Экономические модели перехода на цифровые технологии кинопоказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение результата экономических моделей цифровизации кинопоказа в разных странах мира.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. Дано определение цифрового кинопоказа
2. Определены его основные преимущества и недостатки
3. Рассмотрены основные зарубежные модели перехода к цифровому показу
4. Проанализирована российская модель цифровизации
5. Рассмотрены результаты применения моделей цифровизации в мире
6. Определены основные тенденции рынка цифрового показа в России

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие цифрового кинопоказа 5
1.1. Определение цифрового кино 5
1.2. Преимущества и недостатки цифровой кинопроекции 6
2. Модели перехода кинотеатров на цифровой показ 9
2.1. Международный опыт 9
2.1. Отечественный опыт 13
3. Результаты применения моделей цифровизации кинотеатров 19
3.1. Состояние зарубежного рынка цифрового кинопоказа 19
3.2. Основные тенденции отечественного рынка кинопоказа 25
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

KR_Padalko_943.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРТСВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

Институт экономики  и управления

Кафедра экономики кино и телевидения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика и организация проката и демонстрации»

на тему: «Экономические модели перехода на цифровые технологии кинопоказа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена 

студенткой 5 курса

очной формы обучения

943 группы

Падалко В. П.

 

Научный руководитель

ст. преподаватель

Овсянкина А.В.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

стр.

 

 

Введение

В начале появилось немое  кино, затем звуковое кино и Technicolor. Трехмерное (3D) кино дебютировало в 1950-х годах, в 1970-х познакомило нас с круговым звуком системы Dolby Surround. И уже в 2002 году очередной вехой и перспективой для будущего явился фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны. Эпизод 2. Атака клонов», полностью снятый в цифровом стандарте. Кинематограф продолжает экспериментировать с новинками технологий, постепенно внедряются цифровые методы кинопроизводства и демонстрации фильмов. 

Появление цифрового  кинопоказа – самая важная революция, произошедшая в кино. Как бы до этого ни менялись за сто лет кинотеатры, какими бы они ни были: эдисоновские, люмьеровские, драйв-ины, арт-хаусы, мультиплексы… везде суть была одна — кинопленка. Ее надо было напечатать, доставить, зарядить, показать, хранить. Это был физический носитель. И, своего рода, фильтр. Ты не мог смотреть кино с пленки дома, потому что мало у кого есть 35-миллиметровый проектор. Возможность замены пленки цифрой отменяет этот фильтр.

Данный факт и обуславливает  актуальность выбранной темы. Целью  работы является определение результата экономических моделей цифровизации кинопоказа в разных странах мира.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. Дано определение  цифрового кинопоказа

2. Определены его основные  преимущества и недостатки

3. Рассмотрены основные  зарубежные модели перехода к  цифровому показу

4. Проанализирована российская  модель цифровизации

5. Рассмотрены результаты применения моделей цифровизации в мире

6. Определены основные  тенденции рынка цифрового показа  в России

 

Объектом данной работы является рынок кинопоказа, предметом  – экономические модели перехода к цифровому кинопроказу.

Для написания данной работы были использованы различные  информационные и аналитические  статьи, в том числе исследования «Невафильм», статьи «Бюллетень кинопрокатчика»  и «Ведомости».

 

1. Понятие цифрового кинопоказа

1.1. Определение цифрового  кино

Digital Cinema – технологии цифровой демонстрации фильмов в кинотеатре. Для использования данной технологии не важно, как именно было снято кино: с помощью традиционной 35-мм кинокамеры или цифровой. Картина просто переводится в формат DCP (Digital Cinema Package), сохраняется на оптических или жестких дисках, откуда потом и воспроизводится с помощью специального цифрового проектора и проигрывателя.[1]

Важно помнить, что цифровое кино не имеет никакого отношения к телевидению высокой четкости (HDTV — High-Definition Television) и стандартам кодировки HD-видео. Здесь применяются свои собственные стандарты разрешений, кадровой частоты и соотношения сторон, основанные на параметрах для классического пленочного кинематографа.

Для демонстрации фильма в кинотеатрах совершенно необходимы следующие вещи: проигрыватель (или  иначе, сервер) и цифровой кинопроектор, который отвечает всем требованиям DCI (Digital Cinema Initiatives — объединенный проект шести крупнейших кинокомпаний Голливуда для создания единой спецификации для систем цифрового кинопоказа). Вышеуказанный проигрыватель поставляется в кинозалы в опломбированном виде, чтобы вести контроль и вносить изменения могла лишь фирма-изготовитель. Также он снабжается необходимой идентификационной информацией, такой как серийный номер и цифровой сертификат.

Для того, чтобы воспроизводить зашифрованный в целях безопасности фильм кинотеатрам нужно обладать лицензией на показ от киностудии, владеющими правами на фильм (KDM —  ключ воспроизведения, сделанный специальной цифровой лабораторией, работавшей над цифровой кинокопией). В ней указывается номер и сертификат проигрывателя, имеющего право воспроизводить этот кинофильм, а также временной промежуток, в течение которого можно заниматься кинопоказом. Также для большей безопасности (и во избежание нелегального копирования) проигрыватель и кинопроектор объединяются при помощи зашифрованного соединения.

 

1.2. Преимущества и  недостатки цифровой кинопроекции

Высокое качество изображения и его постоянство. При цифровой кинопроекции на изображении отсутствуют царапины, грязь, нет мелькания, а так же отсутствует дрожание изображения, вызванное особенностями движения кинопленки в кинопроекторе. Цифровой фильм может демонстрироваться многократно, при этом не произойдет потери качества, зритель всегда будет видеть четкое, устойчивое и яркое изображение.

Высокое качество фонограммы. В данной технологии фонограмма не компрессируется, чего не скажешь о традиционной системе кинопоказа.

Аутентичность изображения. Контраст, цветопередача, яркость – все эти характеристики будут одинаково хороши в любом помещении. Изображение, полученное в контрольном кинозале лаборатории и в обычном кинотеатре, окажется идентичным.

Еще одним неоспоримым  преимуществом цифрового фильма является низкая стоимость его распространения. Стоимость производства цифровой копии фильма сравнима со стоимостью печати двух кинокопий на кинопленке. Одной цифровой кинокопии достаточно для любого количества цифровых кинозалов. Более того, пакет цифровой кинокопии (DCP) может содержать и большее количество файлов. Например, несколько файлов фонограмм и субтитров на разных языках, файл управляющих сигналов для внешних устройств, используемых во время цифрового кинопоказа.

Цифровая технология дает возможность распространять фильмы на всем земном шаре без каких-либо ограничений. Благодаря легкости копирования цифровых данных и ненужности физической доставки каждой копии фильма в кинозалы мира (вполне может хватить сети Интернет или специальных спутниковых каналов) одновременная премьера по всему миру перестала быть сложно выполнимой задачей и мечтой кинопродюсеров.

Однако пока ветераны кинематографа относятся к ее возможностям без особого энтузиазма. Стивен Спилберг и Оливер Стоун публично поклялись, что, не зарекаясь от использования цифровых технологий в принципе, от пленки и ее богатства выразительности они не откажутся никогда. Ключевая разница в изображении между пленкой и цифрой состоит в способности передавать цветовую гамму. Пленка дает более широкий диапазон цветов, она более чувствительна к тональностям, игре света и тени. Динамический диапазон пленки составляет 1000:1, а цифровой видеокамеры — 100:1. При сканировании 35-мм негатива получается разрешение 4000 точек по горизонтали, тогда как даже камера HD 24P дает 1920. Изображение получается более «грязным» и размытым, особенно на общих планах. Именно пjэтому, что касается съемки кино, пленочные технологии используются до сих пор. Более того, в рамках одного фильма применяются обе технологии. К примеру, широкоформатную кинопленку, обладающую внушительной информационной емкостью, используют для съемки некоторых сцен с целью дальнейшей оцифровки и создания высококачественных спецэффектов. Например, так делал Кристофер Нолан в своем фильме «Начало» и Джеймс Кэмерон в фильмах «Терминатор 2: Судный день» и «Бездна», причем последний был первопроходцем по этой части, впервые применив цифровую обработку изображения (с последующей записью опять на кинопленку) для производства сложных визуальных эффектов.[2]

Таким образом, по мнению большинства кинематографистов, цифровое кино имеет следующие преимущества перед пленочным:

· высокая надежность съемочной техники в различных климатических условиях;

· высокое качество при  подводных съемках;

· ускорение съемочного процесса и пост-продакшн;

· контроль качества изображения  в момент съемок;

· мгновенный просмотр отснятого  материала;

· возможность отбора дублей и загрузки в монтажную  станцию 

сразу после съемок;

· высокое качество изображения  при использовании света меньшей мощности;

· возможность записи на одну кассету до 50 минут;

· одновременная запись 4 каналов звука в цифровом формате 20-bit;

· отсутствие пленочного брака (царапин, засветки и пр.);

· меньший объем цифровой цветокоррекции в пост-продакшн;

· удобство для создания титров и спецэффектов;

· единый HD-мастер для международных стандартов TV, HDTV,

DVD, D-cinema и печати кинокопий;

· 100% качество эталонной  копии при многократном показе;

· гарантия сохранности  исходных материалов и копий в течение 100 лет;

· снижение до 50% себестоимости  производства по сравнению с пленочной  технологией.

Таким образом, цифровой кинематограф вносит существенные изменения в уже сложившийся рынок кинопоказа. Однако данные изменения имеют как свои недостатки, так и неоспоримые преимущества.

 

2. Модели перехода кинотеатров  на цифровой показ

2.1. Международный опыт

«Цифровизация» –  процесс, происходящий по всему миру, а значит, существуют уже налаженные механизмы решения всех этих проблем. Чтобы дистрибьюторы участвовали в переходе на «цифру», была разработана модель Virtual Print Fee (VPF, «выплаты за виртуальную копию») – совместный финансовый механизм для стимулирования перехода с пленки на цифровое оборудование. Суть VPF заключается в том, что третья сторона или интегратор (частная компания или государственная структура) оплачивает кинотеатру цифровое оборудование, окупая свои расходы выплатами со стороны дистрибьюторов (за каждый букинг в кинотеатре цифровой копией своего фильма прокатчик перечисляет интегратору определенную сумму) и показчиков в течение какого-то периода или пока расходы не покроются полностью. Основная часть расходов лежит на дистрибьюторе, для которого переход на «цифру» особенно важен.[3]

Несмотря на спад популярности формата 3D переход на «цифру» продолжается быстрыми темпами. Количество цифровых экранов во всем мире за последний год увеличилось на 76% и теперь составляет почти 64 тысячи, или около 43% от всех экранов. Однако уже в этом году рубеж в 50% будет преодолен. По оценкам IHS Screen Digest, к 2015 году пленка полностью исчезнет из коммерческих кинотеатров. В Северной Америке и Европе это, скорее всего, произойдет раньше. Национальная ассоциация владельцев кинотеатров США предрекает, что уже в следующем году все экраны в стране будут цифровыми.

В значительном числе стран уже  действуют или разрабатываются  государственные схемы поддержки  перехода на «цифру». Однако в некоторых  случаях приходится соблюдать определенные правила. Государственные органы проверяют, соответствуют ли такие механизмы принципам свободной конкуренции. В некоторых странах используется финансовая поддержка со стороны студий и дистрибьюторов. На остальных территориях показчики вынуждены тратить свои собственные деньги.

Во Франции с сентября 2010 года дистрибьюторы (в том числе и альтернативного контента) по закону обязаны выплачивать показчикам или интеграторам компенсации за цифровые показы. Национальный центр кино и анимации (CNC) и местные власти помогают самым маленьким кинотеатрам (от одного до трех экранов), которые не имеют возможности покрыть за счет VPF 75% расходов на оборудование. Такие кинотеатры не должны быть частью сети или группы, располагающей более 50 экранами. Благодаря таким мерам к концу 2011 года около 3600 экранов (66,7% от общего числа) стали цифровыми.[3]

В Германии нет государственной  поддержки для всех кинотеатров. Однако в 2011 году начала действовать программа для сельских и артхаусных площадок, под которую попали 1500 экранов, соответствующих определенных критериям: до шести экранов в кинотеатре, годовой оборот – не более 180 тысяч евро. При этом также действует поддержка со стороны регионов и дистрибьюторов для первого перехода с пленки на «цифру».

В Испании пока не разработаны какие-либо государственные схемы «цифровизации». Однако уже в сентябре 2011 года одна из крупнейших сетей Испании Yelmo Cines (400 экранов) объявила о полном переходе на новый формат. В октябре 2011 года один из крупнейших европейских интеграторов Ymagis объявил о подписании соглашения практически со всеми дистрибьюторами в стране. Вместе с шестью мэйджорами, которые вступили в договор ранее, все VPF-соглашения Ymagis на испанском рынке теперь покрывают 99% релизов, что должно значительно ускорить «цифровизацию» кинотеатров страны.

В 2010 году в Италии введен так называемый налоговый кредит, который будет действовать до конца 2013 года. Каждому кинотеатру (до четырех экранов) возвращается 30% от стоимости цифрового оборудования (максимум 50 тысяч евро на один зал). Кинотеатры от пяти залов также могут запросить налоговый кредит, но тогда они будут вынуждены выделять определенное количество сеансов под европейские и итальянские картины. Кроме того, в декабре 2009 года ассоциации дистрибьюторов и показчиков подписали соглашение, предусматривающее VPF-выплаты кинотеатрам по 480 евро за каждый букинг (эта цифра может меняться), но для этого дистрибьютор должен выпускать релиз не менее чем в 50 кинотеатрах, а кинотеатр – показывать фильм не менее двух недель.

Информация о работе Экономические модели перехода на цифровые технологии кинопоказа