Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, которые приобретают массовый и стандартизированный характер и которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности. Ценные бумаги существуют как особый товар, обращающийся на своем рынке с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на этом рынке, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Именно по причине этой особенности я выбрала данную тему курсовой.

Содержание работы

1. Введение. 3
Глава I. Сущность и функции рынка ценных бумаг. 5
1.1. Понятие и функции рынка ценных бумаг. 5
1.2. Структура и инфраструктура рынка ценных бумаг. 8
Глава II. Рынок ценных бумаг в России. 22
2.1. Этапы становление рынка ценных бумаг. 22
2.2. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. 28
Внутренние проблемы функционирования. 29
Особенности формирования. 31
2.3. Перспективы развития фондового рынка в России. 33
3. Заключение и выводы. 36
Список литературы. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

III этап (1930 – 1945гг.).

     С 1929-1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие основанное на Женевской вексельной конвенции 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

     Великая Отечественная война потребовала  огромных финансовых ресурсов. В течение 1942-1945 гг. было выпущено четыре “военных займа” на общую сумму 72 млрд руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.

     IV этап (1945 – 1957 гг.).

     После окончания войны был утвержден  четвертый пятилетний план – план восстановления и развития народного  хозяйства СССР на 1945-1950 гг. Была необходима конверсия всех займов. В 1948 г. выпущен  новый конверсионный займ – государственный  двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть – на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам. С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще Два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.

     Возникла  ситуация, когда текущие расходы  по обслуживанию государственных займов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза”, согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи. В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народнохозяйственного оборота СССР. С этого момента вплоть до 1988 года ситуация на рынке ценных бумаг практически не меняется, и лишь в 1988 г. данный рынок начинает возрождаться. 

       V этап (1988—настоящее время).

     В период 1988 – 1994 гг. рынок ценных бумаг воссоздается на основании приватизации первых рыночных механизмов после шестидесятилетнего перерыва. Для фондового рынка характерными особенностями данного периода являются низкая ликвидность, очень ограниченный спектр ценных бумаг; резкость, неустойчивость рыночных институтов; экстремальные риски; бесчисленные нарушения в области прав инвесторов; появление финансовых пирамид, первых кризисов и экономических «мыльных пузырей», являющихся причиной этих кризисов. Все это может охарактеризовать российский фондовый рынок в данный период как «рынок на фронтьере».
     В 1995 – 1999гг. происходил переход рынка в начальное состояние, состояние «формирующегося» рынка. То есть завершилось создание стандартного набора финансовых инструментариев, необходимых самому рынку; формирование и установление сетевой системы финансовых посредников, инфраструктурных институтов, системы регулирования и раскрытия информации; росла ликвидность; осуществлялось подключение к глобальным рынкам; создавались спекулятивные рыночные модели, характерные для формирующихся рынков; генерация ралли, кризисов.

     Динамический  цикл проходил по схеме: «рост рынка» в 1995 – 1997гг., «финансовый кризис» 1997 – 1998гг., «переход к стадии роста» 1998 – 1999гг. На фондовом рынке в начале 1998 г. работало около 1500 финансовых компаний и 700 коммерческих банков.17 августа 1998 г. был объявлен дефолт - отказ государства от своих финансовых обязательств. 

     Основными внутренними причинами финансового кризиса 1998 года были:

  • общая слабость власти;
  • неэффективная система управления страной и экономикой;
  • отсутствие в России опыта, навыков, управленцев, способных цивилизованно и профессионально работать в рыночных условиях;
  • слабое законодательство в части рынка ценных бумаг, особенно для конкретных условий переходного периода к рыночной экономике;
  • неэффективная работа ЦБ;
  • ошибочная денежно-кредитная политика правительства и ЦБ (валютная политика по поддержанию завышенного курса рубля в узком коридоре, выбор инструмента для снижения дефицита бюджета в виде краткосрочных ценных бумаг ГКО и среднесрочных ценных бумаг ОФЗ);

     Так, в августе 1998 г. всех доходных поступлений  в бюджет оказалось недостаточным  для выполнения обязательств по государственному долгу. И дефолт стал вынужденной мерой. После августа 1998 года рынок государственных ценных бумаг оказался в сложном положении и развивался очень медленно. В период 2000 – 2011гг. этот период Россия входит в группу стран ЮРИК (т.е. Бразилия, Россия, Индия, Китай) и осуществляется переход к среднему уровню развития формирующихся рынков.

     В качестве особенностей развития рынка  ценный бумаг на данном этапе можно  обозначить опережающий рост ликвидности; диверсификацию инструментов и институтов при сохранении спекулятивного характера рынка; жесткую зависимость от иностранных портфельных инвестиций; экстремальные риски и доходность.

     Динамический  цикл можно охарактеризовать периодом роста в 2000 – 2008гг. и спадом, охарактеризованным финансовым кризисом 2008 – 2009гг.

     2.2. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России.

 

     Рынок ценных бумаг в России динамичен  и развивается на основе масштабной приватизации и связанного с ней  массового выпуска ценных бумаг, быстрого создания новых коммерческих образований, привлекающих средства на акционерной основе, внедрения долговых ценных бумаг и облигационных займов.

     Стихийно  в России выбрана смешанная, промежуточная  модель фондового рынка, на котором одновременно и на равных правах присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. В российской практике по существу выбрана европейская модель универсального коммерческого банка, имеющего глубокие ограничения на операции с ценными бумагами. Это – модель агрессивного банка, имеющего крупные портфели акций нефинансовых предприятий, окруженного различными небанковскими финансовыми институтами. В данной модели существенно повышена рискованность операций банка. Его риски по операциям с ценными бумагами не ограничены от рисков по кредитно-депозитной и расчетной деятельности.

     В зависимости от выбора модели рынка  ценных бумаг, банковский или небанковский характер будут носить регулятивные органы (Центральный банк или Министерство финансов, или Комиссия по ценным бумагам).

     В результате можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг в России – это:

     - рынок с еще не сформировавшейся  концепцией, моделью, лежащей в  основе его развития;

     - остроконкурентный рынок, на котором  в перспективе будет разворачиваться  ожесточенная конкуренция между банками и небанковскими институтами.

     Внутренние  проблемы функционирования.

     Одной из основных проблем функционирования рынка ценных бумаг в России на данном этапе является перераспределение прав собственности. Ошибкой Российского фондового рынка (РФР) считается тот факт, что он не оправдал надежд на перераспределение прав собственности в соответствии с потребностями развития экономики и запутался в «инвестиционных ловушках» из-за ошибок, допущенных в ходе приватизации16. Его позитивная роль в перераспределении прав собственности недооценивается. После приватизации из всех стран СНГ Россия оказалась единственной страной, где сложился ликвидный рынок акций. Об этом свидетельствует сравнение РФР с двумя другими наиболее крупными фондовыми рынками стран СНГ. Наиболее эффективной моделью корпоративного управления с точки зрения привлечения инвестиций и контроля за менеджментом являются компании, принадлежащие аутсайдерам. Разделение функций собственников и управляющих, прозрачность для инвесторов, более жесткое соблюдение прав акционеров расширяют возможности привлечения ими инвестиций, снижают стоимость заимствований.

     Большинство российских компаний движутся в сторону  применения более развитых моделей  корпоративного управления. В результате приватизации собственность на акции крупнейших компаний оказалась сконцентрированной в руках инсайдеров в лице их менеджеров и работников. Согласно данным исследований приватизированных предприятий в 1994 г. по завершении массовой ваучерной приватизации 65% акций принадлежала инсайдерам, 22% аутсайдерам и только 13% государству. По данным Российского экономического барометра, с середины 1990-х годов в структуре собственности приватизированных организаций обозначились три устойчивые тенденции: переход прав собственности от рабочих к менеджерам, от инсайдеров (того же менеджмента) к аутсайдерам (финансовым группам и нерезидентам) и от государства к частным лицам. Тенденции сохранились и в наше время.

     Важным  преимуществом РФР в период проведения приватизации было отсутствие каких-либо ограничений на перепродажу акций, полученных в процессе приватизации, а также на их покупку нерезидентами.

     Концентрация  крупных пакетов акций у инсайдеров и аутсайдеров привела к тому, что доля акций в свободном  обращении на рынке (free float) сокращалась. Однако как инструмент перераспределения собственности РФР стал привлекательным для крупных инсайдеров-менеджеров и аутсайдеров-резидентов. Формируемая у данных лиц долгосрочная стратегия, как правило, предусматривала вхождение в стратегический альянс с транснациональными корпорациями. Условием формирования таких альянсов на равноправных для российского бизнеса условиях было доведение капитализации компаний до рыночного уровня. Обращение на российских биржах небольших пакетов акций позволяло добиться быстрого роста капитализации. В дальнейшем продажа по рыночным ценам пакетов акций нерезидентам должна была принести собственникам компаний ожидаемую компенсацию за «приватизационные риски» и возможность обращения «фиктивного» капитала в более реальные и ликвидные формы.

     Применение  подобных стратегий предпродажной  подготовки компаний нерезидентам двояко сказывается на конкурентоспособности  РФР. С одной стороны, растет капитализация  компаний и ликвидность российского  биржевого рынка, снижается волатильность. С другой стороны, продажа акций российских компаний нерезидентам означает уход рынка данных акций в форме депозитарных расписок на зарубежные фондовые биржи. На глобальных фондовых биржах проще и дешевле совершать сделки с финансовыми инструментами эмитентов разных стран, и здесь сложилась правовая среда, к которой привыкли международные инвесторы.

     Таким образом, РФР играет значительную роль в перераспределении собственности  российских акционерных обществ  и формировании у них эффективных  моделей корпоративного управления.

     Особенности формирования.  

       Переходные процессы в экономике  Российской Федерации и их  динамичность явились существенными  причинами несовершенства и неэффективности  фондового рынка, что не дает  ему быть эффективным механизмом  преобразования инвестиций в сбережения. На основе этих переходных процессов сложились свои особенности формирования российского фондового рынка. Во многом именно эти процессы предопределили институциональное построение российского фондового рынка, когда разработанные в зарубежной практике подходы и механизмы были в короткий срок перенесены на российскую почву без согласования с имеющейся в России спецификой.      

       Вместе с тем, учитывая постоянные  изменения в экономике, а также  тот факт, что наша модель фондового рынка является  смешанной, промежуточной, как уже говорилось выше, при создании рынка ценных бумаг были в значительной степени смещены акценты, что лежит в основе причин, породивших сегодняшние проблемы российского рынка ценных бумаг. Например, в момент своего создания фондовый рынок был призван обеспечить максимальную вовлеченность населения в отношения собственности в ходе массовой приватизации.

     Стремление в короткий срок построить "развитый" фондовый рынок, имеющий все необходимые институты и инструменты, обернулось постоянным переходом к новым финансовым инструментам, что дало возможность ухода от решения существующих проблем в плоскость поиска новых финансовых инструментов, делая рынок более спекулятивным, не оставляя возможности для повышения его эффективности и снижения процентных ставок.17 

     Вопросы обеспечения эффективности функционирования фондового рынка, равно как и  оценка влияния данных подходов к  развитию фондового рынка на функционирование реального сектора экономики  относились к последующим периодам, либо вообще не рассматривались.

     В результате сложился узко коньюктурный, т.е. сложившийся на рынке в определенный момент, подход профессиональных участников рынка к оценке ситуации, который базируется на анализе показателей финансовой и политической коньюктуры, таких как инфляционные ожидания, динамике кредитного рейтинга Российской Федерации, ситуации на международных финансовых рынках, поведении иностранных инвесторов и т.п. Как следствие, при принятии решений об инвестициях почти не учитываются экономические показатели, что мешает направлять финансовые потоки в отрасли наиболее эффективно использующие капитальные вложения, и не высвечивается главная проблема российской экономики - ее неэффективность. С другой стороны, доминирование государственного сегмента рынка ценных бумаг предопределило сокращение возможностей частного капитала для инвестиций в реальный сектор. Это привело к тому, что не фондовый рынок, а бюджет воспринимается предприятиями реального сектора как естественный источник инвестиционных ресурсов, что порождает потребность в новых государственных заимствованиях, замыкая порочный круг. Учитывая вышесказанное, само построение фондового рынка заложило в нем значительные противоречия, которые привели к имеющимся негативным тенденциям.

Информация о работе Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике