Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа
В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.
1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие. Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста. Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.
- Потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного. Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.
- Потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Беларуси обнаружились следующие черты:
· сосуществование новой и старой экономических систем. Хотя каркас новой уже обрел первичную форму, рыночная система еще несовершенна, по-прежнему велико влияние плановой;
· быстрый рост сопровождается инфляцией. Эта ситуация отличается как от положения в прошлом, когда в условиях плановой экономики рост не был стабильным, но отсутствовала инфляция, так и от явления депрессии, характерной для Запада;
· продолжаются циклические колебания;
· темпы развития ускорены, однако экономическая эффективность сравнительно низка;
· роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению в макро- и микро- областях отстает от развития макроэкономической ситуации.
Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление - макро регулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства. [2, с.3]
Проблемы и ограничения государственного вмешательства в рыночную экономику
Очевидно, что современная рыночная система
немыслима без вмешательства государства.
Однако существует грань, за которой происходит
деформация рыночных процессов, падает
эффективность производства. Тогда рано
или поздно встает вопрос о разгосударствлении
экономики, избавление ее от чрезмерной
государственной активности. Существуют
важные ограничения для регулирования.
Например, недопустимы любые действия
государства, разрушающие рыночный механизм
(тотальное директивное планирование,
всеохватный административный контроль
над ценами и др.). Это не означает, что
государство снимает с себя ответственность
за неконтролируемый рост цен и должно
отказаться от планирования. Рыночная
система не исключает планирования на
уровне предприятий, регионов и даже народного
хозяйства; правда, в последнем случае
оно обычно является «мягким», ограниченным
по срокам, масштабам и другим параметрам,
и выступающим в виде национальных целевых
программ. Также следует отметить, что
рынок во многом является самонастраивающейся
системой, и поэтому влиять на него следует
только косвенными, экономическими методами.
Однако в ряде случаев, применение административных
методов не только допустимо, но и необходимо.
Нельзя упоминать только на экономические
либо административные меры. С одной стороны,
элементы администрирования несет в себе
любой экономический регулятор. Например,
денежное обращение ощутит влияние такого
известного экономического метода, как
ставка по кредитам центрального банка
не раньше, чем будет принято административное
решение. С другой стороны, в каждом административном
регуляторе есть нечто экономическое
в том смысле, что он косвенно сказывается
на поведении участников экономического
процесса. Прибегая, скажем, к прямому
контролю над ценами, государство создает
для производителей особый экономический
режим, вынуждает их пересматривать производственные
программы, искать новые финансирования
и т. д.
Эффективное решение проблем, связанных с государственным регулированием, требует соответствующих условий, фундаментального научного обоснования и высокой квалификации исполнителей, поэтому вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта.
Для сегодняшней Республики Беларусь, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для Республики Беларусь важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
Рассмотрев вопросы экономической политики государства можно сделать вывод, что государственное вмешательство в экономику необходимо. Но, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны учитывать вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества в Республике Беларусь.
Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства. [15, с. 23]
1.2 Экономические функции государства
Экономическая
функция заключается в
Существование стабильного государства невозможно без эффективно развитой экономики, поэтому важно отметить взаимосвязь между этими общественными явлениями. С давних времён лучшие умы человечества бились над поисками «золотой середины» в отношениях государства и экономики. В разные эпохи отношение к экономике было неоднозначным, ведь с развитием общества развивалась и наука. Подходы были усовершенствованы и больше не строились на предположениях, как, например, в период формирования первых государств. Современные государства в большинстве своём стремятся к установлению и развитию в масштабах своей страны рыночной экономики, поэтому большинство современных авторов рассматривают вопросы экономической функции государства и вмешательства его в экономику именно на примере рыночного уклада хозяйства.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в его распоряжении имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика и другие.
[4, с. 288]
Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.
Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия «экономическая функция государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом.
Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привёл к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.
Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе.
Неотъемлемыми функциями государства в любой экономике являлось и является непосредственное (окончательное) принятие решения:
1) относительно формирования
и распределения бюджетных
2) обеспечение выполнения
законов и правил поведения
экономических агентов (
3) создание фондов пособий
по безработице и
Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций.
Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.
Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику