Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
Отличительной чертой экономических оценок является то, что при этом учитываются как расходы на конкретное лечебное действие, так и экономические последствия его проведения. Экономические исследования представляют также интерес для системы здравоохранения и общества в целом в связи с необходимостью: сдерживания роста затрат на здравоохранение; оценки общей стоимости разных методов лечения; профилактики и диагностики; выбора стратегически рациональных медицинских вмешательств и подходов к использованию бюджета; определения “социально-экономической стоимости выделенных денег”.
Введение 3
Глава 1. Эффективность деятельности медицинского учреждения 4
1.1 Системный подход к выделению процессов предприятия 5
1.2 Базовая методика управления процессом 8
Глава 2. Фармакоэкономические исследования деятельности ЛПУ и аптек 12
2.1 Социологическое исследование работников ЛПУ и аптек 12
2.2 Социальный портрет посетителя аптеки 22
Глава 3. Основные направления маркетинговых исследований эффективности и ассортимента лекарственных средств аптеки ООО”Бета Живика” города Среднеуральск 30
Заключение 37
Список литературы 39
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Факультет сокращенной подготовки
Кафедра экономики управления здравоохранением
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономика здравоохранения»
На тему: « Эффективность деятельности медицинского учреждения: сущность, оценка,
методы измерения. »
Исполнитель: студ. гр. ЭЗ-11-1 Учанеишвили И.Д.
Научный руководитель: к.э.н. Ошкордина А.А.
Екатеринбург 2012
Введение 3
Глава 1. Эффективность деятельности медицинского учреждения 4
1.1 Системный подход к выделению процессов предприятия 5
1.2 Базовая
методика управления процессом
Глава 2. Фармакоэкономические исследования деятельности ЛПУ и аптек 12
2.1 Социологическое исследование работников ЛПУ и аптек 12
2.2 Социальный портрет посетителя аптеки 22
Глава 3. Основные
направления маркетинговых
Заключение 37
Список литературы 39
Введение
В условиях рыночной экономики, когда на каждом уровне системы здравоохранения приходится планировать ограниченный бюджет, экономические исследования призваны решать вопросы, связанные с наиболее оптимальными путями использования имеющихся в наличии ресурсов, а также планировать дальнейшую политику их применения. С экономической точки зрения система здравоохранения включает процесс оказания медицинской и лекарственной помощи, состоящий из лекарственного обеспечения (ЛО), врачебного наблюдения, стационарной и амбулаторной помощи с обязательной оценкой результатов проводимого лечения [1].
Отличительной чертой экономических оценок является то, что при этом учитываются как расходы на конкретное лечебное действие, так и экономические последствия его проведения. Экономические исследования представляют также интерес для системы здравоохранения и общества в целом в связи с необходимостью: сдерживания роста затрат на здравоохранение; оценки общей стоимости разных методов лечения; профилактики и диагностики; выбора стратегически рациональных медицинских вмешательств и подходов к использованию бюджета; определения “социально-экономической стоимости выделенных денег”. Экономическая оценка – важный источник информации, способствующий принятию правильных управленческих решений предприятиями фармацевтической промышленности, лечебно-профилактическими организациями, а также конечными потребителями [1].
Целью данной работы является оценка эффективности деятельности медицинского учреждения.
Глава 1. Эффективность деятельности медицинского учреждения
Руководство компанией требует постоянного принятия решений по чрезвычайно широкому кругу вопросов: цели фирмы, пути их реализации, управленческие технологии, компетенции персонала, уровень затрат, ценовая политика. Эффективность управленческих решений во многом зависит от самого подхода к управлению организацией. Из всего многообразия управленческих подходов наиболее распространенными являются системный, ситуационный, директивный, процессный [1].
Если компания рассматривается как социотехническая организационная система из двух составляющих: внешней среды и внутренней структуры, представляющей собой совокупность подсистем: цехи, отделы и прочие структурные подразделения, призванные перерабатывать «вход» в «выход» для достижения поставленной цели, то это говорит о применении системного подхода в управлении [1].
Функционирование организаций, в том числе аптечных, зависит от целого ряда факторов: социокультурных, технологических, экономических, экологических, политических. Их состояние и соотношение в определенные временные интервалы различно. Существующая комбинация факторов может способствовать развитию предприятия, а может быть для него угрожающей [2]. Ситуационный подход в управлении организацией состоит в умении руководителя грамотно и адекватно оценивать возникшую ситуацию и определять ключевые параметры ее решения [1].
Принятие решений на основе
жесткой регламентации функций,
прав, обязанностей, нормативов, планов
и заданий, а также оперативное
руководство с применением
Дифференциация всей деятельности на отдельные взаимосогласованные процессы и постоянный контроль за ними для достижения максимальной эффективности деятельности организации предусматривает применение процессного подхода в управлении [1, 3].
В настоящее время
Для успешного функционирования
организация должна определить и
осуществлять менеджмент многочисленных
взаимосвязанных видов
1.1 Системный подход к выделению процессов предприятия
Любая организация в ходе достижения собственных целей включена в сотни различных процессов. Для всех коммерческих организаций существует определенная совокупность стандартных процессов: процесс управления, процесс закупок (сырья, материалов, услуг других организаций), процесс производства товаров и услуг, процесс сбыта. Таким образом, реализуется основная цель предприятия – получение прибыли [1].
Система процессов предприятия
может быть определена как совокупность
взаимосвязанных и
Применение для управления
деятельностью и ресурсами
• выявить процессы, необходимые для системы менеджмента и их применения внутри организации;
• определить последовательность этих процессов и их взаимосвязь;
• определить критерии и методы, необходимые для обеспечения уверенности в том, что как сами эти процессы, так и управление ими результативны;
• обеспечить уверенность в наличии ресурсов и информации, необходимых для поддержки хода реализации этих процессов и их мониторинга;
• наблюдать, измерять и осуществлять анализ этих процессов;
• реализовывать мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов [7].
В соответствии с методологией функционального моделирования (концепция IDEFO) иерархия процессов выглядит следующим образом [1]:
• стратегические процессы;
• ключевые процессы;
• процедуры;
• задания.
Процессы, являющиеся в деятельности предприятия основными (когда исключение любого из них влечет за собой не достижение общего
результата), а также процессы, более или менее общие для всех коммерческих организаций, называются стратегическими. Каждый стратегический процесс, в свою очередь, подразделяется на ключевые процессы. Например, управление организацией может делиться на управление ресурсами, управление персоналом, учет (бухгалтерский, налоговый, управленческий), финансовый менеджмент, юридическую экспертизу и сопровождение. Каждый ключевой процесс представляется в виде процедуры, описывающей выдвигаемые для него задания [1].
Процесс представляется в виде функциональных блоков, которые преобразуют входы в выходы при наличии необходимых ресурсов [3]. Это достигается путем привязки системы процессов к функциональным подразделениям предприятия [6] (рисунок 1).
Рис. 1.1 Система процессов предприятия
Привязка процессов к функциональным подразделениям позволяет однозначно определить границы процессов по входам и выходам, выполняемым функциям подразделений, взаимодействие процессов в рамках существующей системы предприятия, а также владельцев процессов, отвечающих за результативность и эффективность каждого из них [6].
1.2 Базовая методика управления процессом
Рассмотрим базовую методику управления процессом. На рисунке 2 показана концептуальная схема управления процессом, основанная на сформулированном выше определении этого понятия.
Рис. 1. 2 Концептуальная схема управления процессом
Бизнес-процесс имеет
входы и выходы. Управление процессом
осуществляет его владелец, имеющий
в своем распоряжении все необходимые
ресурсы: персонал, инфраструктуру, программное
и аппаратное обеспечение, информацию
о бизнес-процессе. Владелец управляет
ходом бизнес-процесса и несет
ответственность за его результаты
и эффективность. Таким образом,
в рассматриваемом понимании
процессного подхода к
На рисунке 3 представлена схема системы управления предприятием, построенная на основе рассматриваемой методики управления процессами [6].
Рис. 1.3 Схема системы управления предприятием, основанная на процессном подходе к управлению: ГД - генеральный директор, Р – руководитель, ВП - владелец процесса, А - средства выполнения бизнес-процесса: документация, регламентирующая ход процесса, Б - средства управления ресурсами процесса: документация, регламентирующая управление ресурсами.
Схема управления предприятием предполагает наличие следующих средств:
1 - получение оперативной управленческой информации о ходе процесса (записи в журналах; автоматизированные системы учета);
2 - анализ оперативной информации по процессу его владельцем (регламентирующие документы, содержащие регулировочные критерии
процесса; средства автоматизации, например, сигнализация об отклонениях процесса от нормального хода);
3 - разработка оперативных управленческих решений владельцем процесса, руководителем и генеральным директором (регламенты принятия типовых решений; документы, определяющие ответственность и полномочия владельца процесса, руководителя и генерального директора по принятию решений);
4 - ежемесячный (ежеквартальный) анализ процесса его владельцем и руководителем (регламентирующие документы, определяющие перечень показателей процесса, продукта и данных удовлетворенности клиентов; статистические методы анализа; программное обеспечение для анализа; формы отчетности);
5 - разработка мероприятий по улучшению процесса его владельцем и руководителем (регламентирующие документы, определяющие полномочия владельца процесса по разработке и выполнению мероприятий для его улучшения; типовые формы обоснования мероприятий; программные средства расчета экономической эффективности мероприятий, регламенты принятия решений);
6 - анализ оперативной информации об отклонениях в ходе процесса руководителем и генеральным директором (регламентирующие документы);
7 - анализ информации по выполнению бизнес-процессов предприятия генеральным директором (регламенты выполнения анализа процессов ГД);
8 - разработка мероприятий по улучшению бизнес-процессов и приведения их в соответствие стратегическим целям предприятия (регламенты стратегического анализа и планирования);
9 - анализ внешней среды [6].
Для аудиторов (внутренних или внешних) процесс, организация или деятельность, представленные в виде схем, позволяют очень быстро
идентифицировать возможные
отклонения в системе. Если четко
обозначить взаимосвязь процедур, это
позволит всем заинтересованным участникам
процесса увидеть и определить точки
соприкосновения, найти способы
эффективного функционирования. Таким
образом, становится легче понимать
друг друга и определять, избегая
двусмысленностей, процессы или порядок
действий, применяемый в рамках организационной
процедуры или рабочей
В настоящее время процессный подход используется для управления информационной работой аптеки в организации здравоохранения [3], при разработке фармакотерапевтических рекомендаций по применению лекарственных средств с целью повышения эффективности их использования [6], при разработке системы менеджмента качества в аптечной организации [7].
Применение процессного
подхода в управлении аптечной организацией
позволяет снизить издержки обращения,
повысить рентабельность и управляемость,
уменьшить влияние
Таким образом, современная теория менеджмента предполагает переход от управления, ориентированного только на финансовые показатели, к системному (интегрированному) управлению организациями. В стандартах серии ISO 9000 сделан акцент на процессный подход к организации и управлению работами, главная цель которого - избавиться от разобщенности, неэффективности и внутренних конфликтов, присущих многим функциональным иерархическим организациям. Перенос центра тяжести с функции на процесс интегрирует все действия (операции), предпринимаемые организацией для удовлетворения данного конкретного потребителя или данного сегмента рынка.