Экономическая роль государства в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ экономической роли государства в условиях рыночной экономики.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
Проанализировать теоретические основы и функции государственного регулирования экономики.
Изучить теории о государственном регулировании экономики на практике и проблемы государственного регулирования.
Рассмотреть рыночную экономику государства на примере США.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики………………………………………………………………….6
Функции государственного регулирования экономики……………..13
Теории о государственном регулировании экономики на практике…21
3.1 Проблемы государственного регулирования экономики……………32
Рыночная экономика государства на примере США…………………..39
Заключение…………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Эк курсов.docx

— 109.77 Кб (Скачать файл)

- за счет  собственных средств, т.е. капитализации  части прибыли;

- за счет  заемных средств (кредитов).

Поэтому в соответствии с этой теорией  государство должно обеспечить условия  для процесса накопления капитала и  повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие  налоги и инфляция9[7, с. 58].

Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств  для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий  на базе рекомендаций монетаристов и  предоставление налоговых льгот  предпринимателям. Сокращение налоговых  ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией.

Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ  от использования бюджета для  поддержания спроса и осуществления  широкомасштабных социальных программ, а так же увеличение государственного долга, вызванного бюджетным дефицитом.

Необходимость вмешательства государства в  экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой  рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и  ситуаций (цикличность рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных  общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов10 [7, с. 61].

Роль  государства оказывается особенно значимым в условиях современной  НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической  жизни.

Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой постоянное возрастание взаимосвязи  и взаимозависимости разных стран  мира, последовательный переход национальных хозяйств от замкнутой системы  к  экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Международные потоки капитала устремляются туда, где  реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую отдачу.

Объективную основу интернационализации производительных сил составляет углубление международного разделения труда, высокая степень  обобществления производства.

Транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные  банки (ТНБ)  стали инструментом глобализации экономики и превратились в основной структурообразующий фактор мирового хозяйства11[7. с. 62].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Функции государства в рыночной экономике

Выделяют  следующие основные функции государства  в рыночной экономике:

- Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

- Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

- Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

- Предоставление общественных товаров и услуг

- Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

-Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

- Участие в хозяйственной деятельности.

Рассмотрим  функции государства по отдельности:

Установление  и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство государства, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний12[15, c.324].

Обеспечение рыночной конкуренции. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями13 [15, c.325].

В любой  стране с рыночной экономикой существует система государственного антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование  представляет собой комплекс экономических, административных и юридических  мер, осуществляемых государством с  целью обеспечения условий для  рыночной конкуренции и ограничения  возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование  направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической  деятельности участников рыночных отношений  и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое  и налоговое регулирование14[15, c.325].

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.  Достаточно важную роль государство играет в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты - это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.)15[15, c. 326].

Если  рынок не может регулировать внешние  издержки, то государство предпринимает  всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Внешняя экономическая выгода также  может быть неподвластна людям, принимающим  решения. Предположим, районная поликлиника  проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и  другим жителям района, для которых  снизится риск заболевания. Именно государство  организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно  учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов16[15, c. 327].

Примером  положительного внешнего эффекта может  служить строительство плотины  для ГЭС. Такая плотина дает возможность  контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также  образует живописное водохранилище, привлекательное  с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может  служить и возможность получения  отдельным человеком дополнительного  образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом. Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный - издержками третьего лица.

Предоставление  общественных товаров и услуг. Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами: частные блага делимы на любые необходимые количества; наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности; потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование другими людьми17[15, c. 328].

Помимо  частных благ, люди пользуются общественными  благами, которые обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:  их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить; они неделимы по своей природе; потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Предоставление  населению общественных благ становится одной из функций государства  в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные  бюджеты, которые формируются за счет налогов18[15, c. 328].

Стимулирование  экономического роста и стабилизация экономики. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ19[15, c. 329].

Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен  и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в  противоречие.

Распределение и перераспределение национального  дохода, и обеспечение социально-экономической  поддержки. Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории20[15, c. 331].

Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные  пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ. Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных  условий. Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал21.[15, c. 332]

Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение  и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны, к ним относятся: минимальная оплата труда; пенсии по старости; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии за выслугу лет; пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам; стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства; индексация доходов в условиях инфляции; компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения; пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций; медицинское страхование; защита условий труда; социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг22[15, с.333].

Многие  экономисты считают, что участие  государства в перераспределении  доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение  доходов, порой приводит к искажению  стимулов труду, изменению поведения  людей и снижению эффективности  использования ресурсов23[15, с.333].

Участие в хозяйственной деятельности. В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ24[15, с. 334].

Теперь  рассмотрим общественный продукт, т.е. то, что при условии наличия  доступно каждому гражданину без  дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как  только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто  не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления  этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так  как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена  из потребления блага. Потребность  общества в общественно полезных благах велика, и государство берет  на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой  частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем  взимаемых со всех граждан25[15, с.337].

Информация о работе Экономическая роль государства в условиях рыночной экономики