинам. Учебный процесс церковно-перафиальных школ предусматривал чтение на религиозно-материальные темы с пением, садоводство и домохозяйство.
Василь Липковский,
активный строитель церковно-
В школах произошли изменения с Уставом гимназии и прогимназии Министерства народного образования (1864 г.). Согласно Уставу, создавались отдельно мужские и женские реальные и классические гимназии с семи годовым периодом обучения. Если не было гимназий, образовывались классические и реальные прогимназии с 4-годовым периодом обучения. В обоих типах гимназий изучали одинаковый объем Закон Божий, русский, церковно-славянский языки и словесность, историю, географию, по желанию – пению, гимнастику. В реальных гимназиях изучали математику, природоведение, химию, физику, немецкий, французский языки, рисование, черчение. Устав закреплялось введение формы для учеников, создание библиотек, кабинет физики, химических лабораторий, обеспечение пособиями, музыкальными инструментами и нотами, официально запрещались телесные наказания.
Согласно Уставу 1871 г., все мужские гимназии было переделано на семи классные гимназии с 8-годовым периодом обучения, в которых изучали Закон Божий, русский язык с церковно-славянской и словесностью, основы логики, латинский и греческий языки, математику, математическую географию, физику с природоведением, историю, немецкий и французский языки, по желанию – черчение, рисование, музыку и танцы. Жизнь учеников четко регламентировалось «Правилами для учеников гимназий», «Правилами про стягнення».
С 1887 г. запрещалось
принимать в гимназию детей простого
народа. Устав 1871 г. с незначительными
изменениями регламентировал
Что до женского образования, с середины XIX века начинают открывать среди школ для девушек:
Информация о работе История становления и развития Украинской школы