Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:16, курсовая работа
Целью выполнения данного курсового проекта является:
изучение проблем свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, а также рамок государственного регулирования с точки зрения экономической теории неолиберализма;
закрепление и углубление знаний по предмету экономической теория;
овладение навыками самостоятельной работы с учебной, научной, периодической и справочной литературой.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Возникновение и методология экономического анализа неолиберального направления ………………………………………......….. 5
1.1 "Социальное рыночное хозяйство". Экономическая программа Л.Эрхарда………………………………………………………………... 6
ГЛАВА 2. Научные школы неолиберального направления экономической мысли …………………………………………………………………………. 8
2.1. Фрайбургская школа. «Основы национальной экономии» В. Ойкена………………………………………………………………... 8
2.2. Чикагская школа. Монетарная концепция М. Фридмена………………………………………………………………… 12
2.3. Лондонская школа. «Право, законодательство и свобода» Ф. Хайека………………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………..…… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….…..
Глава 2.
Научные школы неолиберального
направления экономической мысли
Наиболее крупными центрами неолиберализма стали Германия, США и Англия. Сложившиеся школы получили название соответственно Фрайбургской школы (ее лидеры — В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.), Чикагской шкоды, которую также называют «монетарной школой» (ее лидеры — Л.Мизес, М.Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры — Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.).
Предваряя краткую характеристику особенностей школ неолиберальных идей различных стран, следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также «коллоквиумом Липпмана» из-за созвучности одобренных на конференции принципов неолиберализма с положениями изданной в том же году американским экономистом А.Уолтером Липпманом книги под названием «Свободный город». Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях.
2.1. Фрайбургская школа. «Основы национальной экономии» В. Ойкена
Наибольшее распространение
и систематизированную
Основоположником
В своей книге "Основы национальной экономии" (1940), выдержавшей 9 изданий, Ойкен осуществил фундаментальную проработку проблематики типологии основных форм рыночной экономики и разработал теорию экономического порядка.
По определению Ойкена, экономический порядок - это "совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс". Он считал, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных "идеальных" типа экономического порядка.
Во-первых, "центрально-управляемое
хозяйство", которое существовало
и существует в двух формах: как "простое
централизованно-управляемое
Две упомянутые формы реализуются в следующих трёх вариантах:
Во-вторых, "меновое хозяйство", характеризующееся наличием связей или обмена между производственными единицами и домохозяйствами, из которых оно состоит.
Хозяйственные планы в меновой экономике не похожи на планы в централизованно управляемой хозяйственной системе. В меновой экономике ежедневные, месячные или годовые планы имеют "незавершённый" характер. Это - частичные планы. При составлении каждого своего плана руководитель отдельного хозяйства понимает, что он должен найти себе место в структуре меновой экономики. Таким образом в меновой экономике необходима координация отдельных хозяйственных планов. Основой для координации является расчётная шкала, на которую ориентируются планы отдельных хозяйств. Кроме того каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, предъявляет собственные предложение и спрос.[Ойкен-116,118,119]
Следует обратить внимание на то, что основным критерием выделения "идеальных" типов хозяйства являются не способ производства или господствующая форма собственности, а форма управления и способ согласования хозяйственных решений.
Также следует отметить,
что выделяемые Ойкеном "идеальные"
типы хозяйства являются не более чем
инструментом экономического анализа.
Это экономические модели, позволяющие
анализировать реальные хозяйственные
порядки. Это связано с тем, что "идеальные"
типы не существуют в реальности. В конкретных
исторических системах элементы обоих
"чистых" типов переплетаются, определяя
специфику строя. В связи с этим Ойкен
отмечал, что всякое хозяйство состоит
из одного и того же набора элементов (разделения
труда, денег, цен, прибыли, зарплаты, кредита
и др.), но эти элементы сочетаются каждый
раз по-новому, в зависимости от господствующего
принципа организации (децентрализации
или централизации).[Шмарловская-
Таким образом, реальные хозяйственные порядки складываются из набора ограниченного количества чистых форм и понимание сочетания этих форм позволяет оценивать характер и последствия изменений, происходящих в реальной экономике.
По мнению Ойкена, используя для анализа "идеальные" типы, экономическая наука должна рассматривать реальные хозяйственные порядки, т.е. наполнять их эмпирическим смыслом. Таким образом вся ордолиберальная доктрина, виднейшим основоположником которой и стал Ойкен, ориентирована на практическое осуществление, она тесно связана с конкретными мерами экономической политики и характеризуется стремлением начинать анализ с рассмотрения практических проблем конкретной хозяйственной единицы. Такая тесная связь с конкретными мерами экономической политики не характерна для академической науки, скажем, в США.[Ойкен - предисл к русск изд]
Оба "идеальных" типа, по В. Ойкену, не лишены существенных недостатков. Критика Ойкеном центрально-управляемого хозяйства существенно перекликается с критикой Хайека. Главным же пороком рыночного хозяйства Ойкен считал тенденцию к монополизации. При этом под монополизацией здесь понимается любое отклонение от модели совершенной конкуренции, где множеству продавцов противостоит множество покупателей и цена выступает в качестве внешнего регулятора производства. Ойкен показал, что власть на рынке может стать политической властью в результате концентрации производства и образования монополий. Возникающие при этом экономические группировки оказывают давление на правительство, и в этом случае успех хозяйственной деятельности в большей степени будет определяться не результатами работы на рынке, а способностью прямо с рынка (с помощью государства) исключить конкуренцию. Таким образом, экономическая политика свободной экономики ведет к регулированию экономики властными группировками, а это путь к несвободе и обнищанию масс. Поэтому государство, по мнению Ойкена, должно создавать порядок, предполагающий полную конкуренцию.
Свободное рыночное хозяйство, основанное на конкуренции и гибком ценообразовании, является лучшим механизмом стимулирования индивидуальной деятельности, технического прогресса, экономического роста. Ойкен подчёркивал, что эффективная децентрализованная экономика возникает не стихийно, а должна формироваться под сознательным руководством государства. Государство должно проводить специальную "политику порядка", выбирая доминирующие хозяйственные формы, определяя тип организации системы.
Определяющими принципами формирования
высокоэффективной рыночной системы,
впервые сформулированными
Право частной собственности
Ойкен называет предпосылкой нормального
функционирования рыночной экономики,
так как только на этой основе возникают
самостоятельные и независимые субъекты
на рынке, несущие полную ответственность
за результаты своей деятельности, могут
быть обеспечены принципы свободы принятия
решений, свободы выбора, свободы сделок
и договоров. В связи с этим, по мнению
неолибералов, формирование рынка должно
сопровождаться процессами разгосударствления
и приватизации в экономике.[Шмарловская-262-
Таким образом, смысл ордолиберализма сводился к тому, что государство должно ограничиваться формированием экономического строя, в рамках которого регулирование и хозяйственные процессы происходят спонтанно. Это нашло выражение в так называемом фрайбургском императиве, который гласит:"Государственному планированию хозяйственных форм - да, государственному планированию и регулированию хозяйственных процессов - нет". Однако идеалом Ойкена является не просто рынок, а рынок организованный, социально ответственный, противостоящий политическому и экономическому подавлению личности, обеспечивающий достойное существование человека.
2.2. Чикагская школа.
Монетарная концепция М.
В 60-х - начале 70-х годов
возникает новое течение
Основателем монетаризма является лидер течения профессор Милтон Фридмен.
Впервые его монетаристская
концепция была апробирована
республиканским
Монетаризм в обобщенном
виде - это теории, в экономическом
анализе которых особое
Монетаристский подход основан на том, что рынки - конкуренты и система рыночной конкуренции является устойчивой, саморегулирующейся системой, стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Ей присуще состояние динамического равновесия при оптимальной занятости ресурсов.
Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существование денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником диспропорций. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.
Значительное место в системе монетаризма занимает теория инфляции. Вопрос о причине инфляции, рассматриваемой упрощенно как чисто денежное явление, решается монетаристами непосредственно с позиции количественной теории денег и трактуется как результат избытка денег в обращении по сравнению с количеством обращающихся товаров. При этом решающим фактором образования избытка денег рассматриваются расходы государства.
Инфляция возникает, с
точки зрения монетаризма, если источником
покрытия государственных расходов
является эмиссия денег, а также,
если государственные расходы
В связи с этим монетаристы выступают против проведения государством антициклической политики, которая деформирует свободное рыночное ценообразование и снижает способность системы цен управлять экономической деятельностью. Они предлагают направить государственное регулирование главным образом на стабилизацию низких темпов роста цен. Так, Фридмен придает особое значение именно роли цен в решении проблем инфляции.
Фридмен обращает внимание, что цены одновременно выполняют три функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены, указывая на изменения спроса и предложения, несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефеците или избытке ресурсов и т. д. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности. Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы, с тем, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты. Третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект (поскольку цены одновременно являются и чьими-то доходами). Все эти функции цен тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются и на других.