Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа
В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как инструмент государственного воздействия на экономику. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.
Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта. [7, с. 47]
Наряду с перечисленными инструментами государственного воздействия на экономику, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического воздействия.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного воздействия на экономику в конкретный период.[6, с. 14]
В данном
разделе были рассмотрены
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО
Существует социально ориентированная модель, которая сочетает в себе черты рыночной экономики и активную роль государства. Для такой модели характерны высокая доля государственного сектора в экономике, широкая социальная поддержка населения. В качестве примера функционирования социально ориентированной рыночной модели можно привести такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Португалия, Франция, Голландия.
Формирование социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода предполагает учёт следующих направлений:
- необходимость создания условий для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
- при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики необходимость обеспечения возможностей его безболезненного функционирования в рыночной среде;
- сохранение значительной роли государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
- необходимость сочетания макро - и микро - регулирования с прямым вмешательством государства в социально-экономические процессы;
- создание соответствующей методологической основы регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики;
- формирование методологической основы государственного регулирования экономики Республики Беларусь с использованием мирового опыта и опыта планово-директивной экономики, преломляя их к условиям переходного периода.
Наша модель социально ориентированной экономики очень схожа с той моделью, которая сегодня реализуется в Китае. В отношениях Беларуси и Китая сегодня нет никаких проблем. Как результат нашего сотрудничества мы впервые достигли 1 млрд. долларов товарооборота, заявил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.[10]
Основные
черты социально
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.
Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, — построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.
Фундаментом ее построения
является действующая национальная
экономическая система
В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа — это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования.
Белорусская модель развития
формируется в течение
Общность определяется прежде
всего едиными для всех стран
цивилизационными целями и факторами
(включая науку, образование, культуру,
технику, экономику) и направленностью
изменений следующих
•политическим устройством государства (ростом демократии, защитой свобод и прав граждан);
•отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);
•типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);
•ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства);
•характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);
•целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния населения);
•характером внутреннего рынка (укреплением рынка «покупателя»);
•социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).
Конкретное страновое
содержание этим блокам придают целевая
ориентация, ценностные установки, «философия»
перехода к рынку, принципы экономической
и социальной политики государства,
направление общественного
За последние столетия развития человеческой цивилизации в рамках мировой рыночной системы в различных странах, прежде всего высокоразвитых, построены эффективные модели рыночной экономики. Научная типология сводит их по критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» условно к двум доминирующим группам: «англо-американской» и «германо-японской» (или «рейнской») моделям.
Для первой группы — либеральной,
или частнокорпоративной —
•абсолютное преобладание частной собственности;
•законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
•ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
•относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.
Либерализм в социальной
политике оценивает проблемы бедности
и неравенства с позиций
В наиболее чистом виде эта модель представлена экономикой США до Великой депрессии, но и в настоящее время экономическая система этой страны является эталоном либеральной модели.
Типовая модель социально
ориентированной экономики
•«смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);
•макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
•особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
•высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);
•развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.
Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.
Наиболее полно совокупность
этих качеств представлена в модели
социального рыночного
В мировом хозяйстве представлены
также страновые модели, которые
можно считать переходными
Однако наибольший интерес
для нашей страны представляют модели
социально ориентированной
Как уже отмечалось, выбор
модели социально ориентированной
рыночной (смешанной) экономики в
качестве перспективной был осуществлен
в Основных направлениях социально-экономического
развития Республики Беларусь на 1996—2000
годы. Это было не простое заимствование
зарубежного опыта, а стратегическое
решение, основанное на учете специфических
особенностей Беларуси, ее истории, национального
характера и менталитета
Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику