Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:16, курсовая работа
Целью выполнения данного курсового проекта является:
изучение проблем свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, а также рамок государственного регулирования с точки зрения экономической теории неолиберализма;
закрепление и углубление знаний по предмету экономической теория;
овладение навыками самостоятельной работы с учебной, научной, периодической и справочной литературой.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Возникновение и методология экономического анализа неолиберального направления ………………………………………......….. 5
1.1 "Социальное рыночное хозяйство". Экономическая программа Л.Эрхарда………………………………………………………………... 6
ГЛАВА 2. Научные школы неолиберального направления экономической мысли …………………………………………………………………………. 8
2.1. Фрайбургская школа. «Основы национальной экономии» В. Ойкена………………………………………………………………... 8
2.2. Чикагская школа. Монетарная концепция М. Фридмена………………………………………………………………… 12
2.3. Лондонская школа. «Право, законодательство и свобода» Ф. Хайека………………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………..…… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….…..
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра теоретической и институциональной экономики
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
Курсовой проект
Выполнила студентка 1 курса дневного отделения специальности «Экономика» Швачко Дарья Александровна |
Научный руководитель канд. экон. наук, доцент Альханакта Вероника Владимировна |
Допуск к защите: _________________
Минск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... |
3 | ||
ГЛАВА 1. Возникновение и методология экономического анализа неолиберального направления ………………………………………......….. |
5 | ||
1.1 "Социальное рыночное
хозяйство". Экономическая программа
Л.Эрхарда……………………………………………………… |
6 | ||
ГЛАВА 2. Научные школы неолиберального направления экономической мысли …………………………………………………………………………. |
8 | ||
2.1. Фрайбургская школа. «Основы
национальной экономии» В. Ойкена……………………………………………………… |
8 | ||
2.2. Чикагская школа. Монетарная
концепция М. Фридмена……………………… |
12 | ||
2.3. Лондонская школа. «Право,
законодательство и свобода»
Ф. Хайека……………………………………………………… |
16 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
20 | ||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………..…… |
21 | ||
|
|||
ВВЕДЕНИЕ
Неолиберализм представляет собой в первую очередь экономическую теорию, выводы которой стали широко применять на практике. Согласно этой теории, индивид может достигнуть благополучия, применяя свои предпринимательские способности в условиях свободного рынка, хотя и в определенных институциональных границах — сильного права собственности, свободного рынка и свободной торговли. Роль государства при этом сводится к созданию и сохранению этих институциональных структур. Государство призвано гарантировать, например, надежность и целостность денег. Оно должно содержать армию и полицию, а также гарантировать обороноспособность страны. Государство должно сформировать законодательные структуры и выполнять все функции, необходимые для охраны священных прав частной собственности, гарантировать их соблюдение, если понадобится — то и силой,— а также обеспечивать «правильную» работу рынков. Государство не располагает никакой «дополнительной» информацией, чтобы оно могло предвосхищать сигналы рынка (цены), поскольку влиятельные группы неизбежно исказят его вмешательство в экономику (особенно в демократических странах) в своих интересах.
С 1970-х годов в большей части государств мира наметился серьезный поворот в сторону неолиберальной экономической политики и мышления. Дерегулирование, приватизация и уход государства из сферы социального обеспечения стали повсеместной практикой. Почти во всех странах — от новых государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза, до таких стран с социальной демократией старого образца, как Новая Зеландия и Швеция,— в том или ином виде, сознательно или под давлением мировых сил, были восприняты идеи неолиберализма.
Защитники неолиберализма сегодня занимают ведущие позиции в области образования (в университетах и других «мозговых» центрах), в средствах массовой информации, в советах директоров корпораций и финансовых организациях, в ведущих государственных институтах (министерство финансов, центральные банки). Они заняли «круговую оборону» в таких мировых институтах, как Международный валютный фонд (IMF), Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО), которые занимаются регулированием мировых финансовых потоков и торговли. Короче говоря, неолиберализм стал основным образом мышления по всему миру. Он оказал настолько глубокое воздействие на сознание, что стал доминировать в мыслях и делах простых людей. С позиций неолиберазизма большинство из нас теперь оценивает свою жизнь и смотрит на мир. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Целью выполнения данного курсового проекта является:
Задачи курсового проекта:
В этой работе мы рассмотрим три основные школы неолиберализма: Фрайбургскую школу, основоположником которой является В. Ойкен, изложивший свои идеи в книге "Основы национальной экономии"; Чикагскую школу, основные тезисы которой изложены в "Монетарной концепции" М.Фридмена; Лондонскую школу, одним из виднейших представителей которой является Ф. Хайек с его трудом "Право, законодательство и свобода".
Каждая из школ внесла свой вклад в развитии теории неолиберализма, и этот вклад необходимо проиллюстрировать.
Глава 1.
Возникновение и методология экономического анализа неолиберального направления
Неолиберализм - одно из основных направлений экономической мысли второй половины XX века. Неолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма. Методологически неолиберализм наиболее близок к новой исторической школе (особенно к трудам К.Бюхера и В.Зомбарта), для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции. В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии неолиберализма маржинализм не занимает центрального места. Он лишь учитывается неолибералами как распространённый теоретический приём, но не применяется ими как важнейший инструмент исследования. В отличие от авторов неоклассических теорий роста и производственных функций, сосредоточившихся на исследовании количественных аспектов капиталистического воспроизводства, неолибералы ставили во главу угла качественные, институциональные проблемы. С традиционным либерализмом неолиберализм роднит, прежде всего, идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы в отличие от своих предшественников оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, а не с микроэкономических, с точки зрения интересов отдельных частных предпринимателей - собственников предприятий. Следует упомянуть о том, что неолиберализм складывался одновременно с кейнсианством. Оба учения выражали реакцию политэкономии на кризис 1929-1933 гг., подорвавший традиционные представления о саморегулируемости капитализма. Однако, если Дж.М.Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает этот строй достаточных стимулов к развитию, то основоположники Н. видели непосредственный источник всех бед в подрыве совершенной конкуренции и в монополизации хозяйства, нарушающей действие рыночных регуляторов производства.
Вместе с тем, неолибералы признают необходимость государственного участия в обеспечении сохранности и улучшении рыночного порядка. Поэтому они к конституирующим принципам дополняют регулирующие принципы, среди которых: контроль за деятельностью монополий, поддержание стабильной денежной единицы, политика доходов.
Однако, неолибералы считают, что государственное вмешательство должно быть «конформным», т.е. оно должно приспосабливаться к рыночной системе и поддерживать ее, но в то же время должно быть ограничено жесткими рамками. По этому поводу Р.Репке в 1942 г., определяя роль государства в рыночной экономике, писал, что государство должно выступать в роли опытного футбольного судьи, задача которого состоит в том, чтобы беспрепятственно гарантировать соблюдение всех правил, но при этом не вмешиваться в игру.
1.1. "Социальное рыночное хозяйство". Экономическая программа Л.Эрхарда
Впервые термин "социальное рыночное хозяйство" появился в 1947 г. в работе государственного секретаря Федерального министерства экономики Германии профессора Альфреда Мюллера-Армака. Разработки в этом направлении были продолжены В.Репке, Л.Эрхардом и др.
"Социальное рыночное хозяйство" - это тип хозяйства, который противопоставляет концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм, организации - самоуправление и пр.
Данная концепция
В 1948 г. была проведена денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики. Новая марка обменивалась на десять старых рейхмарок, изымавшихся из обращения. Часть денег, оставшихся после обмена, была заморожена на специальных счетах, а затем обменивалась по курсу 1 : 20. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых дойчмарках и в соотношении 1 : 1. В результате размеры денежной массы в обращении были сокращены более чем в 14 раз, что позволило значительно снизить инфляцию, сбалансировав товарную и денежную массы.
Реформа цен была
реализована в законе о
Дерегулирование заработной платы проводилось постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном секторе, квартплата, большинство видов сырья нормировались государством в условиях твердых цен. В отношении других важных предметов потребления были сняты ограничения на цены, но регулирование сохранялось до начала 1950 г. В 1951 г. было отпущено большинство цен. Этого оказалось достаточным, чтобы радикально изменить хозяйственный климат, стимулировать быстрый рост производства.
Чтобы сохранить финансовую стабильность и избежать гиперинфляции осуществлялись: федеральный Закон против произвольного завышения цен; периодически публиковались каталоги местных цен, соответствующих средним условиям производств; "Программа широкого потребления", по которой товары реализовались по средним ценам. Наряду с этим проводилась рестриктивная денежная политика. Эти мероприятия позволяли приспособить уровень цен к наличной покупательской способности потребителей и стимулировать производство.
В соответствии с идеей о "социальном рыночном хозяйстве", рычагами экономического возрождения стали свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активной ролью государства. В данной концепции социальные компоненты воспринимались как необходимое дополнение к экономической системе рыночной экономики, которая до этого в качестве цели не ставила достижение социально справедливых результатов. Социальное рыночное хозяйство рассматривалось как "третий путь", пролегающий между капитализмом (XIX - началом ХХ вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному обществу.
Исходя из этого, можно предположить, что термин "социальный" понимается авторами концепции двояко. С одной стороны, они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, так как в силу своей эффективности создает экономические предпосылки для повышения доходов в обществе. С другой стороны, считают, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, что результаты свободного экономического процесса, которые не являются достаточно гуманными, должны корректироваться.
Из этого следует, что авторы концепции приспособили идеи фрайбургской школы к конкретным условиям социально-экономического развития Западной Германии начального периода после второй мировой войны. В дополнение к положению об ответственности государства за длительную дееспособность конкурентной экономики они обосновали необходимость формирования и проведения активной социальной политики. С их точки зрения, цель деятельности национальной экономики должна состоять в том, чтобы на базе высокоэффективной и гибкой экономической системы, основанной на конкуренции, добиваться социального прогресса.