Экономическая безопасность и меры её реализации в государстве (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Понятие экономической безопасности как необходимости сохранения независимости и жизнеспособности экономики государства все больше сочетается с таким императивом, как создание условий для решения основных экономических и социальных проблем, определяющих устойчивое и поступательное развитие государства и общества в целом. Большинство современных угроз для конкурентоспособности национальной экономики обусловлены системным экономическим кризисом, издержками процессов рыночной трансформации экономики и проблемами ее интеграции в мировое хозяйство. [6,с.55].

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..... 3

Экономическая безопасность и её роль в развитии рыночной экономики.
…………………………………………………………………………………...... 5
Сущность и виды экономической безопасности…………………………... 5

Критерии оценки экономической безопасности………………………….... 9

Государственное регулирование экономики как основа достижения экономической безопасности…………………………………………………........ 11

Факторы влияющие на экономическую безопасность страны……………..14

Экономическая безопасность и пути её развития в зарубежных странах. ..19

Особенности достижения экономической безопасности в переходной экономике Республики Беларусь…………………………………………………... 24

Состояние экономической безопасности в Республике Беларусь……….... 24

Методы по совершенствованию экономической безопасности в Республике Беларусь………………………………………………………………….......... 27
Заключение……………………………………………………………………….. 30
Список использованной источников……………………………

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 104.62 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4.-Некоторые противоречия интересов государства-собственника и государства как общественного института.

 

Интересы государства-собственника

Интересы государства как

общественного института

Увеличение дивидендов. Приспособление к требованиям рынка

Снижение налогов на производство и расширение налоговых льгот.

Осуществление крупных централизованных инвестиционных программ

Повышение эффективности работы госпредприятий и рационализация рабочих мест.

Повышение закупочных цен. Завоевание монопольного положения на рынке. Экспортные льготы.

Защита внутреннего рынка от зарубежных конкурентов.

 

Выпуск товаров для народного потребления

Приоритет госзаказа. Сохранение и даже повышение налогов на предприятиях в целях пополнения госбюджета. Сокращение дефицита госбюджета.

Поддержание уровня занятости населения и снижение безработицы.

Снижение закупочных цен.

Проведение антимонопольной политики. Увеличение поступлений в бюджет от экспорта.

Насыщение внутреннего рынка более дешевыми и качественными товарами.

 


 

[4,табл.8].

 

Вывод: таким образом, будучи явлением сущности производственных отношений организационно-экономический механизм по обеспечению экономической безопасности имеет собственную сущность, которая выражает специфически новую качественную базу, характеризующуюся особыми вертикальными и горизонтальными связями между государственными органами и отдельными субъектами хозяйствования, а также между самими предприятиями и их подразделениями при углублении рыночных отношений. Элементы, такого механизма не утрачивают своей целостности в условиях рыночных отношений и продолжают находиться в структурной, функциональной и причинно-следственной связях, в динамичном взаимодействии между собой, охватывая и область региональной экономики в лице системы взаимодействующих регионов, которая в свою очередь, является частью системы мировой экономики.

 

1.4 Факторы влияющие на экономическую безопасность

cтраны

 

Когда речь идет об экономической безопасности государства, то можно утверждать, что она состоит в способности национальной экономики развиваться в устойчивом расширенном масштабе, удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам. Однако на устойчивость экономики к возникающим угрозам и состояние экономической безопасности в целом  могут повлиять ряд факторов.

В  общем виде факторы, влияющие на экономическую безопасность государства, можно разделить на внешние и внутренние. Среди внешних факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность, можно выделить следующие группы:

 

1.Политические факторы:

    1. Цивилизационный уровень развития сопредельных государств.
    2. Развитость институтов международной и региональной безопасности.
    3. Наличие и развитость международных институтов, вырабатывающих общие нормативно-правовые акты в различных сферах безопасности.
    4. Участие страны в различных международных организациях.
    5. Международный терроризм и другие социально опасные явления.
    6. Транснациональная организованная преступность.
    7. Распространение вооружений.
    8. Международные конфликты.
    9. Наличие и направленность деятельности военно-политических блоков;
    10. Соблюдение (несоблюдение) международных договоренностей в различных сферах деятельности.
    11. Разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств.

2.  Торгово-экономические факторы:

Торгово-экономические факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями взаимодействия национальных хозяйств различных государств в рамках торгово-экономических отношений.

Основными факторами в рамках данной группы являются:

    1. Структура импорта (доля продовольствия и высокотехнологичных товаров).
    2. Степень зависимости страны от импорта продукции стратегического назначения.
    3. Структура экспорта (доля конкурентоспособных товаров);
    4. Контроль над рынками сбыта отечественной продукции, в том числе военной, таможенный контроль над экспортно-импортными операциями;
    5. Ограничения или препятствования развитию внешней торговли и экономического сотрудничества.

 

3.Валютно-финансовые факторы -это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями взаимодействия национальных хозяйств различных государств в рамках валютно-финансовых отношений.

 

Основными факторами в рамках данной группы являются:

    1. Состояние мирового финансового рынка, в том числе рынка ценных бумаг.
    2. Основные направления финансовых потоков и характер расчетных отношений.
    3. Уровень внешнего долга.
    4. Конвертируемость национальной валюты;
    5. Золотовалютные запасы страны.
    6. Валютный контроль таможенной границы государства;
    7. Мировые финансовые кризисы.
    8. Уровень цен на экспортные товары стратегической важности.

 

 

4.Маркетинговые факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями продвижения товаров и услуг, производимых и оказываемых в рамках национальных хозяйств различных государств, в условиях глобализации, учитывающие:

  1. Продвижение экспортных товаров на мировых рынках.
  2. Конкурентоспособность этих товаров;
  3. Возможности по завоеванию рынков сбыта отечественных товаров и услуг.

 

5.Производственно-экономические факторы:

  1. Прямая зависимость от какой-либо страны (или группы стран) в стратегически важных отраслях экономики.
  2. Усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы.
  3. Отставание в развитии передовых технологических укладов,
  4. Уровень импортозамещения по основным продуктам питания;
  5. Уровень развития международного научно-технического обмена;
  6. Социально-демографические факторы.
  7. Состояние мировой социальной сферы.
  8. Направленность миграционных потоков.
  9. Уровень развитости и направленность взаимоотношений между различными религиозными конфессиями на международном уровне.
  10. Утечка квалифицированных кадров за рубеж.

 

Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность, можно выделить следующие группы.

 

 

Экономические факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве условиями ведения национального хозяйства:

    1. Структура национального хозяйства.
    2. Уровень монополизации экономики.
    3. Эффективность общественного производства.
    4. Конкурентоспособность экономики.
    5. Технологическая база промышленного производства.
    6. Состояние финансовой системы.
    7. Инвестиционная деятельность.

 

Организационные факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве условиями управления национальным хозяйством:

    1. Состояние и эффективность системы управления национальным хозяйством;
    2. Состояние объектов инфраструктуры.
    3. Уровень организации разведки минерально-сырьевой базы.
    4. Эффективность вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот.
    5. Организация развития научно-технического прогресса на перспективных направлениях.
    6. Система выработки управленческих решений.

 

Правовые факторы – факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве нормативно-правовыми рамками ведения и управления национальным хозяйством.

К ним относятся:

    1. Качество нормативно-правовой базы.
    2. Правовая дисциплина и исполнительность.
    3. Состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике.
    4. Контрольная деятельность.

 

 Социальные факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве социальными и социально-экономическими условиями функционирования национального хозяйства.

  1. Обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности.
  2. Предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан.
  3. Недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов.
  4. Исключение потенциальных угроз возникновения социальных конфликтов.
  5. Борьба с терроризмом.
  6. Состояние здоровья нации, в т. ч. распространение социально опасных заболеваний.
  7. Пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
  8. Сохранение и развитие самобытных культур, духовных ценностей граждан.[6,c.25-39]

 

Вывод: экономическая безопасность представляет собой сложную систему по обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны с помощью определённых средств и механизмов. Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п. Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем.

Существует определенный ряд факторов (приведены выше) , влияющих на экономическую безопасность страны, но в качестве особого фактора следует выделять теневую экономику. Масштабы и разнообразие форм существования теневой экономики в наши дни значительно больше. Она охватила практически все сферы общественного производства и имеет место во всех странах мира. Это связано с тем, что причины, ее порождающие, весьма разнообразны: экономические, политические, социальные, психологические, моральные, криминальные и т. д. В современных условиях существует ряд угроз, являющихся общими для безопасности большинства стран мира. Они представляют собой серьезные проблемы для эффективного функционирования всей мировой экономики.[7,c.82].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономическая безопасность и  пути её развития в

зарубежных странах (ЕС)

В западной научной литературе практически невозможно вычленить широко принятое определение самого понятия «безопасность». Например, профессор Женевского института международных исследований К. Гастейгер считает, что у каждой страны имеется собственное понятие безопасности, которое коренится в особенностях ее истории, географического положения, в своеобразии восприятия внешнего мира. В большинстве случаев государства определяют свои потребности в сфере безопасности более широко, чем можно было бы ожидать. «Безопасность – понятие, которое не поддается определению, оно открыто для бесчисленных интерпретаций. Оно образует фасад, за которым можно объяснить или оправ

дать какую угодно политику».

В Европейском Союзе термин «экономическая безопасность» относится к позиции объединения в мировой экономической системе. ЕС диктует важность европейской интеграции с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации. Отдельно каждая страна-член Евросоюза обладает гораздо меньшим количеством экономических ресурсов, чем другие развитые и даже развивающиеся страны. Эффект синергии, достигаемый через взаимообмен ресурсами определяет способность Европейского союза обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Конечная цель обеспечения экономической безопасности в ЕС – формирование полностью интегрированной Европы с одинаковым уровнем жизни во всех странах-участницах. В процессе формирования концепции экономической безопасности страны отправной точкой служит понятие угроз, которое является центральным в большинстве зарубежных исследований в данной области.

Опыт Германии в обеспечении экономической безопасности.

Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы Министерства обороны. Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. И все же главный акценмт страны ЕС делают на обеспечение национальной безопасности через измерение европейской безопасности, не уделяя такого важного внимания собственным возможностям по обеспечению экономической безопасности. Например, в уже упомянутой директиве Министерства обороны Германии отмечается, что «проблемы нашего сложного мира могут быть решены наилучшим образом через международную дискуссию и компромиссы, поэтому германская политика безопасности делает акцент на международных отношениях и наднациональных институтах».Вообще стоит отметить, что в развитых странах со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса. В Германии под экономической безопасностью понимают скорее устойчивость экономического роста. Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», согласно которому «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста», можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии. В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних угроз устойчивому социально-экономическому развитию, к которым относятся: отрицательное воздействие внешнеэкономических факторов, ошибки экономической политики, проявляющиеся в «перегреве» или замедлении развития экономики, расширении спроса, превышающего продуктивность национального хозяйства.[8,c30-31].

Информация о работе Экономическая безопасность и меры её реализации в государстве (на примере Республики Беларусь)