Экономическая безопасность и меры её реализации в государстве (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Понятие экономической безопасности как необходимости сохранения независимости и жизнеспособности экономики государства все больше сочетается с таким императивом, как создание условий для решения основных экономических и социальных проблем, определяющих устойчивое и поступательное развитие государства и общества в целом. Большинство современных угроз для конкурентоспособности национальной экономики обусловлены системным экономическим кризисом, издержками процессов рыночной трансформации экономики и проблемами ее интеграции в мировое хозяйство. [6,с.55].

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..... 3

Экономическая безопасность и её роль в развитии рыночной экономики.
…………………………………………………………………………………...... 5
Сущность и виды экономической безопасности…………………………... 5

Критерии оценки экономической безопасности………………………….... 9

Государственное регулирование экономики как основа достижения экономической безопасности…………………………………………………........ 11

Факторы влияющие на экономическую безопасность страны……………..14

Экономическая безопасность и пути её развития в зарубежных странах. ..19

Особенности достижения экономической безопасности в переходной экономике Республики Беларусь…………………………………………………... 24

Состояние экономической безопасности в Республике Беларусь……….... 24

Методы по совершенствованию экономической безопасности в Республике Беларусь………………………………………………………………….......... 27
Заключение……………………………………………………………………….. 30
Список использованной источников……………………………

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 104.62 Кб (Скачать файл)

В частности, Беларусь не улаживается в пороговое значение по уровню золотовалютных резервов, который в 2013 году снизился до 1,8 месяца импорта с 1,9 месяца импорта в 2012 году, в то время как должен составлять не менее 3 месяцев.[2].

Кроме того, не обеспечено выполнение индикатора "доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива". По оценке Минэкономики, доля собственных энергоресурсов в 2013 году составляет 25,5% против 25% в 2012 году и пороговом индикаторе не менее 30% . Удельный вес инновационной продукции в промышленном производстве в 2013 году составил 18% против 17% в 2012 году и пороге не менее 20% . Затраты на исследования и разработки составляют 1% к ВВП (против 0,9% в 2012году), что в пределах порогового значения - не менее 1% . Уровень  малообеспеченности в 2013 году снизился до 6,5% с 7% с 2012 году при пороге не более 10% , уровень безработицы увеличился до 1,5% с 1% в 2012 году и пороге не более 8% .Доля инвестиций в основной капитал, по оценке Минэкономики, в 2013 году составила 28,4% (против 28,8% в 2012 году) и пороговом значении не менее 25%. Коэффициент обновления основных средств составит 6,1% (в 2012 году – 5,5%), порог – не менее 5%.Минэкономики стремится к снижению профицита внешней торговли в 2013 году до 0,7% к ВВП с 2,9% в 2012 году (согласно порогу дефицит не должен превышать 5% ВВП).Рентабельности реализованной продукции составило 16% (против 14% в 2012 году) и пороге не менее 10%.[2].

Кроме того, прослеживается тенденция к развитию нулевого дефицита консолидированного бюджета (порог не более 3% к ВВП). Внутренний государственный долг составил 2,9 к ВВП (при пороге не более 20%), внешний госдолг – 20,2% (порог не более 25%). Отношение платежей по обслуживанию госдолга к доходам республиканского бюджета составил 7,8% (против 6,7% в 2012 году) и пороге не более 10%. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке составил 4,8% (против 2,6% в 2012 году) и пороге также не более 10%.

Согласно прогнозам доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота составил 17% (против 16% в 2012 году) и пороге не более 25%.[2]. Согласно действующей Программе социально-экономического развития Республики Беларусь стратегической целью развития экономики является повышение благосостояния белорусских граждан и приближение его к уровню развитых европейских государств. На этом основании национальные экономические интересы Беларуси можно рассматривать как обеспечение развития экономики на уровне, приводящем к росту удовлетворения потребностей населения. Это предполагает поддержание макроэкономической стабильности национальной экономики Беларуси (стабильность национальной валюты, низкий уровень инфляции и безработицы), повышение конкурентоспособности белорусской экономики; отстаивание ее интересов в объективном процессе глобализации мировой экономики; обеспечение устойчивости экономики от воздействия внешних экономических кризисов. Экономическими интересами Беларуси также могут являться повышение эффективности экономики, улучшение финансового состояния субъектов хозяйствования, активизация инновационной и инвестиционной деятельности в стране.

Вывод: Республика Беларусь переживает сложный исторический период, идет процесс укрепления позиций на мировой арене, существенно меняется геополитическое положение, социально-экономические отношения. Эти процессы происходят в условиях активных интеграционных процессов как в еврозоне, так и на постсоветском пространстве. Появляются новые межгосударственные союзные экономические и политические образования, в которых Республика Беларусь принимает самое активное участие. В последние десятилетия в Республике произошли существенные изменения в общих условиях обеспечения безопасности, в ее структуре. В стране заметно увеличение масштабов теневой экономики и очевидны недостаточно отработанные механизмы контроля и защиты от противоправных посягательств теневого капитала, когда безнаказанно «отмываются» нелегальные средства; а также негативные последствия либерализации экономической деятельности и приватизации государственной собственности. Все это ведет к возрастанию числа преступлений в экономической сфере, а также к коррупции.

 

 

 

3.2 Методы по совершенствованию экономической безопасности в Республике Беларусь

 

Становление и развитие государственного суверенитета РБ определило крайнюю актуальность мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны. Наряду с определенными положительными тенденциями в проведении экономических  и политических реформ основные проблемы внутри республики, которые накопились за минувшие годы, еще не преодолены. Сохраняются затратные методы хозяйствования, низкая инвестиционная деятельность, катастрофическое старение и износ основных фондов, неплатежи, рост числа убыточных предприятий, инфляция и падение курса национальной валюты. [13].

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь и в целях реализации Концепции национальной безопасности Комитетом госконтроля выполняется ряд задач по защите интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере и обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь. В пределах свой компетенции Комитет осуществляет деятельность по устранению факторов, которые могут оказать негативное, дестабилизирующее воздействие на процессы развития национальной экономики, по предупреждению, выявлению и пресечению угроз экономической безопасности в целях реализации национальных экономических интересов.[15]

В связи c концепцией национальной безопасности Республики Беларусь и директивой № 3 от 14 июня 2007 г. об “Экономии и бережливости” и Комитетом Государственного Контроля были определены следующие приоритетные направления обеспечения экономической безопасности:

  1. Организация жесткого контроля за рациональным использованием топливно - энергетических и материальных ресурсов, снижение удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции при одновременном росте производства и его модернизации;
  2. Развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизма разрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения.
  3. Разработка стратегии обеспечения реализации жизненно важных экономических интересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразований с учетом Договора о создании Союзного государства.
  4. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных сферах (производство, финансы, распределение, обмен, потребление и др.).
  5. Повышение эффективности макроэкономического регулирования через постоянно совершенствующееся законодательство и механизмы прямого и косвенного управления экономическими процессами.
  6. Использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов.
  7. Совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг.
  8. Всемерное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятости населения.
  9. Ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением.
  10. Рациональное использование географического положения страны, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций.
  11. Повышение наукоемкости производимой продукции, развитие сферы услуг по ее сервисному обслуживанию.
  12. Обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использования собственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкого привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
  13. Формирование законодательства, необходимого для эффективного функционирования национальной экономики, проведения рыночных преобразований в соответствии с единой политикой Союзного государства, согласования экономических интересов различных социальных групп, общества и государства.
  14. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, с перспективой полноправного участия во Всемирной торговой организации (ВТО).
  15. Создание необходимых запасов стратегического сырья, материалов и резервов мощностей для их использования при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  16. Внедрение передовых технологий и оборудования, обеспечивающих максимально возможное извлечение полезных ископаемых и комплексное освоение их месторождений; периодичное энергетическое обследование организаций для выявления резервов экономии топливно-энергетических ресурсов, а также разработку мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, обязательных для выполнения соответствующими организациями;
  17. Организовать систему поощрения организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, и индивидуальных предпринимателей за экономию и бережливость.
  18. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, с перспективой полноправного участия во Всемирной торговой организации (ВТО).

[13,в соответствии с пунктом 1]. [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проанализировав экономическую ситуацию Республики Беларусь, сведения научной литературы, экономических статей и Белорусского законодательства можно сделать вывод об экономической безопасности страны:

Обеспечение национальной экономической безопасности государства также как и иные виды социальной деятельности является сложным процессом взаимодействия множества субъектов хозяйствования  и, соответственно, нуждается в организации управления. Причем специфика этого вида деятельности заключается в том, что экономические отношения, регулируемые экономическими законами, поддаются воздействию только при условии использования тех форм, методов или механизмов управления, которые соответствуют объективной тенденции экономического развития. При несовпадении с требованиями экономических законов управленческое воздействие может приводить к разрушительным последствиям, вплоть до изменения социально-экономической и политической системы. В ином случае попытки влияния на экономические процессы, без учета жизненно важных экономических интересов субъектов хозяйствования, приводят к противоположному, чем планировался, результату. Обострение в конечном итоге противоречий между интересами отдельных граждан,  различных социальных групп и государства создает предпосылки и условия для возникновения реальных угроз национальной экономической безопасности. Поэтому в современных условиях осуществление реального управленческого воздействия в сфере обеспечения экономической безопасности возможно только на основе концентрации и координации всех ресурсов различных министерств и ведомств. Необходимо учитывать неодинаковые пропорции распределения экономических, сырьевых, людских и других ресурсов и обеспечивать соответствующую этому коррекцию в сочетании  правовых, административных и экономических методов регулирования производственных отношений. Структурная перестройка экономики, искоренение механизмов неэффективного административного распределения ресурсов, формирование конкурентоспособных факторов производства в условиях включения экономики Беларуси в более привлекательные сегменты мирового рынка – это длительный процесс. Он займет многие десятилетия, даже в том случае если, вдруг, мы сегодня приступим к реализации программы системных рыночных реформ. Финансовая стабилизация должна стать важным элементом реализации цели, направленной на завоевание реформируемой экономикой устойчивых и долгосрочных конкурентных позиций на мировых рынках. Должна быть проведена структурная реформа, направленная на очищение экономики от убыточных производств, снижение дефицита счетов госпредприятий и госбанков, повышение их факторной производительности. Необходимо изменить структуру и объемы потребления (расходы) субъектов госсектора, которые должны стать объективно равными и адекватными уровню их производительности и соответственно присваиваемым доходам. До тех пор пока госпредприятия и госбанки не будут работать в условиях жестких бюджетных ограничений, их спрос должен находиться под контролем государства. Такой элемент спроса, как заработная плата работников госпредприятий и госбанков должен быть административно ограничен, т.к. в условиях высокой инфляции и девальвации рубля существует угроза раскручивания спирали «цены-доходы» Проведение жесткой финансовой политики позволит сбалансировать рынки и заложить основы устойчивого экономического роста, при росте в структуре ВВП высокотехнологичной составляющей добавленной ценности. Основное внимание должно уделяться упреждающему выявлению негативных тенденций и определяющих их условий, предпосылок и факторов, воздействие на которые позволит внести коррективы в экономическую практику и направлять процессы в направлении, обеспечивающем реализацию национальных экономических интересов. Как и для любой  системы, для управления в сфере экономической безопасности, существенным является влияние внешних и внутренних факторов. Чем сложнее система, тем в большей степени будут проявляться отклонения системы, не учтенные при ее создании. Поэтому система должна иметь соответствующие резервы, компенсаторы и регуляторы для корректировки таких «отклонений».

В целом, обеспечение экономической безопасности должно стать основным приоритетом государственной политики Республики Беларусь. Государство должно создать в стране такие условия хозяйствования, которые способствовали бы развитию предпринимательской инициативы, повышению инвестиционной активности; создать такую атмосферу, чтобы субъекты хозяйствования всех форм собственности могли бы эффективно осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Это, на мой взгляд, это может дать свой результат в обеспечении экономической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Богомолов В.А., под ред. В.А. Богомолова.-2-е изд., перераб. и доп. Экономическая безопасность: учеб. пособие. ЮНИТИ-ДАНА, Москва 2009г. - 295 с.
  2. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь http://www.economy.gov.by/, дата доступа 29.11.2013г.
  3. Мясникович М.В., Полоник С.С., Пузиков В.В., Управление системой обеспечения экономической безопасности// Минск ИООО «ПРАВО И ЭКОНОМИКА» 2005г. 52с.
  4. Комков В. Проблемы экономического роста В Республике Беларусь /Комков В. // Банкаўскі Веснік.-2013г.- 16 июня- с.60с.
  5. Лемешевский И.М., Национальная экономика Беларуси //Минск 2012г.,559с.
  6. Антонова Н.Б., Хорошко О.Б., Государственное регулирование национальной экономики //Минск 2009г.198с.
  7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие / И.М. Лемешевский. – Минск.: ООО «ФУАинформ»,  2004.-576с.
  8. Никитенко П.Г., Булавко В.Г., экономическая безопасность // Минск.2009г., 384с.
  9. Шимова В.Н., Национальная экономика Беларуси //Минск БГЭУ 2009г. 748с.
  10. Усоский В.Н. Белорусский экономический портал http://ekonomika.by //Актуальные проблемы экономики Беларуси или о пользе знания экономической теории./ 03.01.2013г./ дата доступа 01.12.2013г.
  11. Официальный сайт Белорусского статистичегоского комитета http://belstat.gov.by/, дата доступа 25.11.2013г.
  12. Прохин А.С. В Беларуси растут экономические проблемы / Прохин А.С.// Интернет-газета ex-Press.-2013г.
  13. Директива № 3 от 14 июня 2007 г. “Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства.”.
  14. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г.  № 575;
  15. Официальный сайт Комитета государственного контроля http://www.kgk.gov.by, дата доступа 26.11.2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая безопасность и меры её реализации в государстве (на примере Республики Беларусь)