Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа
В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.
Длительного периода времени
— даже в историческом измерении
(несколько поколений) — требуют
институциональные
Долговременный характер
вышеназванных процессов
В число базовых предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ также входят:
•выгодное экономико-географическое положение Беларуси;
•развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфрастуктуры;
•значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
•достаточно мощная строительная база;
•значительный научно-технический потенциал;
•многоотраслевой промышленный комплекс;
•высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
•комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов;
•многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
•совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.
В качестве барьеров выступают:
•несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;
•недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;
•критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;
•недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;
•чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.
Поэтому задачей государственной
политики в области реформирования
является создание такого механизма
управления и регулирования, который
повысит эффективность
Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует подразделить на внешние и внутренние, а внутренние — на общесистемные, структурные, институционально-правовые и др.
К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации, информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.
Современный мир характеризуется
переходом от индустриальной стадии
мировой экономики, господствовавшей
почти два века, к новой стадии
прогресса человеческого
Путь от индустриальной к
постиндустриальной стадии социально-экономического
развития определяет главные черты
переходного периода в
Вхождение в мировое сообщество
наряду с переходом на новый технологический
уклад, на инновационный путь развития
обусловливает принятие обществом
и государством новой цивилизационной
стратегии. Сегодня Беларусь придерживается
принципиальной линии на смену парадигмы
общественного прогресса с
Поэтому совместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции модели неустойчивого, ресурсоемкого развития и угрозы социальной стабильности, поиск новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности жизненно необходим мировому сообществу и каждому государству.
Этот подход закреплен
в Национальной, стратегии устойчивого
развития Республики Беларусь на период
до 2020 года (НСУР-2020). Стратегия содержит
и комплекс внутренних общесистемных
условий и предпосылок перехода
к модели устойчивого развития и
построения ПМЭ. Это прежде всего
мировоззренческие, идеологические и
политические условия, способные обеспечить
формирование рыночной конкурентной среды
социально ориентированной
Помимо перехода на новую
парадигму общественного
Через образование и просвещение идеология доносит до каждого гражданина те идеи и принципы, которые составляют национальное культурное достояние Беларуси. Воспитание нравственности при этом остается приоритетом в деятельности средств массовой информации и общественных организаций.
Новое правовое пространство
создается путем формирования системно
полной законодательно-правовой базы,
регулирующей экономические отношения
рыночного типа и проведения административной
реформы, которая сосредоточила
бы функции государственного управления
на преимущественно политических и
регулятивных функциях, основанных на
использовании механизмов рыночной
саморегуляции. С этой целью на современном
этапе развития необходимо образовать
институциональные основы саморазвития
и поддержки
Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:
•построение социального правового демократического государства;
•эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества.
В контексте решения этих задач и идет сегодня развитие белорусской государственности. Оно обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства, раскрытия социальной энергии народа.
Эта группа политических предпосылок
создает эффективную триаду: государство
— гражданское общество (ГО) —
деловые круги, включая частный
сектор. Государство создает
Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (внутренние системные условия):
•в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;
•финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;
•институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;
•внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;
•области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решения текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Важными системными предпосылками построения ПМЭ являются также поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Особо важные предпосылки здорового экономического роста — снижение инфляции, поддержание эффективной занятости, устойчивости национальной валюты, оздоровление финансового положения субъектов хозяйствования, последовательное обеспечение социальной ориентации экономических преобразований.
Преобразования охватывают все элементы экономической системы на макро- и микро- уровне, в реальном и финансовом секторах, в системе управления и регулирования. Но центральным объектом системных преобразований служат прежде всего институциональные, правовые, структурно-имущественные факторы, принципы и направления социально-экономической политики и ее основные виды, а также культурные образцы и нравственные устои общества.
Поэтому приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:
•построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;
•создание национальной инновационной системы;
•реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;
•развитие человеческого потенциала;
•оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы.
Представление о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной экономике в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа решающая роль должна отводиться государству. Стратегическая цель государства в переходный период — содействие системному формированию новых экономических отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров при организации и ведении бизнеса. Государство должно стремиться к уменьшению собственного прямого административного вмешательства в экономику, раскрепощению предпринимательских качеств личности, а не к чрезмерной опеке, порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хозяйствующими субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.[17, с. 14]
Установление новой роли
государства и общества, развитие
демократии и общественных отношений
повысят эффективность
Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику