Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:16, курсовая работа
Понятие экономической безопасности как необходимости сохранения независимости и жизнеспособности экономики государства все больше сочетается с таким императивом, как создание условий для решения основных экономических и социальных проблем, определяющих устойчивое и поступательное развитие государства и общества в целом. Большинство современных угроз для конкурентоспособности национальной экономики обусловлены системным экономическим кризисом, издержками процессов рыночной трансформации экономики и проблемами ее интеграции в мировое хозяйство. [6,с.55].
Введение………………………………………………………………………………..... 3
Экономическая безопасность и её роль в развитии рыночной экономики.
…………………………………………………………………………………...... 5
Сущность и виды экономической безопасности…………………………... 5
Критерии оценки экономической безопасности………………………….... 9
Государственное регулирование экономики как основа достижения экономической безопасности…………………………………………………........ 11
Факторы влияющие на экономическую безопасность страны……………..14
Экономическая безопасность и пути её развития в зарубежных странах. ..19
Особенности достижения экономической безопасности в переходной экономике Республики Беларусь…………………………………………………... 24
Состояние экономической безопасности в Республике Беларусь……….... 24
Методы по совершенствованию экономической безопасности в Республике Беларусь………………………………………………………………….......... 27
Заключение……………………………………………………………………….. 30
Список использованной источников……………………………
Иными словами, в странах Западной Европы экономическая безопасность страны понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества
Опыт США и Канады.
По данным информационного центра Канады, стратегической целью правительства в области обеспечения экономической безопасности страны является поддержание условий для долгосрочного роста производительности труда и капитала и тем самым - жизненного уровня населения, включающих надежную и динамичную деловую среду, способствующую внедрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому экономическому росту.
Первой национальной программой обеспечения экономической безопасности в США можно назвать меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности. В этом документе в качестве приоритетных целей дополнительно введены приложения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих позиций США в технологических сферах», а «сохранение экономической мощи США» прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.
Впоследствии президенты США не раз инициировали принятие Конгрессом различных документов, которые в названиях содержали словосочетание «экономическая безопасность». Например, Акт об экономической безопасности США 1996 г. был посвящен информационной безопасности США, в частности, борьбе с экономическим шпионажем. В данном документе «экономическая безопасность» понимается как часть национальной безопасности; направлена она на усиление законодательной защиты информации об инновациях и нововведениях от иностранного шпионажа, которые являются основой повышения конкурентоспособности экономики США.
Опыт небольших стран Западной Европы.
Опыт Нидерландов, Бельгии, Дании, Люксембурга, Швейцарии по обеспечению экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.
Страны Балтии и страны Центральной Европы.
Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 1990-х годов избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ.[8,c.33-35].
В основу политики безопасности этих стран был положен курс на сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами; политическую, экономическую, институциональную, культурную трансформацию в соответствии с западноевропейскими стандартами.
Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной. При этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой. Главными угрозами экономической безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются: экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических институтов. [8,c.39-40].
Опыт Испании.
Концепция экономической безопасности рассматривается в Испании в значительной мере в контексте экономической безопасности всего Европейского Сообщества. Вместе с тем, создана эффективная система обеспечения национальных интересов в экономической области. Ее основу составляют: гибкая законодательно-нормативная база; четкое разграничение компетенции министерств, ведомств и организаций в реализации нормативных положений, касающихся экономического развития; наличие на каждом этапе развития законодательно утвержденной программы экономических приоритетов, которая в принципе должна была исключить возможность раздачи адресных привилегий; наличие специальных государственных служб контроля.
В системе обеспечения экономического благосостояния и устойчивого развития страны важное место занимает определение приоритетных отраслей национальной промышленности, подпадающие под защиту протекционистских мер; регулирование процедуры стимулирования инвестиций; валютный контроль; тщательно разработанное законодательство об акционерных обществах.
Опыт Италии.
В Италии государство уделяет большое внимание внешнеэкономической экспансии, которая осуществляется через экономическую и технологическую привязку Италии к ее зарубежным партнерам. При этом наиболее перспективными среди них можно назвать страны ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), а также развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки. Акцент делается также на итальянское присутствие за рубежом через развитие международной промышленной кооперации и, как и в Германии, диверсификацию поставщиков энергоносителей. При отсутствии официально сформулированной доктрины экономической безопасности выполнение международных обязательств Италии, связанных с участием в политических или экономических группировках является объективным ориентиром итальянского правительства. Вместе с тем государство в правовых рамках использует все доступные механизмы защиты интересов собственных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Вывод: Большинство стран ЕС основной задачей политики безопасности в национальных доктринах определяют укрепление европейского пространства стабильности путем развития европейской интеграции. Тем не менее, на мой взгляд, концепцию экономической безопасности Европейского Сообщества необходимо рассматривать в значительной мере в контексте экономической безопасности каждого отдельного государства, национальных доктрин, программ и концепций обеспечения национальной безопасности. В конечном счете, успешное обеспечение странами Европейского Союза национальной экономической безопасности зависит от устойчивости и силы их национальных экономик. Только сильная экономика позволяет успешно защищать национальные интересы в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и нарастания мирохозяйственных диспропорций. Следовательно, государство должно не только разрабатывать национальную концепцию безопасности, опираясь на мировой опыт, но, прежде всего, проводить реформирование экономической внутренней и внешней политики с целью защиты всех субъектов хозяйственной деятельности.[8,с.43-45].
3.Особенности достижения
переходной экономике Республики Беларусь
3.1Состояние экономической безопасности в Республике
Беларусь
Анализ уровня национальной экономической безопасности страны необходим, прежде всего, для определения экономической стратегии, тактики и политики Республики Беларусь в напряженной социальной ситуации переходного периода.
Экономические реформы и социально-политические преобразования носят в настоящее время непростой и противоречивый характер. Спад производства во всех отраслях хозяйства, многие другие деструктивные процессы в экономике говорят о сложности трансформационного периода. Положение усугубляется еще и криминализацией в экономике - следствие слабости рыночной модели. [9,c.54],существующие валютно-кредитные отношения не только не вносят существенного позитивного вклада в реформирование экономики, но и тормозят ход экономических преобразований в целом. Для эффективной борьбы с инфляционными и девальвационными тенденциями режим таргетирования валютного курса не располагает эффективными инструментами процентной политики. Возможности повышение эффективности действия процентного канала трансмиссионного механизма Нацбанка в экономике Беларуси, а также проведение банками эффективной процентной политики на денежном рынке зависят от следующих факторов. К ним относятся: 1) проведение государством системных рыночных реформ; 2) последовательный перевод госпредприятий и госбанков на систему жестких бюджетных ограничений; 3) активизация процентного канала трансмиссионного механизма Нацбанка, что позволит в условиях продолжающегося спекулятивного давления на рубль (с августа 2012 г.) сделать более действенными процентные инструменты.[10].
Еще одной угрозой экономической безопасности стала продовольственная проблема. Продовольственный рынок наполнился товаром, но его потребление значительно снизилось. Продовольственная проблема включает в себя соотношение отечественного производства продуктов питания и их ввоза из-за рубежа, со значительным увеличением последнего. В условиях внешнеторговой либерализации стало возможным быстрое вытеснение с продовольственных рынков продуктов питания собственных производителей. Экономические проблемы в Беларуси растут день о то дня. Яркое свидетельство этого – резкий скачок цен и коммунальных тарифов в 3-4 квартале 2013 года, выяснилось, что постепенно эти платежи будут расти. По планам правительства, они должны составить 15% от средней потребительской корзины. Сейчас они на уровне 7– 8%.
Республика Беларусь в 2013 году опять столкнулась с экономическими проблемами из-за падения рынка калийных удобрений, ожидается сокращение поступлений в бюджет, рост зарплат вновь определяется производительностью труда. [10].
Также одной из наиболее острых проблем, которая на данный момент сильно снижает уровень экономической безопасности страны является отток рабочей силы. По данным консалтинговых агентств, только в прошлом году на заработки в Россию уехали 1–1,3 миллионов белорусов – треть трудоспособного населения. Если заработная плата в стране будет снижаться, поток трудовых мигрантов только увеличится. Остановить миграцию правительство предлагало несколькими способами: ввести налог на безработных, выставлять повышенные счета за коммунальные, образовательные и медицинские услуги тем, кто не работает на национальную экономику.[11].
В переходной экономике Беларуси неразвиты конкурентные рыночные механизмы эффективного использования ресурсов. По этой причине в ней функционирует широко разветвленная система административного перераспределения материальных и финансовых ресурсов, где государство осуществляет их активное целевое перераспределение в соответсвии со своими приоритетами, имеющими отдаленное отношение к рыночным потребностям частного сектора экономики Беларуси. Это находит свое выражение в функционировании механизмов нестандартного (целевого) рефинансирования Нацбанком госпредприятий через системообразующие госбанки.
Деятельность частных банков и фирм в условиях жестких бюджетных ограничений объективно позволяет ограничивать спрос на деньги, ужесточая доступ к кредиту заемщиков, финансово дисциплинируя их. Госпредприятия, действующие в условиях мягких бюджетных ограничений, предъявляют ничем не насыщаемый спрос на все виды ресурсов, что требует смягчения бюджетных ограничений со стороны обслуживающих их системообразующих госбанков. Эти закономерности оказывают фундаментальное влияние на возможности невозврата госпредприятиями кредитов, происходит нарастание расходов у обслуживающих их госбанков, усиливается степень административного давления государства на уровень банковского процента на сегментируемых по административным принципам кредитных рынках. Ввиду вмешательства государства в механизмы функционирования денежного рынка льготные кредитные проценты для госпредприятий и госбанков снижают уровень банковской маржи, вынуждают государство льготировать процентные ставки и административно исключать часть расходов системообразующих госбанков. [12].
В настоящее время экономическая безопасность рассматривается, в основном, с позиций национальной экономики, в то время как региональная составляющая изучена недостаточно полно. Выявление и нейтрализация угроз экономического развития может существенно снизить степень риска возникновения глобальных угроз экономической безопасности. Существующие стратегии повышения экономической безопасности регионов нуждаются в новых методах, механизмах и инструментах управления, отвечающих современным социально-экономическим условиям. При этом необходимо отметить, что долговременные государственные интересы, на которые опирается выработка концепции экономической безопасности, зависят от реализации национальных программ и проектов.
Согласно Минэкономики Беларуси в 2013 году 3 индикатора экономической безопасности вышли за пределы пороговых значений. Это следует из постановления от 4 января 2013 года №1, которым установлены расчетные балансовые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год.