Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учитывая, что экономика, и особенно международная экономика, являются динамичными системами, то под экономическим взаимодействием будет справедливо считать процесс пульсирующей динамики изменяющихся отношений между взаимосвязанными системами в каждом из них и в последствиях интегрального характера. Можно предполагать, что взаимодействие может быть антагонистическим (войны, блокада, эмбарго и т.д.) или в форме сотрудничества с выигрышем для всей системы в целом, а также и для отдельной национальной экономики, в частности.
Истоки сотрудничества государств, в том числе и экономического, берут начало с Декларации о принципах международного права относительно дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН [9]. В ней подчеркивается, что государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от политических, экономических и социальных систем. Целью сотрудничества служат поддержка международного миропорядка и безопасности, содействие экономической стабильности и прогресса.
Учитывая значительный опыт взаимоотношений стран как развитых, так и развивающихся, а также усиливающийся динамизм взаимодействия в современных условиях, мы считаем, что настало время изучить сущности взаимодействия, в том числе составных его частей: экономического, а затем и внешнеэкономического.
Экономика, в том числе и международная, может включать в себя взаимодействие отдельного человека и техники, общества, природы, отдельных цехов, фирм и компаний, ведомств, ветвей власти, других организаций и т.д. Безусловно, многое из этого может наблюдаться и между отдельными государствами. Следовательно, разница лишь на уровне проявления явления.
Направления сотрудничества также различны. Экономический, социальный и культурный аспекты сотрудничества, а также сотрудничество в технической и торговой областях реализуются в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства государств. Это значит, что экономическое взаимодействие стран имеет под собой национальные особенности и, соответственно, может принимать разнообразные схемы этих контактов.
В экономическом плане системный подход нам позволяет видеть, прежде всего, процесс согласованного обмена деятельностью между экономическими субъектами. Само понятие «согласованное действие» говорит о том, что субъекты могут преследовать различные цели, и в каких-то случаях они могут совпадать, а в каких-то нет [10].
Исторический подход также может внести определенные прояснения в существо вопроса. Так, во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в советском пространстве под взаимодействием подразумевали процесс согласования действий. События в Косове, в Ираке, действия ШОС также можно отнести к этому процессу.
Следовательно, учитывая изложенное нам представляется, что при взаимодействии стран реализуются какие-то общие законы экономики, вместе со специфическими закономерностями. К тому же существуют определенные группы повторяющихся или типичных связей и отношений различных субъектов международного права хозяйствующих субъектов, которые проявляются при ведении совместных дел.
На наш взгляд, необходимо выделить две группы таких закономерностей:
Зная эти закономерности, можно будет иметь представление о характере взаимных действий, прослеживать ход и результаты определенного взаимодействия, порядок работы специальных органов, кому поручено ведение этих дел и многое другое [11].
Удовлетворение потребностей человечества всегда происходит в условиях ограниченности производственных ресурсов и, соответственно, тесное взаимодействие субъектов всегда имеет решающее значение при их использовании. Практически большинство материальных потребностей в мировом хозяйстве производится предприятиями, расположенными в том или ином регионе. Взаимодействие, таким образом, между странами наполняется новым содержанием в условиях распада социалистической системы хозяйствования.
Появление новых независимых государств дало возможность расширить количество субъектов внешнего взаимодействия. Это значит, что, во-первых, расширяются рамки и объемы взаимодействия, возрастает сложность решаемых задач, и происходят изменения в возможностях реализации углубления международного разделения труда (МРТ). Во-вторых, на современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных, в том числе экономических отношений. Прежде всего, существенной из них становится процесс глобализации, представляющий собой процесс усиления взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности, где экономики отдельных стран переплетаются все сильнее, и национальная экономическая система становится частью мировой экономики.
В аспекте рассматриваемой проблемы в данной работе можно заметить, что происходит «глобализация» внешней политики КНР, включая сферы экономической и финансовой помощи. По сути дела КНР – открытая страна и вследствие проводимой внешнеэкономической политики занимает одну из первых ролей в Азии. Казахстан также стремится развивать международное сотрудничество, стараясь более активно включиться в процесс глобализации. Примером могут служить многочисленные соглашения, подписанные как в двустороннем, так и в многостороннем порядке, членство во всемирных организациях, региональных интеграционных группировках.
Для более детального анализа проблем взаимодействия представляется необходимым рассмотрение не только теоретических основ экономического сотрудничества, но и освещение основных форм сотрудничества, а также выявление факторов, определяющих его развитие.
Одной из базовых категорий, выражающих сущность и содержание сотрудничества, является МРТ. Все страны мира, так или иначе, включены в МРТ, его углубление диктуется развитием производительных сил в странах, испытывающих огромное воздействие научно-технической революции (НТР). Общественное разделение труда - обособление отдельных видов трудовой деятельности - стало причиной и условием возникновения товарного производства. Оборотной стороной общественного разделения труда служит его кооперация. Диалектическое единство расчленения труда и его объединения - основа возникновения первых форм обмена товарами. Существенный вклад в дело изучения процессов разделения труда внес Карл Маркс.
Общественное разделение труда подразделяется на следующие функциональные виды:
– общее - между крупными сферами материального и нематериального производства, такими как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и пр.;
– частное - внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, таким как тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, а также внутри них, например, нефтедобыча, металлургия и автомобилестроение в рамках тяжелой промышленности;
– единичное - внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара.
Очевидно, что производственный процесс, расчленяясь на относительно самостоятельные фазы, не может не концентрироваться по отдельным стадиям производства на определенной территории, в отдельных странах. Поэтому выделяются два вида территориального разделения труда: межрегиональное - между регионами одной и той же страны; международное - между различными странами. Причиной и условием возникновения и развития международной экономики стало международное разделение труда во всех трех его функциональных формах.
Международное разделение труда - высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.
Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию и обмен произведенными продуктами. Если международное разделение труда основано, прежде всего, на специфике обеспеченности стран природными ресурсами, то вполне логично, что страны Африки специализируются, в числе прочего, на производстве тропических фруктов, а страны Северной Европы - на ловле северных сортов рыбы, которую сами и потребляют.
Однако значительно более важным является процесс международного разделения труда, основанный на повышении экономической эффективности производства той или иной продукции. В этом случае разделение труда имеет смысл только при его последующем кооперировании. Международная кооперация труда – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.
Наподобие того, как общественная кооперация труда служит оборотной стороной общественного разделения труда, международная кооперация труда является оборотной стороной международного разделения труда. МРТ вообще не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства [12].
Нынче необходимо помнить, что важнейшей проблемой взаимозависимого мира становится уже не сотрудничество различных систем, а взаимодействие разноуровневых структур [13]. Именно опережение других районов земного шара по темпам роста в сочетании со стремительным повышением международной конкурентоспособности группы развивающихся стран АТР дает основание говорить о приближении «тихоокеанской эры» или периода, когда регион станет центром мирового экономического развития.
Другое мощное экономическое объединение – «Североамериканская зона свободной торговли» (НАФТА), создание которой провозглашено в августе 1992г. после 2,5 лет переговоров между США, Канадой и Мексикой. В результате образуется единое экономическое пространство, которое в 1991г. имеет 360 млн. населения (ЕЭС 325 млн.) и ВВП в 6,7 трлн долл. США (немного больше чем ЕЭС). Это усиливает конкурентспособность Североамериканской экономики к ЕЭС и Японии, а также сильно влияет на МРТ и на направление потока товара и капитала.
На качественно новый этап развития выходит ЕС, где в соответствии с «Единым европейским актом», принятым странами-членами ЕС в 1992г., завершен процесс создания единого внутреннего рынка этого объединения. Ликвидированы практически все оставшиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и людей.
В этих условиях в большинстве стран наблюдается объективная тенденция к открытию национальных хозяйств посредством развития внешней торговли. Об этом наглядно свидетельствуют кардинальные изменения в мире, происходящими со второй половины 80-х гг. прошлого столетия. В итоге, тенденция большей открытости национальных хозяйств становится характерной чертой современного развития МРТ в условиях глобализации.
1.2
Природа внешнеэкономического
В настоящее время в мире существует много моделей межгосударственного сотрудничества в рамках концепции экономической интеграции в условиях открытой экономики. В мировой практике существуют различные формы международного сотрудничества стран. С юридической точки зрения выделяют две такие формы - многостороннее и двустороннее сотрудничество.
Многостороннее сотрудничество, в свою очередь, подразделяется на универсальное сотрудничество, предполагающее сотрудничество в рамках мирового сообщества и в рамках региона, т.е. региональное сотрудничество. К универсальному - можно отнести сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), где решаются наиболее важные вопросы мирового сообщества. Прежде всего, речь идет о вопросах мира и международной безопасности, бедности, продовольствия. Примером регионального является сотрудничество в рамках ЕС, НАФТА, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), СНГ. Здесь обсуждаются и решаются политические, экономические, научно-технические и многие другие вопросы и проблемы. Аналогичным примером послужило создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Так, к примеру, при заключении договоров и соглашений при образовании ШОС, Россией, КНР, Казахстаном и другими странами-членами данной организации были подписаны многосторонние договоры.
Двустороннее сотрудничество также охватывает международные отношения, поскольку такие договора заключаются почти каждым государством с тем или иным партнером. Поэтому двусторонних договоров и соглашений между государствами заключается во много раз больше, чем многосторонних. Следует отметить также, что формирование многостороннего сотрудничества требует намного больших усилий, потому что чем больше государств участвует в решении проблемы, тем сложнее им договориться между собой. Это особенно проявляется в настоящее время в практике установления контактов между странами, когда при выработке решений применяется принцип консенсуса. Говоря о соотношении многостороннего и двустороннего сотрудничества, следует признать, что их нельзя противопоставлять друг другу. Они, как правило, действуют в одном направлении, дополняя друг друга. Отметим, что для развитых стран заключение дву- и многосторонних соглашений как основы интеграции является своего рода функцией достигнутого ими высокого уровня экономического развития, тогда как для менее развитых стран она выступает как средство, с помощью которого можно повысить уровень экономического развития.
Начальной формой интеграции всегда служит межгосударственное сотрудничество в рамках зоны свободной торговли. На стадии зоны свободной торговли страны-участницы договариваются об отмене таможенных барьеров во взаимной торговле. Важно, что при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами, т.е. в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить собственную политику. По этой причине между странами-участницами этой стадии интеграционного процесса сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие «происхождение товаров», пересекающих их государственные границы, и как бы «отсекающие» от льготного провоза ту часть товарной массы, которая завезена из третьих стран [14].