Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
Отличительной чертой экономических оценок является то, что при этом учитываются как расходы на конкретное лечебное действие, так и экономические последствия его проведения. Экономические исследования представляют также интерес для системы здравоохранения и общества в целом в связи с необходимостью: сдерживания роста затрат на здравоохранение; оценки общей стоимости разных методов лечения; профилактики и диагностики; выбора стратегически рациональных медицинских вмешательств и подходов к использованию бюджета; определения “социально-экономической стоимости выделенных денег”.
Введение 3
Глава 1. Эффективность деятельности медицинского учреждения 4
1.1 Системный подход к выделению процессов предприятия 5
1.2 Базовая методика управления процессом 8
Глава 2. Фармакоэкономические исследования деятельности ЛПУ и аптек 12
2.1 Социологическое исследование работников ЛПУ и аптек 12
2.2 Социальный портрет посетителя аптеки 22
Глава 3. Основные направления маркетинговых исследований эффективности и ассортимента лекарственных средств аптеки ООО”Бета Живика” города Среднеуральск 30
Заключение 37
Список литературы 39
Глава 2. Фармакоэкономические исследования деятельности ЛПУ и аптек.
Растущий ассортимент
ЛП, предлагаемых фармацевтическими
компаниями, появление новых медицинских
технологий, увеличение расходов государства
на лекарственное обеспечение
Факторами, обусловливающими потребность в разработке методологии фармакоэкономического управления лекарственной помощью на стационарной ступени лечения пациентов, являются:
– фармакоэкономические доказательные подходы, которые становятся частью процесса принятия решений не только на индивидуальном, но и управленческом уровне;
– фармакоэкономические исследования, необходимые, при объективизации выбора и применения стратегий фармакотерапии;
– необходимость ограничения неэффективного и неоправданно дорогого лечения и целенаправленное внедрение медикаментозных стратегий с реальным ресурсосберегающим потенциалом в рамках существующей формулярной системы;
– необходимость реструктуризации бюджета специализированных служб здравоохранения с выделением новых финансовых приоритетов в пользу улучшения лекарственного обеспечения населения [8].
2.1 Социологическое исследование работников ЛПУ и аптек
Поскольку проводилось выборочное
исследование, необходимо было изучить
репрезентативность выборочной совокупности
по отношению к признакам
где m - ошибка репрезентативности;
n - число наблюдений;
р - величина показателя;
q = (100 - р), при р, выраженном в %.
Для большинства медико-
Для того чтобы выборка была репрезентативной, необходимо определить достаточное число наблюдений n.
где n - необходимое число наблюдений,
t2 - критерий достоверности,
∆2 - предельная ошибка,
G2 -дисперсия (=pq=p(l-р)).
Когда литературных данных по изучаемому явлению недостаточно или они отсутствуют (частота использования должностей менеджеров по фармакоэкономике в штатном расписании лечебных учреждений), т.е. нет возможности вычислить показатель, принимают, что р = q = 50%, что дает максимально возможное произведение p-q = 2500, а t = 2.
Если принять ошибку показателя равной 5%, то п = (22-50-50)/ (2-5)2 = 100 наблюдений Таким образом, для достижения цели нашего исследования достаточно изучить 100 анкет. Учитывая то, что при анкетном методе исследования респонденты могли сознательно исказить ответ, не
понять вопрос или просто не ответить на ряд вопросов, то ошибка вполне может быть равна 5%.
Поэтому нами было изучены анкеты для врачей, работающих в ЛПУ, и анкеты для провизоров, фармацевтов, работающих в аптеках.
Для достижения сформулированной цели в работе использованы методы:
- социологический (анкетирование);
- математико-статистический;
- графический.
Анкеты, предлагаемые врачам, фармацевтам и провизорам, были разработаны специально для проведения настоящего исследования. Они состояли из 2 блоков: первый блок содержал в себе вопросы, относящиеся к персональным данным об эксперте (уровень образования, наличие ученой степени, стаж работы и занимаемая должность); второй блок – вопросы, касающиеся лекарственного обеспечения стационара.
Результаты анкетирования работников аптек и врачей стационаров:
По стажу работы респонденты распределились следующим образом: 1 место занимают работники аптек со стажем работы 11-20 лет (45%), 2 место занимают работники аптек со стажем работы 6-10 лет (30%), 3 место занимают работники аптек со стажем работы до 5 лет (13 %), 4 место занимают работники аптек со стажем работы более 20 лет (12%) (диаграмма 2.1).
Диаграмма 2.1 Распределение респондентов – работников аптек по стажу работы.
По результатам распределения второй группы опрашиваемых - врачей по занимаемым должностям и наличию учёной степени стало известно, что 57% врачей имеют учёную степень и 80% из них занимают руководящие должности (главный врач, заведующий отделением).
В анкете врачам предлагалось оценить ЛО стационарных пациентов: 86% оценивают ЛО как удовлетворительное, 8% оценивают ЛО как неудовлетворительное и 6% на данный вопрос ответить затрудняются (диаграмма 2.2).
Диаграмма 2.2 Оценка лекарственного обеспечения стационаров врачами.
При анализе данных о клиническом фармакологе были получены следующие сведения: 96% врачей считают наличие в штате стационара должности клинического фармаколога необходимым, и лишь 4% опрошенных врачей считают, что такой необходимости нет. Кроме того, 84% респондентов-врачей, работающих в стационарах, где есть клинический
фармаколог, ответили, что
они обсуждают вопросы
Установлено, что 28% респондентов-врачей считают, что назначение ЛП ограничивает совокупность факторов: стоимость, побочные эффекты, кратность применения, ЛП не входит в льготный список, в формулярный список, в стандарты лечения; 15% опрошенных врачей затрудняются назвать определенные факторы, ограничивающие назначение тех или иных ЛП; 12% респондентов считают, что назначение ЛП ограничивает стоимость; 10% респондентов считают, что назначение ЛП ограничивают стоимость ЛП и побочные эффекты.
Проанализировав данные о частоте замены ЛП при неудовлетворительных результатах лечения, стало известно, что: 65% анкетируемых считают, что неудовлетворительные результаты лечения требуют замены ЛП менее, чем в 10% случаев; 24% - в 10-20% случаев; 6% не смогли назвать причины, влияющие на неудовлетворительные результаты лечения; 5% считают, что неудовлетворительные результаты лечения требуют замены ЛП более, чем в 20% случаев (диаграмма 2.3).
Диаграмма 2.3 Частота замены ЛП при неудовлетворительных результатах лечения.
По мнению 97% респондентов, врачей стационара и работников аптек, необходима экономическая оценка стоимости фармакотерапии, 3% опрошенных считают, что такой необходимости нет.
Далее респондентам предлагалось определить, существует ли необходимость в менеджере по ФЭ и стоит ли вводить эту должность в штат стационара. 75% опрошенных считают, что менеджер по ФЭ в штате стационара необходим, а 25 % считают, что во внедрении данной должности в штат стационара нет необходимости.
На диаграмме 4 показаны результаты опроса 56% врачей, которые считают, что должность менеджера по ФЭ целесообразно внедрять в штат ЛПУ; 36% отметили, что должность менеджера по ФЭ целесообразно внедрять в штат аптеки.
Диаграмма 2.4 Целесообразность внедрение должности менеджера по фармакоэкономике.
Кроме того, врачам предлагалось определить образование, необходимое менеджеру по ФЭ: 43% респондентов отметили, что менеджер по ФЭ должен иметь фармацевтическое образование; 20 % считают, что менеджер по ФЭ может иметь как фармацевтическое, так и экономическое образование (диаграмма 2.5).
Диаграмма 2.5 Образование, необходимое менеджеру по ФЭ.
По результатам опроса врачей было установлено, что большинство респондентов (66%) считают, что при наличии менеджера по ФЭ лекарственное обеспечение улучшится.
По мнению большинства опрошенных врачей (60%), менеджер по ФЭ должен подчиняться главному врачу; 24% - директору аптеки; 4% считают, что менеджер по ФЭ должен подчиняться региональным органам управления здравоохранения.
Результаты анкетирования не всех работников аптек, а только лишь провизоров аптек:
По стажу работы респонденты распределились следующим образом: 1 место занимают провизоры со стажем работы 6-10 лет (54%), 2 место - 11-20 лет (36%), 3 место - со стажем работы до 5 лет (8 %), 4 место занимают провизоры со стажем работы более 20 лет (3%) (диаграмма 2.6).
Диаграмма 2.6 Распределение респондентов-провизоров по стажу работы по специальности.
По результатам распределения провизоров по занимаемым должностям и наличию учёной степени стало известно, что 5% провизоров имеют учёную степень и 56% занимают руководящие должности (директор аптеки, заместитель директора аптеки).
В анкете провизорам предлагалось
оценить лекарственное
Установлено, что 62% опрошенных провизоров не владеют знаниями о применении методик, используемых для определения потребности аптеки в ЛП, 25% ответили, что используется фармакоэкономический анализ, 13% ответили, что используется частотный анализ (диаграмма 2.7).
Диаграмма 2.7 Методики, используемые для определения потребности аптеки в ЛП, по мнению провизоров.
Для аптек, расположенных в больничном учреждении, по мнению 42% опрошенных провизоров, потребность стационара в ЛП определяет заведующий отделением, 33% ответили, что потребность стационара в ЛП определяет главный врач, 25% - директор аптеки. Для наглядности результаты представлены на диаграмме 2.8.
Диаграмма 2.8 Определение потребности стационаров в ЛП по мнению респондентов-провизоров.
По результатам опроса стало известно, что все опрошенные провизоры (100%) считают, что должность клинического фармаколога в штате стационара необходима.
Практически все провизоры-респонденты
(97%) считают экономическую оценку
стоимости лекарственной
В анкете респондентам предлагалось определить, существует ли необходимость в менеджере по ФЭ в штате стационара: 70% считают, что менеджер по ФЭ в штате стационара необходим.
По результатам опроса провизоров установлено, что большинство опрошенных (62%) считают, что при наличии в аптеках менеджера по ФЭ лекарственное обеспечение улучшится.
По мнению большинства опрошенных провизоров (62%) менеджер по ФЭ должен подчиняться главному врачу; 23% считают, что менеджер по
ФЭ должен подчиняться директору аптеки; 10% затрудняются ответить на данный вопрос.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, работающих в ЛПУ и аптеках, считают наличие должности менеджера по фармакоэкономике в штате ЛПУ и аптеки необходимым, что в целом позволит повысить качество оказания лекарственной помощи пациентам и рационально расходовать ограниченные ресурсы государственного бюджета.
Таким образом, социологическое исследование, проведённое среди врачей и провизоров аптек, показало, что большинство опрошенных (66% врачей и 62% провизоров) не обладают знаниями о применении методик, используемых для определения потребности стационара в ЛП. При этом 86% опрошенных врачей и 92% опрошенных провизоров находят лекарственное обеспечение пациентов удовлетворительным. Результаты анкетирования показали, что 97% врачей и 87% провизоров считают экономическую оценку стоимости лекарственной терапии необходимой. Кроме того, 75% ре-спондентов врачей и 70% провизоров считают внедрение должности менеджера по фармакоэкономике в штат стационара и аптек необходимым и рациональным. Большинство опрошенных врачей, занимающих руководящие должности (около 65%) считают, что при наличии менеджера по фармакоэкономике лекарственное обеспечение улучшится и что данную должность целесообразно внедрять в штат стационара для оптимизации управления качеством лекарственной помощи пациентам.
2.2 Социальный портрет посетителя аптеки
Мировой финансовый кризис отразился на различных сторонах жизни общества, в том числе на деятельности аптек. Одним из условий финансовой стабилизации аптеки в условиях современной экономики является усиление маркетинговой деятельности в аптеке [11, 12].
Для выработки эффективной
системы взаимоотношений с
Исследование проводили методом анкетирования в июле 2011 и в июле 2012 года в аптеках.
Анкета включала в
себя 21 вопрос, которые были объединены
в 5 блоков: демографические
В 2011 году большинство покупателей государственных аптек составляло работающее население (55%), имеющее постоянный средний доход, 28% опрошенных – пенсионеры, 4% – ведут домашнее хозяйство, 3% – учащиеся и около 10% опрошенных имели статус безработных. В 2012 году доля работающего населения посетителей выросла до 64%. Интересно, что в период финансового кризиса на 10% уменьшилась доля пенсионеров, и по итогам 2012 года она составила 18% (диаграмма 2.9).
Диаграмма 2.9 Распределение посетителей по уровню занятости.