Эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

Содержание работы

Теоретические вопросы
Эффективность инвестиций в человеческий капитал…………………………..2
Дифференцированные и укрупненные нормативы……………………………14
Практическая часть
Задача 8 т. 12……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

экономика и социология.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

– в каких объёмах потребуется вложить средства;

– каковы возможные варианты инвестиций;

– как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

Фитц-енц Як., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в докладе об эффективности человеческих ресурсов. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.

Коэффициент окупаемости  инвестиций в человеческий капитал = [Прибыль – (Расходы – [Зарплаты + Льготы])]:Зарплаты + Льготы, т.е. HCROI = Re venue – (Expenses – [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits)

 

Одним из показателей экономической  эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется  как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной  продукции:

 

УИ = ФО / ВНП где ВНП – валовой национальный продукт;

ФО – денежная оценка общего фонда образования.

По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков.

Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.

Ваганян О.Г. предлагает следующую методику оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций. В связи с тем, что взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала имеет нелинейный характер, то оценивается лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы). Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины Х в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:

 

Z = Х2-Х1 / Y

 

Z – коэффициент эффективности инвестиций;

X2 – величина интеллектуального капитала в конце периода;

X1 – величина интеллектуального капитала в начале периода;

Y – инвестиции в интеллектуальный капитал организации.

Для подсчета величины Y рекомендуется  учитывать следующие составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки); затраты на образование, повышение квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное  обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности.

 

Yn = X0 + RCn,

 

где Yn – заработки человека, имеющего п лет образования;

Хо – заработки человека, имеющего нулевое образование;

R – текущая норма отдачи вложений в образование;

Сп – объем инвестиций в течение п лет обучения.

После процедуры определения  издержек образования и выгод  от его получения производят сравнение  величин выгод с величиной  издержек, приведенных к одному моменту  времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными  величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования.

Здесь необходимо учитывать  то, что величина приведенной стоимости  пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования – достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого периода времени от О до п рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.

Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму  процента, при которой приведенная  величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его  издержек.

Чем выше внутренняя норма  отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени  его получения.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим  образом:

 

r = (DB – Dc) / Со, где

 

DB – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;

Dc – пожизненные заработки лиц со средним образованием;

Со – разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.

Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего – 15%, а отдача высшего – 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода социальная отдача начального образования равна 14%, среднего – 10%, высшего – 8%.

Отметим, что при разработке государственной политики в области  образования ряд правительственных  структур этих стран начинают использовать явные или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8% при оценке проектов в области общественного образования.

Исследования, в которых  сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что  в среднем отдача первых 16%, а вторых – 11%. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос 2.

Дифференцированные и  укрупненные нормативы

 

Нормирование труда является частью организации труда на предприятии. Под нормированием труда понимают процесс установления научно обоснованных норм затрат труда на выполнение какой-либо работы. Научное обоснование норм предполагает учет технических и  технологических возможностей производства, учет особенностей применяемых предметов  труда, использование прогрессивных  форм, приемов и методов труда, его физиологически оправданную  интенсивность, нормальные условия  труда.

Нормы труда как бы подводят итог техническим и организационным  решениям на производстве, они фиксируют  достигнутый уровень технико-технологического и организационного совершенства на предприятии и для этих условий  устанавливают меру труда.

Нормы труда являются также  необходимым элементом планирования труда и производства: при помощи норм труда рассчитывают трудоемкость производственной программы, определяют необходимую численность персонала  и его структуру на предприятии.

Наконец, нормы труда —  это составная часть организации  оплаты труда, так как с их помощью  устанавливается расценка — величина заработка за выполнение единицы  работы.

На практике используются следующие виды норм труда:

— норма времени —  количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия  или какой-либо работы;

— норма выработки —  количество изделий, которое необходимо выпустить в единицу времени (за один час, рабочую смену и т.д.). Между нормой времени и нормой выработки существует обратно пропорциональная зависимость;

— норма обслуживания —  количество объектов (машин, механизмов, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников должны обслужить  в течение единицы рабочего времени;

— норма времени обслуживания — это время, необходимое на обслуживание одного объекта. Между нормой обслуживания и нормой времени обслуживания также  существует обратно пропорциональная зависимость;

— норма численности —  количество работников определенного  профиля и квалификации, необходимое  для выполнения конкретных работ  за определенный период.

Для того чтобы узнать, из каких частей складываются различные  нормы труда, необходимо изучить  классификацию затрат рабочего времени. В соответствии с ней все рабочее  время исполнителя или группы работников подразделяется на время  работы и время перерывов.

 

Время работы — период, в  течение которого работник осуществляет подготовку и непосредственное выполнение полученной работы. Оно состоит из времени работы по выполнению производственного  задания и времени работы, не предусмотренного производственным заданием.

Время работы по выполнению производственного задания состоит  из следующих категорий затрат рабочего времени исполнителя: подготовительно-заключительного  времени, оперативного времени и  времени обслуживания рабочего места.

Подготовительно-заключительное время — это время, затрачиваемое  работником на подготовку средств производства к выполнению заданной работы и действия, связанные с ее окончанием. К нему относится время, затраченное на получение наряда на работу, инструментов, приспособлений и технологической документации; ознакомление с предстоящей работой, технологической документацией, чертежом; инструктаж о порядке выполнения работы; наладку оборудования на соответствующий режим работы; сдачу готовой продукции и др.

Величина подготовительно-заключительного  времени не зависит от объема работы, выполняемой по данному заданию. Поэтому, когда длительное время  выполняется одна и та же работа, подготовительно-заключительное время  в расчете на единицу продукции  будет незначительным по величине. В этих случаях при установлении норм оно обычно не учитывается.

Оперативное время — это  время, затрачиваемое на выполнение заданной работы (операции), повторяемое  с каждой единицей или определенным объемом продукции. Оно подразделяется на основное, в течение которого предмет труда претерпевает количественные и качественные изменения (например, снятие стружки с детали на токарном станке), и вспомогательное, которое  затрачивается на действия исполнителя, обеспечивающие выполнение основной работы (например, установка и снятие детали).

Время обслуживания рабочего места — это время, затрачиваемое  работником на уход за рабочим местом и поддержание его в состоянии, обеспечивающем производительную работу в течение смены. Время обслуживания рабочего места подразделяется на время  технического и организационного обслуживания.

Время технического обслуживания — это время, затрачиваемое работником на уход за рабочим местом и входящим в его состав оборудованием, необходимым  для выполнения конкретного задания.

Время организационного обслуживания — это время, затрачиваемое работником на поддержание рабочего места в  рабочем состоянии в течение  смены (время на прием и сдачу  смены, на раскладывание и уборку инструмента и т.д.).

Время работы, не предусмотренное  производственным заданием это время, затрачиваемое на выполнение случайной  и непроизводительной работы (например, на исправление брака продукции).

Время перерывов — это  время, в течение которого работник не принимает участия в работе. Оно делится на время регламентированных и время нерегламентированных перерывов.

Время регламентированных перерывов  в работе включает в себя время  перерывов в работе, обусловленных  технологией и организацией производственного  процесса, а также время на отдых  и личные надобности.

Время нерегламентированных перерывов в работе — это время  перерывов в работе, вызванных  нарушением нормального течения  производственного процесса. Оно  включает в себя время перерывов  в работе, вызванных недостатками в организации производства, и  время перерывов в работе, вызванных  нарушениями трудовой дисциплины.

Все затраты рабочего времени  исполнителя, кроме приведенной  классификации, могут подразделяться на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые затраты включаются в норму. Они необходимы для выполнения заданной работы. Сюда относится подготовительно-заключительное время, время оперативной работы, обслуживания рабочего места и регламентированных перерывов.

Ненормируемые затраты времени (время случайной и непроизводительной работы и нерегламентированных перерывов) и норму времени не включаются. Они являются прямыми потерями рабочего времени.

Информация о работе Эффективность инвестиций в человеческий капитал