Экономические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ особенностей управления персоналом в инновационных организациях. Задачи: Определить понятие инновации. Изучить влияние особенностей системы управления персоналом в инновационной организации на работу персонала организации.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Каждая организация, которая  хочет выжить в условиях жесткой  конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять  внимание рациональному использованию  всех видов ресурсов, находящихся  в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации – это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией  и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.

 

Большинство компаний осознают значимость инновационного процесса и  не боятся идти по пути внедрения инноваций, которые перестают быть разовыми, превращаясь в непрерывный процесс, обеспечивающий компании более выгодную позицию в долгосрочной перспективе. Существует множество подходов к  определению инновации, и в научной  литературе понятие инновации освещено довольно подробно. Однако большинство  работ посвящены продуктовым  инновациям, и почти не встречается  работ рассматривающих в качестве инновации систему управления персоналом.

 

 

Целью данной работы является определение и анализ особенностей управления персоналом в инновационных  организациях.

 

Задачи:

 

Определить понятие инновации.

Изучить влияние особенностей системы управления персоналом в  инновационной организации на работу персонала организации.

 

 

 

Теоретическая часть.

1. Создание инновационного  настроя в организации.

 

Инновация—нововведение, новшество, которое стало предметом освоения и внедрения.  
Что представляют собой инновации в кадровой работе в настоящий момент?  
Прежде всего, это инновационный подход к самому персоналу как таковому. Персонал перестали видеть как серую массу, в каждом сотруднике видят индивидуальность. Такого подхода требует рынок. Нельзя сказать, что кадровые службы всех предприятий уже смогли перестроиться и работают в этом ключе, но явные сдвиги в этом направлении наблюдаются. Видение каждого сотрудника как индивидуальности дает толчок таким направлениям в работе менеджеров по персоналу, как разработка эффективной системы аттестации персонала, разработка системы мотивации работников, управление деловой карьерой сотрудника и др. Главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании, об это много говорят зарубежные специалисты в области управления, а сейчас к осознанию этой проблемы пришли и российские управленцы. В качестве успешного ПРИМЕРА создания инновационной атмосферы в компании можно привести опыт компании «Sony»: ее успехи во многом связаны с тем, что управляющие обладают способностью к сотрудничеству. В компании уважается мнение разных людей, разные мнения позволяют находить истину и развивать компанию. Работники стремятся постоянно вносить рационализаторские предложения, которые всячески поощряются. В фирме в среднем на одного работника приходится до 10 рационализаторских предложений в год. В последний день рабочей недели красивая молодая сотрудница компании (прическу и маникюр ей делает приглашенный за счет фирмы стилист) в праздничной одежде разносит конверты с премиями за рационализаторские предложения. Причем премии получают и те сотрудники, идеи которых были отвергнуты. Такой подход к поощрению инновационного мышления персонала является важным звеном системы мотивации компании.  

 

 

1.1. Содержание инновационной деятельности

 

Содержание инновационной  деятельности предприятия. Инновации  являются главным средством обеспечения  конкурентоспособности продукции  и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в  целом. В силу этого управление инновационный  деятельностью является составной  частью и одним из основных направлений  стратегического управления предприятием.  
Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют:  
Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.  
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.  
К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший - модификационные нововведения.  
Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что -потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.  
Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение. Для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.  
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает:  
1) поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработай и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;  
2) создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов машин.

 

 

1.2.Сущность инновационного менеджмента.

 

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия  с использованием принципов функций  и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих  целей.  
Целями инновационного менеджмента являются:  
1.Разработка и внедрение новой продукции или услуг.  
2.Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции.  
3. Совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.  
4. Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.  
Формирование конкретных целей инновационного менеджмента находит свое отражение внаучно-технической политике предприятия.  
Научно-техническая политика подчинена достижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.  
При разработке научно-технической политики цели инновационного менеджмента должны отражать особенности инновационной деятельности на конкретном предприятии. Во-первых, они формулируются с учетом причины, вызвавшей инновации, в том числе: реакцию на выживание, требующую нововведений, или обеспечение стратегии развития предприятия в перспективе, требующее упреждающих мер для достижения успеха. Во-вторых, они определяются предметом и сферой нововведений. Нововведениями могут быть новые продукты, услуги, новые сферы применения продукта или реализации услуг на рынке, новые технология, организация, управление и т.п. В-третьих, цели инновации учитывают требуемую глубину инновационного процесса, включая освоение высоких технологий с учетом государственной поддержки» спонсоров и других источников капитала, модернизацию производства под влиянием конкуренции, рационализацию и реконструкцию для повышения эффективности работы предприятия и в-четвертых, эти цели отражают глубину интеграции инновационного процесса, которая определяется доступностью использования результатов специализированных источников (глубокая интеграция); использованием отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и специальных конструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельными исследованиями и разработками предприятия (малая интеграция).  
С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджмента включает:  
• Разработку планов и программ инновационной деятельности.  
• Рассмотрение (анализ и оценку) проектов создания новых продуктов.  
• Координацию деятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение единой инновационной политики.  
• Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедрения в производство.  
• Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности предприятия с учетом требований потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры.  
• Обоснование и обеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом.  
• Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до организации серийного производства новой продукции.  
Особенностью современного этапа развития и обеспечения эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Начиная с 80-х годов, четко появилась тенденция переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности при формировании и реализации инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло выражение в стремлении повышению доли наукоемких изделий в номенклатуре (ассортименте) выпускаемой продукции, что дает предприятию дополнительные возможности расширения сопутствующих технических услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и Других), а также в снижении издержек производства традиционной продукции.

 

1.3.Состав персонала инновационной организации

Производственная  структура организации представляет собой сочетание производственной и организационной структур.

Производственная  структура организации - совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих  подразделений организации, обеспечивающих переработку «входа» системы  в ее «выход»- готовый продукт, новшество.

Организационная структура - совокупность отделов и  служб, занимающихся построением и  координацией функционирования системы  инновационного менеджмента, разработкой  и реализацией управленческих решений  по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер,2006.

Специфическими  для инновационной деятельности по сравнению с традиционной являются такие группы работников, как:

* научный руководящий персонал;

* научные работники;

* научно-технический и научно-вспомогательный  персонал;

* технические специалисты - разработчики  по различным профессиям и  специальностям (конструкторы, технологи,  программисты, электрики).

Научные работники - лица систематически занятые  научной или научно-педагогической деятельностью в научных учреждениях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях. К ним относятся  все лица, имеющие ученую степень  или ученое звание, независимо от места  и характера их работы; лица, ведущие  научно-исследовательскую работу в  научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от наличия ученой степени  или звания, а также специалисты  промышленных предприятий, проектных, проектно-конструкторских и проектно-технологических  организаций, не имеющие ученой степени  или звания, но ведущие научную  работу. В числе научных работников не учитываются техники и лаборанты, не имеющие высшего образования, аспиранты и стажеры-исследователи, а также лица из состава научно-вспомогательного персонала, привлекаемые для выполнения лишь опытных и экспериментальных  работ.

Особые  требования предъявляются и к  работникам кадровых служб научных  учреждений. По своим функциям кадровые службы давно переросли отделы по хранению кадровой документации, с которой их деятельность начиналась. Основным содержанием их работы становится: планирование потребностей в персонале, активные методы набора и найма, управление потерями, анализ текучести, развитие кадров (подготовка и повышение квалификации, планирование карьеры). Учет и делопроизводство не должны занимать более 10 % фонда рабочего времени кадровых служб. Соответственно меняется и состав кадровых служб. Если раньше преобладал конторский персонал в задачу которого входило получение, обработка и хранение информации о персонале, то в настоящее время в кадровых службах возрастает численность психологов, специалистов в области методов оценки и обучения, консультантов по планированию карьеры и т.д. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 2006 г.

В номенклатуру должностей научных работников входят: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший  научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник.

Научные работники классифицируются по специальностям, соответствующим 23 отраслям науки - физико-математические, химические, экономические, технические  и т.д.

Распределение научных работников по уровню квалификации образует квалификационную структуру. В качестве показателей квалификации используются официальные ученые степени - кандидат наук, доктор наук и звания - доцент, профессор, член-корреспондент  РАН.

В последние годы в российской статистике науки выделяют персонал, занятый  НИР. Сюда относятся четыре категории  работников: исследователи, техники, вспомогательный  персонал (библиотекари, работники  патентных служб, лаборанты, и т.д.), прочий персонал (работники хозяйственных служб, канцелярии, материально-технического снабжения и т.д.).

В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит  от индивидуальных способностей научных  работников и степени их подготовки. Это усложняет процесс управления в научных учреждениях. К тому же в нашей стране в последнее  время зачастую сами сотрудники ищут источники финансирования. Сейчас такими источниками являются в основном гранты фондов и зарубежные контракты.

 

1.4. Элементы системы управления персоналом

Цель кадрового планирования - обеспечить организацию нужным количеством  людей нужного профиля и в  нужное время.

Кадровое планирование - неотъемлемая часть стратегического  инновационного планирования. Это особенно важно в связи с высокой  стоимостью инноваций и высоким  риском, с повышенными требованиями к качеству специалистов. Особенностью кадрового планирования в этом случае является то, что на первых фазах  инновационного процесса отсутствует  достаточно полная информация, позволяющая  определить все должности. В этом случае определяется профессиональный профиль нужных специалистов с описанием  требуемого образования и опыта, на основании такого описания составляются должностные инструкции в первом приближении.

Здесь могут применяться  методы аналогии, когда сравниваются различные фирмы сходного профиля, исследуя и анализируя инновационную  деятельность которых можно определить и ориентировочный состав специалистов и взаимосвязь между планированием  человеческих ресурсов и эффективностью инновационной деятельности фирмы. В процессе диффузии инновации методы аналогии наиболее часто используются фирмами, относящимся к «раннему большинству» и «отстающим», которые  ориентируются на фирмы- «пионеры» (ранние реципиенты). Управление инновациями. Теория и практика. Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко. Эксмо,2008.

Информация о работе Экономические аспекты