Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:16, курсовая работа
Понятие экономической безопасности как необходимости сохранения независимости и жизнеспособности экономики государства все больше сочетается с таким императивом, как создание условий для решения основных экономических и социальных проблем, определяющих устойчивое и поступательное развитие государства и общества в целом. Большинство современных угроз для конкурентоспособности национальной экономики обусловлены системным экономическим кризисом, издержками процессов рыночной трансформации экономики и проблемами ее интеграции в мировое хозяйство. [6,с.55].
Введение………………………………………………………………………………..... 3
Экономическая безопасность и её роль в развитии рыночной экономики.
…………………………………………………………………………………...... 5
Сущность и виды экономической безопасности…………………………... 5
Критерии оценки экономической безопасности………………………….... 9
Государственное регулирование экономики как основа достижения экономической безопасности…………………………………………………........ 11
Факторы влияющие на экономическую безопасность страны……………..14
Экономическая безопасность и пути её развития в зарубежных странах. ..19
Особенности достижения экономической безопасности в переходной экономике Республики Беларусь…………………………………………………... 24
Состояние экономической безопасности в Республике Беларусь……….... 24
Методы по совершенствованию экономической безопасности в Республике Беларусь………………………………………………………………….......... 27
Заключение……………………………………………………………………….. 30
Список использованной источников……………………………
[авторская].
Для Республики Беларусь в условиях становления и развития цивилизованных рыночных отношений, обеспечение экономической безопасности в производственной сфере является стержневой основой реформирования всего народнохозяйственного комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития.
Значимость для республики налаживания стабильных не дискриминационных отношений с иностранными партнерами обусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних поставок. Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические связи привносят в народное хозяйство мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозу некоторым базовым национальным интересам. При обеспечении экономической безопасности во внешнеэкономической сфере важно достичь оптимального состояния и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике импорт возрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должно приводить к ухудшению положения отраслей отечественного производства.
Важным фактором экономической безопасности при открытой экономике выступает высокая конкурентоспособность продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающего импорта. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только расширению экспорта, но и более успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке. Необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
Большую опасность для экономики Беларуси представляет ситуация, когда более половины объема ее экспорта приходится на ограниченный перечень товаров. Из опыта многих развивающихся стран известно, что при высокой степени зависимости национальной экономики от внешнего рынка такая структура экспорта в случае ухудшения мировой конъюнктуры по этим товарам ставит экономику на грань катастрофы.
Укрепление экономической безопасности должно стать одной из задач структурной политики республики. Взяв курс на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство, сохраняя комплекс ведущих отраслей экономики, необходимо определить как краткосрочные, так и долгосрочные приоритеты. Только таким путем можно преодолеть одностороннюю зависимость экономики от импорта сырья и создать прочный фундамент экономической безопасности.[3,c.7-11].
1.2 Критерии оценки экономической безопасности
Организация управления при обеспечении экономической безопасности, помимо выделения, отслеживания, характеристики ее внешних и внутренних угроз, предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны. В этих целях используется система показателей — количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, измерение и сравнение которых позволяет выявить динамику экономической безопасности.
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
Критерии экономической безопасности позволяют оценить состояние экономики.
Основные критерии, характеризующие экономическую безопасность Республики Беларусь, могут быть, сгруппированы в 7 блоков. [2, в соответствии с пунктом 4.6].
Таблица 2.- группы показателей экономической безопасности.
Группа |
Показатели |
1. Показатели, отражающие способность экономики функционировать в режиме общественного воспроизводства. |
Это темпы роста ВВП, ВВП на душу населения, структура и доля в нем налогов и сборов, удельный вес в ВВП внутренних инвестиций, государственных инвестиций; доля государственного потребления к ВВП. |
Окончание таблицы 2 | |
Группа |
Показатель |
2 Показатели развития и поддержки научного потенциала |
Уровень образования населения, расходы на образование в % к ВВП, количество студентов на 10 тыс. человек населения. |
3 Показатели, свидетельствующие об устойчивости финансовой системы. |
Темпы инфляции, дефицит государственного бюджета; объем государственного долга к ВВП; удельный вес в ВВП расходов на оборону; величина золотовалютных резервов; сальдо платежного баланса. |
4 Показатели оптимального функционирования регионов в рамках страны. |
Разрыв в уровне ВВП на душу населения по регионам; дифференциация регионов по прожиточному минимуму; доля собственных доходов в бюджетных доходах региона. |
5 Показатели, характеризующие степень криминализации экономики |
Доля теневой экономики в ВВП; доля налогов и сборов в ВВП; доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, созданной на предприятии. |
6 Показатели, характеризующие степень оптимальности "встроенности" национальной экономики в мировую |
Экспортная и импортная квоты, структура экспорта и импорта, доля импорта во внутреннем потреблении, объем внешнего долга и ВВП; платежи по обслуживанию внешнего долга. |
[2,табл.5].
Для оценки уровня экономической безопасности в первую очередь важны не столько показатели, сколько сравнение их с нормативными (пороговыми) значениями. Степень экономической безопасности определяется мерой приближения показателей к пороговым значениям. В настоящее время еще не выработан единый подход к определению их сущности. Общепринято считать, что пороговые значения — это предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве пороговых значений индикаторов безопасности обычно используют общепринятые в мировой практике их расчетные нормативные значения, показатели других государств и расчетные показатели развития страны на прогнозируемый период.
Важно, что проводимая институтами власти политика экономической безопасности должна быть направлена на поддержание всего комплекса показателей и пороговые значения одного показателя не должны достигаться в ущерб другим.
Важно подчеркнуть, что высокий уровень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в определенных допустимых пределах и имеет свои предельные значения
Другими словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности в общем виде можно назвать границей между опасностью и безопасностью. Их значения придают национальным экономическим интересам страны количественную определенность. В качестве пороговых значений индикаторов безопасности обычно используют общепринятые в мировой практике их расчетные нормативные значения, показатели других государств и расчетные показатели развития страны на прогнозируемый период.[3,c.16-20].
По данным министерства экономики Республики Беларусь за 2012 год были установлены следующие пороговые значения экономической безопасности:[2].
Таблица 3. – Пороговые показатели экономической безопасности Республики Беларусь.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Пороговое значение |
Отношение государственного долга к ВВП |
% |
24.2 |
Отношение внешнего долга к экспорту |
% |
20 |
Коэффициент износа активной части основных фондов промышленности |
% |
40 |
Доля инвестиций в ВВП |
% |
17 |
Удельный вес ведущей страны-партнера в географической структуре внешнего торгового товарооборота |
% |
30 |
Доля населения, имеющая доход ниже прожиточного минимума (черта бедности) |
% |
8-9 |
Уровень (норма) безработицы к активной части населения |
% |
8-9 |
Расходы на здравоохранение из госбюджета к ВВП |
% |
5 |
Доля импорта продовольствия в общем объеме товарооборота продовольственных товаров |
% |
25-30 |
Уровень производства зерна в среднем на душу населения |
тонн |
0,9 |
[2,табл,4].
1.3 Государственное регулирование экономики как основа достижения экономической безопасности
Новая система управления и регулирования экономики предполагает планово-договорную основу, которая отличается от планово-директивной практики прежде всего объектом управления. При планово-директивном управлении централизованно регламентировались внутрирегиональные, внутриотраслевые и производственные показатели и объектом управления выступала производственно-хозяйственная деятельность предприятий. В условиях планово-договорных отношений регламентируются только общеэкономические, межрегиональные и межотраслевые показатели. Они и являются объектом управления.
Сущность планово-договорной системы состоит в целенаправленном управлении процессом воспроизводства в соответствии с макроэкономическими целями государства и конечными потребностями общества При этом субъектами управления выступают все хозяйственные звенья системы, в том числе и предприятия, в то время, когда при планово-директивном управлении субъектами управления выступало государство, министерства и ведомства от имени государства. [5,c.43-47]
Инновационное регулирование
Государство разрабатывает и финансирует из бюджета программы только по наиболее важным и весомым направлениям развития научно-технического процесса, а другие инновационные направления осуществляют хозяйственные звенья, стимулирование повышения эффективности деятельности которых осуществляется государством косвенно, через систему налогообложения.
Финансовое регулирование
Аккумулируя значительную часть национального дохода, государство использует его на финансирование инфраструктуры, социальной сферы, государственных инвестиционных программ, нужд оборонного и экологического значения и других сфер. Не вмешиваясь в порядок и форму распределения доходов субъектов хозяйствования, в том числе и в организацию заработной платы, государство, тем не менее, посредством эффективной системы налогообложения регулирует их уровень.
Управление инвестициями
Инвестиционные ресурсы, формируемые за счет средств республиканского бюджета, государство распределяет между регионами и отраслями с учетом важности строящихся или реконструируемых объектов и конкретных обстоятельств, учитывающих состояние экономического развития межрегиональных и межотраслевых субъектов хозяйствования. Сформированные амортизационные фонды остаются в распоряжении субъектов хозяйствования и могут, по их усмотрению, использоваться в форме инвестиций в основной капитал. Субъекты хозяйствования также могут использовать часть своего дохода на инвестиционные нужды, а если не хватает собственных источников для финансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов, они могут получить кредиты в банке.
Внешнеэкономическое регулирование
Квоты на экспорт и импорт важнейших видов продукции, особенно имеющих народнохозяйственное значение, формирует и определяет государство. При этом, может происходить корректировка показателей поставки-покупки, если это способствует эффективному внедрению достижений НТП и развитию производства, а также не ущемляет интересы государства и конкретных субъектов хозяйствования, других поставщиков и потребителей продукции или ресурсов.
Валютное регулирование
Государство обладает абсолютной монополией на полное исключение иностранных валют на внутреннем рынке и устанавливает твердый валютный курс на уровне покупательной способности отечественной и иностранной валют. Это должно предполагать продажу государству части валюты, полученной субъектами хозяйствования от экспорта продукции, в соответствии с государственными квотами на ее продажу и получение от государства необходимых валютных ресурсов в соответствии с квотами на импорт. При этом государство стимулирует субъекты хозяйствования за сверхплановую выручку по экспорту, предоставляя им дополнительные валютные средства. В системе планово-договорных отношений происходит коренное совершенствование методологии планового управления, которое заключается в принципиальном усилении государственного подхода к формированию стратегических показателей и показателей народнохозяйственного значения, исходя из наиболее полного учета единства воспроизводственного процесса. В отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся в основном к косвенным методам, государство использует меры прямого административного регулирования экономики через госсектор, находящийся под его непосредственным контролем. Субъекты хозяйствования госсектора обладают определенными возможностями при формировании долгосрочной производственно-инвестиционной программы, адекватной нормативно-правовой базе, закрепленной в законе «О предприятиях в Республике Беларусь» и других документах, с помощью которых обеспечивается реализация государственных функций. В то же время эффективность организационно-экономического механизма по обеспечению экономической безопасности в значительной степени зависит от экономической и финансовой политики государства. Например на его деятельность существенное влияние оказывают методика и порядок учета затрат при составлении калькуляций по себестоимости продукции, система налогообложения и другие. Себестоимость, как экономическая категория есть обособленная часть стоимости продукции, состоящая из заработной платы и затрат прошлого овеществленного труда. В практической деятельности она представляет собой денежное выражение текущих затрат субъектов хозяйствования, необходимых для производства продукции и ее реализации. Поэтому, включение в состав себестоимости затрат, не относящихся к фактической заработной плате и прошлому овеществленному труду, ведет к искажению ее экономической сущности. [6,c.13-17]