Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 413.30 Кб (Скачать файл)

Схема экспортно-импортного валютного контроля предусматривает упрощение многих процедур для экспортеров и импортеров, т.к. исключает функции таможенных органов по оформлению паспортов сделок и привлечению к ответственности.

Процедура оформления паспорта сделки носит учетный характер (так как паспорт сделки оформляется в банке, обслуживающем клиента), а сопутствующие ограничения, такие как, отказ в его оформлении при отсутствии лицензии, регистрационного свидетельства, списка экспортируемых товаров и т.п., исключены. Сама форма паспорта сделки также упрощена и содержит минимальные сведения о сделке и участнике внешнеэкономической сделки.

К изменениям в сфере экспортно-импортного валютного регулирования можно отнести то, что с января 2007г. изменены требования по репатриации прибыли – зачислении денег в уполномоченный банк по сделкам по экспорту или импорту. Если ранее требования по репатриации прибыли заключались в установлении жестко зафиксированного законодательством срока - 180 дней, то теперь, в соответствии с новыми правилами, требование по репатриации прибыли определяется в сроки, установленные контрактом по экспортно-импортным операциям.

- Защитные меры с целью предоставления возможностей защиты казахстанских производителей от конкуренции со стороны импортируемых товаров предусмотрены в законах Республики Казахстан «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах». Для реализации вышеперечисленных законов утверждены Правила проведения разбирательства, предшествующего введению защитных, компенсационных или антидемпинговых мер. Процедуры разбирательства в связи с введением указанных мер соответствуют Соглашению по защитным мерам, Соглашению по применению ст. YI ГАТТ (“Антидемпинговые меры») и Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам.

- В целях защиты национальных интересов РК при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, связанных с их производством и использованием в интересах международной и национальной безопасности, и укрепления режима нераспространения оружия массового поражения действует система экспортного контроля. Законом РК «Об экспортном контроле» определены виды продукции, подлежащей экспортному контролю.

- Экспорт и импорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляется на основании выдачи лицензий. Основной целью лицензирования при экспорте товаров является ограничение вывоза товаров, продажа (реализация) или использование которых на внутреннем рынке осуществляется на основании лицензии, а также, если их производство и реализация отнесены законами Республики Казахстан к государственной монополии. Введение лицензирования на экспорт товаров предусмотрено также по мотивам защиты внутреннего рынка (товарного и продовольственного) и ограничения в связи с этим вывоза дефицитных товаров за рубеж.

Лицензирование при импорте товаров ставит перед собой цель ограничения ввоза отдельных видов товаров без применения количественных ограничений для защиты внутреннего рынка и обеспечения государственной безопасности и правопорядка.

Лицензирование экспорта и импорта регулируется также Правилами по лицензированию экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан. В соответствии с данными правилами, определен перечень товаров, экспорт и импорт которых, осуществляется на основании разрешения Правительства Республики Казахстан, а также перечень товаров экспорт и импорт которых, осуществляется на основании лицензии, выдаваемой соответствующими государственными органами (министерства и ведомства Казахстана, согласовывающие решения о выдаче лицензии

Для осуществления экспорта или импорта отдельных товаров уполномоченным органом выдается лицензия по каждой отдельной сделке на период 1 календарного года. При этом лицензия выдается на один вид товара вне зависимости от количества наименований, включенных в контракт. Получение лицензии является обязательной процедурой для каждой ввозимой и вывозимой категории товаров, подпадающей под лицензирование.

- В рамках реформирования системы стандартизации в соответствии с Соглашением ВТО по техническим барьерам принят Закон РК «О техническом регулировании». Он устанавливает правовую основу в отношении технических регламентов, стандартов и систем оценки соответствия, регулирование вопросов безопасности и качества продукции с помощью. технического регламента, устанавливающего обязательные требования к продукции и процессам производства. Национальные стандарты имеют статус добровольных.

В рамках работы по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) проводится гармонизация действующего казахстанского законодательства в соответствии с требованиями и стандартами ВТО. Проводимая работа связана с внедрением в национальное законодательство норм, правил, процедур и стандартов, признанных международной практикой. По оценкам экспертов, на данный момент законодательство в сфере регулирования торговой деятельности (таможенное законодательство, лицензирование, защита внутреннего рынка от негативно влияющего импорта и т.д.) практически приведено в соответствие с соглашениями ВТО[54].

Проведение политики свободной торговли с некоторыми элементами протекционизма привело к следующим результатам: значительное увеличение субъектов ВЭД; демонополизация государственных внешних компаний; отмена лицензирования и квотирования экспорта и импорта продукции, не запрещенной законодательством, а также ввод системы регистрации и контрактов, носящих учетный характер, благодаря чему были сняты бюрократические барьеры и упрощен процесс регистрации ВЭД. Все это привело к усилению конкурентной борьбы как на внутреннем, так и на внешнем рынках и способствовало повышению качества экспортируемой и импортируемой продукции.

Результаты внешнеторговой либерализации проявились как в самой сфере внешней торговли, так и в других областях экономики. Наметились: рост объемов внешней торговли; уменьшение дефицита торгового баланса; увеличение количества фирм, занятых в сфере внешней торговли; значительный рост объемов «челночной» торговли; рост занятого населения в сфере внешней торговли; возникновение конкуренции между отечественными экспортерами на внешних рынках; неустойчивая позиция Казахстана на внешних рынках; закрепление сырьевой направленности экспорта; создание сильного конкурентного давления на отечественных производителей со стороны импортных товаров; насыщение внутреннего рынка импортными дешевыми товарами; улучшение инвестиционного климата в экспортоориентированных отраслях; резкое изменение объемов промышленного производства в экспортоориентированных отраслях; рост доли добывающих отраслей в общем объеме промышленного производства; резкое падение производства потребительских товаров; усугубление кризиса падения производства; снижение темпов роста цен на товары народного потребления (ТНП) в связи с насыщением рынка импортными товарами; торможение роста уровня безработицы в РК; формирование широкого слоя мелких и средних предпринимателей; модернизация сырьевых отраслей экспортных предприятий. Наиболее показательным результатом либерализации является расширение внешней торговли в объемах и по региональной структуре.

Следует выделить основные достигнутые характеристики развития внешней торговли Казахстана, среди них:

Высокие темпы роста экономики страны. Начиная с 2000г. до 2008 года, что видно из данных приведенной ниже таблицы 8, рост экономики страны ежегодно находился на уровне 8-10%.

Таблица 8 – Динамика роста валового внутреннего продукта в Казахстане, % к предыдущему году

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Валовой внутренний продукт

109,8

113,5

109,8

109,3

109,6

109,7

110,7

108,9

103,3

 Примечание – Составлено по данным источника[55]


 

За период между двумя кризисами: нынешним и азиатским 1998г., Казахстан стремительно развивался экономически. За десять лет валовой внутренний продукт страны увеличился практически в восемь раз. В мировой экономике, и частности в Азии, укрепляются позиции Казахстана.

За этот же срок ВВП на душу населения в республике вырос с 1000 до 8400 долл. США, сравнявшись с показателями ряда государств Центральной и Восточной Европы. Вместе с тем, внешнеторговый оборот увеличился в десять раз. За 2000-2008гг. внешняя торговля Казахстана увеличилась в 8 раз, а со странами Центральной Азией объем торговли - в 8 раз. Общий объем иностранных инвестиций в экономику республики за 1993-2008гг. достиг 89,67 млрд. долл. США, а финансирование здравоохранения и образования выросло в восемь с половиной раз. И эти изменения сопровождаются неуклонным ростом внешнеторгового оборота и разветвленными внешнеэкономическими связями (таблица 9).

 

Таблица 9 – Внешнеторговый оборот Республики Казахстан, млрд. долл. США

Показатель

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Товарооборот

13,85

15,08

16,25

21,3

32,9

45,2

61,9

80,5

109,1

Экспорт

8,81

8,63

9,67

12,9

20,1

27,8

38,2

47,7

71,2

Импорт

5,04

6,44

6,58

8,4

12,8

17,3

23,7

32,8

37,9

Примечание - Составлено по данным источника [56]


 

Объем экспорта казахстанской продукции в 2008г. составил 71,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2007г. (47,7 млрд. долл. США) увеличился на 49,1%. Объем импорта на казахстанский рынок в 2008г. составил 37,9 млрд. долл. США и по сравнению с 2007 годом (32,8 млрд. долл. США) увеличился на 15,7%.

Структура экспортных и импортных поставок. Товарные позиции экспорта и импорта РК за 1996 и 2008 гг. представлены ниже (таблица 10, 11). Несмотря на такие позитивные тенденции нельзя признать развитой и эффективной внешнюю торговлю Казахстана. Причиной тому служат преобладание сырьевых товаров в структуре экспорта и более того, постоянное увеличение удельного веса энергоресурсов в общем объеме экспорта и готовой продукции в импорте, отсутствие в экспорте товаров высокой степени готовности и трудности в удовлетворении внутреннего спроса на топливно-сырьевые ресурсы.

Все это иногда затрудняет перспективы эффективного использования Казахстаном возможностей, порождаемых процессом глобализации мировой экономики. В последние годы обозначилась группа товаров, на которую приходится 70-80% общего объема казахстанского экспорта в стоимостном выражении. В структуре импорта не наблюдается преобладания отдельных товарных групп, т.к. он более диверсифицирован, в то же время увеличивается удельный вес продуктов переработки, готовых изделий, что еще раз подчеркивает актуальность проведения в РК политики импортозамещения и развития производства готовой продукции в результате реализации принятой Стратегии индустриально-инновационного развития.

Увеличение импорта отмечается по тем группам товаров, производство которых было сокращено за период реформ. В свою очередь, импорт сам оказывает влияние на отраслевую структуру экономики, особенно по товарам народного потребления, вследствие значительных масштабов «челночной» торговли, удельный вес которой в общем объеме импорта, по некоторым оценкам, составляет более 1/3. За 2003-2006 гг. экспорт увеличивался в среднем на 34% в год. Высокие темпы роста экспорта обусловлены, в первую очередь, ростом цен на нефть. Однако темпы роста экспорта продукции перерабатывающей отрасли – металлургической отрасли замедлились с 32,4 % в 2004г., до 12,4 % в 2006г. Структура экспорта казахстанской продукции в 2006г. сложилась таким образом, что по-прежнему минеральные продукты занимают 73,8% в общем объеме; на недрагоценные металлы и изделия из них приходится 15,9%; на продовольственные товары – 2,4%; продукцию химических и связанных с ней отраслей промышленности – 3,4%; машины, оборудование – 1,2% и прочее – 3,3%. Структура импорта в республику включает: машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование – 43,3%, минеральные продукты – 14%; недрагоценные металлы и изделия из них – 14,7%. В этом участвует продукция 164 стран мира.

Структура экспорта имеет ярко выраженный сырьевой характер, поскольку основу экспортного потенциала Казахстана составляют топливно-энергетические ресурсы, минеральное сырье и производимая из них промежуточная продукция. К ним относятся нефть, черные и цветные металлы, руды и концентраты.

 

 

Таблица 10 – Основные показатели сферы экспортных операций РК за 2000-2008гг., млн. долл. США

Показатель

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Экспорт, млн. долл. США, в т.ч:

8812,2

8639,1

9670,3

12926,7

20096,2

27849,0

38250,3

47755,3

71183,6

Животные и продукты животного происхождения

10,5

18,1

19,2

30,8

41,1

68,8

67,0

95,8

96,6

Растительные продукты

559,7

392,7

408,2

659,5

640,7

456,5

837,3

1783,2

2679,1

Минеральные продукты

4790,6

5028,8

5917,5

8316,5

13727,1

20553,3

27510,9

33276,1

51987,3

Химические продукты

378,2

405,9

418,6

440,0

634,1

899,1

1553,2

1839,4

2405,2

Дерево и продук. д/ обработки

7,4

8,4

5,2

0,2

0,2

0,45

1,0

0,5

0,5

Текстиль

97,9

94,9

115,4

155,4

188,9

213,9

262,7

294,0

233,6

Растительные и животные жиры

1,5

4,2

3,8

8,5

12,7

10,43

14,7

21,2

17,0

Продовольственные товары

33,2

43,5

39,1

79,3

119,6

148,3

144,7

143,7

188,6

Пластик и резиновые изделия

4,6

6,2

8,4

13,7

20,5

25,4

37,4

47,3

67,1

Кожевенное сырье и кожа

23,2

21,5

32,8

74,6

138,0

254,6

237,7

347,3

450,8

Древесная масса

3,9

9,1

6,5

7,9

11,5

24,0

20,3

25,3

33,6

Обувь, головные уборы

1,5

2,8

0,8

3,0

3,2

5,4

3,1

1,2

1,9

Камень, цемент, асбест

2,6

3,4

1,9

2,8

5,3

9,9

19,6

20,9

31,6

Жемчуг, изд из драгметаллов

387,6

264,6

269,5

249,9

345,6

399,1

696,9

731,5

877,7

Металлы и изделия из них

2273,7

2109,9

2234,1

2635,1

3897,2

4419,1

6159,5

8176,2

10811,1

Машины и оборудование

146,2

132,8

112,2

154,8

193,1

245,1

275,7

350,1

457,0

Транспорт

52,8

69

52,6

74,9

76,0

89,4

381,7

570,0

802,0

Измерительные и музыкальные инструменты

29,1

17,6

16,6

16,0

30,9

24,2

16,1

17,9

25,3

Различные промышленные товары

3,5

3,5

1,9

3,2

3,4

4,5

4,7

6,5

5,9

Примечание – Составлено по данным источников [57, 58, 59, 60, 61, 62; 63, с 232-233; 64, c.101-106]

Информация о работе Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации