Экологические проблемы в рамках международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:36, реферат

Описание работы

Исследования взаимодействия в системе природа- человек и техника на всех этапах ее развития приводили к формированию противоречивых взглядов: техника и природа антагонисты, гармония между ними невозможна; человек, техника и природа могут действовать согласованно и развиваться гармонично. Однако объективно существующие в системе общество- природа противоречия не должны носить антагонистического характера. Сохранить гармонию человека и природы основная задача, которая стоит перед нынешними поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся мнений о соизмерении общественных ценностей.

Содержание работы

1)Введение
2)Глава I. Роль экологии в мировом хозяйстве и экоиндустрии. Введение экосистемы в РК.
3)Глава II. Экологический фактор, как один из важнейших факторов влияющий на современные МЭО.
4)Глава III. Основные международные аспекты решения глобальных экологических проблем.
5)3.1. Экологический кризис как глобальная проблема ХХI столетия.
6)3.2.Экономическая база решения.
7)Заключение.
8)Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 93.58 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению, в сферу  экоиндустрии должно  войти восемь  основных

направлений хозяйственной  и социальной деятельности общества;

1. воспроизводство человека;

2. демографическая регуляция,

3. экологическое воспроизводство  и планирование,

4. измерительная и контрольная  техника,

5. ресурсосберегающие технологии  и техника,

6. использование вторичных  ресурсов,

7. экологическое обучение,

8. рекреация.

Первое  и  второе  из  них  связано  непосредственно  с  формированием

качества окружающей среды  жизни  человека  природной  и  социальной,  среды сохранения его здоровья,  всего  комплекса  воспроизводства  человека, в  том числе  и   как   трудового   ресурса,   отвечающего   требованиям   времени. Воспроизводство человека отождествляется с целым комплексом специальных  мер от жилищного строительство до производства  продуктов  питания.  Это  в  свою очередь требует создание благоприятной природной  среды  для  жизни  людей  и функционирования хозяйства. В настоящее  время  население  Земли  составляет 5.3 млрд человек, а в перспективе к 2025г.предположительно достигнет 8  млрд. человек  ,  а  далее  во  второй  половине  XXI  века  увеличится  до  10-12 млрд.человек. По этим  же  прогнозам  новая  волна  индустриализации  должна коснутся стран третьего мира, в т.ч. и Казахстан, на которые к 2025г.  Будет приходиться 80-85%  всего населения,  а объем  промышленного  производства возрастет в них в 5-10 раз. Однако на данный момент в  переходный  период  к рынку происходит резкое расслоение населения по уровню доходов.  В  связи  с

этим  для  большинства  казахстанцев  главной заботой   стала   борьба   за

элементарное выживание. Осознавая  всю  актуальность  экологических  проблем они вынуждены заниматься решением сугубо бытовых вопросов,в то  время когда последствия   экологических   катаклизмов   уже   привели    к    повышенной заболеваемости населения и отрицательно сказываются на  генетике  населения. Это обстоятельство требует оперативного поиска путей  одновременного  выхода из экономического и экологического кризиса. И в этом смысле новая  концепция экологически  устойчивого  развития  экономики  должна  определить   формулу нестандартных решений по достижению указанного паритета. Экологическое воспроизводство по  сути  дела   экономное   и   полное использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению  экологического баланса. Неотъемлемым составляющим экологического  воспроизводства  является

экономическое планирование ,  которое включает  в себя  прогнозирование и осуществление мер по  оптимизации  хозяйства  с  целью  уменьшения  масштаба экологического ущерба, в том числе от ухудшения состояния здоровья  людей  и деградации эксплуатируемой территории.

Однако из года в год  усиливающееся внимания мировой общественности  к

проблемам охраны окружающей  среды  никак  не  отражается  на  экстремальном уровне  экологической   ситуации.   Это   объясняется   тем, что   изначально неправильно определены ориентиры и приоритеты во  взаимоотношениях  общества и природы. Для постсоветского пространства основной причиной этого  является превосходство административно-командных  методов  над  экономическими. Другая, заключается  в   полном   игнорировании   экологической   напряженности   и, следовательно, приоритетном  осуществлении  сравнительно  дешевых  и  быстро реализуемых природоохранных   мероприятий   путем   отсрочки   перехода   к качественно новым экологически безопасным технологическим процессам.  Третья причина,  вызвана  отсутствием  действенных   стимулов   для   осуществления природоохранной   деятельности.   Нетрудно   заметить,   что   эти   причины взаимосвязаны между собой и свойственны  любому  государству.  В  результате чего даже во Франции 1% экономического роста  приводит  к  2%  росту  объема отходов, а количество опасных отходов растет в среднем  на  7.5%  в  год.  В России в десятках густо населенных городов зафиксировано опасное превышение ПДК загрязнений в атмосфере, и это при спаде производства. В  связи  с  этим нетрудно предположит,  когда  при  закономерной  цикличности  экономического развития  спад   сменится   подъемом   производства,   отсутствие   должного технологического  обновления  может  привести  к  непредсказуемым  масштабам экологической   катастрофы.   Именно   этому,   т.е.   полному    осмыслению

происходящего и безотлагательной разработке новых  ориентиров,  определяющих концепцию  экологически  устойчивого  развития,  посвящен   основной   раздел доклада Комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше семерка»  призвала всю  мировую   общественность   к   скорейшему   принятию   во   всем   мире стратегической  концепции   экологически   устойчивого   развития,   которая устанавливает паритет между экономическими и  экологическими  ценностями.  В последствии  на  конференции  ООН  по  ОС  в  Рио-де-Жанейро   документально

отражена  стратегия,  где  любой  вид  хозяйственной  деятельности  в  плане

экологической   безопасности   должен   быть   совместим   с    требованиями

гармоничного  развития  общества  и  природы.   Необходимость   принятия   и выполнения требований этой стратегии признал и Казахстан.

Новая  концепция  экологически  устойчивого  развития  предусматривает

постепенное поэтапное внедрение  в жизнь экологически идеальной  промышленной структуры  производства,  построенной  на  многоразовом  потреблении,  когда продукция в преобразованном  виде  благодаря  наукоемким  технологиям  может многократно  использоваться.  Однако  на  практике  решение  этой   проблемы находится далеко от идеала, так как даже в странах ОЭСР лишь 20%  инвестиций, направляемых на защиту окружающей среды,  идет  на  разработку  экологически чистых  технологий.  Это  свидетельствует  о  том, что  во  всем  мире   пока преобладает эколого-технологический принцип «конца трубы», когда  инвестиции направляются  на  обезвреживание  отходов,  а  не   на   предупреждение   их образования.

Следует отметить, что структурное  изменение производства може  служить

лишь фундаментом построения концепции  экологически  устойчивого  развития, а сам   механизм   осуществления    определяется    путем    совершенствования экономической   системы,    адекватной    административной    поддержки    и общественного осознания необходимых преобразований. Так к примеру, в США экологическая гласность предусмотрена в законе  о «Суперфонде»,во  исполнение  которого  данные  о  308   опасных   химических веществах регулярно публикуются, а правительственные органы в  свою  очередь осуществляют проверку и строго контролируют выполнение закона. В  результате этого, у населения постепенно произошло смещение приоритетов от  потребности

в традиционных  благах  к  экологическим.  В  следствии  этого промышленные корпорации  с  целью  снижения  конфронтации  с  общественностью   постоянно увеличивают расходы на создание экологически безопасных производств,  что  в конечном счете увеличивает конкурентоспособность их продукции.

 

За 1994г. они составили  от ВНП, млн.долл., %

 

|                        |млн.долл.        |%             |

|Дания                   |1237             |1.9           |

|Германия                |14424            |1.7           |

|США                     |80446            |1.6           |

|Швеция                  |1948             |1.5           |

|Швейцария               |1891             |1.5           |

|Великобритания          |8837             |1.4           |

|Япония                  |26035            |1.3           |

|Нидерланды              |2254             |1.3           |

|Австрия                 |1130             |1.3           |

|Франция                 |7746             |1.1           |

 

Таким образом, паритет  предполагает  увеличение  инвестиций  в  охрану

окружающей среды, что  вполне целесообразно, так как улучшение  экологической обстановки пропорционально приводит к росту производительности труда  и  как следствие к значительному устойчивому росту доходов. В среднем на нужды охраны  природы  затрачивается  в  странах  Запада, Японии  и США не более 200 ЭКЮ в расчете на душу населения. Производство экотехники- приборов и устройств как одно из  составляющих экоиндустрии предоставляет возможность контролировать  качество  окружающей среды,  уровень  очистки  различных  выбросов  предприятий  и  транспорта  и составлять реальные программы по совершенствованию стандартов и  нормативов, законодательства,  контролю,  экологической   экспертизе   и   сертификации; введению   экологического   аудита;   созданию   новых   оргструктур   путем нивелирования    макроэкономических    показателей    относительно     четко установленных  экологических  требований  и  проведения  анализа  по  уровню взаимозависимости категорий экономического ущерба,  экологических  издержек, экономического  и  социального  оптимумов  загрязнения.   С   точки   зрения концепции  эколгически  устойчивого развития  очень важно   контролировать соотношение экономических и экологических  издержек  в  динамике  социально- экономического развития общества. При этом особое внимание  следует  уделять двум основным взаимозависимым факторам:

1.  влияние  антропогенной   деятельности  человечества  на   состояние

окружающей среды и  ее функциональную зависимость от возможных  тенденций  НТП в производстве  и  природопользовании,  а  также  организационной  структуры производственных и природоохранных фондов;

2. развитие приоритетных  направлений  природоохранной   стратегии  при

переходе со стадии экономического оптимума загрязнения на уровень социально- нормативный на основе анализа динамических макромоделей.

Разработка  конкурентоспособных  ресурсосберегающих   и   средощедящих

технологий приводит в  основном к обновлению основных средств производства  и требует определенных капитальных затрат.  В  связи  с  этим  такие  процессы ускоряются путем принятия государством строгих законов по охране  окружающей среды, налоговой политике, направленной на те же цели. При этом  в качестве основного стимула   используют  право  на  продажу  выделенных  предприятиям лимитов на загрязнение, а также сертификацию продукции  своеобразным  знаком экологического качества. Такой знак дает преимущество в конкурентной  борьбе на свободном насыщенном рынке. В  системе  стимулирующих  воздействий  на  экологизацию  производства основное место занимают экологизация налогообложения и кредитной политики, введение рыночных  методов  регулирования  природоохранной  деятельности.  В аспекте  экологизации  налогообложения концепции экологически  устойчивого развития  в  наибольшей  степени   эффективным   считаются   фундаментальные

предложения  по  кардинальному   изменению   общей   налоговой   системы   в государстве,   включая   возможные   пути   постепенной   реализации    этих предложений. Их суть заключаются в поступательном переходе от  существующего косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному. Кроме этого также рационально параллельное развитие  системы  льготного налогообложения  экологичных  видов продукции и услуг с   единовременной компенсацией соответствующих потерь  бюджетных  поступлений  путем  введения дополнительных  налогов  на  экологически  опасные  изделия,  используя  так называемый  принцип  «фискальной  нейтральности».   Для   этого   необходимо разработать   перечень   поправочных   коэффициентов   к   действующими    и проектируемым налогам. Базой для такого перечня должна служить  сертификация продукции и услуг по экологическому признаку.

Одним из способов  стимулирования  экологически  устойчивого  развития производства служит специальная система  оплаты  за  загрязнение  окружающей среды. На Западе этот способ достаточно эффективен, так  как  компенсировать такие платежи ростом цен  из-за высокой конкуренции практически  невозможно. В нашей стране рынки энергетической, нефтехимической и  других  загрязняющих отраслей промышленности почти  полностью  монополизированы  производителями. Поэтому  время  платежей  за  загрязнение  легко  накладывается  на  плечи потребителей. В настоящее время в  развитых  странах  динамично  развивается  другой современный   подход   к   экономическому   регулированию    природоохранной деятельности.  Он  основан  на  формировании  особого  рынка  разрешений  на загрязнение. При  этом  в  пределах  конкретной  территории  устанавливается социально-приемлемый  уровень  загрязнения,  а  вклад  каждого  загрязнителя определяется путем свободной взаимовыгодной торговли выделенными  квотами  на загрязнение.  Приобретая   подобно   другим   видам   собственности   право- загрязнять, предприятие  имеет  возможность  при  необходимости  купить  это право у другого предприятия. Однако для  практического  осуществления  этого подхода  следует  ограничиться  небольшим  количеством   основных   массовых загрязнителей и с  целью  предотвращения   спекулятивных  сделок  необходимо увязать сам механизм купли-продажи прав на загрязнение  с  законодательством

о банкротстве. Между тем  торговля  квотами  может  быть  осуществлена  и  на международном  уровне   по   соответствующим   соглашениям,   например,   по углеродному кредиту. Перспективным направлением  экологизации  кредитной политики  является введение  рейтинга  банковского  процента  в  зависимости  от  экологической надежности природопользователя. При этом  экологизацию  кредитной политики

Информация о работе Экологические проблемы в рамках международных экономических отношений