Эффективность деятельности медицинского учреждения: сущность, оценка, методы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Отличительной чертой экономических оценок является то, что при этом учитываются как расходы на конкретное лечебное действие, так и экономические последствия его проведения. Экономические исследования представляют также интерес для системы здравоохранения и общества в целом в связи с необходимостью: сдерживания роста затрат на здравоохранение; оценки общей стоимости разных методов лечения; профилактики и диагностики; выбора стратегически рациональных медицинских вмешательств и подходов к использованию бюджета; определения “социально-экономической стоимости выделенных денег”.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Эффективность деятельности медицинского учреждения 4
1.1 Системный подход к выделению процессов предприятия 5
1.2 Базовая методика управления процессом 8
Глава 2. Фармакоэкономические исследования деятельности ЛПУ и аптек 12
2.1 Социологическое исследование работников ЛПУ и аптек 12
2.2 Социальный портрет посетителя аптеки 22
Глава 3. Основные направления маркетинговых исследований эффективности и ассортимента лекарственных средств аптеки ООО”Бета Живика” города Среднеуральск 30
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Экономика здравоохранения..docx

— 851.32 Кб (Скачать файл)

Посетители аптек в 2011 году имели высшее (41%) или среднее специальное (36%) образование; опрошенные посетители, имеющие только общее среднее образование, составили 23%. В аналогичном периоде 2012 года доля посетителей с высшим образованием составила 49%, со средним специальным - 38%, а доля лиц, имеющих только среднее образование, уменьшилась до 13% (диаграмма 2.10).

Диаграмма 2.10 Уровень образования посетителей аптек.

На диаграмме 2.11 представлены данные оценки посетителями государственной аптеки своего семейного дохода. Как ни странно, показатели 2012 года незначительно отличаются от показателей 2011 года,

что говорит о стабильности финансового положения посетителей  аптеки. Наибольшая группа посетителей  – 33% в 2011 году и 38% в 2012 году – утверждали, что доход позволяет приобретать продукты и одежду; 24% в 2011 году и 19% в 2012 году могли позволить себе купить только продукты питания, 16% в 2011 и 14% в 2012 году могли себе позволить предметы длительного пользования. 9% опрошенным в 2011 и 8% в 2012 году дохода не хватало даже на самое необходимое. Лишь 6% посетителей в 2011 и 8% в 2012 году указали, что могут позволить себе дорогие вещи. Затруднялись с ответами соответственно 12% (2011 г.) и 13% (2012 г.) посетителей аптек (диаграмма 2.11).

Диаграмма 2.11 Оценка состояния семейного дохода посетителями государственных аптек.

Результаты изучения оценки посетителями семейного дохода указывают  на то, что наибольшим спросом в  аптеках будут пользоваться препараты  и товары средней и низкой ценовой  категории.

Состояние здоровья.

В отношении оценки собственного здоровья данные 2011 и 2012 гг. полностью совпадают: основная часть посетителей оценила его как среднее (52%) и плохое (15%), именно эта группа покупателей является, как правило, постоянными клиентами аптеки. 27% опрошенных оценивали свое здоровье как хорошее и лишь 6% посетителей поставили своему состоянию здоровья оценку «отлично», по-видимому, это случайные покупатели (диаграмма 2.12).

Диаграмма 2.12 Самооценка состояния здоровья посетителей аптек.

Поведенческие характеристики.

Анкетирование посетителей  показало, что как в 2011, так и в 2012 году в основном (соответственно 42% и 45%) посещали аптеки люди, живущие неподалеку от ее расположения. В 2011 году на втором месте были лица, работающие поблизости (25%); 24% опрошенных заходили в аптеку, поскольку делали покупки других товаров в районе аптеки. В 2012 году картина заметно изменилась: на втором месте с долей 29% оказались клиенты, делавшие покупки вблизи ее расположения; а доля работающих неподалеку уменьшилась с 25% до 8% от общего числа посетителей (диаграмма 2.13).

 

Покупательский  спрос.

По данным опроса основным покупательским спросом пользуются препараты безрецептурного отпуска: в 2011 году их доля составила 65% (именно на этот сегмент направлена основная часть мерчандайзинговых мероприятий), 17% в 2011 году составили препараты, отпускаемые по рецептам, и 18% – препараты льготного отпуска. Однако данные 2012 года вновь показывают нам на влияние кризиса, т. к. заметно упала доля безрецептурного сегмента спроса и выросла доля спроса препаратов, отпускаемых по льготе (диаграмма 2.14).

Диаграмма 2.14 Покупательский спрос в государственной аптеке.

В таблице 3.1 представлены факторы, влияющие на потребление лекарственных средств.

Таблица 3.1. Факторы, влияющие на потребление лекарственных средств

Характеристика  покупки.

На диаграмме 2.15 представлены данные относительно средней стоимости чека покупателей государственных аптек. Как в 2011, так и в 2012 году тратили на медикаменты и другие аптечные товары: до 100 рублей – 26% – 25% опрашиваемых, от 100 до 200 рублей – 28% – 24%, от 200 до 400 рублей – 29% – 28%, соответственно, что свидетельствует о необходимости введения в ассортимент аптек доступных по цене препаратов и товаров. Интересно, что доля покупателей, потративших в аптеке от 400 до 600 рублей, увеличилась в период развития финансового кризиса с 10 до 15%.

Диаграмма 2.15 Средняя стоимость чека покупателей.

Таким образом, среднестатистический клиент аптек  - это женщина в возрасте от 42 до 46 лет с высшим или средним специальным образованием, имеющая постоянную работу. Она проживает в районе расположения аптеки, делает покупки для себя и для членов своей семьи. Посещает аптеку не реже одного раза в месяц, тратит в ней в среднем от 100 до 400 рублей и является постоянным покупателем государственной аптеки. Финансовый кризис не меняет существенно портрет посетителя государственной аптеки, что прогнозирует стабильную ситуацию и благоприятный прогноз при условии поддержания основного контингента посетителей, увеличения товарооборота аптеки и привлечения новых групп покупателей.

 

 

Глава 3. Основные направления  маркетинговых исследований эффективности  и ассортимента лекарственных средств  аптеки ООО “ Бета Живика ” города Среднеуральск.

На мировом фармацевтическом рынке обращаются десятки тысяч наименований лекарственных средств, число которых постоянно увеличивается. При этом не менее 70% из них являются аналогами или второстепенными, малоэффективными лекарственными средствами или препаратами с нежелательными побочными действиями [1]. Многие лекарственные средства значительно дешевле по стоимости, но низкая стоимость малоэффективных лекарственных средств не может служить основанием для предпочтения высокоэффективному, но дорогостоящему лекарственному средству. Проведение маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств является необходимым условием разработки стратегии и тактики функционирования аптеки лечебно-профилактического учреждения. Для анализа ассортимента лекарственных средств в аптечных учреждениях, уровня обеспечения ими стационарных больных используются математические методы анализа [3, 4, 5].

Для формирования ассортиментной политики нами использована следующая схема проведения маркетинговых исследований лекарственных средств (рис. 3.1).

Указанные этапы маркетинговых  исследований основаны на постоянном системном анализе ассортимента лекарственных средств и перспектив его использования. Нами поэтапно проведен анализ ассортимента лекарственных средств, используемых в аптеке аптеки  ООО “ Бета Живика ” города Среднеуральск.

.

Проводился анализ данных 393 требований-накладных в аптеке по назначениям лекарственных средств.

Данные анализа позволили  установить, что для лечения больных  в первом полугодии 2012 г. применялись в среднем 217 наименований лекарственных средств из 64 фармакологических групп.

Рис. 3.1. Этапы проведения маркетинговых исследований лекарственных средств.

На первом этапе провели  выбор ассортимента лекарственных  средств, изучили возможные аспекты  номенклатуры лекарственных средств, установили производителей. Изучение ассортимента

лекарственных средств проводили на основе контент–анализа справочной литературы (рис. 3.2).

В результате контент-анализа  Государственного реестра и Регистра лекарственных средств России, справочника Видаля за 2012 г. установлен действующий ассортимент: зарегистрированных лекарственных средств — 11 250 наименований; соотношение отечественных и зарубежных лекарственных средств соответственно 39,7% и 60,3%. Данный анализ позволил получить полную характеристику ассортимента лекарственных средств, разрешенных к применению.

 

Рис. 3.2. Схема проведения контент–анализа по изучению ассортимента лекарственных средств.

На втором этапе методики анализа проводили расчет основных показателей ассортимента лекарственных  средств. Данные показатели являются относительными величинами, рассчитываются соответствующие коэффициенты.

1. Структура ассортимента  лекарственных средств.

(Cф) — характеризуется долей отдельных фармакотерапевтических групп в общем количестве наименований лекарственных средств, имеющихся в аптеке. Для оценки использовали коэффициент или %. Расчет производили по формуле:

или коэффициент 0,05

Аф — ассортимент лекарственных средств (количество наименований) в аптеке;

Аб — общее количество наименований лекарственных средств  в аптеке.

2. Широта номенклатуры  лекарственных средств оценивается количеством ассортиментных групп, подгрупп, видов товаров, где коэффициент (Кш) рассчитывали по формуле:

или коэффициент 0,67

аш — количество ассортиментных фармакотерапевтических групп лекарственных средств;

Аш– количество ассортиментных фармакотерапевтических групп лекарственных средств, представленных в общероссийском классификаторе продукции.

Полученные данные свидетельствуют  о достаточно широком ассортименте лекарственных средств, используемой в аптеке. Широта ассортимента позволяет практическим врачам назначать необходимый перечень лекарственных средств, обеспечивающих лечебный процесс.

3. Полнота (насыщенность) ассортимента анализируется на  уровне конкретного вида лекарственного средства и представляет собой количество подвидов, различных лекарственных форм данного вида. К подвидам относятся лекарственные формы: таблетки, драже, капсулы, растворы для инъекций, мази и т. д. Для оценки использовали относительный показатель — коэффициент полноты. Коэффициент полноты (насыщенность) ассортимента лекарственных средств рассчитывали по формуле (по седативным лекарственным средствам):

или коэффициент 0,43

ан – число товарных единиц лекарственных средств данного вида, представленных в аптеке;

Ан — число товарных единиц лекарственных средств данного вида, представленных в общероссийском классификаторе продукции.

4. Глубина товарной номенклатуры  представляет собой число вариантов предложений конкретного вида лекарственного средства (или разновидности дозировки одного вида), (Кr) — рассчитывали по формуле (по «Дицинону»):

аr — количество вариантов предложений конкретного вида лекарственного средства;

Аr — число вариантов предложений соответствующего вида лекарственного средства, представленных в общероссийском классификаторе продукции.

Показатели глубины ассортимента по остальным лекарственным средствам варьируют от 50% до 67%, или от 0,50 до 0,67.

5. Индекс обновления (Io) — это доля новых лекарственных средств, появившихся в аптеке в течение определенного периода времени. Данный показатель нами проанализирован по всему ассортименту лекарственных средств, предназначенных для отделений анестезиологии и реанимации. Новыми лекарственными средствами считали появившиеся на фармацевтическом рынке за последние 3-5 лет. Индекс обновления ассортимента за 2011 год рассчитывали по формуле:

m — количество наименований  новых лекарственных средств;

M — общее количество  используемых наименований лекарственных  средств.

Устойчивость ассортимента лекарственных средств определили степенью изменения количественных показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента.

Гармоничность ассортимента является качественным признаком, показывающим способность ассортимента обеспечивать рациональное использование лекарственных средств. Анализ показателей ассортимента лекарственных средств позволит:

    • ввести в ассортимент новые группы лекарственных средств;
    • расширить ассортимент лекарственных средств внутри фармакотерапевтической группы;
    • дополнить ассортимент лекарственных средств новыми видами лекарственных форм отдельных наименований;
    • исключить лекарственные средства, не пользующиеся спросом.

На третьем этапе методики анализа проводится тестирование ассортимента лекарственных средств — процесс определения качественных характеристик лекарственных средств на основе балльных оценок квалифицированных специалистов — врачей. Основным методом анализа лекарственных средств является социологический метод экспертных оценок — метод Дельфи. Метод представляет собой последовательно осуществляемые мероприятия, направленные на получение группового мнения по проблемам предпочтительного состава и структуры ассортимента лекарственных средств, оценки эффективности и конкурентоспособности лекарственных средств.

Согласованность мнений экспертов  считается хорошей, если коэффициент  вариации не превышает 25% [2]. Нами получены результаты коэффициента вариации, равные 21%.

Четвертый этап — формирование ассортиментной политики в аптеке. По результатам анализа ассортимента лекарственных средств выделили группы лекарственных средств, целесообразность которых в ассортименте аптеки должна быть продумана, обоснована и согласована со специалистами — врачами.

Таким образом, управление ассортиментом и создание оптимального ассортимента лекарственных средств являются важнейшим направлением работы аптеки. Установлено, что рациональный ассортимент лекарственных средств в аптеке способствует удовлетворению реально обоснованных потребностей для проведения лечебного процесса с учетом специфики форм заболеваний пациентов и посетителей аптеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Заключение

Потребность в ЛС для основного  состава населения не является постоянной и возникает только в период патологических изменений организма человека. Исключение составляет лишь определенный контингент больных, вынужденных из-за устойчивых патологических изменений функций и систем организма пожизненно или в течение длительного времени принимать ЛС (например, больные сахарным диабетом).

Особенностью потребления  ЛС является и то, что большая  часть ЛС не может быть выбрана самим больным, поскольку требует врачебного назначения с учетом характера заболеваемости и индивидуальных особенностей организма человека. Данные особенности необходимо учитывать при прогнозировании потребности в ЛС.

Информация о работе Эффективность деятельности медицинского учреждения: сущность, оценка, методы измерения