Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 69.80 Кб (Скачать файл)

•длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

•историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях;

•традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований;

•неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.

Эти факторы учитывал Президент  страны А.Г. Лукашенко, когда в своем  выступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно  действующего семинара руководящих  работников республиканских и местных  государственных органов) охарактеризовал  белорусскую модель развития. Обобщая  практический опыт по выходу страны из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных  оценках функционирования экономической  системы, Президент подчеркнул следующие  черты этой модели:

•сильную и эффективную государственную власть, обеспечивающую политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

•равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

•многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

•активизацию интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, прежде всего экономических;

•сильную социальную политику государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресную социальную помощь.

И хотя речь шла о ныне действующей модели развития, т.е. о  принципах и направлениях государственной  политики, ее базовые характеристики являются императивами, которые должны реализовываться в перспективной  модели экономики (ПМЭ). Тем самым  подтверждена правильность контуров будущего образа (модели) белорусской экономики, содержащегося в таких стратегических документах, как Национальная стратегия  устойчивого развития до 2010 года и  Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Эта модель включает следующие принципы и направления государственной  политики:

•общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

•построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

•формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

•приоритетное развитие человеческого потенциала;

•выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;

•переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

•повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

•интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

•следование экологическому императиву.

Кроме того, перспективная  модель экономики должна обеспечивать:

•преемственность действующей белорусской модели развития и ориентация на мировой опыт;

•единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;

•единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

•экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;

•равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;

•экономическое и социальное партнерство;

•ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;

•стабильность стратегического курса на социальное правовое государство;

•приоритет прав граждан;

•ответственность государства перед гражданами и социальную защиту;

•ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования;

•сочетание свободной конкуренции с регулированием;

•взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.

В настоящее время нельзя точно указать, какие блоки, элементы, их сочетания будут определять состав, структуру, функции модели экономики  страны через 10, 15, 20 лет. История не развивается по идеальным схемам. Но теоретически уже сейчас можно  условно прогнозировать в качестве стратегического ориентира элементы и черты перспективной модели.

Социально ориентированная  рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Социально ориентированная  рыночная экономика базируется на принципах  конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства  и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства  всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования  в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его  труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев  населения, социального партнерства  между государством, профсоюзами  и союзами предпринимателей.

Эти базовые принципы белорусской  модели показывают, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и о государственной экономики, выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение  таких черт модели чистого рыночного  хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством  Конституции и всей системы законов  демократического правового государства, четкого определения его функций.

Роль государства в  управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе  как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта  социальной защищенности малоимущих слоев  общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного  арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

Создавая условия для  формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической  политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как  рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная  для жизни окружающая среда.

Весьма важно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах  и механизмах взаимодействия компонентов  социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится  социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение  культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и  национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы —  не безвозвратные затраты, а общественно  необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального  равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать  не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и  как фактор, способствующий повышению  экономической эффективности.

Эти основные концептуальные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы  социально ориентированного типа наполняются  реальным жизненным содержанием  в ходе реализации стратегических и  тактических программ социально-экономического развития страны. Уже сегодня она  служит инструментом:

•научно обоснованного отражения экономической и социальной реальности, перспектив ее преобразований;

•формирования эффективной структуры экономики и системы управления, включая механизмы принятия и реализации прогнозных и программных решений в области социально-экономического развития;

•образования и профессиональной подготовки кадров управленцев и специалистов народного хозяйства, т.е. инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создания благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств.[11]

 

 

 

 

 

 

Политические  и социально-экономические предпосылки  построения перспективной  социально  ориентированной модели

 

 Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.

Речь идет о наличии  и вызревании множественных предпосылок  развития рыночной экономики: экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психологических, цивилизационных  и др. И не просто об отдельных  предпосылках и условиях, а о всей совокупности условий, необходимых  и достаточных для успешного  преобразования действующей экономической  модели в перспективную (ПМЭ). Здесь  методологически важен комплексный  подход, ибо выпадение даже одного необходимого звена из целостной  системы предпосылок не позволит достичь поставленных целей преобразований. Наряду с требованиями комплексности  следует четко уяснить и диалектику движения предпосылок в соотношении  «цель—средство». Предпосылки существуют в пространстве и времени как  конкретные условия, благоприятствующие проведению целевого преобразования, которому они служат, или предварительные  условия. Успешное осуществление преобразования, достижение цели создает новую ситуацию, в которой цель становится средством  достижения более высокой цели, а  сама новая ситуация будет новой  предпосылкой для нее. Такова диалектика движения и развития: сделанный шаг  создает условия для следующего шага и т.д. Если эти шаги идут по восходящей линии, мы говорим о прогрессивном  развитии, если по нисходящей — о  регрессе.

Поэтому и идет речь о  вызревании предпосылок, т.е. наличии  или постепенном создании благоприятных  условий, отвечающих определенным критериям «зрелости», или соответствия (по качественным и количественным параметрам) целевому содержанию и сущностным императивам проводимых преобразований. В качестве предпосылок могут выступать факторы, условия, алгоритмы решения проблемы, тенденции.

При определении предпосылок  необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать  и временной фактор.

По временному фактору  следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную  и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая  политика решает неотложные и ближайшие  задачи функционирования экономики  страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или  остановить. Это прежде всего:

•реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;

•краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;

» максимальное использование  наличных производственных мощностей;

•совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;

•ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;

•сосредоточение структур экономического управления преимущественно на оперативных вопросах сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей.

Безусловно, успешное решение  текущих задач создает необходимый  фундамент для преобразований —  важнейшую предпосылку построения перспективной модели экономики. Но в эту сложнейшую повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылки долгосрочного характера. Это прежде всего вложение средств в крупные инвестиционные, структурные и институциональные проекты национального масштаба.

Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых  имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий характер.

Структурные преобразования также нельзя провести одномоментно. Изменения в структуре реального  сектора экономики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в  пользу сферы услуг, достижения и  поддержания прогрессивных пропорций  в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах экономики требуют огромных и  заблаговременных капиталовложений, отладки  механизма трансформации сбережений в инвестиции. Столь же инерционен в своей динамике многокомпонентный  располагаемый потенциал развития экономики (природные, демографические, производственные, научные, технологические  и другие ресурсы).

Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику