Экономическая эффективность использования оборотного капитала предприятия (организации) и выбор приоритетных направлений ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ формирования и эффективности использования оборотных средств предприятия и разработка рекомендаций по эффективности использования оборотных средств предприятия.
В курсовой работе представлено введение; организационно-экономическая характеристика предприятия; освещены теоретические подходы к формированию и эффективности использования оборотных средств; проведен финансовый анализ некоторых показателей; дан проект рекомендаций по повышению эффективности использования оборотных средств предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Организационно-экономическая характеристика ОАО маслосырзавода «Славянский».
1.1 Общие сведения об ОАО маслосырзаводе «Славянский».
1.2 Оценка финансовой устойчивости ОАО маслосырзавода «Славянский».
2 Теоретические основы формирования и экономической эффективности использования оборотных средств предприятия.
2.1 Сущность, состав и структура формирования оборотных средств предприятия.
2.2 Источники формирования оборотных средств предприятия.
2.3 Принципы нормирования оборотных средств предприятия.
2.4 Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия.
3 Анализ формирования и эффективности использования оборотных средств ОАО маслосырзавода «Славянский».
3.1 Анализ состава и структуры оборотных средств предприятия.
3.2. Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия.
4 Мероприятия по повышению эффективности использования оборотных средств предприятия.
4.1 Пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия.
4.2 Оптимизация соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей.
4.3 Оценка привлечения дополнительных источников финансирования оборотных средств предприятия.
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая моя вар 35.doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

- сокращение норм расходов  и всемирная экономия производственных  ресурсов;

- снижение остатков  товарно-материальных ценностей  на складах;

- сокращение длительности  производственного цикла на основе  внедрения прогрессивных технологий, совершения действующих, перехода на непрерывные процессы производства;

- рационализация связей  с поставщиками и потребителями  с использованием жестких запасов и требований рыночной экономики, что сведет к минимуму производственные запасы и остаток продукции на складах;

- совершенствование формы организации производства;

- научно-технический  прогресс во всех его направлениях  и масштабное  использование его достижений в производстве;

- диверсификация производства, обеспечивающая более быстрое продвижение товара в различных сегментах рынка.

Все это способствует экономии ресурсов и ускорению оборота, а, значит, снижению потребности в  оборотных средствах и увеличению скорости оборачиваемости оборотных средств. Также при ускорении оборачиваемости происходит высвобождение оборотных средств из оборота, но при замедлении возникает необходимость в дополнительном вовлечении средств в оборот. На данном предприятии высвобождение оборотных средств увеличилось за анализируемый период с 2008 г. по 2010 г. Так, в 2008 г. высвобождение оборотных средств составило 574,64 тыс. р, а в 2010 г. – 1120,96 тыс. р, то есть высвобождение оборотных средств увеличилось на 546,32 тыс. р или 195,07%. Это было связано с ускорением оборачиваемости оборотных средств на 0,71 оборот или 113,19%, а также с уменьшением продолжительности одного оборота на 7,87 дней или 11,76%. Допустим, ОАО МСЗ «Славянский» увеличит свой объем выпуска продукции или улучшит его внешний вид, путем изменения упаковки своего товара, тогда может увеличиться и его выручка. Представим, что выручка от реализации продукции в 2011 г. составит 60000 тыс.  р, в 2012 г. – 80000 тыс. р, в 2013 г. она составит 150000 тыс. р. Рассчитаем высвобождение оборотных средств, если на предприятии возрастет выручка от реализации продукции (см. таблицу 4.1).

 

 

 

 

 

Таблица 4.1 -  Оценка влияния выручки от реализации продукции на высвобождение оборотных средств ОАО маслосырзавода «Славянский»

 

Наименование показателя

20011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение 2013 г. от 2011 г.

Темп роста 2013 г. к 2011 г., %

1 Выручка от реализации продукции, тыс. р

60000

80000

150000

90000

250,00

2 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р

7691,50

10067,00

13239,50

5548,00

172,13

3 Количество дней анализируемого  периода, дней

360

360

360

-

-

4 Продолжительность одного оборота, дней

46,15

45,30

31,77

-14,38

68,84

5 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты

7,80

7,95

11,33

-3,53

145,25

6 Коэффициент загрузки оборотных средств, р

12,82

12,58

8,83

-3,99

68,87

7 Высвобождения оборотных  средств, тыс. р

833,33

111,11

2083,34

1250,01

250,00


 

Исходя из данных таблицы 4.1, видно, что высвобождение оборотных  средств возросло в 2,5 раза из-за увеличения выручки от реализации продукции. Это означает, что в результате увеличения коэффициента оборачиваемости, а в данном случае коэффициент оборачиваемости снизился на 3,53 оборота, высвобождение оборотных средств за анализируемый период равно в 2011 г. – 833,33 тыс. р, а в 2013 г. – 2083,34 тыс. р, то есть высвободилось в данном примере в 2,5 раза больше оборотных средств, чем есть на самом деле. Также продолжительность одного оборота в нашем примере сократилось в 2 раза, чем по той выручке, которая имелась на нашем предприятии.

Таким образом, ускорение  оборачиваемости оборотных средств  в любой форме позволяет предприятию направлять их по своему усмотрению на развитие своей деятельности и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Для повышения эффективности  использования оборотных средств  предприятия необходимо увеличить, в первую очередь, собственные оборотные средства, а для этого необходимо:

- уменьшить иммобилизацию  средств во внебюджетных активах,  но только не в ущерб производству. Сохраняя активную часть основных  средств, можно попытаться избавиться от части всех долгосрочных финансовых вложений, если они не играют особой роли для предприятия;

- увеличить долгосрочные  заимствования. Если долгосрочных  кредитов в структуре пассивов  относительно немного, а их  на маслосырзаводе «Славянский» нет, то можно попробовать получить дополнительный долгосрочный кредит. В развитой рыночной экономике долгосрочный кредит имеет для предприятия свои преимущества: проценты ниже, чем по краткосрочному кредиту, возмещение растянуто во времени;

- нарастить собственный  капитал, путем увеличения уставного  капитала, снижением дивидендов и увеличением нераспределенной прибыли и ресурсов, подъемом рентабельности с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики.

Менеджеры предприятия  должны постоянно следить за состоянием оборотных средств, их структурой. Важное значение при этом приобретают следующие показатели:

- наличие собственных  оборотных средств;

- соотношение между  собственными и заемными ресурсами;

- платежеспособность  предприятия;

- ликвидность предприятия;

- оборачиваемость оборотных  средств.

Наличие собственных оборотных средств, их сохранность, соотношение между собственными, заемными оборотными средствами характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия, его положение на финансовом рынке. А чем быстрее будет  осуществляться оборачиваемость, как говорилось выше, тем лучший достигается результат, так как с помощью одной и той же суммы средств, производится и реализуется больше продукции. И все-таки факторами ускорения оборачиваемости оборотных средств являются:

- экономия материальных  ресурсов, используемых в производстве;

- сокращение издержек  на единицу продукцию;

- ликвидация сверхнормативных  остатков незавершенного производства  и товарно-материальных ценностей;

- ускорение процесса  реализации продукции, в том  числе расчетов с заказчиками.

Говоря о всем вышесказанном, можно сделать вывод, что эффективность использования оборотных средств характеризуется длительностью оборота, количеством оборотов, коэффициентом загрузки средств в обороте и высвобождением оборотных средств. Численное значение указанных показателей зависит как от стадии развития систем, так и от конкретной позиции товара на рынке.

 

 

 

    1. ОПТИМИЗАЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И 

КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ

 

Дебиторская задолженность  предприятия означает, что часть  товаров отпущена покупателям без предварительного расчета, то есть по существу предприятие предоставило покупателям бесплатный кредит. Задержка в поступлении средств от нескольких крупных покупателей может создать серьезные финансовые трудности предприятию, так как его платежеспособность оказывается в полной зависимости от добросовестности покупателя.

Для снижения дебиторской  задолженности предприятию целесообразно  совершенствовать систему расчетов с покупателями, включая обязательный контроль за сроком образования дебиторской задолженности, оперативную работу с задерживающим оплату (телефонограмму, официальные письма), использование системы скидок, предварительной оплаты, применение вексельной формы расчетов.

Предприятие заинтересовано в сокращении размера дебиторской  задолженности, так как это влечет ускорение оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения, а, следовательно, более эффективное использование оборотного капитала в целом. Уменьшение, например, размеров дебиторской задолженности по товарным операциям улучшают показатель выполнения плана поставок по договорам, планов по прибыли и рентабельности. Сокращение оборотных средств в прочих расчетах означает более полное использование их по назначению, так как они при этом не выбывают из сферы производства. Таким образом, задачей каждой фирмы является использование всех резервов максимально возможного сокращения объема оборотных средств в сфере обращения. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. В процессе управления дебиторской задолженностью предприятие в порядке прогноза должно разработать такую гибкую систему договоров, в которой предусматривались бы либо предоплата продукции (полная или частичная), либо выставление промежуточного счета, либо гибкое ценообразование в зависимости от индекса инфляции, и оценить влияние этих мер на финансовые результаты.

На величину дебиторской  задолженности предприятия влияют:

- общий объем продаж  и доля в нем реализации  на условиях последующей оплаты;

- условия расчетов  с покупателями и заказчиками;

- политика взыскания  дебиторской задолженности, платежная  дисциплина покупателей;

- состояние бухгалтерского  учета: бухгалтер должен по возможности ориентироваться на большое число покупателей целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

Рост дебиторской задолженности, связанный с увеличением периода  отсрочки платежа, влечет за собой потери вследствие изменения покупательной способности денежных средств.

В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие-производитель реально получает лишь часть стоимости проданной продукции. Поэтому возникает необходимость оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Допустим, что за период цены выросли на 5,0%, тогда индекс цен ( ) равен 1,05. Соответственно выплата 1000 р в этот момент равнозначна уплате 952 р (1000 : 1,05) в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 48 р (1000 – 952). В пределах этой величины скидка с договорной цены, предоставляемая  при условии досрочной оплаты, позволила бы снизить потери предприятия от обесценивания денег.  Допустим, что ежемесячный темп инфляции равен 3%, тогда индекс цен = 1,03. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получит реально лишь 97,1% (1 : 1,03 х 100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности, равного примерно 3 месяцам, индекс цен составит в среднем 1,093 (1,03 х 1,03 х 1,03). Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,915 (1 : 1,093). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 3 месяцам, предприятие реально получает лишь 91,5% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей 85 р (или 8,5%). В этой связи для предприятия было бы целесообразно установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору (см. таблицу 4.2).

Следующим аргументом в  пользу предоставления скидок покупателям  в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при  этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала. Допустим, что средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 60 дней, а предприятие предоставляет покупателям двух процентную скидку за оплату в срок не позднее 14 дней, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке . Если предприятие будет привлекать заемные средства под 24% годовых, то такие условия будут для него выгодными.В то же время для покупателя, размещающего средства в депозитах под 14% годовых, такая скидка также будет привлекательной. Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от долгосрочной оплаты, вполне вероятно, что он примет решение ускорить расчеты.

Таблица 4.2 - Способы расчетов с покупателями и заказчиками

Наименование показателя

Вариант I

(срок оплаты 30 дней при условии 3%-ной скидки)

Вариант II

(срок оплаты 90 дней)

Отклонения 

(гр. 2 – гр. 1)

1 Индекс цен ( )

1,03

+0,063

2 Коэффициент 

     

Продолжение таблицы 4.2

 

Наименование показателя

Вариант I

(срок оплаты 30 дней  при условии 3%-ной скидки)

Вариант II

 

 

(срок оплаты 90 дней)

Отклонения

(гр. 2 – гр. 1)

падения покупательной способности денег ( )

0,971

0,915

-0,056

3 Потери от инфляции с каждой тысячи рублей договорной цены, р

29

85

+56

4 Потери от уплаты процентов за пользование кредитами при ставке 24% годовых, р

-

+40

5 Потери от предоставления 3%-ной скидки с каждой тысячи рублей договорной цены, р

30

-

-30

6 Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты (стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)

59

125

+66


 

Таким образом, предоставление 3%-ной скидки с договорной цены при  условии уменьшения срока оплаты позволит предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 66 р с каждой тысячи рублей договорной цены.

Отметим, что для предприятия  сокращение срока оплаты с 3 до 1 месяца в случае предоставления 3%-ной скидки равносильно получению кредита на 2 месяца по ставке 18,25% .

Для покупателя такие  условия могут быть сопоставимы  с условиями размещения временно свободных средств. При альтернативной возможности размещения средств в депозитах под 12-16% данный вариант (сокращение срока расчетов) является целесообразным.

Информация о работе Экономическая эффективность использования оборотного капитала предприятия (организации) и выбор приоритетных направлений ее повышения