Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 69.80 Кб (Скачать файл)

Длительного периода времени  — даже в историческом измерении (несколько поколений) — требуют  институциональные преобразования. Изменения в законодательстве, написание  и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для  становления новых институтов рыночной экономики — института частной  собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных  рисков и других, — многолетний  процесс. И еще более длительные сроки необходимы для утверждения  новых неформальных институтов —  традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества личности и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. Этот огромный, глубокий пласт культуры нации сконцентрирован в исторически наследуемом экономическом опыте поколений, народных корнях и традиционных ценностях, сохраняющих национально-культурную идентичность. Его развитие и обогащение — долгий исторический процесс.

Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых предпосылок  построения ПМЭ.

В число базовых предпосылок  и конструктивных факторов формирования ПМЭ также входят:

•выгодное экономико-географическое положение Беларуси;

•развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфрастуктуры;

•значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

•достаточно мощная строительная база;

•значительный научно-технический потенциал;

•многоотраслевой промышленный комплекс;

•высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

•комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов;

•многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;

•совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

•несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;

•недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;

•критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;

•недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

•чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Поэтому задачей государственной  политики в области реформирования является создание такого механизма  управления и регулирования, который  повысит эффективность использования  имеющихся факторных преимуществ  и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки  к построению ПМЭ.[16, с.36]

Исходя из изложенных критериев  и методологических подходов, всю  совокупность необходимых предпосылок  и условий следует подразделить на внешние и внутренние, а внутренние — на общесистемные, структурные, институционально-правовые и др.

К числу внешних предпосылок  относятся прежде всего учет главных  тенденций развития цивилизации, встраивание  в мировые процессы глобализации, информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Современный мир характеризуется  переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества — постиндустриальной.

Путь от индустриальной к  постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты  переходного периода в Республике Беларусь. Для вступления в мировое  сообщество, обеспечения населению  страны достойных условий труда  и быта следует усилить принципиальную ориентацию на мировые тенденции, развитой рынок, преодолеть техническое отставание, перейти на новый технологический  способ производства, новую стадию социально-экономического развития —  к экономике, основанной на знаниях. Сегодня в высокоразвитых странах 85—90 % прироста ВВП обеспечивают инновации  в науке, технике, экономике и  других сферах общества.

Вхождение в мировое сообщество наряду с переходом на новый технологический  уклад, на инновационный путь развития обусловливает принятие обществом  и государством новой цивилизационной  стратегии. Сегодня Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы  общественного прогресса с переходом  на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью  научно-технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной окружающей среде.

Поэтому совместный поиск  государствами мира новой цивилизационной  стратегии, устраняющей исторически  унаследованные диспропорции модели неустойчивого, ресурсоемкого развития и угрозы социальной стабильности, поиск новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности жизненно необходим мировому сообществу и каждому государству.

Этот подход закреплен  в Национальной, стратегии устойчивого  развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). Стратегия содержит и комплекс внутренних общесистемных  условий и предпосылок перехода к модели устойчивого развития и  построения ПМЭ. Это прежде всего  мировоззренческие, идеологические и  политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурентной среды  социально ориентированной экономики, устойчивый экономический рост и  повышение благосостояния народа.

Помимо перехода на новую  парадигму общественного прогресса, общество и государство наследуют  огромный культурный и экономический  опыт поколений, национальные традиции и мировоззренческие ценности, сохраняющие  национальную самобытность, и обогащают  культуру нации путем развития образования, науки, идеологии, взаимообмена с мировой  культурой. Идеологическая работа, вносящая в национальное сознание новые ценности, содействует переходу от различных, в том числе советской, моделей  индустриальной цивилизации, ориентированных  преимущественно на вещные, материальные достижения и «бесплатные» блага, к  преимущественно платной хозяйственной  нематериальной цивилизации, в центре внимания которой находятся человек, общество в гармонии с природой. При этом должны сохраняться и  обогащаться все нравственные ценности и культурные институты.

Через образование и просвещение  идеология доносит до каждого  гражданина те идеи и принципы, которые  составляют национальное культурное достояние  Беларуси. Воспитание нравственности при этом остается приоритетом в  деятельности средств массовой информации и общественных организаций.

Новое правовое пространство создается путем формирования системно полной законодательно-правовой базы, регулирующей экономические отношения  рыночного типа и проведения административной реформы, которая сосредоточила  бы функции государственного управления на преимущественно политических и  регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. С этой целью на современном  этапе развития необходимо образовать институциональные основы саморазвития и поддержки предпринимательства, регулирования отношений собственности, улучшения налоговой системы, развития фондового рынка. Оптимизация институциональных  экономических структур на микро- и  макроуровнях, наряду с трансформацией отношений собственности на системном  уровне, при «подключении» других компонентов институциональной  инфраструктуры рыночной экономики  создадут необходимые условия для  эффективного и устойчивого развития социально-экономической системы  в целом.[12, с. 15]

Важными политическими предпосылками  формирования ПМЭ являются:

•построение социального  правового демократического государства;

•эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества.

В контексте решения этих задач и идет сегодня развитие белорусской государственности. Оно  обеспечит условия становления  в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства, раскрытия социальной энергии народа.

Эта группа политических предпосылок  создает эффективную триаду: государство  — гражданское общество (ГО) —  деловые круги, включая частный  сектор. Государство создает благоприятную  политическую и правовую среду. Бизнес-сообщество обеспечивает занятость и доход, ГО содействует инициативному социальному  взаимодействию, мобилизуя различные  общественные объединения на участие в экономической, социальной и политической жизни страны.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и  преобразования в действующей экономической  системе страны (внутренние системные  условия):

•в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;

•финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;

•институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;

•внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;

•области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решения текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важными системными предпосылками  построения ПМЭ являются также поддержание  здоровой экономической среды, обеспечение  стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Особо важные предпосылки здорового экономического роста — снижение инфляции, поддержание эффективной занятости, устойчивости национальной валюты, оздоровление финансового положения субъектов хозяйствования, последовательное обеспечение социальной ориентации экономических преобразований.

Преобразования охватывают все элементы экономической системы  на макро- и микро- уровне, в реальном и финансовом секторах, в системе управления и регулирования. Но центральным объектом системных преобразований служат прежде всего институциональные, правовые, структурно-имущественные факторы, принципы и направления социально-экономической политики и ее основные виды, а также культурные образцы и нравственные устои общества.

Поэтому приоритетными предпосылками  и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

•построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;

•создание национальной инновационной системы;

•реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;

•развитие человеческого потенциала;

•оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы.

Представление о том, что  либерализация и рыночная свобода  быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко  ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной экономике в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа решающая роль должна отводиться государству. Стратегическая цель государства в переходный период — содействие системному формированию новых экономических отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров при организации и ведении бизнеса. Государство должно стремиться к уменьшению собственного прямого административного вмешательства в экономику, раскрепощению предпринимательских качеств личности, а не к чрезмерной опеке, порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хозяйствующими субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.[17, с. 14]

Установление новой роли государства и общества, развитие демократии и общественных отношений  повысят эффективность механизмов социального взаимодействия, трансформации  экономики и социальной сферы  как важных предпосылок построения ПМЭ.

 


Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику