Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:
- Необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 69.80 Кб (Скачать файл)

        Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

       Активно используется государственный сектор как инструмент  государственного воздействия на  экономику. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.

      Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

         В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта. [7, с. 47]

         Наряду с перечисленными инструментами государственного воздействия на экономику, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического воздействия.

         Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

         Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

       Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного воздействия на экономику в конкретный период.[6, с. 14]

       В данном  разделе были рассмотрены инструменты государственного воздействия на экономику. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее   воздействие государства – везде, где необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ  МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

        Существует  социально ориентированная модель, которая сочетает в себе черты рыночной экономики и активную роль государства. Для такой модели характерны высокая доля государственного сектора в экономике, широкая социальная поддержка населения. В качестве примера функционирования социально ориентированной рыночной модели можно привести такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Португалия, Франция, Голландия.

      Формирование социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода предполагает учёт следующих направлений:

- необходимость создания условий для ускоренного формирования и развития      частного сектора экономики в республике;

- при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики необходимость обеспечения возможностей его безболезненного функционирования в рыночной среде;

- сохранение значительной роли государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;

- необходимость сочетания макро - и микро - регулирования с прямым вмешательством государства в социально-экономические процессы;

- создание соответствующей методологической основы регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики;

- формирование методологической основы государственного регулирования экономики Республики Беларусь с использованием мирового опыта и опыта планово-директивной экономики, преломляя их к условиям переходного периода.

       Наша модель социально ориентированной экономики очень схожа с той моделью, которая сегодня реализуется в Китае. В отношениях Беларуси и Китая сегодня нет никаких проблем. Как результат нашего сотрудничества мы впервые достигли 1 млрд. долларов товарооборота, заявил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.[10]

Основные  черты социально ориентированной  модели национальной экономики Республики Беларусь

          Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.

Магистральный путь, избранный  в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, — построение социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики, вхождение  в мировое рыночное хозяйство.

Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками  и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом  плане под системной моделью  национальной экономики рыночного  типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.

В прикладном плане системная  модель национальной экономики рыночного  типа — это способ организации  и функционирования народного хозяйства  на рыночных принципах, соответствующий  режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления  преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые для этого ресурсы  и средства, потенциалы и механизмы  развития, система управления и регулирования.

Белорусская модель развития формируется в течение последних 10—12 лет с началом перехода от командно-административной системы  к рыночным отношениям. И хотя она  находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в  ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с  рыночными и переходными к  рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский  путь к общим целям мировой  цивилизации.

Общность определяется прежде всего едиными для всех стран  цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью  изменений следующих структурных  компонентов, базовых блоков экономической  системы:

•политическим устройством государства (ростом демократии, защитой свобод и прав граждан);

•отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);

•типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);

•ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства);

•характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);

•целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния населения);

•характером внутреннего рынка (укреплением рынка «покупателя»);

•социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).

Конкретное страновое  содержание этим блокам придают целевая  ориентация, ценностные установки, «философия»  перехода к рынку, принципы экономической  и социальной политики государства, направление общественного развития.

За последние столетия развития человеческой цивилизации  в рамках мировой рыночной системы  в различных странах, прежде всего  высокоразвитых, построены эффективные  модели рыночной экономики. Научная  типология сводит их по критериям  предельной рыночной «либеральности»  и предельной «социальности» условно  к двум доминирующим группам: «англо-американской»  и «германо-японской» (или «рейнской») моделям.

Для первой группы — либеральной, или частнокорпоративной — характерны следующие черты экономической  модели:

•абсолютное преобладание частной собственности;

•законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

•ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

•относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Либерализм в социальной политике оценивает проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального  выбора, т.е. неравенство рассматривается  как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность — не как сфера забот  государства, а как проблема частной  благотворительности.

В наиболее чистом виде эта  модель представлена экономикой США  до Великой депрессии, но и в настоящее  время экономическая система  этой страны является эталоном либеральной  модели.

Типовая модель социально  ориентированной экономики отличается следующими параметрами:

•«смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

•макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

•особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

•высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);

•развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о  бедных слоях населения.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

В мировом хозяйстве представлены также страновые модели, которые  можно считать переходными формами. Так, экономическая система Франции  занимает промежуточное положение  между либеральным и социально  ориентированным типами.

Однако наибольший интерес  для нашей страны представляют модели социально ориентированной экономики. Они содержат черты и основные принципы, которые могут быть типичными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе  стремится Беларусь.

Как уже отмечалось, выбор  модели социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики в  качестве перспективной был осуществлен  в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Это было не простое заимствование  зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических  особенностей Беларуси, ее истории, национального  характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта  развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику