Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:31, реферат
Целью данной работы является определение и анализ особенностей управления персоналом в инновационных организациях. Задачи: Определить понятие инновации. Изучить влияние особенностей системы управления персоналом в инновационной организации на работу персонала организации.
Для фирм, работающих в условиях постоянных изменений, развития, инновационной деятельности, роль кадрового планирования приобретает наибольшее значение. Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы:
* Сколько работников, какой
квалификации, когда и где необходимы
(планирование потребности в
* Каким образом можно
привлечь необходимый и
* Каким образом можно
использовать работников в
* Каким образом можно
систематически и
* Каких затрат потребуют
запланированные кадровые
С точки зрения системного подхода главной составляющей организации является система человеческих ресурсов. Прочие составляющие организации - информационные, материальные, технологические будут неэффективными, в случае если человеческая система не отвечает критериям, требованиям, задачам инновационного процесса.
При укомплектовании людьми нового направления производственной деятельности предприятия возможны два источника кадровых ресурсов - внешняя и внутренняя среда.С точки зрения меньшего сопротивления со стороны коллектива организации изменениям, неизбежным при проведении инноваций, целесообразно наилучшим образом использовать внутренние кадровые резервы. При этом необходимо ответить на вопросы:
* Каким образом можно
использовать работников в
* Каким образом можно
систематически и
Для своевременного и эффективного решения данных вопросов менеджер по кадрам создает систему кадровой работы по развитию и использованию внутренних кадров (РИВК), являющуюся частью системы кадрового менеджмента.
Система РИВК состоит из
основных подсистем: резерв на выдвижение
- подбор и подготовка резерва квалифицированных
научных, инженерных, рабочих кадров
на выдвижение; ротация кадров - перемещение
сотрудников по горизонтали организации
из одного функционального подразделения
в другое со сменой специальности; наставничество
- привлечение опытных и
Зарубежные менеджеры полагают, что непрерывное образование и развитие руководителей и их сотрудников определяют величину экономического роста фирмы. Разработкой прикладных задач непрерывного обучения кадров менеджеров занят ряд исследователей.
Обучение по смежным профессиям, переобучение и переориентация работников являются нормальным явлением для инновационной деятельности, прежде всего в связи с постоянным изменением техники и технологии производства. Для разработчиков важно знание смежных профессий, поскольку многие инновации делаются на «стыке» различных научных отраслей.
Основной формой подготовки
научно-педагогических и научных
кадров являются аспирантура и докторантура.
Аспирантура - форма подготовки кандидатов
наук в системе послевузовского
профессионального образования. Она
открывается в учреждениях
Докторантура - одна из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров вышей квалификации - докторов наук. Подготовка докторантов ведется в очной форме и ее срок не должен превышать трех лет.
Стажировка - повышение квалификации или обучение новой профессии путем практической работы в другом подразделении организации или на стороне.
Аттестация - комплексная оценка квалификации, уровня знаний, деловых, профессиональных, личностных качеств, выявление способностей сотрудника. При аттестации работников учитываются эффективность и качество их труда, личный вклад в развитие науки и техники - патенты, заявки, публикации, участие в научных семинарах и конференциях, и т.д. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. Пенза: Издательство пенз. Гос. Ун-та, 2005.
Конкурсы - организация показательных
профессиональных соревнований среди
сотрудников с целью
Однако не во всех случаях удается подобрать на планируемые в инновационном процессе должности людей из внутренней среды. Тогда необходимо создать систему привлечения работников со стороны (ПОРС), которая укрупненно включает этапы:
* определение источников
внешних источников рабочей
* разработка систем заказа
и связи (публикация
Третьей важной системой кадрового менеджмента является система отбора кадров, которая включает мероприятия:
* собеседование, как наиболее
широко применяемый метод.
* испытания, показывающие
на сколько эффективно
* тестирование как
* аналитический метод
как заключительный, основанный
на анализе информации, полученной
из резюме, анкет, рекомендательных
писем, собеседования,
* определение критериев
отбора. Данная процедура логически
связана с предыдущей и
* планирование проведения процедур отбора, определение состава комиссии, места, времени.
В инновационной деятельности гораздо более важно, чем в какой- либо другой, сформировать команду, способную совместно решать сложные творческие задачи.
Прежде всего, здесь необходимо наличие катализатора - человека или группы людей, инициализирующих и стимулирующих творческий процесс. Наиболее эффективными катализаторами являются предприниматель, руководитель предприятия, менеджер по инновациям.
Затем необходим когнитариат - группа людей, ключевой ресурс инновации, обеспечивающий, с одной стороны, стабильность организации за счет глубоких профессиональных знаний, опыта, умений, но, с другой стороны, гарантирующий высокий коэффициент развития организации за счет стремлений к совершенствованию, адаптивности, гибкости, восприимчивости нового, активности.
Ядром когнитариата являются творческие личности - прометеи, генераторы, которые способны вырабатывать качественно новые идеи. Исследования проведенные в российских научных учреждениях показывают, что только 3% являются генераторами идей, активными эрудитами - 10%, ремесленниками - 87%.
Талантливые люди выделяются и особенностями личности - независимостью в суждениях, чувством юмора, неподчинению власти, нестандартностью мышления, увлеченностью одним в ущерб другому, любовью к развлечениям для выхода «иррациональных» импульсов.
Также в команду должны входить люди не только инициирующие творческий процесс, но продолжающие и обеспечивающие его: помощник; координатор; модератор (оппонент, критик); контролер; шлифовщик; исполнитель.
Так в инновационной команде должны выполняться функции:
1. инициация и стимулирование инновационного процесса - катализатор;
2. рождение новых идей - генератор, его разновидность изобретатель;
3. развитие, оформление, доведение новых идей до степени интеллектуального продукта - шлифовщики и исполнители, выполняющие работы по сбору необходимых знаний, анализу, синтезу, проектированию;
4. критику и контроль идей и интеллектуального продукта - модераторы, контролеры;
5. связь с горизонтальными подразделениями организации и с внешней средой - координаторы;
6. обеспечение внутренней и внешней поддержки - помощники (аниматоры), координаторы.
Если рассматривать отдельно
научную деятельность, то, как показывает
практика, наличие сильного ученого,
являющегося хорошим
Наибольший эффект достигается если талантливый ученый имеет профессионального помощника - опытного и инициативного менеджера, берущего на себя административную работу. При этом по отношению к научным работникам рекомендуется применение демократичного или даже либерального стиля управления с сочетанием индивидуального подхода. Как показывают исследования, 15-20 % ученых не могут работать в условиях строгой регламентации.
1.5.Инновации в сфере управление персоналом
Изменение, усовершенствование системы управления персоналом представляет собой сложный процесс, требующий учета многих переменных. При этом само изменение системы управления персоналом целесообразно рассмотреть с точки зрения инновации. Рассмотрим инновацию вообще и особенности инновационного процесса.
В настоящее время ни в
экономической литературе, ни в законодательно-нормативной
базе не имеется общепринятой терминологии
в области инновационной
- как процесс (Б.Твисс, А.Койре, И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);
- как систему (Н.И. Лапин, Й.Шумпетер);
- как изменение (Ф.Валента, Ю.В. Яковец, Л.Водачек и др.);
- как результат (А.Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, Д. В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова).
Ю.П. Морозов под инновациями
в широком смысле понимает прибыльное
использование новаций в виде
новых технологий, видов продукции,
организационно-технических и
А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах [33, с. 23].
М. Хучек отмечает, что в словаре польского языка инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу [40, с. 12].
В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати), инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [2, с. 16].
В словаре "Научно-технический прогресс" инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.
Авторы справочного пособия "Инновационный менеджмент" П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели и др. считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [9, с. 14].
Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического, другого эффекта [38, с. 7].
Инновация в соответствии с Международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [12, с. 5].
В.Г. Медынский под инновацией подразумевает объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [19, с. 8].
В целом, в зависимости от места применения выделяются три группы нововведений: