Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:52, курсовая работа
История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься.
1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ «ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ» В США 1929 – 33 гг.
Предпосылки фондового краха. Политика Гувера.
Новый курс Рузвельта: экономическое возрождение.
2. МИРОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ 90-х ГОДОВ.
2.1. Экономический кризис в Латинской Америке.
2.2. Валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии.
3. ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ ДЛЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ.
ПЛАН.
1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ «ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ» В США 1929 – 33 гг.
2. МИРОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ 90-х ГОДОВ.
2.1. Экономический кризис в
2.2. Валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии.
3. ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства.
Однако постоянный экономический рост в рыночной экономике имеет ряд существенных недостатков (инфляция, безработица и др.), в том числе цикличность. Дело в том, что развитие рыночной экономики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпами, а в ряде случаев развитие экономики может иметь отрицательный знак, что означает падение производства.
Таким образом, цикличность — это форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.
Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество.
Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение более 180 лет, с тех пор, как капитализм стал «взрослым». Первый наиболее известный кризис разразился в Англии в 1821 г., потом кризисы наступили в Англии и США — в 1836 г., в США —в 1841 и 1847 гг.. Первым мировым кризисом считается кризис 1857 г., затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900—1901 гг., который начался одновременно в США и России и обрушился прежде всего на металлургическую промышленность.
Мировой кризис 1929—1933 гг. (в американской литературе его называют «Великая депрессия») по своей глубине превзошел все предыдущие и до сих пор остается одним из самых грандиозных, его последствия изучаются до сих пор. Совершенно новым и специфичным по формам проявления выступает современный кризис стран с переходной экономикой, которые осуществляют реформы по преобразованию централизованной системы хозяйства в рыночную.
Во второй половине XX в. обнаруживается тенденция к относительному ослаблению циклических колебаний. Однако, наряду с этим наблюдается их учащение (например, в США падение производства имело место в 1973—1975 гг., в 1981—1982 гг., в 1990— 1991 гг.), явное нарушение классического цикла, выпадение некоторых фаз. Характерной чертой современных кризисов является то, что они происходят на фоне инфляции в результате значительного роста цен.
В курсовой работе мы подробно остановимся на некоторых наиболее значительных финансово-экономических кризисах ХХ столетия: в первой главе будут рассмотрены предпосылки и последствия «Великой депрессии» в США; во второй – причины и последствия кризисов 90-х годов в Латинской Америке и в странах Юго-Восточной Азии; в третьей – финансово-экономический кризис в Украине в 1992 – 96 годах, сопровождавшийся резким спадом производства и гиперинфляцией.
1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ «ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ» В США 1929 – 33 гг.
1.1. Предпосылки
фондового краха. Политика
Для США 20-е годы ХХ столетия были в самом деле годами экономического роста. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. [13 – с. 56].Расцветал потребительский кредит. В экономической теории, да и в общественном сознании господствовала концепция либерализма, или laissez faire («пусть каждый идет своим путем»), разработанная классиками буржуазной политэкономии еще в 18 – 19 столетиях. В ней подчеркивается роль отдельного «экономического человека», рационального индивида, стремящегося к максимизации прибыли и конкурирующего с другими на всевозможных рынках, и получающего вознаграждение, которое соответствует его труду. Теория, базирующаяся на принципе индивидуализма, утверждающая, что реализация ничем не ограниченного частного интереса хозяйствующих субъектов ведет в итоге к общественному благу, постулировала полную свободу предпринимательства и невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Механизм рынка провозглашался наиболее эффективным регулятором экономических процессов, обеспечивающий оптимальное распределение ресурсов. Однако 20-е годы были переполнены исключениями из простых рыночных отношений. В промышленном производстве преобладали крупные корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система, словом, государство уже активно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства уже серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок. Но все же, в большинстве случаев считалось, что вмешательство, если и необходимо, то время от времени, и принцип laissez faire оставался господствующим. Однако, очевидная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению. Такое «благодушное» отношение к циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г.
Попытаемся воспроизвести картину того, что же произошло в действительности. С одной стороны было достаточно очевидно, что к началу 1928 года экономика приблизилась к нормальному циклическому падению деловой конъюнктуры, и не было причин предполагать, что кризис будет острее или продолжительнее, чем обычно, когда ситуация с ценами, зарплатой, процентной ставкой, инвестициями и объемом производства выравнивается уже через несколько месяцев. Беда была в том, что до 1928 году почти никто уже не следил за экономическими показателями, а уже с 1926 года начал сокращаться объем жилищного строительства, падать объемы продаж автомобилей, главного товара длительного пользования, сокращались производственные капиталовложения. Все взоры были прикованы к фондовому рынку, на котором, вопреки общему экономическому спаду, со второй половины 1928 года начался настоящий бум. [13 – с. 59].Главное объяснение – это неразумные экономические мероприятия государства. Во-первых, Федеральная резервная система, отвечающая за контроль над ростом денег и кредита, предприняла в 1927 году меры по увеличению денежной и кредитной эмиссии именно тогда, когда экономические показатели обещали спад. Это была первая попытка противостоять экономическому циклу за все 30 лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии (объем кредитования увеличился в несколько раз) удастся избежать спада. И, несмотря на короткое оживление начала 1929 года, основная часть всех кредитов досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции. Это был период всеохватывающего безумия – из 120 миллионов американцев ни много, ни мало 30 миллионов так или иначе были вовлечены в биржевую игру, полтора миллиона имели счета в брокерских фирмах. Цены акций быстро росли, причем вне зависимости от роста прибылей. Самые непрочные компании – «держательские» корпорации, представляющие собой не что иное, как пирамидальную иерархию участия в капитале других компаний, привлекали к себе капиталы. Наблюдался огромный рост задолженности – брались кредиты под игру на бирже. Возможно, и экономисты, и предприниматели были сбиты столку мини-бумом в потребительских расходах, стимулированным политикой расширения кредитов ФРС. Обычно в прошлом фондовая биржа служила индикатором состояния экономики: спад в промышленности сопровождался падением общего индекса курсов акций. В 1929 году биржевой рынок находился в состоянии бума – соответственно создавалась иллюзия экономического процветания. Вообще на бирже нередко играют на повышение тогда, когда экономика в целом находится в состоянии циклического спада, но до 1929 года такого опыта не было, и обстановка лихорадочной игры на повышение «обольстила» и бизнес, и экономистов, и правительство как обыкновенных биржевых игроков.
Крах фондовой биржи в «черный вторник» 29 октября 1929 года показал то, что должно было произойти несколькими месяцами ранее – спад. Даже «обычный» спад обещал быть резким, но спад, усугубленный биржевым крахом и нестабильностью банковской системы, утратой общественного доверия к банкам, к фондовым инструментам, действительно привел к катастрофе.
Кризис заставил изменить взгляды правительства. И уже в 1929 году президент США Герберт Гувер провел совещание руководителей крупных банков и трестов, в результате которого были выработаны меры, направленные на борьбу с кризисом. Вашнейшей из них была рекомендация предпринимателям увеличить инвестиции в капитальное строительство, и уже на самом совещании промышленные и железнодорожные компании обязались вложить в 1930 году в свои предприятия более 3 млрд. долларов. [13 – с. 63].
С той же целью привлечения капиталов в промышленность, предлагалось банкам ФРС снизить учетные ставки, усилить покупку ценных бумаг, обеспечивая предпринимамателям дешевый кредит. Правительство, в свою очередь, обязалось выделить из средств государственного бюджета несколько сот миллионов долларов и направить их на строительство предприятий, жилищ и др.
Как видим, уже с самого начала экономического кризиса правительство Гувера уделило большое внимание роли государства в регулировании инвестиций, которое было направлено на стимулирование дальнейшего роста производства. Именно этой цели были подчинены так называемые государственные строительные работы, широко разрекламированные Гувером. Однако средства государственного бюджета оказались недостаточными для того, чтобы развернуть государственные строительные работы в сколько-нибудь значительных размерах. И поэтому они не могли оказать существенного влияния на расширение спроса на строительные и другие материалы и, следовательно, помешать катострофическому падению производства.
Но, несмотря на дальнейшее обострение кризиса, правительство Гувера не намеревалось отказаться от регулирующей роли государства. Напротив, программа Гувера предполагала обеспечить антикризисное и антициклическое развитие американской экономики. Как подчеркивалось в сообщении о подготовке к созыву «Высшего экономического совета» (1929 г.), она состояла в «постоянном прогресе бизнеса, кооперации разных отраслей хозяйства, преодолении подъемов и падения хозяйственной жизни, борьбе с потерями, приостановке расширения предприятий, когда это не вызывается необходимостью».
Одновременно с прямым
финансированием предпринимател
Для проведения этих мер в жизнь правительство Гувера создавало регулирующие органы. Они и должны были изучить возможности планирования американской экономики и претворить эти возможности в жизнь. Так, в 1931 г. при сенате была создана под председательством Лафоллета «комиссия по изучению возможности планирования экономики США». Наряду с этим была создана «Национальная кредитная корпорация» с капиталом в 500 млн. дол., а в январе 1932 г. она была преобразована в «Реконструктивную финансовую корпорацию» с капиталом 3,5 млрд. дол., который состоял главным образом из средств, предоставленных государством. Корпорация занималась финансированием промышленных, кредитных и железнодорожных компаний.[13 – с. 65].
Таким образом, среди первоочередных мер, предпринятых президентом Гербертом Гувером, было усиление государственного вмешательства. Точно также, как он одобрил политику ФРС, расширившую кредит в начале 1929 года, Гувер был намерен победить депрессию мерами государственного регулирования. Так, были снижены налоги, увеличены государственные расходы и создал самый большой дефицит бюджета мирного времени за всю предшествующую историю США. Также он провел через Конгресс программы помощи фермерам, программу чрезвычайных общественных и строительных работ, программу займов, словом, все, чтобы стимулировать инвестиции в промышленность. Эти меры, по иронии судьбы, и явились основой для «нового курса» Рузвельта, именно ему обеспечившими место в истории.
1.2. Новый курс Рузвельта: экономическое возрождение.
При высоком уровне безработицы
(25% работоспособного населения в 1933
году) и низком объеме производства
становилось ясно, что причиной
продолжающейся депрессии является
недостаточная покупательная
В 1933 году газета «New York Times» опубликовала письмо Джона М. Кейнса, в котором он изложил суть своей теории: «Я придаю чрезвычайное значение росту национальной покупательной способности на основе государственных расходов, финансируемых займами». [14 – с. 121].
Кейнс провозгласил то, что многие экономисты-практики уже начинали понимать, и что было совершенно неприемлемо для классической экономической традиции, которую он собирался разрушить, а именно, что капиталистическая экономика скорее обладает не естественным стремлением к росту и равновесию, а склонностью к циклам, периодическому дисбалансу и хроническим приступам стагнации. В то время взгляды Кейнса казались возмутительно радикальными. Его «Общая теория занятости, процента и денег» ставила цель проложить путь к высокой занятости, а общий уровень занятости зависит от совокупного спроса на товары, включая закупку потребительских товаров, производственные капиталовложения, а также государственные расходы. Ситуация же была такова, что правительство старалось придерживаться ортодоксальной точки зрения, предполагающей малые государственные расходы и бездефицитного бюджета.