Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:55, контрольная работа
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
Теоретические вопросы
Эффективность инвестиций в человеческий капитал…………………………..2
Дифференцированные и укрупненные нормативы……………………………14
Практическая часть
Задача 8 т. 12……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….25
Содержание:
Теоретические вопросы
Эффективность инвестиций в человеческий капитал…………………………..2
Дифференцированные и
укрупненные нормативы………………………
Практическая часть
Задача 8 т. 12……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….25
Теоретический вопрос 1.
Эффективность инвестиций в человеческий капитал
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В «Экономической энциклопедии»
человеческий капитал определяется
как «особый вид
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал – это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.
Особенности человеческого капитала:
– в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
– формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
– человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
– человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
– человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
– человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
– независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
Тем не менее, многие руководители компаний отказываются от инвестиций в программы развития человеческого капитала (такие как, к примеру, обучение персонала в организации), поскольку осознают все трудности, связанные с определением возврата от таких инвестиций. Многие руководители и аналитики настаивают на том, что человеческий капитал отрицает какое бы то ни было измерение, и утверждают, что компании на самом деле девальвируют ценность сотрудников, когда пытаются подходить к их оценке как к оценке финансовых активов.
И действительно, измерения
человеческого капитала обычно неточны,
но сам по себе процесс измерения
необычайно важен. Точная количественная
оценка невозможна, да и не особенно
нужна. Но организации постепенно осознают
важную связь между человеческим
капиталом и финансовыми
Компании понимают, что
связь может проявляться, а может
и не проявляться в конкретных
показателях или цифрах, выражающих
ценность человеческого капитала. Но,
пытаясь количественно
Все больше сторонников завоевывает
точка зрения, что человеческий капитал
– это наиболее ценный ресурс не
только для отдельной компании, но
и для общества в целом, гораздо
более важный, чем природные ресурсы
или накопленное богатство. Именно
человеческий капитал, а не заводы,
оборудование и производственные запасы
являются сегодня показателем
Инвестициями в человеческий
капитал называется любая мера, предпринятая
для повышения
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
– расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
– расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
– расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий
капитал имеют ряд
1. Отдача от инвестиций
в человеческий капитал
2. Человеческий капитал
не только подвержен
3. По мере накопления
человеческого капитала его
4. Не всякие инвестиции
в человека могут быть
5. Характер и виды вложений
в человека обусловлены
6. По сравнению с инвестициями
в иные различные формы
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения.
В создании активов человеческого
капитала весома роль отдельных компаний
(фирм). Они зачастую выступают в
качестве самых эффективных
Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).
Накопление интеллектуальных
и психофизиологических способностей
человека в семье является фундаментом
для дальнейшего развития и постоянного
совершенствования
Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
При инвестировании финансовых
ресурсов в человеческий капитал
у руководства предприятия
– окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);
– в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;
Информация о работе Эффективность инвестиций в человеческий капитал