Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа
В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.
•длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;
•историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях;
•традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований;
•неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.
Эти факторы учитывал Президент страны А.Г. Лукашенко, когда в своем выступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов) охарактеризовал белорусскую модель развития. Обобщая практический опыт по выходу страны из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, Президент подчеркнул следующие черты этой модели:
•сильную и эффективную государственную власть, обеспечивающую политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
•равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;
•многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
•активизацию интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, прежде всего экономических;
•сильную социальную политику государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресную социальную помощь.
И хотя речь шла о ныне
действующей модели развития, т.е. о
принципах и направлениях государственной
политики, ее базовые характеристики
являются императивами, которые должны
реализовываться в
•общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
•построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;
•формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
•приоритетное развитие человеческого потенциала;
•выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;
•переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
•повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;
•интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;
•следование экологическому императиву.
Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать:
•преемственность действующей белорусской модели развития и ориентация на мировой опыт;
•единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;
•единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;
•экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;
•равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;
•экономическое и социальное партнерство;
•ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;
•стабильность стратегического курса на социальное правовое государство;
•приоритет прав граждан;
•ответственность государства перед гражданами и социальную защиту;
•ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования;
•сочетание свободной конкуренции с регулированием;
•взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.
В настоящее время нельзя
точно указать, какие блоки, элементы,
их сочетания будут определять состав,
структуру, функции модели экономики
страны через 10, 15, 20 лет. История не
развивается по идеальным схемам.
Но теоретически уже сейчас можно
условно прогнозировать в качестве
стратегического ориентира
Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Эти базовые принципы белорусской
модели показывают, что наша страна
отвергает крайности и
Социальная ориентация рыночной
экономики предполагает смягчение
таких черт модели чистого рыночного
хозяйства, как эксплуатация чужого
труда, безработица, социальная дифференциация
и др. Она осуществляется посредством
Конституции и всей системы законов
демократического правового государства,
четкого определения его
Роль государства в
управлении экономикой при переходе
к рынку не снижается, а во многих
отношениях возрастает, в том числе
как политического руководителя
переходных к рынку процессов; гаранта
социальной защищенности малоимущих слоев
общества; защищенности общества от коррупции,
криминальной среды; своеобразного
арбитра в обеспечении
Создавая условия для
формирования и развития рыночной экономики,
государство в своей
Весьма важно, что модель
социально ориентированной
Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.
Эти основные концептуальные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития страны. Уже сегодня она служит инструментом:
•научно обоснованного отражения экономической и социальной реальности, перспектив ее преобразований;
•формирования эффективной структуры экономики и системы управления, включая механизмы принятия и реализации прогнозных и программных решений в области социально-экономического развития;
•образования и профессиональной подготовки кадров управленцев и специалистов народного хозяйства, т.е. инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создания благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств.[11]
Политические
и социально-экономические
Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.
Речь идет о наличии
и вызревании множественных предпосылок
развития рыночной экономики: экономических,
правовых, политических, идейно-культурных,
социально-психологических, цивилизационных
и др. И не просто об отдельных
предпосылках и условиях, а о всей
совокупности условий, необходимых
и достаточных для успешного
преобразования действующей экономической
модели в перспективную (ПМЭ). Здесь
методологически важен
Поэтому и идет речь о вызревании предпосылок, т.е. наличии или постепенном создании благоприятных условий, отвечающих определенным критериям «зрелости», или соответствия (по качественным и количественным параметрам) целевому содержанию и сущностным императивам проводимых преобразований. В качестве предпосылок могут выступать факторы, условия, алгоритмы решения проблемы, тенденции.
При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор.
По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Краткосрочная экономическая политика решает неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. Это прежде всего:
•реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;
•краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;
» максимальное использование наличных производственных мощностей;
•совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;
•ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;
•сосредоточение структур экономического управления преимущественно на оперативных вопросах сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей.
Безусловно, успешное решение
текущих задач создает
Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий характер.
Структурные преобразования
также нельзя провести одномоментно.
Изменения в структуре
Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику