Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:37, научная работа
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать изменения монетарной политики после явления «Великой рецессии» в экономике.
Для того, чтобы реализовать эту цель в этой работе, необходимо решить следующие задачи:
1. Обсудить теоретические основы монетаризма.
1.1 Рассмотреть количественную теорию денег.
1.2. Кейнсианская теория спроса на деньги.
1.3. Рассмотреть учение Милтона Фридмана.
2. Рассмотреть монетарную политику государств до «Великой рецессии».
2.1. Проанализировать тенденции монетарной политики до «Великой рецессии».
2.2. Описать основные способы проведения монетарной политики.
2.3. Описать модель предложения денег.
2.4. Проанализировать сущность оптимальной денежной политики.
2.5. Рассмотреть правило Тейлора.
3. Проанализировать причины «Великой рецессии» и проблемы, с которыми столкнулась экономика.
4. Описать изменения монетарной политики после «Великой рецессии».
Введение ................................................................................................................................ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРИЗМА............................................... 5
1.1. Количественная теория денег.........................................................................................5
1.2. Кейнсианская теория спроса на деньги.........................................................................6
1.3. Современная количественная теория Милтона Фридмана..........................................8
Глава 2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ ДО «ВЕЛИКОЙ РЕЦЕСИИ»....11
2.1. Тенденции монетарной политики до «Великой рецессии»..........................................11
2.2. Основные способы проведения монетарной политики...............................................12
2.3. Модель предложения денег............................................................................................13
2.4 Модель Манделла-Флеминга..........................................................................................14
2.5. Оптимальная денежная политика..................................................................................17
2.6. Правило Тейлора ............................................................................................................18
Глава 3. ПРИЧИНЫ И УРОКИ «ВЕЛИКОЙ РЕЦЕСИИ» ................................................20
Глава 4. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ «ВЕЛИКОЙ РЕЦЕССИИ» ..................24
4.1. Запланированный уровень инфляции...........................................................................24
4.2. Планирование уровня цен..............................................................................................25
4.3. Управление рисками и постепенное осуществление преобразований......................26
Заключение ............................................................................................................................28
Список использованной литературы ..................................................................................29
Анализируя причины хранения наличных денег у людей, Фридман, в отличие от Кейнса, не стал детально описывать каждую причину или мотив. Он предположил, что спрос на деньги, как и на любые другие активы, определяется одними и теми же факторами. Согласившись с Кейнсом в том, что люди стремятся держать денежные остатков в реальном выражении, М. Фридман вывел свою функцию спроса на деньги. Она выглядит так:
где – спрос на реальные денежные остатки, – мера богатства по Фридману, так называемый перманентный доход (ожидаемый средний долгосрочный доход) rb – ожидаемая доходность облигаций, re – ожидаемая доходность обыкновенных акций, rm – ожидаемая доходность денег. Знаки показывают, какая зависимость существует между спросом на деньги и соответствующими переменными. Прямая (+), обратная (-).
Далее факторы спроса на деньги будут рассмотрены более детально. Благосостояние и спрос на активы имеют прямую зависимость друг от друга. Из этого следует, что спрос на деньги и перманентный дохода, который является мерой богатства по Фридману, прямопропорциональны. Поскольку изменения текущего дохода имеют временный характер, то перманентный доход в краткосрочном периоде меняется значительно меньше чем текущий, или вообще не меняется. Например, в период экономического подъема доходы растут быстро, но это явление временное, и средний долгосрочный доход изменяется незначительно. При колебании экономики в краткосрочном периоде, спрос на деньги не сильно изменяется.
На ожидаемую доходность денег влияют всего два фактора: объем банковских услуг по депозитам1, входящим в состав денежной массы (при увеличении объема таких услуг ожидаемая доходность денег возрастает) и сумма процентных выплат по счётам (Зависимость опять-таки прямая).
Выражение – это разность между ожидаемыми доходностями благ и денег. Ожидаемая доходность благ – это ожидаемая норма прироста капитала вследствие роста цен, она равна ожидаемому темпу инфляции. При увеличении этого выражения доходность благ по сравнению с доходностью денег возрастает, и, очевидно, что спрос на деньги падает.
Фридман не согласен с Кейнсом и считает, что изменение ставки процента не влияет на спрос на деньги. Он считал, что изменение процентной ставки незначительно влияет на мотивы приобретения денег населением. Следовательно, в теории Фридмана спрос на деньги по сути зависит только от перманентного дохода и уравнение спроса на деньги можно приближенно записать в виде2:
Вторая особенность функции спроса на деньги Фридмана – это её стабильность. Отношение между Y и Yp легко спрогнозировать, поэтому из стабильности функции спроса на деньги следует предсказуемость скорости денежного обращения. Даже если скорость денежного обращения не считать постоянной, денежная масса остаётся, как и в количественный теории денег, главным фактором номинального дохода:
Следовательно, теория спроса на деньги Фридмана подтверждает выводы количественный теории о влиянии денежной массы на совокупные расходы.
Рассмотрев существующие модели теории спроса на деньги, можно понять, какое предложение денег необходимо обеспечить на рынке, чтобы там было равновесие. В следующей главе мы рассмотрим, как правительства обеспечивают равновесие на денежном рынке, проводя монетарную политику, как они делали это до 2007 года, и как собираются изменить свое поведение после кризиса.
Глава 2. Монетарная политика государств до «Великой рецессии»
2.1. Тенденции монетарной политики до «Великой рецессии»
Вообще-то говоря, политика любого ЦБ направлена на достижение следующих целей: высокого уровня занятости, экономического роста, стабильности цен, стабильности процентных ставок, стабильности финансовых и валютных рынков.
А) Высокий уровень занятости. Правительство обязано обеспечивать высокий уровень занятости при стабильности цен, потому что безработица ведет к социальной деградации (падение благосостояния общества, повышение преступности и т.д.). Во-вторых, при высоком уровне безработицы в экономике наблюдается большое количество свободной рабочей силы, и бездействующих производственных мощностей, что приводит к сокращению ВВП.
Определим понятие полной занятости. Сразу надо сказать, что полная занятость – это не ситуация, когда уровень безработицы равен нулю. Такое определение не учитывает фрикционную и структурную безработицу. В свою очередь фрикционная безработица полезна для экономики, так как повышает конкуренцию на рынке труда, но структурная безработица нежелательна для экономики. Следует заметить, что монетарная политика может повлиять на последнюю лишь незначительно.
Следовательно, высокий уровень занятости в экономике не означает, что уровень безработицы равен нулю. Стратегическая цель монетарной политики – достижение естественного уровня безработицы, предполагающего полную занятость, то есть равенство спроса и предложения на рынке труда.
Естественный уровень безработицы больше нуля. Но определение ее уровня – очень сложная задача. В некоторых случаях уровень безработицы слишком высок. Например, уровень безработицы свыше 20% в годы Великой Депрессии был очень высоким. С другой стороны, в начале 1960-х годов политики стремились удерживать уровень безработицы в пределах 4%. По-видимому, заданное значение было слишком мало, так как попытки столь резкого снижения уровня безработицы привели к всплеску инфляции.
Б) Экономический рост. Высокий уровень занятости также очень важен для обеспечения стабильного экономического роста. Это связано с тем, что фирмы при низком уровне безработицы начинают больше инвестировать в новое оборудование, чтобы увеличить объемы производства. Однако роль государства в обеспечении экономического роста не следует недооценивать. Политика может быть направлена на повышение инвестиционной активности фирм. Она называется стимулирующей и включает в себя установление льгот фирмам, инвестирующим в новое оборудование.
В) Стабильность цен. Высокая инфляция ведет к социальным и экономическим издержкам. В связи с этим стабильность цен рассматривается как важнейшая стратегическая цель монетарной политики. Ценовая стабильность важна, так как рост уровня цен служит источником неопределённости и может препятствовать экономическому росту. Инфляция мешает планировать будущее. Например, в случае инфляции тяжело определить, какую сумму придется заплатить за тот или иной товар или услугу, что может привести к разного рода социальным потрясениям. Деятельность, связанная с денежной политикой, призванная обеспечить стабильность цен, называется таргетированием инфляции. Она сочетает обязательство удерживать уровень инфляции в определенных рамках в среднесрочной перспективе, одновременно позволяя гибко реагировать на экономические шоки по мере необходимости, чтобы сглаживать отклонения производительности экономики от своего потенциального уровня, или уровня «полной занятости», а также установление ВВП на естественном для него уровне в краткосрочном периоде.
Одни банки непосредственно называют уровень инфляции, на поддержание которого нацелена их деятельность, а другие этого не делают.
Г) Стабильность процентных ставок, финансовых и валютных рынков. Колебания процентных ставок могут привести экономику к состоянию неопределенности. Особенно их колебания влияют на деятельность финансовых учреждений. Рост процентных ставок влечет за собой большие потери капитала по долгосрочным облигациям, что может привести к банкротству финансовых учреждений, владеющих такими облигациями. В свою очередь, кризис в финансовой системе значительно снижает экономическую активность, т.к. финансовые рынки теряют возможность предоставлять людям средства.
Ну и наконец, стабильность на валютном рынке позволяет с уверенностью проводить экономическую деятельность за рубежом, что очень важно в условиях развивающейся мировой торговли.
2.2. Основные способы проведения монетарной политики
Денежный рынок всегда стремится к равновесию. Это достигается равенством спроса и предложения.
Агентами, предъявляющими спрос на деньги, являются все субъекты, вовлечённые в экономическую деятельность, что связано с уникальными свойствами денег, перечисленными в предыдущей главе. Однако кто обеспечивает предложение денег?
Процесс создания денежной массы определяется поведением и взаимодействием четырех участников:
1) Центральный банк – государственный орган, управляющий банковской системой и отвечающий за проведение монетарной политики. Он играет самую важную роль, потому что в процессе создания денежной массы изменяются показатели ЦБ (его активы и пассивы). 2) Депозитные учреждения – финансовые посредники, принимающие вклады от населения и организаций и предоставляющие ссуды. К ним относятся коммерческие банки, ссудно-сберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки и кредитные союзы.
3) Вкладчики – граждане и организации, имеющие депозиты.
4) Заемщики – граждане и организации, получающие ссуды депозитных учреждений или выпускающие облигации, приобретенные депозитными учреждениями.
На практике регулирование предложения денег ЦБ осуществляется посредством изменения либо денежной базы3, либо нормы резервирования депозитов4. ЦБ используют три инструмента: операции на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и изменение учетной ставки процента.
Покупка и продажа ЦБ государственных облигаций – это операции на открытом рынке. Рост предложения денег достигается за счет денег, выпущенных в обращение при покупке облигаций у населения, а его сокращение – за счет изъятия денег из обращения при продаже облигаций. Самый распространённый инструмент монетарной политики, применяемый ЦБ – операции на открытом рынке.
Резервные требования представляют собой минимальную норму резервирования депозитов, устанавливаемую ЦБ для коммерческих банков. Когда увеличивается норма обязательных резервов, уменьшается значение денежного мультипликатора и сокращается предложение денег. Этот инструмент экономической политики ЦБ применяет в редких случаях.
Учетная ставка процента – это ставка, под которую ЦБ предоставляет банкам кредиты. Банки прибегают к ее изменению, если их собственные средства для выполнения резервных требований недостаточны. Удешевление кредитов, то есть снижение учётной ставки, стимулирует банки к расширению объёмов заимствований у ЦБ через так называемое дисконтное окно5. Результатом является рост денежной базы и рост предложения денег.
2.3. Модель предложения денег
Данная модель иллюстрирует зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. Она раскрывает механизм воздействия политики ЦБ на предложение денег. Далее будет описана теоретическая часть данной модели.
Предложение денег определяется, как , где С – сумма наличных денег, а D – объём вкладов на текущих счетах. Сумма наличных денег рассчитывается через коэффициент депонирования , отражающий её зависимость от объема вкладов..
Подставлением этого выражения в первое уравнение, получается следующее равенство:
; => .
Значит, сумма денег на текущих счетах пропорциональна предложению денег. Денежная база B=C+R, С – сумма наличных денег, R – резервы. В свою очередь R=rr×D, где rr – доля вкладов, помещённых в резерв ЦБ коммерческими банками. Из этого следует, что
; => .
Следовательно, сумма средств на текущих счетах пропорциональна денежной базе. Сделаем вывод:
, где – денежный мультипликатор.
Итак, на каждую д.е. прироста денежной базы, приходится m д.е. предложения денег.
2.4. Модель Манделла-Флеминга
Модель Мандаелла-Флеминга состоит из трёх уравнений, которые будут приведены ниже. Но до этого необходимо рассмотреть модель совокупного спроса IS-LM. Её с одной стороны можно рассматривать, как модель, показывающую, что вызывает изменение дохода в краткосрочном периоде при фиксированном уровне цен, а с другой стороны – показывающую, что приводит к сдвигу кривой совокупного спроса. Как видно из названия – эта модель состоит из двух компонентов: кривой IS и кривой LM. Начнем с первой кривой.
IS отражает взаимоотношение между ставкой процента и уровнем дохода, которое возникает на рынке товаров и услуг. Она описывает комбинацию дохода Y и ставки процента r, удовлетворяющие уравнению, объединяющему основное макроэкономическое тождество для закрытой экономики, функцию потребления и инвестиционную функцию: Y=C(Y-T)+I(r)+G.
Кривая LM представляет собой взаимоотношение между ставкой процента и уровнем дохода, возникающее уже на денежном рынке. Она описывает комбинации дохода Y и ставки процента r, которое удовлетворяет условию равновесия денежного рынка: M/P=L(r,Y). Отметим, что лица, осуществляющие монетарную политику могут воздействовать именно на эту кривую.
Таким образом, когда имеются два уравнения рассматриваемой модели, можно вывести экономическое равновесие в модели IS-LM. Точкой данного равновесия будет точка пересечения кривой ISи LM.
Информация о работе Изменения монетарной политики после “Великой Рецессии”