Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Между тем, экспорт обработанных товаров в структуре совокупного экспорта страны в Казахстане не превышает 20% (таблица 19).
Таблица 19 – Доля экспорта обработанных товаров в структуре совокупного экспорта и ВВП РК
Показатель |
2007г. |
2008г. |
млрд. долл. США | ||
ВВП РК |
104,9 |
135,0 |
Общий экспорт РК |
47,7 |
71,2 |
Экспорт обработанных товаров РК |
14,7 |
20,1 |
Доля экспорта обработанных товаров к общему экспорту РК |
30,8% |
28,2% |
Доля общего экспорта к ВВП РК |
45,5% |
52,7% |
Доля экспорта обработанных товаров к ВВП РК |
14,0% |
14,9% |
Общий импорт РК |
32,8 |
37,9 |
Примечание – Рассчитано по данным, указанным в источнике [56] |
Структура импорта в Казахстане в 2008г. сложилась следующим образом: машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование (43% в общем объеме импорта), минеральные продукты (13,4%); недрагоценные металлы и изделия из них (15%); продукция химических и связанных с ней отраслей промышленности (12%); продукты пищевой промышленности (7%); прочее (9%). В объеме импорта из стран СНГ доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов составила 28,3%, минеральных продуктов – 26,1%, металлургической продукции – 18%, химических товаров – 10%. В 2009г. внешнеторговый оборот Казахстана –71,6 млрд. долл. США, уменьшился сразу на 34,4% по сравнению с прошлым годом. В том числе экспорт составил 43,2 млрд. долл. США (сокращение почти на 39,3%), импорт - 28,4 млрд. долл. США (сокращение на 25%). В результате, положительное сальдо внешней торговли РК в 2009г. снизилось до 14,8 млрд. долл. США против 33,3 млрд. долл. США в 2008г.
Основными причинами сырьевой ориентации экспорта являются слабое развитие перерабатывающей промышленности и невысокая конкурентоспособность отечественных товаров на мировых рынках. Одной из важных проблем двусторонних отношений Казахстана с другими странами являются расхождения в таможенной статистике, которые ведут к искажениям реальных данных об объемах внешней торговли Казахстана.
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического
взаимодействия РК и КНР
Новейшая история экономического взаимодействия Казахстана и Китайской Народной Республики берет свое начало с середины 80-х годов ХХ века, то есть еще до обретения Казахстаном независимости. В январе 1986 года госсовет КНР принял решение о восстановлении торговых отношений между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и Советским Союзом. С советской стороны в этих отношениях должна была принимать непосредственное участие соседняя с Синьцзяном Казахская ССР.
Казахская ССР, начиная с последней четверти прошлого столетия стремилась выйти из-под полного контроля центра в вопросах внешнеэкономической деятельности и установить собственные взаимовыгодные отношения с зарубежными государствами. В тот период ведущим направлением казахстанско-китайского экономического взаимодействия было создание основ для научно-технического сотрудничества. Это было обусловлено тем, что в тот период научно-технический потенциал Казахской ССР во многом превышал аналогичные показатели в Синьцзяне, который в середине-конце 1980-х гг. был одним из наиболее отсталых в этом отношении регионов Китая.
Начальный этап экономических отношений Казахстана и Китая характеризовался довольно высокими темпами роста. Если в 1986г. объем торговли между Казахстаном и Синьцзяном составлял всего 3 млн. долл. США, то в 1987г. –11,8 млн. долл. США, а в 1989г. – уже 45,6 млн. долл. США. К 1991г., то есть непосредственно перед получением Казахстаном независимости, его экономические отношения с Китаем были уже сравнительно широко развиты. КНР стала главным торговым партнером Казахстана вне территории бывшего Советского Союза, а 52% всего его экспорта в страны так называемого «дальнего зарубежья» приходилось на Китай
В середине 1989г. между СУАР и Казахстаном было подписано соглашение об экономическом, техническом и торговом сотрудничестве на период 1989-1995гг. Общая стоимость всех предусмотренных соглашением сделок составляла свыше 1,5 млрд. долл. США, а товарооборот между этими соседними регионами двух стран предполагалось довести к 1995 году до 220-260 млн. долл. США. В июле 1991г. в ходе визита Н. Назарбаева в СУАР КНР подписывается «Соглашение о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Казахской ССР и Синьцзяном». Кроме того, 31 июля 1991г. в Кульдже между Казахстаном и СУАР подписывается соглашение, предусматривающее так называемый «шоп-туризм», расчеты по которому осуществляются только в свободно конвертируемой валюте. В связи с распадом Советского Союза и перехода Казахской ССР в статус независимой республики, полностью обязательства по данным соглашениям не были выполнены в запланированном объеме, однако интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с обеих сторон был очевиден. Таким образом, основные принципы и механизмы складывания экономических отношений между Казахстаном и Китаем были заложены еще в 80-е годы ХХ века. Именно в тот период стало очевидно, что основным торговым партнером Казахстана в КНР станет Синьцзян-Уйгурский автономный район. Кроме того, стала очевидной обоюдная заинтересованность в развитии торгово-экономического и научно-технического взаимодействия. После обретения Казахстаном независимости в 1991г. его экономические отношения с Китаем также были ограничены развитием сотрудничества с Синьцзяном. Тем не менее, в Пекине довольно позитивно оценили все преимущества, которое несет с собой развитие торговли с государствами Центральной Азии. Взаимодействие Казахстана с Китаем осуществляется по самым различным направлениям международных отношений, среди которых наиболее развитыми оказались внешнеторговое взаимодействие, кредитные отношения и инвестиционное сотрудничество
Внешнеторговые связи. Торгово-экономические отношения между РК и КНР развиваются на основе подписанного 22 декабря 1991г. межправительственного соглашения, которое определяет основные принципы сотрудничества в этой сфере. Китайская делегация, возглавляемая министром торговли и внешнеэкономических связей КНР Ли Ланкином, совершила экспресс-турне по странам региона с целью изучения возможностей нарождающегося центральноазиатского рынка. В сентябре 1992 года премьер Госсовета Ли Пэн открыл в столице СУАР – Урумчи – первую международную торговую ярмарку. В течение нескольких месяцев четыре города Синьцзяна, включая Урумчи, ввели различного рода льготы для инвесторов и других бизнесменов, которые могли бы способствовать развитию торговли Синьцзяна с зарубежными странами.
Основным видом торгово-экономических отношений между РК и КНР в начале 1990-х гг. был, как мы уже говорили, «шоп-туризм». В данном случае это были массовые поездки казахстанских граждан в КНР с коммерческими целями, чаще всего, с целью закупить там по низким ценам продукцию легкой промышленности, а затем перепродавать их на родине по более высокой цене. «Шоп-туризм» очень часто не выделяется даже как отдельный вид туризма, что расходится с мнением ВТО. Ведь, согласно определению данной организации, туристом считается любой человек, выехавший в другое место и не занимающийся там оплачиваемой деятельностью. В 1992г. было открыто железнодорожное сообщение «Алма-Ата – Урумчи». Со своей стороны, Казахстан реконструировал пограничную станцию «Дружба». В том же 1992г. китайско-казахстанскую границу в обоих направлениях пересекли 672 тысячи человек.
Конец 1993г. показал, что главной проблемой в казахстано-китайских торговых связях становится проблема затоваривания казахстанского потребительского рынка некачественными китайскими товарами. Обмен не стал эквивалентным, поскольку при мощных потоках дешевого импорта обратный процесс был «широкой волной уплывания в Китай стратегического сырья, материалов и оборудования, транспортных средств» [77]. Бесконтрольность в производстве и сбыте китайских товаров в конце концов стала предметом двусторонних переговоров на высшем уровне. В Пекине осознали, что широкое распространение низкокачественных китайских товаров за рубежом может нанести большой ущерб имиджу китайской торговой марки. 2 июля 1993г. Постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) принимает постановление, предусматривающее очень тяжелые наказания (вплоть до высшей меры) за преступления, связанные с производством и распространением низкокачественных товаров. Руководство Казахстана в тот период также принимает ряд мер по ужесточению контроля за деятельностью граждан КНР, находящихся на территории страны. Эти меры предусматривали:
– усиление контроля за порядком проживания, перемещения, экономической деятельности граждан КНР на территории республики;
– ограничение деятельности казахстанских фирм (главным образом, частных и мелких), контактирующих с китайской стороной исключительно в сферах торговли и туризма;
– усиление таможенного и паспортного режимов и т.д.
Новые перспективные отрасли сотрудничества были определены в 1993 года во время визита президента Казахстана Н. Назарбаева в Пекин. Они включали: тяжелую промышленность, сельское хозяйство, легкую промышленность, биотехнику, связь, энергоресурсы, исследование космического пространства и др. Сторонами подчеркивалась необходимость сотрудничества не только приграничных областей, но и взаимодействия с центральными, приморскими районами Китая, где сосредоточена крупная промышленность, передовые технологии.
В 1993-1994гг. наблюдалось сокращение объемов экспорта и импорта, что связано с сокращением числа китайских торговых фирм и повышением экспортных пошлин на топливно-сырьевые товары. В результате этих мер удельный вес КНР в товарообороте Казахстана со странами АТР и Африки снизился с 66% в 1992г. до 44% в 1993г. и до 33% – в 1994г. Основной причиной снижения казахстанского экспорта явился спад производства в народном хозяйстве республики, рост неплатежеспособности предприятий, рост долговых обязательств. Другой причиной стало сближение цен на сырьевые товары со среднемировыми ценами. Это при существующем уровне экспортных пошлин, которые входят в стоимость экспортных товаров, делает нецелесообразным экспорт многих видов сырья. Не менее важным фактором, сдерживающим рост торгового оборота, является и транспортная проблема – низкая пропускная способность железнодорожного перехода «Дружба-Алашанькоу», через который идет основной поток товаров в Юго-Восточную Азию (ЮВА).
В дальнейшем был принят ряд межправительственных документов, направленных на развитие и расширение торгово-экономических связей. Значительный импульс они придали развитию связей между странами особенно с конца 1994г. и за первые пять месяцев 1995г. По данным китайской таможни, внешнеторговый оборот РК с Китаем составил 135,725 млн. долл. США, что на 46,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в 1994 году экспорт из РК составил 196 млн. долл. США, импорт из КНР – 139 млн. долл. США. Таким образом, положительное сальдо в торговле с Китаем в пользу Казахстана составляет 57 млн. долл. США. Основными статьями экспорта в Китай были минеральные удобрения, смесь мочевины и нитрата аммония, руды и хромовые концентраты, прокат черных металлов, цветные металлы, древесина. В импорте преобладали продукты питания (сахар, кукуруза, масло подсолнечное, мясо), а также товары народного потребления.
В целом, период первой половины 1990-х гг. характеризовался постепенным переходом от полного отсутствия какого-либо внешнего контроля и учета экономических отношений между двумя государствами к выработке и введению ряда механизмов, направленных на регулирование торгово-экономического взаимодействия. Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась новым этапом в развитии торгово-экономических отношений между Казахстаном и Китаем. После 1995г. на казахстанский рынок начинают приходить крупные китайские компании, постепенно упорядочиваются механизмы т.н. «челночной торговли». На рынок постепенно начинают выходить фирмы-посредники, специализирующиеся на оптовых поставках китайской продукции на казахстанский рынок, что позволило многим местным торговцам осуществлять закупки товаров без регулярного выезда в КНР. После 1996г. закупки пищевых продуктов и товаров народного потребления постепенно уменьшились. Зато возросла потребность в одежде, обуви, чемоданах, декоративно-отделочных материалах, электробытовых приборах. Из СНГ в течение многих лет вывозятся в Китай химические удобрения, сталь, хлопок, грузовики, кожа, мех. После 1996г. главными видами продукции стали сталь, металлический лом, линт, кожа, мех, лес, сырая нефть.
Однако, с 1997г. в сфере двусторонних торгово-экономических связей условно можно выделить новый этап, характеризуемый постепенным переходом к формам, более соответствующим международным стандартам, принятым на международном рынке.
Правительство РК стало уделять все больше внимания расширению кооперации и участию госсектора во внешней торговле в таких сферах, как нефтехимическая промышленность, производство технического оборудования, металлургия, энергетика, текстильная промышленность, совершенствование транспортной инфраструктуры и они стали главными сферами партнерства с КНР, отмеченные правительством центральноазиатских государств, направленные в XXI в.
Объем товарооборота между Казахстаном и Китаем по данным таможенной статистики РК за 1998г. составил 650 млн долл. США, что было на 20% больше по сравнению с 1997г. Экспорт из РК составил 540 млн долл. США, импорт в РК – 110 млн. долл. США. Доля КНР во внешней торговле Казахстана составляла 6%, что соответствовало четвертому месту в списке торговых партнеров РК. В последующие годы РК по объему товарооборота с КНР среди стран СНГ вышла на второе место после России. Казахстанский экспорт в Китай характеризуется сырьевой направленностью (91%), тогда как основная часть импорта составляли потребительские товары (текстиль, трикотаж, керамические изделия, электрооборудование).
Одной из основных товарных групп казахстанского экспорта в КНР являются черные металлы, на долю которых приходилось 54%. В 1998г. в КНР было отправлено более 1 млн. т. продукции черного металла. КНР продолжает покупать в большом количестве казахстанский металлопрокат, что объясняется его относительной дешевизной и выгодными условиями платежа. Соответственно, между АО «Митал Стил Темиртау», который наращивает мощности и экспорт металлопродукции, инвестируя большие средства в производство, и компанией Product Corporation из провинции Гуандун, СП «Хуанте» из СУАР заключены соглашения об организации сервисного центра в Урумчи по обработке, упаковке, сортировке металлопроката и доведению его качества до необходимого уровня. Кроме того, Синьцзянская импортно-экспортная компания по металлургии имеет ежегодный торговый оборот с Соколовско-Сарбайским ГОК в 15 млн долл. США