Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Двустороннее сотрудничество экономической интеграции в рамках этой стадии должно показывать намерения государств как можно рациональнее использовать совокупные ресурсы, извлекать выгоды от разделения труда и специализации производства, оптимизировать производственные структуры и реализовать фактор экономии от увеличения масштабов производства. Важно подчеркнуть, что серьезным препятствием могут служить различия в экономической политике двух и более государств. Однако по мере экономического сближения сразу возникают вопросы соответствующего политического объединения, что нередко создает огромные проблемы для формирования взаимных интересов государств.
Между тем в современном мире центр тяжести в вопросах урегулирования внешнеэкономической деятельности перемещается в сторону многостороннего, и несмотря на это, основой управления МЭО в рамках межгосударственного сотрудничества остаются двусторонние межправительственные соглашения, которые регулируются нормами международного права. В первую очередь, это торговые договоры и соглашения, которые используются для создания правовой базы внешнеэкономических связей между государствами. Исторически первыми договорами, на которых стали строиться отношения между государствами, были двусторонние договоры [15].
По содержанию двусторонние договоры можно подразделить примерно на следующие основные типы: торговые договоры и соглашения; соглашения о производственно-техническом сотрудничестве; экономические соглашения; соглашения о предоставлении финансовой помощи; соглашения о защите инвестиций. В торговых договорах и соглашениях стороны предусматривают взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, который, как правило, распространяется на область взимания таможенных пошлин, различных налогов и сборов при импорте и экспорте, а также обложение налогами и сборами судов одной стороны в портах другой стороны, на правила и формальности, касающиеся импорта и экспорта. Поскольку торговые договоры обычно заключаются на длительные сроки, они создают определенную стабильность в торговых отношениях между странами.
Из числа международных организаций, образованных в целях содействия международной торговле и имеющих значение для развития основ международного экономического права в отношении заключения двух- и многосторонних договоров по торговле, можно назвать «Международную торговую палату», «Международное бюро публикации таможенных тарифов», «Международный институт по унификации частного права» (ЮНИДРУА). Для координации и регулирования всего межгосударственного сотрудничества в области торговли создана и с 1995г. начала действовать «Всемирная торговая организация» (ВТО), которая по последним тенденциям стремится к принятию единого свода правил для всех региональных торговых группировок, число которых в мире превышает 100 [16]. Характерно, что в противовес региональным устремлениям руководство ВТО призывает, прежде всего, к развитию многосторонней торговой системы и созданию к 2020г. единой зоны свободной торговли.
Что же касается межправительственных экономических соглашений, то их разница с торговыми соглашениями сводится к тому, что договаривающиеся стороны в рамках действующих в каждой из стран правовых норм, обязуются не применять дискриминации в отношении движения капиталов и во взаимных платежах. Срок действия экономических соглашений в рамках технического межгосударственного сотрудничества заключается сроком на 1-1,5 года. Регулирует межгосударственное промышленное сотрудничество созданная в 1966г. «Организация ООН по промышленному развитию» (ЮНИДО), ставшая с 1985г. специализированным учреждением ООН [17].
Межправительственные соглашения о финансовой помощи предусматривают согласие правительства одной из сторон предоставить другой стороне долгосрочные кредиты. Причем в отношении условий кредитов и порядка их использования существуют специальные оговорки, что эти положения обязательно будут согласованы в специальных контрактах.
Развитие международного сотрудничества между странами осуществляется под воздействием углубления специализации и разделения труда. Кроме того, усиливаются процессы интеграции и регионализации. Особенно эти процессы специфическими становятся в условиях глобализации. На характер взаимодействия, его масштабы оказывают влияние следующие факторы, вытекающие из процесса глобализации:
При этом интеграция является этапом в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества – целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм) [18]. При этом признаки интеграции стран включают в себя:
Очень важно говорить об условиях интеграции применительно к той или иной интегрируемой стране (развитая инфраструктура; наличие политических решений правительства, т.е. создание условий для интеграции – политической и экономической баз); уровни интеграции: макроэкономический, т.е. государственный уровень и микроэкономический (межфирменный – ТНК). Как правило, развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации.
Между тем, можно отметить наличие некоторых препятствий на пути интеграции развивающихся стран:
Последствия международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц могут быть позитивными и негативными. К преимуществам в первую очередь относятся:
Негативные стороны сотрудничества между странами включают в себя следующие моменты:
В современном мире в условиях углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни меняются характер и формы экономических отношений между странами. Если раньше они базировались на обычной торговле, то теперь все больше на производственной взаимосвязи, интернационализации капитала. Поэтому переход к открытой экономике связан также с созданием необходимых условий для движения капитала и рабочей силы как в страны СНГ, так и из них. Преобразования в организации ВЭД должны учитывать те изменения, которые происходят в других странах мира. Мы уверены, что должны получить развитие различные формы экономических связей с другими странами, характерные для современности.
Развитие МРТ и мирового хозяйства в XXв. определяется все возрастающей интернационализацией хозяйственной жизни. На этот процесс влияют различные факторы:
1. Географические факторы, неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, в том числе растительного и животного мира, различные почвенно-климатические условия. Увеличение объемов выпуска продукции, появление новых отраслей и производств обусловливают повышенный спрос на сырьевые товары, получение которых ограничено природными условиями. Это стимулирует добычу сырья в тех странах, в которых имеются соответствующие запасы. Кроме того, растет спрос на продовольственные товары, которые производятся лишь в определенных климатических зонах.
2. Степень развития производительных сил. Крупное машинное производство, как правило, может быть эффективным только при глубокой специализации и ориентации на широкий рынок сбыта, что приводит к необходимости выхода на внешний рынок.
3. Научно-технический прогресс (НТП). При быстром обновлении продукции и технологий невозможно достичь оптимального развития всех видов производства в рамках одной страны, поэтому необходим активный обмен продукцией, услугами и факторами производства.
Перечислим главные факторы развития международного экономического сотрудничества: географические условия, различия в природных ресурсах – запасах полезных ископаемых, климате, плодородии почвы и т.д. Значительное увеличение объемов выпускаемой продукции, появление новых отраслей и видов производств ведут к резкому росту спроса на различные виды топлива, сырья и материалов. Однако возможности получения большинства видов сырья в отдельно взятой стране ограничены природными условиями. Поэтому естественно стремление отраслей промышленности, освоивших производство продукции в крупных размерах, получить необходимое сырье в тех странах, где оно есть и производится дешево.
В современных условиях технический прогресс привел к более экономному расходованию сырья, его комплексному и многократному использованию, внедрению синтетических материалов, что, естественно, относительно уменьшило потребность промышленно развитых стран во внешних источниках сырья. Однако структурные сдвиги в экономике, появление новых отраслей и производств потребовали в то же время существенного расширения импорта некоторых видов сырья, в частности ряда цветных и редких металлов, нефти, газа и др. Подобное положение наблюдается в странах Западной Европы и, особенно в Японии.
Технический переворот в сельском хозяйстве позволил в этой отрасли значительно повысить производство сельскохозяйственной продукции и производительность труда. Возросла степень самообеспечения продовольствием многих стран. Но и сейчас многие промышленно развитые страны ввозят из-за границы часть необходимого им продовольствия. Возрастает спрос и на такие виды продовольственных товаров, которые производятся лишь в странах с жарким климатом (кофе, чай, фрукты).
Еще один фактор, обосновывающий углубление международного экономического сотрудничества – промышленность. Его организация связана с необходимостью углубления специализации, улучшающая условия производства и способствующая росту производительности труда. С развитием специализированного массового производства встает вопрос о емкости рынка. Некоторые виды машин и оборудования требуются данной стране в относительно небольших количествах. Однако их выпуск будет более эффективным лишь при массовом производстве, что ведет к созданию крупных предприятий по выпуску специализированной продукции с расчетом не только на внутренний, но и внешний рынок.
Предприниматели расширяют производство сверх емкости внутреннего рынка с целью сбыта части продукции в других странах. Первоначально такими странами были, прежде всего, те, где еще не возникла машинная индустрия. В обмен на промышленную продукцию они поставляли сырье и продовольствие. Но предприниматели выходили и на рынки других промышленных стран, вытесняя с них менее конкурентоспособных местных предпринимателей. В связи с тем, что национальное производство принимает все более специализированный характер и рассчитано на удовлетворение как внутренних, так и внешних потребностей, в экономике практически всех промышленно развитых стран возрастает роль внешних рынков сбыта. В то же время отсутствие производства некоторых видов промышленной продукции ведет к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальной экономики. Чем выше уровень экономического развития, тем более настоятельной становится участие страны в МРТ и в международном экономическом сотрудничестве.
Фактором, усиливающим тенденции к более тесному экономическому сотрудничеству, становится и НТП. В условиях НТП, в связи с ростом расходов на НИОКР и капиталовложений для создания новых видов продукции, увеличиваются оптимальные размеры предприятий, и в то же время намного расширяется номенклатура выпускаемых изделий. Невозможность в оптимальных масштабах производить все современные виды продукции обуславливает необходимость роста международной специализации и кооперирования.
Показателем повышения роли внешней торговли в экономике может служить рост отношения объема экспорта к величине валового национального продукта (ВНП) в основных промышленно развитых странах. Это наглядно свидетельствует о том, что вся большая часть их конечного общественного продукта реализуется на внешних рынках.
В большей зависимости от внешних производственных связей находятся промышленно развитые страны с небольшой территорией и численностью населения. Они не имеют возможности организовать массовое производство всей современной продукции. Поэтому здесь складывается производственная структура с ограниченным кругом отраслей. Так, в Нидерландах, Норвегии, Бельгии доля экспорта в ВНП составляет около или более половины; примерно такая же часть потребляемой продукции импортируется. По мере повышения уровня экономического развития степень зависимости этих стран от внешних связей будет повышаться. Это обусловлено тем, что в экономике все больший удельный вес начинают занимать новые и новейшие наукоемкие производства, развитие которых в этих странах возможно лишь на базе участия в международной специализации и кооперировании.