Экономическая теория неолиберализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данного курсового проекта является:
изучение проблем свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, а также рамок государственного регулирования с точки зрения экономической теории неолиберализма;
закрепление и углубление знаний по предмету экономической теория;
овладение навыками самостоятельной работы с учебной, научной, периодической и справочной литературой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Возникновение и методология экономического анализа неолиберального направления ………………………………………......….. 5
1.1 "Социальное рыночное хозяйство". Экономическая программа Л.Эрхарда………………………………………………………………... 6
ГЛАВА 2. Научные школы неолиберального направления экономической мысли …………………………………………………………………………. 8
2.1. Фрайбургская школа. «Основы национальной экономии» В. Ойкена………………………………………………………………... 8
2.2. Чикагская школа. Монетарная концепция М. Фридмена………………………………………………………………… 12
2.3. Лондонская школа. «Право, законодательство и свобода» Ф. Хайека………………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………..…… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….…..

Файлы: 1 файл

окончат варт.docx

— 72.83 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.

Научные школы  неолиберального

направления экономической  мысли

 

Наиболее крупными центрами неолиберализма стали Германия, США и Англия. Сложившиеся школы получили название соответственно Фрайбургской школы (ее лидеры — В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.), Чикагской шкоды, которую также называют «монетарной школой» (ее лидеры — Л.Мизес, М.Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры — Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.).

Предваряя краткую характеристику особенностей школ неолиберальных идей различных стран, следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также «коллоквиумом Липпмана» из-за созвучности одобренных на конференции принципов неолиберализма с положениями изданной в том же году американским экономистом А.Уолтером Липпманом книги под названием «Свободный город». Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях.

 

 

2.1. Фрайбургская школа. «Основы национальной экономии» В. Ойкена

 

Наибольшее распространение  и систематизированную разработку неолиберализм получил в Германии. В связи с этим после войны термин "неолиберализм" стал употребляться применительно к западногерманскому варианту данного течения.

Основоположником неолиберализма в Германии стал Вальтер Ойкен, заведовавший в начале 30-х годов XX века кафедрой политэкономии во Фрайбургском университете, в честь которого школа получила название "фрайбургской".

В своей книге "Основы национальной экономии" (1940), выдержавшей 9 изданий, Ойкен осуществил фундаментальную проработку проблематики  типологии основных форм рыночной экономики и разработал теорию экономического порядка.

По определению Ойкена, экономический порядок - это "совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс". Он считал, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных "идеальных" типа экономического порядка.

Во-первых, "центрально-управляемое  хозяйство", которое существовало и существует в двух формах: как "простое  централизованно-управляемое хозяйство" или как "централизованно-административное хозяйство".

Две упомянутые формы реализуются  в следующих трёх вариантах:

  • "полностью централизованное хозяйство", главной характеристикой которого является наличие строгого контроля над всей повседневной хозяйственной жизнью сообщества со стороны центрального руководства;
  • "централизованно управляемое хозяйство со свободным обменом предметами потребления", в котором также имеется центральная инстанция, осуществляющая контроль над хозяйственной жизнью сообщества, однако, в отличие от первого варианта, здесь потребители могут вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления;
  • "централизованно управляемое хозяйство со свободным потребительским выбором", где хозяйственные планы отдельных членов общества заявляют о себе с ещё большей силой, т.е. потребители имеют право свободного выбора.[Ойкен-108-111]

Во-вторых, "меновое хозяйство", характеризующееся наличием связей или обмена между производственными  единицами и домохозяйствами, из которых оно состоит.

Хозяйственные планы в  меновой экономике не похожи на планы  в централизованно управляемой  хозяйственной системе. В меновой  экономике ежедневные, месячные или  годовые планы имеют "незавершённый" характер. Это - частичные планы. При  составлении каждого своего плана  руководитель отдельного хозяйства  понимает, что он должен найти себе место в структуре меновой  экономики. Таким образом в меновой экономике необходима координация отдельных хозяйственных планов. Основой для координации является расчётная шкала, на которую ориентируются планы отдельных хозяйств. Кроме того каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, предъявляет собственные предложение и спрос.[Ойкен-116,118,119]

Следует обратить внимание на то, что основным критерием выделения "идеальных" типов хозяйства  являются не  способ производства или  господствующая форма собственности, а форма управления и способ согласования хозяйственных решений.

Также следует отметить, что выделяемые Ойкеном "идеальные" типы хозяйства являются не более чем инструментом экономического анализа. Это экономические модели, позволяющие анализировать реальные хозяйственные порядки. Это связано с тем, что "идеальные" типы не существуют в реальности. В конкретных исторических системах элементы обоих "чистых" типов переплетаются, определяя специфику строя. В связи с этим Ойкен отмечал, что всякое хозяйство состоит из одного и того же набора элементов (разделения труда, денег, цен, прибыли, зарплаты, кредита и др.), но эти элементы сочетаются каждый раз по-новому, в зависимости от господствующего принципа организации (децентрализации или централизации).[Шмарловская-262]

Таким образом, реальные хозяйственные  порядки складываются из набора ограниченного  количества чистых форм и понимание  сочетания этих форм позволяет оценивать  характер и последствия изменений, происходящих в реальной экономике.

По мнению Ойкена, используя для анализа "идеальные" типы, экономическая наука должна рассматривать реальные хозяйственные порядки, т.е. наполнять их эмпирическим смыслом. Таким образом вся ордолиберальная доктрина, виднейшим основоположником которой и стал Ойкен, ориентирована на практическое осуществление, она тесно связана с конкретными мерами экономической политики и характеризуется стремлением начинать анализ с рассмотрения практических проблем конкретной хозяйственной единицы. Такая тесная связь с конкретными мерами экономической политики не характерна для академической науки, скажем, в США.[Ойкен - предисл к русск изд]

Оба "идеальных" типа, по В. Ойкену, не лишены существенных недостатков. Критика Ойкеном центрально-управляемого хозяйства существенно перекликается с критикой Хайека.  Главным же пороком рыночного хозяйства Ойкен считал тенденцию к монополизации. При этом под монополизацией здесь понимается любое отклонение от модели совершенной конкуренции, где множеству продавцов противостоит множество покупателей и цена выступает в качестве внешнего регулятора производства. Ойкен показал, что власть на рынке может стать политической властью в результате концентрации производства и образования монополий. Возникающие при этом экономические группировки оказывают давление на правительство, и в этом случае успех хозяйственной деятельности в большей степени будет определяться не результатами работы на рынке, а способностью прямо с рынка (с помощью государства) исключить конкуренцию. Таким образом, экономическая политика свободной экономики ведет к регулированию экономики властными группировками, а это путь к несвободе и обнищанию масс. Поэтому государство, по мнению Ойкена, должно создавать порядок, предполагающий полную конкуренцию.

Свободное рыночное хозяйство, основанное на конкуренции и гибком ценообразовании, является лучшим механизмом стимулирования индивидуальной деятельности, технического прогресса, экономического роста. Ойкен подчёркивал, что эффективная децентрализованная экономика возникает не стихийно, а должна формироваться под сознательным руководством государства. Государство должно проводить специальную "политику порядка", выбирая доминирующие хозяйственные формы, определяя тип организации системы.

Определяющими принципами формирования высокоэффективной рыночной системы, впервые сформулированными Ойкеном, являются:

  • незыблемость частной собственности;
  • свободное ценообразование;
  • стабильное денежное обращение;
  • экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей;
  • конкуренция без монополий;
  • принцип открытых рынков и постоянства экономической политики.

Право частной собственности  Ойкен называет предпосылкой нормального функционирования рыночной экономики, так как только на этой основе возникают самостоятельные и независимые субъекты на рынке, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности, могут быть обеспечены принципы свободы принятия решений, свободы выбора, свободы сделок и договоров. В связи с этим, по мнению неолибералов, формирование рынка должно сопровождаться процессами разгосударствления и приватизации в экономике.[Шмарловская-262-263]

Таким образом, смысл ордолиберализма сводился к тому, что государство должно ограничиваться формированием экономического строя, в рамках которого регулирование и хозяйственные процессы происходят спонтанно. Это нашло выражение в так называемом фрайбургском императиве, который гласит:"Государственному планированию хозяйственных форм - да, государственному планированию и регулированию хозяйственных процессов - нет". Однако  идеалом Ойкена является не просто рынок, а рынок организованный, социально ответственный, противостоящий политическому и экономическому подавлению личности, обеспечивающий достойное существование человека.

 

2.2. Чикагская школа.  Монетарная концепция М. Фридмена

 

В 60-х  - начале 70-х годов  возникает новое течение неолиберализма - монетаризм. Становление его происходило в рамках чикагской школы.

 Основателем монетаризма  является лидер течения профессор Милтон Фридмен.

 Впервые его монетаристская  концепция была апробирована  республиканским правительством  США при президенте Р.Никсоне  в 1969 - 1970 гг. Триумфом же монетаристских идей явилась концепция стабилизации американской экономики и "рейганомика", позволившие в США ослабить инфляцию и укрепить доллар.

 Монетаризм в обобщенном  виде - это теории, в экономическом  анализе которых особое внимание  отводится роли денег. Деньги  рассматриваются как основной  элемент анализа, фундамент экономического  прогнозирования и главный инструмент экономической политики государства.

 Монетаристский подход  основан на том, что рынки  - конкуренты и система рыночной  конкуренции является устойчивой, саморегулирующейся системой, стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Ей присуще состояние динамического равновесия при оптимальной занятости ресурсов.

 Основным объектом  анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существование денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником диспропорций. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

Значительное место в  системе монетаризма занимает теория инфляции. Вопрос о причине инфляции, рассматриваемой упрощенно как  чисто денежное явление, решается монетаристами непосредственно с позиции количественной теории денег и трактуется как результат избытка денег в обращении по сравнению с количеством обращающихся товаров. При этом решающим фактором образования избытка денег рассматриваются расходы государства.

Инфляция возникает, с  точки зрения монетаризма, если источником покрытия государственных расходов является эмиссия денег, а также, если государственные расходы покрываются  с помощью займов и налогов, поскольку  такое покрытие государственных  расходов сокращает ресурсы для  производственных вложений капитала и служит одной из причин повышения темпов роста денежной массы над темпом роста продукции.

В связи с этим монетаристы выступают против проведения государством антициклической политики, которая деформирует свободное рыночное ценообразование и снижает способность системы цен управлять экономической деятельностью. Они предлагают направить государственное регулирование главным образом на стабилизацию низких темпов роста цен. Так, Фридмен придает особое значение именно роли цен в решении проблем инфляции.

Фридмен обращает внимание, что цены одновременно выполняют три функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены, указывая на изменения спроса и предложения, несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефеците или избытке ресурсов и т. д. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности. Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы, с тем, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты. Третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект (поскольку цены одновременно являются и чьими-то доходами). Все эти функции цен тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются и на других.

Информация о работе Экономическая теория неолиберализма