Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, которые приобретают массовый и стандартизированный характер и которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности. Ценные бумаги существуют как особый товар, обращающийся на своем рынке с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на этом рынке, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги – это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Именно по причине этой особенности я выбрала данную тему курсовой.
1. Введение. 3
Глава I. Сущность и функции рынка ценных бумаг. 5
1.1. Понятие и функции рынка ценных бумаг. 5
1.2. Структура и инфраструктура рынка ценных бумаг. 8
Глава II. Рынок ценных бумаг в России. 22
2.1. Этапы становление рынка ценных бумаг. 22
2.2. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. 28
Внутренние проблемы функционирования. 29
Особенности формирования. 31
2.3. Перспективы развития фондового рынка в России. 33
3. Заключение и выводы. 36
Список литературы. 38
III этап (1930 – 1945гг.).
С 1929-1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие основанное на Женевской вексельной конвенции 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.
Великая
Отечественная война
IV этап (1945 – 1957 гг.).
После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план – план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950 гг. Была необходима конверсия всех займов. В 1948 г. выпущен новый конверсионный займ – государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть – на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам. С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще Два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.
Возникла
ситуация, когда текущие расходы
по обслуживанию государственных займов
стали превышать поступления от размещения
новых облигаций. Поэтому в 1957 г. ЦК КПСС
и Совет Министров СССР приняли постановление
“О государственных займах, размещаемых
по подписке среди трудящихся Советского
Союза”, согласно которому в основном
прекратился дальнейший выпуск новых
займов было отсрочено погашение ранее
выпущенных займов на 20 лет и перестали
проводиться выигрышные тиражи. В дальнейшем
ценные бумаги почти вышли из народнохозяйственного
оборота СССР. С этого момента вплоть до
1988 года ситуация на рынке ценных бумаг
практически не меняется, и лишь в 1988 г.
данный рынок начинает возрождаться.
V этап (1988—настоящее время).
Динамический цикл проходил по схеме: «рост рынка» в 1995 – 1997гг., «финансовый кризис» 1997 – 1998гг., «переход к стадии роста» 1998 – 1999гг. На фондовом рынке в начале 1998 г. работало около 1500 финансовых компаний и 700 коммерческих банков.17 августа 1998 г. был объявлен дефолт - отказ государства от своих финансовых обязательств.
Основными внутренними причинами финансового кризиса 1998 года были:
Так, в августе 1998 г. всех доходных поступлений в бюджет оказалось недостаточным для выполнения обязательств по государственному долгу. И дефолт стал вынужденной мерой. После августа 1998 года рынок государственных ценных бумаг оказался в сложном положении и развивался очень медленно. В период 2000 – 2011гг. этот период Россия входит в группу стран ЮРИК (т.е. Бразилия, Россия, Индия, Китай) и осуществляется переход к среднему уровню развития формирующихся рынков.
В качестве особенностей развития рынка ценный бумаг на данном этапе можно обозначить опережающий рост ликвидности; диверсификацию инструментов и институтов при сохранении спекулятивного характера рынка; жесткую зависимость от иностранных портфельных инвестиций; экстремальные риски и доходность.
Динамический цикл можно охарактеризовать периодом роста в 2000 – 2008гг. и спадом, охарактеризованным финансовым кризисом 2008 – 2009гг.
Рынок ценных бумаг в России динамичен и развивается на основе масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг, быстрого создания новых коммерческих образований, привлекающих средства на акционерной основе, внедрения долговых ценных бумаг и облигационных займов.
Стихийно в России выбрана смешанная, промежуточная модель фондового рынка, на котором одновременно и на равных правах присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. В российской практике по существу выбрана европейская модель универсального коммерческого банка, имеющего глубокие ограничения на операции с ценными бумагами. Это – модель агрессивного банка, имеющего крупные портфели акций нефинансовых предприятий, окруженного различными небанковскими финансовыми институтами. В данной модели существенно повышена рискованность операций банка. Его риски по операциям с ценными бумагами не ограничены от рисков по кредитно-депозитной и расчетной деятельности.
В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг, банковский или небанковский характер будут носить регулятивные органы (Центральный банк или Министерство финансов, или Комиссия по ценным бумагам).
В результате можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг в России – это:
-
рынок с еще не
-
остроконкурентный рынок, на
Внутренние проблемы функционирования.
Одной из основных проблем функционирования рынка ценных бумаг в России на данном этапе является перераспределение прав собственности. Ошибкой Российского фондового рынка (РФР) считается тот факт, что он не оправдал надежд на перераспределение прав собственности в соответствии с потребностями развития экономики и запутался в «инвестиционных ловушках» из-за ошибок, допущенных в ходе приватизации16. Его позитивная роль в перераспределении прав собственности недооценивается. После приватизации из всех стран СНГ Россия оказалась единственной страной, где сложился ликвидный рынок акций. Об этом свидетельствует сравнение РФР с двумя другими наиболее крупными фондовыми рынками стран СНГ. Наиболее эффективной моделью корпоративного управления с точки зрения привлечения инвестиций и контроля за менеджментом являются компании, принадлежащие аутсайдерам. Разделение функций собственников и управляющих, прозрачность для инвесторов, более жесткое соблюдение прав акционеров расширяют возможности привлечения ими инвестиций, снижают стоимость заимствований.
Большинство российских компаний движутся в сторону применения более развитых моделей корпоративного управления. В результате приватизации собственность на акции крупнейших компаний оказалась сконцентрированной в руках инсайдеров в лице их менеджеров и работников. Согласно данным исследований приватизированных предприятий в 1994 г. по завершении массовой ваучерной приватизации 65% акций принадлежала инсайдерам, 22% аутсайдерам и только 13% государству. По данным Российского экономического барометра, с середины 1990-х годов в структуре собственности приватизированных организаций обозначились три устойчивые тенденции: переход прав собственности от рабочих к менеджерам, от инсайдеров (того же менеджмента) к аутсайдерам (финансовым группам и нерезидентам) и от государства к частным лицам. Тенденции сохранились и в наше время.
Важным преимуществом РФР в период проведения приватизации было отсутствие каких-либо ограничений на перепродажу акций, полученных в процессе приватизации, а также на их покупку нерезидентами.
Концентрация
крупных пакетов акций у
Применение подобных стратегий предпродажной подготовки компаний нерезидентам двояко сказывается на конкурентоспособности РФР. С одной стороны, растет капитализация компаний и ликвидность российского биржевого рынка, снижается волатильность. С другой стороны, продажа акций российских компаний нерезидентам означает уход рынка данных акций в форме депозитарных расписок на зарубежные фондовые биржи. На глобальных фондовых биржах проще и дешевле совершать сделки с финансовыми инструментами эмитентов разных стран, и здесь сложилась правовая среда, к которой привыкли международные инвесторы.
Таким
образом, РФР играет значительную роль
в перераспределении
Особенности формирования.
Переходные процессы в
Вместе с тем, учитывая
Стремление в короткий срок построить "развитый" фондовый рынок, имеющий все необходимые институты и инструменты, обернулось постоянным переходом к новым финансовым инструментам, что дало возможность ухода от решения существующих проблем в плоскость поиска новых финансовых инструментов, делая рынок более спекулятивным, не оставляя возможности для повышения его эффективности и снижения процентных ставок.17
Вопросы
обеспечения эффективности
В результате сложился узко коньюктурный, т.е. сложившийся на рынке в определенный момент, подход профессиональных участников рынка к оценке ситуации, который базируется на анализе показателей финансовой и политической коньюктуры, таких как инфляционные ожидания, динамике кредитного рейтинга Российской Федерации, ситуации на международных финансовых рынках, поведении иностранных инвесторов и т.п. Как следствие, при принятии решений об инвестициях почти не учитываются экономические показатели, что мешает направлять финансовые потоки в отрасли наиболее эффективно использующие капитальные вложения, и не высвечивается главная проблема российской экономики - ее неэффективность. С другой стороны, доминирование государственного сегмента рынка ценных бумаг предопределило сокращение возможностей частного капитала для инвестиций в реальный сектор. Это привело к тому, что не фондовый рынок, а бюджет воспринимается предприятиями реального сектора как естественный источник инвестиционных ресурсов, что порождает потребность в новых государственных заимствованиях, замыкая порочный круг. Учитывая вышесказанное, само построение фондового рынка заложило в нем значительные противоречия, которые привели к имеющимся негативным тенденциям.