История становления и развития Украинской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Обращение к истории развития образования и школы дает возможность проанализировать наследие современности, достижение образования. Школа на протяжении своей исторической ретроспективности стала питательной средой для формирования национальной идеи и осознания национальной идентичности. Академик Василий Кремень указывает: «Особенностью воплощения национальной идеи в образование предполагает то, что она «оживляет» прагматизм устойчивого, догматизм знаний и существование. Результатом такого влияния является идеализация окультуривания мира человека, что делает духовным «производство», которым занимается образование, производство человеческой души».

Файлы: 1 файл

Памятники письменности и исследования историков свидетельствуют.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

- учебный год делился на четыре кварталы;

- провидение  занятий с сентября по июнь;

- разделение  утренних и вечерних занятий;

- домашние задание;

- проверка материала,  который изучался на протяжении  недели, в субботу до обеда;  после обеда – изучение арифметики, астрономии, церковное пение;

- провидение  морально-учебных бесед;

- обязательное  посещение занятий.

В братских школах активно использовались такие методы обучения, как обьяснение, беседа, самостоятельная  работа, повторение, диспут, общие обучение.

В конце XVII столетия открывались частные школы в городах Туров, Владимир на Волыни, Острог, основателем и меценатором которых был князь Константин Островский.  Наиболее известной стала Островская школа (коллегия), организация учебного процесса этой школы стала образцом для создания учебных заведений такого типа в Украине. Изучали в таких школах три языка (славянский, греческий, латинский) и семь свободных искусств.

Данные образовательные  заведения да ли Украине и миру известных просветителей, духовных и светских деятелей. Так, среди выпускников  и преподавателей школ известны Стефан и Лаврентий Зизаньев, Кирилла Ставровецкого, Ивана Борецкого, Памбо Беринду, Сильвестра Косова, Лазаря Барановича, Ивана Выговского, Иннокентия Гизеля, Герасима Смотрицкого и других.

Памбо Беринда (1555(60)-1632) преподавал в Львовской братской школе, используя работы украинских просветителей, грамматику, букварь. Его работа педагогического содержания «Лексикон» стала первым толковым словарем украинской терминологии.

Литературно-полемические работы Мелетея Смотрицкого (1572-1633)было направлено на защиту национальной культуры, традиций, языка. Преподавая в братских школах, а также в Киевской, которую со временем возглавил, получил большой авторитет среди украинского образованного патриотического населения.

Великим подвижником  был киевский митрополит Петро Могила (1597-1647) – основатель Лаврской школы  при Киево-Печерской  Лавре, проректор Киево-Могилянской коллегии.

Известным представителем периода Просвещения в Украине  был Григорий Савич Сковорода (1722-1794) – представитель идеи гуманизма, просвещения, традиций национальной педагогики; впервые в истории украинской педагогической мысли выдвинул идею природного воспитания; основал идею народного воспитания, основой которого является служение трудовому народу.

Феофан Прокопович (1581-1626) – ученый, гуманист, просветитель, педагог, философ, писатель, общественный деятель. Воспитанник и преподаватель  Киево-Могилянской коллегии отстаивал  необходимость формирования высокообразованную, духовно богатую молодежь; автор букваря «Перше вчення отроків» по которому обучались во всех школах Росси и Украины.

Период казацкого  времени охватывает вторую половину XVII-XVIII столетия и его часто еще  называют период украинского барокко.

В конце XVIII столетия образование в школе достигло высокого уровня – существовало разделение между начальной школой в которой преподавали Закон Божий, письмо, математику. На левобережной (территория в составе России) были коллегии – закрытые средне образовательные школы с семи годовым периодом обучения. На правобережной Украине (в составе Польши) действовали униатские школы с шести годовым периодом обучения.

Основными образовательными заведениями школьного образования  являются:

- казацкие школы  (на Гетманщине), что давали начальное образование и дополнительно знания с юридических, исторических и социально-политических дисциплин;

- сечевые   школы (на Запорожской сече), которые  разделялись на два отдела: 1) обучались  казаки, которые хотели стать  дьяками,  Паламарами; 2) обучались  подростки (будущие казаки) грамматике, арифметике, геометрии, географии, астрономии, военному делу (военно-физическое воспитание, плавание, управление лодками), навигации, латинскому языку, риторике, пению.

- церковно-парафиальные  школы, которые действовали при церквях в каждом населенном пункте, имели три класса, где изучали чтение, писание и церковное пение;

- монастырские  школы, где готовили чтецов  и певцов;

- дьяконские  школы (давли начальное образование,  дети изучали старославянскую  и русский (украинский) языки, Закон Божий, математику, письмо, церковному пению).

- профессиональные школы ремесел и искусств;

 На протяжении двух столетий Запорожское казачество играло прогрессивную роль, готовили интеллектуальную элиту.

Первую школу  было открыто на Запорожской Сече в 1576 г. на острове, созданного рекой Самарою та ее притоком Самарчуком. В 1602 г. – на Чертомлинской Сече. В 1754 г. открыто школу для подготовки военной старшины и военных канцеляристов, в 1771 г. – музыкальную школу.

После ликвидации Гетманщины (1764 г.) и Запорожской Сечи (1775 г.) было разрушено и систему учебно-воспитательных заведений: закрылись украинские школы, коллегиумы, запрещался украинский язык, постепенно забывалась культура и национальное мышление.

 

1.2 Период  XVIII в. – 1905 г.

Этот период Украина была поделена на между двумя империями: Австро-Венгрией и Россией, что повлияло на развитие культуры, школы, педагогической мысли.  

На российской территории Украины школьное образование  строилось руководствуясь Валуивским циркуляром (1863 г.) и Эмским указом (1876 г.), которые ограничивали преподавание украинского языка, что привело к упадку украинской культуры. В условиях государственного террора национальное образование развивалось благодаря инициативе интеллигенции. Которая создавала просветительские  братства. Программными требования одной из таких братств было провозглашено общую бесплатную и обязательную школу и культуру нации.

В развитии педагогической мысли начинают действовать новые  подходы: гуманистический, общедемократический; этнографически-культурный и народный и др.

Активную деятельность в этот период проводили просветительские организации, которые работали над  формированием национальной идеи, национального  менталитета, развитием и сохранением украинской культуры. Украинские педагоги проводили активную деятельность по созданию украинских учебников для детей и взрослых. Приоритетными педагогическими идеями и ценностями в этот перил стали: украинский язык, патриотизм, народность, религиозно морально-эстетические идеи.

Авторитетным педагогом XIX века был Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он заложил основы научной педагогики и народной школы, первым поставил воспитание на научное объяснение, соединив педагогику с психологией м другими науками о человек.

Александр Васильевич Духнович (1803-1865) – педагог, организатор народной школы. Отстаивал позиции традиционного украинского просвещения, считая, что за счет расширения  образования (как основа духовной жизни человека) можно значительно улучшить жизнь. Он – основатель заведения образования на Закарпатье, автор учебников для народных школ; разработчик учебных планов для 1-го и 2-го классов начальной школы.

В годы уменьшения цензуры украинская педагогическая мысль развивались через создание учебников. Так, в XIX в. вышли в свет «Буквар Южноруський» Т. Шевченко,   «Граматика» П. Куліша, «Граматика» Т. Лубенця,  «Українська граматика» І. Деркача, «Українська абетка» М. Гатцука, «Арихметика» Д. Мороза, «Арифметика або щотниця » О. Коницкого и др.

Во второй половине XIX – в начале XX в. активную деятельность в области образования  развернули земства. Они строили и удерживали на свои деньги школы. Земские школы лучше, чем другие, отвечали требованиям времени и способствовали развитию учеников. Через земства украинское общество старалось ускорить школьные реформы, влиять на образовательную политику власти.

Реакцией прогрессивных  сил на низкий уровень письменности стало открытие в Киеве 1859 г. недельных  школ для взрослых. Инициаторами этого  дела были студенты Киевского университета, а также Михаил Драгоманов. 

Представители украинского общества открывали  и удерживали школы за свой счет. Одной из лучших частных гимназий считалась коллегия Павла Галагана, основана в Киеве в 1871 г. До коллегии, которая складывалась из старших классов, принимали способных учеников. В коллегии было создано нужные условия для обучения и всеобщего развития учеников. Воспитанники коллегии официально изучали украинский фольклор.

Начало XIX в. отличался  созданием Министерства народного  просвещения (Россия) и принятием законодательных актов, направленных на унификацию заведений образований. На территории Украины действовало два учебных округа – Харьковский и Виленский. Система образования складывалась с четырех типов учебных заведений: 

- парафиальны  школы (училища) – термин обучения один год – преподавали религиозное воспитание, чтение, письмо, математику, ведомости из книги «Краткое наставление о сельском домоводстве»;

-училища –  период обучения 2 года – изучалось  17 предметов: Закон Божий, книга  «о должностях человека и гражданина», российская грамматика, каллиграфия, история, арифметика, начальные знания с физики, природазнавство, теория коммерции и рисование;

- гимназии –  период обучения 4 года – изучали  25 дисциплин: латинский, немецкий, французский языки, географию, историю, статистику, философию, политические науки, математику, теорию коммерции, рисование;

- университеты  – высшие учебные заведения.

Школы Виленского округа работали по отдельному Уставу, который определял такие заведения  образования:

  • парафеальные школы – женские и мужские для детей, небогатых дворян, ремесленников: 1) малые парафиальные школы – период обучения 2 года – изучали чтение, письмо, Закон Божий, мораль, арифметика; 2) великие парафиальные школы – период обучения 4 года – изучали чтение, письмо, Закон Божий, мораль, арифметика, практическая механика, природоведение, садоводство; в женских школах изучали молочно хозяйство, шитье, домашнее хозяйство. Преподавалось все на польском, а русский изучался как отдельная дисциплина (до  1830 -31 гг.);
  • поветовые школы – период обучения 3 года (3 класса) – для детей купцов, мещан, мелких служащих;
  • гимназии – 6 классов (2 нижних класса приравнивались к поветовым школам).

В начале XX веке поветовые училищ было открыто в Полтаве, Нежине, Охтырце, Сумах, Чернигов, Житомир, Умани и др. Гимназии действовали в Новгороде-Северском,  Харькове, Катеринославе, Полтаве, Симферополе, Херсоне и др.

В 1826 году утверждается новый  устав гимназии и училищ, подчиненных университетам. Заведениями образования официально утверждены такие:

  1. парафеальные школы (училища) – период обучения 1-2 года – только для  бедных, принимали мальчиков и девочек 8 – 11 лет; изучали чтение, религию, церковные книги, каллиграфию и др.
  2. поветовые школы (училища) – период обучения 3 года – для детей купцов, ремесленников; изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, математику, географию, историю, рисование, черчение. С учебного плана убрали природоведение,  физику, технологии;
  3. гимназии – период обучения 7 лет – для детей дворян и ченовников; вместо политической экономии, коммерческих наук, философию и природоведение было введено в Закон Божий, священную и церковную историю, логику, русккий язык и словесность, греческий язык.

В 1865 г. в Надднепрянской  Украине действовало около 1320 разных школ, которые охватывали 0,53% населения. Одновременно XIX в. с наростаючими темпами технического прогресса и промышленной революцией засвидетельствовало, что уровень образования не соответствует времени.

Украинские  демократы в конце 1850-х годов  увидели в организации недельных школ для взрослых с преподавание украинского и русского языка. Известно, что в написании учебников взяли участие Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш и др. Но российская власть закрывала эти школы (1862), а издание учебников украинским языком было запрещено (1863 г.). Начальные   школы – школы грамоты и трехлетние парафиальные школы, качество обучения в которых зависело от образованности и широко мировоззрения парафиального священника, который управлял школой, и учителя, которые учили светским дисциплинам. Учебный процесс церковно-перафиальных  школ предусматривал чтение на религиозно-материальные темы с пением, садоводство и домохозяйство.

Василь Липковский, активный строитель церковно-парафиальной учебного образования, заботился, что  бы ученики могли со временем стать  наставниками селян введении сельского  хозяйства. Он не один раз выступал  на страницах «Киевских епархиальных ведомостей» с статьями на школьную проблематику.

В школах произошли  изменения с Уставом гимназии и прогимназии Министерства народного образования (1864 г.). Согласно Уставу, создавались отдельно мужские и женские реальные и классические гимназии с семи годовым периодом обучения. Если не было гимназий, образовывались классические и реальные прогимназии с 4-годовым периодом обучения. В обоих типах гимназий изучали одинаковый объем Закон Божий, русский, церковно-славянский языки и словесность, историю, географию, по желанию – пению, гимнастику. В реальных гимназиях изучали математику, природоведение, химию, физику, немецкий, французский языки, рисование, черчение. Устав закреплялось введение формы для учеников, создание библиотек, кабинет физики, химических лабораторий, обеспечение пособиями, музыкальными инструментами и нотами, официально запрещались телесные наказания.

Согласно Уставу 1871 г., все мужские гимназии было переделано на семи классные гимназии с 8-годовым периодом обучения, в  которых изучали Закон Божий, русский язык с церковно-славянской и словесностью, основы логики, латинский и греческий языки, математику, математическую географию, физику с природоведением, историю, немецкий и французский языки, по желанию – черчение, рисование, музыку и танцы. Жизнь учеников четко регламентировалось «Правилами для учеников гимназий», «Правилами про стягнення».

С 1887 г. запрещалось  принимать в гимназию детей простого народа. Устав 1871 г. с незначительными  изменениями регламентировал работу гимназии до 1917г.

Что до женского образования, с середины XIX века начинают открывать среди школ для девушек:

  • женские прогимназии и гимназии с восьми годовым периодом обучения – 8-й класс имел специальное задание: подготовка учительниц и домашних воспитателей;
  • женские епархиальные школы с семи годовым периодом обучения, открыты духовным ведомствам;
  • гимназии ведомства императрицы Марии.

Информация о работе История становления и развития Украинской школы