Экономические кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься.

Содержание работы

1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ «ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ» В США 1929 – 33 гг.
Предпосылки фондового краха. Политика Гувера.
Новый курс Рузвельта: экономическое возрождение.
2. МИРОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ 90-х ГОДОВ.
2.1. Экономический кризис в Латинской Америке.
2.2. Валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии.
3. ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ ДЛЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ.

Файлы: 1 файл

МЭО - Курс. для ОГУ (Анзор).doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)
    1. Сильная зависимость от краткосрочного капитала и предоставленных в иностранной валюте долговых обязательств  –   «горячие» деньги обладают как способностью быстро входить в развитую финансовую систему, так и быстро покидать ее. Одновременно девальвация местной валюты приводит к росту выплат в единицах этой валюты по основной сумме иностранного займа и процентных платежей.
    2. Высокий уровень экономического роста, поддерживаемые большим потоком чистых трансфертов, затенили факт недостаточной развитости сектора финансового посредничества, задержав, таким образом, структурные реформы в финансовом секторе. Девальвация местных валют особенно сильно повлияла на фирмы и банки с большими долгами в иностранных валютах, вызвав проблемы ликвидности и во многих случаях неплатежеспособность.
    3. Международная ситуация в денежно-кредитной сфере.
    4. Негибкость обменного курса. Правительства стран продолжали поддерживать фиксированные обменные курсы, что лишь увеличило размер вносимых корректив.

Таким образом, развитие кризисных  явлений в подобных странах «второго   и третьего эшелонов» промышленного  развития в особенно острых формах обнаруживается   в финансовой сфере. Вместе с тем, такие финансовые кризисы, как свидетельствует опыт последних десятилетий, неизменно развертываются при резком снижении темпов роста промышленного производства (или прямого падения абсолютных масштабов производства). В основе таких кризисов лежат прежде всего внутренние конфликты того типа индустриализации, который получил распространение в странах Юго-восточной Азии [4 – с. 17].

 

 

 

 

 

 

 

3. ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ ДЛЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ.

 

 

Наиболее существенным отрицательным явлением в экономике  Украины на этапе ее рыночного  реформирования оказалась инфляция. Период 1992 – 1994 гг. характеризовался чрезвычайно  высоким уровнем инфляции, стремительным  ростом цен, ослаблением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.

По данным Мирового банка, уровень  инфляции в Украине во второй   половине 1993 г. был  высочайшим в  мире.  Если в   1992 г.  ее уровень  вырос в  21 раз, то за 1993 г. – в 103 раза. И хотя в 1994 г. уровень инфляции несколько снизился, однако произошло это не в результате проведения комплексных реформ и качественных изменений в системе государственных финансов и внедрения ценовой либерализации, а через отсрочку бюджетных выплат и небывалый рост задолженности бюджета [1 – с. 4].

 К числу инфляционных факторов, которые имели место на протяжении   этих    лет, относятся: 

а) сверхвысокое рост цен на энергоносители и основные виды сырья и материалов;

б) увеличение наличной денежной массы за счет дополнительной эмиссии денег;

г) возрастание безналичного оборота  как следствие кредитования низкорентабельных  и убыточных предприятий;

д) монопольное ценообразование  в условиях монополизации большинства  видов промышленного производства, которое привело к диктаному повышению цен производителями, поскольку потребители были лишены выбора и отсутствовал сдерживающий контроль за ценами.

Сначала нашей экономике была присуща  инфляция расходов, поскольку опережающими темпами росли цены на энергоносители и первичное сырье, и каждая последующая волна повышения цен начиналась с топлива и сырья. Периодическое опережающее повышение цен на энергоносители было импульсом для общего роста цен и инфляции.

Повышение предприятиями цен на собственную продукцию, с целью покрытия возрастающих затрат, дало толчок к дальнейшему развитию инфляционных процессов. При этом типе инфляции рост денежной массы  является следствием повышения цен. Несмотря на все более возрастающую денежную эмиссию, возник недостаток оборотных средств предприятий для расчетов с поставщиками (кризис неплатежей) и для выдачи зарплаты. В результате сложилась типичная инфляционная спираль: рост цен ведет к увеличению затрат (и в том числи зарплаты), которое требует увеличение денежной массы, а последнее, в свою очередь, ведет к новому витку роста цен. Таким образом, инфляция в Украине представляла собою соединение инфляции спроса и инфляции расходов, которое значительно усложняет осуществление антиинфляционной политики.

К ноябрю 1995 года уровень цен сравнительно с декабрем 1990 года вырос   в Украине в 37 тысяч раз. Вместе с тем с ростом цен происходило падение валютного(долларового) курса укранского рубля.

  90



 

  60


 

 

  30


       



   0


       2  5  8  11 2  5  8  11 2  5  8  11 2  5  8  11


          1993        1994        1995        1996      


 

 Рис. 1 – Динамика  инфляции в 1993-1996 гг.   (квартал  к кварталу, %)

   Данные графика свидетельствуют о том, как месяц за месяцем развивался инфляционный процесс, и, соответственно, возрастали средние оптовые и розничные цены. Это явление превратилось на могущественный катализатор спада производства, общего роста производственных затрат и себестоимости товарной продукции, что, в свою очередь, подталкивало производителей к очередному повышению цен. Оптовые цены в особенно быстро возрастали в топливной и химической промышленности, электроэнергетике, черной металургии и машиностроении, а из розничных – цены на продукты питания, которые на протяжении многих десятилетий были искусственно занижены и дотировались из госбюджета. Вообще раньше розничные цены в Украине никогда не возрастали такими темпами, и это вызвало настоящий шок у основной массы населения  [1 – с. 8-9].

Опережающий рост оптовых цен разрушает непосредственно производственную сферу, тормозя или даже прекращая инвестиционные процессы. Вместе с тем, хотя и медленнее, высокие темпы роста розничных цен разрушают социальную сферу, угнетают экономические интересы людей к активной предпринимательской и трудовой деятельности, то есть действуют в том же самом отрицательном направлении.

Все это вызвало такое  явление, как неплатежеспособность большинства юридических и физических лиц, несмотря на беспрерывную накачку  денежного обращения все более большей массой бумажных денег. По оценке ЕБРР, в 1992 г. неплатежи в Украине составляли 40% всего ВВП.В 1993 г. объемы неплатежей продолжали рости, вызывая резкое сокращение и даже прекращение товарного производства на многих предприятиях.

В этих условиях монетарная политика НБУ превратилась в мощный инфляционный фактор. Государство начало немедленно покрывать возрастающий денежный дефицит простейшим путем – эмиссией соответствующей массы денег. Они были направлены на покрытие наличного спроса, бюджетные дотации, кредитование производителей и потребителей (включая и явных банкротов). Только в первом квартале 1993 г. для поддержки АПК было предоставлено  почти 1 трлн. крб. льготных кредитов и около 3 трлн. крб. фінансовоі помощи. Огромной  кредитной помощи требовали и другие области народного хозяйства. В  марте   того же года им был предоставлен кредит в 606 млрд. крб. для проведения зачета взаимних долгов. Общая сумма эмиссии денежной наличности за январь-апрель 1993 г. достигла 598,3 млрд. крб., что в 10 раз превышало эмиссию за такой же период 1992 г. На протяжении 1993 года монетарная масса увеличилась с 26 до 47,2 трлн. крб., то есть в 1,8 раза, чем она составляла в предшествующем году. Денежная эмиссия, как и цены быстро вышла из-под надлежащего государственного контроля [1 – с. 11].

Дензнаки (купоно-карбованцы), выпущенные в Украине в начале 1992 г. вместо советского рубля начали катастрофически обесцениваться. Бушующее обесценение денег подорвало  выполнение ими присущих им рыночных функций, и прежде всего – стимулирующей. «Съедая» фонды накопления и потребления, гиперинфляция затормозила предпринимательскую и трудовую активность в стране.

Утратив контроль за эмиссией денег, за движением расходов и цен, денежного обращения и кредитных  ресурсов, украинское правительство тогда так и не нашло надежных регулирующих механизмов для активного влияния на инфляционные процессы и погашение их отрицательного влияния на экономическое и социальное положение в стране.

Ценовая и инфляционная спираль, которая стала раскручиваться с начала 1993 г., во втором полугодии снова пошла вверх. До конца 1993 г., когда инфляционная спираль достигла наивысшей фазы, банки вынуждены были дополнительно выпустить в оборот огромную массу денег. Это автоматически вызвало очередной прыжок цен. Девальвация карбованца приобрела катастрофический характер. В ноябре правительство административно ввело его фиксированный курс, который подхлестнул активность теневого валютного  рынка.

Таким образом, в 1992 – 1994 гг. в Украине проводилась ошибочная экономическая политика, которая фактически имела не антиинфляционное, а проинфляционное влияние на экономическую систему страны.

При этом правительство  применяло в основном два антиинфляционных мероприятия – ограничение фондов потребления предприятий и регулирование цен. Административный контроль цен было введен Указом президента “О мероприятиях по сдерживанию темпов роста цен”. В соответствии с ним предприятия всех форм собственности могли повышать оптовые цены на продукцию только в случае возрастания расходов на производство, которое не зависит от их хозяйственной деятельности. Этим же Указом вводилось ограничение размера надбавки для торговых и снабженческо-сбытовых предприятий в размере не более 55% от цены производителя. Но, как свидетельствуют последствия, эти мероприятия сработали недостаточно эффективно. Прежде всего, цены тогда уже довольно надежно вышли из-под государственного контроля, и снова подчинить их системе жесткого контроля  было очень тяжело.  Относительно ограничения фондов потребления, то это имело бы смысл тогда, если было бы что ограничивать [3 – с. 18].

Среди наиболее отрицательных  последствий того периода следует  отметить:

    • серьезное нарушение производственной и финансовой систем функционирования экономики;
    • подрыв склонности к сбережению практически  всех  экономических агентов;
    • разрушение на этой основе системы обеспечения воспроизводящих процессов в экономике;
    • чрезмерную дифференциацию населения, отдельных областей и регионов по уровню доходов.

Под влиянием инфляции объемы номинальных денежных доходов населения росли, а его реальные доходы, в связи с опережающим повышением розничных  цен на товары и услуги, наоборот уменьшались. Методы индексации доходов не обеспечивали компенсации потерь от гиперинфляции. Только в 1993 г. при росте цен в год более чем в 100 раз реальная зарплата уменьшилась на 52%. Эффект от внедрения правительством льгот на налогообложение доходов граждан относительно молообеспеченных, многодетных, чернобыльцев, ветеранов и др. тоже был минимальным, поскольку сами облагаемые доходы населения были мизерные и не успевали за ростом цен [1 – с. 12].

Дилемма, которая встала перед украинским правительством, состояла  в  том, каким образом, сокращая темпы  инфляции, не  усилить стагнации  производства. Но она не была решена надлежащим образом. Восстановить экономику при условиях чрезмерных налогов, которые подавляют производство, суживают базу налогообложения и принуждают плательщиков скрывать свои доходы, невозможно. Следует отметить хотя бы такой факт: до введения налога на прибыль предприятий с 1993 года, взыскивался налог на доход предприятий. При этом предприятия, при существовании специального налога на фонд зарплаты, были вынуждены фактически дважды платить его, поскольку фонд зарплаты является составной частью дохода.

Политика усиления государственного контроля и регулирования (сдерживание  цен, завышенний обменный курс, очень  высокие налоги) привела к формированию мощного теневого сектора экономики  в Украине. Из-за отсутствия эффективного контроля за формированием доходов, большинство усилий государства были сконцентрированы на сокращении государственного сектора. В результате на фоне потери государством значительной части доходов, которые можно было бы получить путем проведения розумной налоговой политики, основное бремя недофинансирования легло на сектор, который пока-еще служил основой существования самого государства.

Из-за несовершенства нашей  налоговой системы спад валового продукта в Украине за 1996 год составил около 10%, а в областях машиностроения и легкой промышленности достиг 20%  [1 – с. 14].

Итак, задачи дальнейшего реформирования экономики, которые стоят перед  Украиной, могут быть решены только при условиях реализации последовательной политики финансовой стабилизации, и  восстановления накоплений населения. Без этого обеспечить стойкий экономический рост на базе возрождения инвестиционной активности и постепенный подъем жизненного уровня представляется невозможным. Современный период является важнейшей фазой реформ. В последнее время в этом направлении сделан ряд шагов и важнейшим из них является введение  национальной валюты – гривны. Это дало возможность в значительной мере стабилизировать денежное обращение в стране.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой кризис не только порождает  многочисленные проблемы и трудности, но вместе с тем расчищает накопившиеся «завалы», корректирует конъюнктуру, создает пути преодоления выявившихся проблем.

Так, девальвация национальной валюты создает  благоприятные условия для роста  конкурентоспособности стран, охваченных кризисов. В этом же направлении действуют кризисное сокращение реальной заработной платы и замедление роста цен на капитальные блага. Падение цен на акции ниже их «фундаментальных характеристик» открывает перспективы нового биржевого подъема. Закрытие ненадежных финансовых учреждений в конечном счете способствует общему оздоровлению банковской системы.

И все же новый этап экономического подъема может обрести  реальную базу только тогда, когда сложатся экономические условия для расширения производства в новых отраслях, находящихся в восходящих фазах соответствующих отраслевых циклов и когда наметится тенденция к новому массированному притоку капиталов.

Уже очевидно, что меры, которые  должны предпринять страны с «нарождающимися» денежными рынками предполагают, в частности, серьезную структурную перестройку:

Информация о работе Экономические кризисы