Изучение финансовой стратегии БСЗ ЗАО «Атлант»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Важное направление  поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации  основных  фондов  и  других  расходов.

 

3.2 Экономическая  эффективность от мероприятий

 

Для принятия многих управленческих решений важно знать  не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и  причины, определяющие изменение рентабельности.

Сумма резерва  роста прибыли за счет увеличения объема продукции  рассчитывается  по  формуле 3.1.

 

                             

                                            (1.4)

 

где - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

Пi -плановая сумма прибыли на единицу  i-й продукции;

РП-количество дополнительно реализованной продукции  в  натуральных  единицах  измерения.

Если прибыль  рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется  по  формуле 3.2

 

                                                                       (3.2)

 

где PV - возможное увеличение объема реализованной продукции;

ПВ - фактическая валовая прибыль;

V - фактический объем реализованной продукции(выручка).

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции БСЗ ЗАО «Атлант» на 5%  в  следующем году.

Рассчитаем  резерв увеличения прибыли за 2010 год за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции БСЗ ЗАО «Атлант» по формуле 3.2

 

PV2010=355159 ∙ 5% = 17757,95 млн.руб.

П2010   =  20992 млн.руб.

V2010  =   355159 млн.руб.

 млн.руб.

Теперь рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2011 год за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции БСЗ ЗАО «Атлант» аналогичным способом.

PV2011 = 401088 ∙ 5% = 20054,4 млн.руб.

П2011   =   14558 млн.руб.

V2011   =   401088 млн.руб.

 млн.руб.

Таким образом, увеличив объем выпуска продукции  на 5% БСЗ ЗАО «Атлант» в 2010 году могло увеличить свою прибыль на 1049,6 млн.руб., а в 2011 году на 727,9 млн. руб.

Если анализу  прибыли предшествует анализ себестоимости  продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет  резерва  роста  прибыли  производится  по  формуле 3.3.

                                                              (3.3) где:

- резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости   продукции;

- возможное снижение затрат на рубль продукции;

V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый  период;

PV - возможное увеличение объема реализации продукции

Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за 2011 г. (фактически и по плану), представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Затраты  на  производство  и  реализацию  продукции фактически и по плану в БСЗ ЗАО «Атлант» за 2011г, млн.руб.

Статьи затрат

2011г

план

факт

Затраты на производство продукции:

   

в т.ч. материальные затраты

222544

232667

расходы на оплату труда

44301

44289

отчисления  на социальные нужды

17422

21559

амортизация основных средств

11972

11024

прочие затраты

15364

6488

ИТОГО

311603

316027


Примечание  – Источник: Приложение И

Изучив таблицу 3.1 можно сделать следующие выводы. В 2011 году затраты на производство продукции превысили сумму, определенную планом на 4424 млн.руб.

Для того, чтобы  затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции,  используя  формулу 3.4. Статьи затрат, пересчитанные на 1 рубль произведенной и реализованной продукции представлены таблицей 3.2.

 

                                                                                                    (3.4)

 

где - общая сумма затрат;

- объем товарной продукции  в ценах реализации.

Таблица 3.2 – Затраты, пересчитанные на 1 рубль товарной продукции фактически и по плану в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» за 2011г, млн.руб.

Статьи затрат

2011г

план

факт

Затраты на производство продукции:

   

в т.ч. материальные затраты

0,56

0,58

расходы на оплату труда

0,11

0,11

отчисления  на социальные нужды

0,04

0,05

амортизация основных средств

0,03

0,03

прочие затраты

0,04

0,02

ИТОГО

0,79

0,79


 

Как показывают данные таблицы 3.2, в 2008 году существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения расходов на материальные затраты  и отчислений на социальные нужды.

Возможное снижение затрат на рубль товарной продукции в 2011 году можно рассчитать.

 

 Зв2011 = (0,58+0,05)-(0,56+0,04)= 0,03 руб.

 

Затраты на рубль товарной продукции в 2011 году     составили 0,79 руб. снижение этой суммы на 0,03 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за  счет  снижения  себестоимости по формуле 3.3.

 

= 0,03∙(401088+20054,4)= 12634,27 млн.руб.

 

Исходя из расчетов можно подвести итог, что в 2011 году резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения расходов на материальные затраты  и отчислений на социальные нужды составили 12634,27 млн.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важной составной  частью механизма управления финансовой деятельностью предприятия являются системы и методы ее анализа. Финансовый анализ представляет собой процесс  исследования финансового состояния  и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Управление  финансами предприятия включает в себя решение следующих основных задач:

• обеспечение предприятия необходимым количеством финансовых ресурсов;

• организация их эффективного использования. Обязательными условиями решения этих задач являются:

• во-первых, умение оценивать состояние финансов предприятия на заданный момент времени и понимание причин и факторов, под воздействием которых оно может измениться, т.е. необходимо уметь анализировать финансовое состояние предприятия и ставить залами по его совершенствованию.

• во-вторых, необходимо уметь из множества альтернативных решений, диктуемых интересами предприятия и признаваемых подходящими для данных условий, отбирать наиболее приемлемые, т.е. финансовое решение по возможности должно быть близким к наилучшему.

Отметим, что  все это можно сделать, обладая  лишь необходимой информацией и  знаниями, позволяющими оценивать вероятные  последствия рассматриваемых вариантов.  Финансовое состояние предприятия на данный момент времени является результатом, во-первых, предшествовавшего периода существования предприятия и, во-вторых, решений, принятых за отчетный период — год, квартал, месяц. Его можно характеризовать совокупностью параметров, отражающих потенциал предприятия и его использование. К ним относятся:

• размеры активов, которыми располагает предприятие, и их соответствие объемам производства и продаж;

• обеспеченность предприятия собственным капиталом и его зависимость от заемных источников финансирования;

• рентабельность предприятия, его способность генерировать прибыль, достаточную для покрытия затрат на поддержание своего потенциала;

• соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, показатели текущей ликвидности;

• поток наличности, его образование и использование и др.

Аналитические процедуры, выполняемые топ-менеджерами  и финансовыми менеджерами, весьма разнообразны. Вместе с тем в системе  финансового анализа есть один блок, знание процедур которого является обязательным практически для любого экономиста; этот блок — анализ финансового состояния субъекта хозяйствования. Элементы данного блока в той или иной комбинации, равно как и результаты анализа, входят в число основных аргументов при принятии весьма разнообразных управленческих решений как в отношении собственно предприятия, так и других субъектов хозяйствования, сегментов рынков, взаимоотношений с бюджетом, кредитными учреждениями и др.

Подобный анализ выполняется по данным публичной бухгалтерской отчетности и потому достаточно хорошо структурирован. Вместе с тем нередка ситуация, когда анализ выполняется бессистемно, например, рассчитываются какие-то аналитические коэффициенты, которые «аналитик» не в состоянии проинтерпретировать и с которыми не знает, что делать. Такая отчетность редко приводит к положительным результатам — нужна определенная система в проведении анализа.

В настоящее  время анализ финансового состояния  предприятия достаточно хорошо систематизирован, а его процедуры имеют унифицированный характер и проводятся, по сути, по единой методике практически во всех странах мира. Общая идея этого унифицированного подхода к анализу заключается в том, что умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает, по крайней мере, знание и понимание:

• места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения управления деятельностью предприятия;

• нормативных документов, регулирующих ее составление и представление;

• состава и содержания отчетности;

• методики ее чтения и анализа.

Сложность оценки финансового состояния предприятия  обусловлена отсутствием единого  показателя, по которому можно было бы судить о степени финансового  благополучия, его достаточности  или недостаточности.

Финансовое  состояние предприятия характеризуется комплексом показателей, которые часто противоречат друг другу, когда увеличение одного из них ведет к нежелательному снижению другого. Устойчивое финансовое состояние — это компромисс между различными показателями, при котором ликвидность, рентабельность, оборачиваемость и финансовая устойчивость находятся в разумных пределах.

Анализ финансового  состояния предприятия нацелен, прежде всего, на поиск этих пределов, выяснение того, насколько далеки угрозы финансового неблагополучия или даже банкротства (является ли оно нормальным, напряженным или критическим), какие финансовые последствия могут возникнуть в результате тех или иных хозяйственных решений, какие трудности могут ожидать предприятие в ближайшем будущем. Параллельно с этим дается оценка тому, насколько эффективным было управление предприятием в прошедшем отчетном периоде.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Акулов  В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: учеб. пособие/ В.Б. Акулов – Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. – 310 с.
  2. Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 304 с.
  3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 640 с.
  4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Волков, В.П. Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Волков, А.И.Ильин, В.И.Станкевич; под общ.ред. А.И.Ильина, В.П.Волкова. – Москва: Новое знание, 2004.- 672с.
  6. Головачев, А.С. Экономика предприятия. в 2 ч.: учебное пособие / А.С.Головачев. – Минск.: Выш.шк., 2008. – 447с.
  7. Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / Т.П.Елисеева. – Минск: Соврем.шк., 2007. – 944с.
  8. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие  / под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Соврем.шк., 2001. – 736 с.
  9. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2006.
  10. Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: учебное пособие для учащихся ССУЗов / Т.В.Карпей – Минск: Дизайн ПРО, 2004.  – 501с.
  11. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 224 с.
  12. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК. Учебник. / П. В. Лещиловской, Л. Ф. Догиль, В. С. Тонкович. - Минск: БГЭУ, 2001. –321с.
  13. Лобан Л. А. Экономика предприятия: пособие для подг. к экз./ Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта», 2002. – 142 с.
  14. Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ: учебное  пособие / Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э.  – Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 298с.
  15. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб.пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В.Гринцевич; под общ.ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719с.
  16. Раицкий К. А. Экономика предприятия: учебник/ К. А. Раицкий. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2003. – 1012 с.

Информация о работе Изучение финансовой стратегии БСЗ ЗАО «Атлант»