Экономические модели перехода на цифровые технологии кинопоказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение результата экономических моделей цифровизации кинопоказа в разных странах мира.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. Дано определение цифрового кинопоказа
2. Определены его основные преимущества и недостатки
3. Рассмотрены основные зарубежные модели перехода к цифровому показу
4. Проанализирована российская модель цифровизации
5. Рассмотрены результаты применения моделей цифровизации в мире
6. Определены основные тенденции рынка цифрового показа в России

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие цифрового кинопоказа 5
1.1. Определение цифрового кино 5
1.2. Преимущества и недостатки цифровой кинопроекции 6
2. Модели перехода кинотеатров на цифровой показ 9
2.1. Международный опыт 9
2.1. Отечественный опыт 13
3. Результаты применения моделей цифровизации кинотеатров 19
3.1. Состояние зарубежного рынка цифрового кинопоказа 19
3.2. Основные тенденции отечественного рынка кинопоказа 25
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

KR_Padalko_943.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Число населенных пунктов, оснащенных современными кинотеатрами, растет и по итогам первой половины 2013 года достигло 456 (в начале года их было 440); цифровые кинозалы действуют в 396 городах страны.[7]

Отметим, что предельной нижней границей экономической обоснованности для открытия современного кинотеатра частными инвесторами мы считаем число жителей в населенном пункте: 10 тыс. человек. Таких мест в России сейчас 1289, и в 432 из них кинотеатры уже есть; услугами современного кинопоказа обеспечен 81% жителей населенных пунктов с численностью 10 тыс. человек и более.

В целом по России средний уровень обеспеченности современными кинозалами вырос до 2,3 экрана на 100 тыс. жителей (в середине 2012 года – 2,03), а в пересчете на число жителей населенных пунктов, где есть современные кинотеатры, – 3,8 (год назад – 3,5).

В Московском регионе  в первом полугодии 2013-го были открыты 7 новых кинотеатров (15 залов), а также 1 кинозал в уже существующем кинотеатре. Закрылись 5 кинотеатров, включая реконструкцию 10-зального «Бумеранга на Теплом стане». Всего за год число кинозалов в Московском регионе выросло на 3,5%, а число киноэкранов в торговых центрах увеличилось на 4,6% – сейчас доля кинозалов в ТРЦ в столице составляет 75%, что на 0,7 процентных пункта выше, чем в июле 2012-го.

Число цифровых экранов  в Московском регионе увеличилось за прошедший год на 49% и достигло 478 (в 109 кинотеатрах): в первой половине 2013 года было установлено 88 цифровых проекторов (в том числе в 8 кинотеатрах впервые). Почти все цифровые залы (за исключением 6) открыты сетевыми операторами. В целом уже 82% современных кинозалов Москвы имеют цифровые проекторы, установленные в 92% городских кинотеатров.

Оборудования для 3D-показов  нет в 70 залах. Сеть «Формула кино» является лидирующим оператором кинотеатров в Москве благодаря объединению с сетью «Кронверк синема». В тройке лидеров – «Каро фильм» и «Синема парк». В десятку лидеров Московского региона попали сети «Киноформат» и «Mori Cinema».[7]

В Санкт-Петербурге с начала года было открыто 26 кинозалов в 4 новых кинотеатрах и 3 зала в уже действующем кинотеатре. За полгода в городе не был закрыт ни один кинотеатр. Общий рост числа современных кинозалов с 1 июля прошлого года составил 8,5% – в городе насчитывается 268 кинозалов в 53 кинотеатрах. При этом число кинозалов в торгово-развлекательных центрах также выросло на 8,5%, а их доля в общем количестве киноэкранов города осталась 81%, как и в середине 2012-го.

Число цифровых экранов  достигло 220 в 47 кинотеатрах. В течение года в Северной столице было установлено 58 цифровых кинопроекторов (в четырех кинотеатрах – впервые). Все, за исключением одного, цифровые залы были открыты сетевыми операторами. Общий рост рынка цифрового кинопоказа Северной столицы за год составил 61%. Он догоняет рынок Московского региона – сегодня доля цифровых залов составляет уже 82% от общего числа петербургских экранов, при этом «цифра» есть в 89% кинотеатров города. Оборудования для 3D-показа нет в 48 залах.

За период с 1 января по 1 июля 2013 года в регионах России было открыто 132 кинозала (в том числе в 45 новых кинотеатрах). При этом закрылись 42 зала в 30 кинотеатрах; из них 21 кинотеатр (30 залов) прекратил работу окончательно. Рост регионального рынка кинопоказа в первой половине 2013 года составил 17%, что на 1,3 процентных пункта выше аналогичного показателя предыдущего периода; при этом рост числа кинозалов в ТРЦ составил 24%. В результате доля киноэкранов в региональных ТРК достигла 57%. В течение первого полугодия-2013 227 региональных экранов были оснащены цифровой кинопроекцией (62 кинотеатра установили свое первое цифровое оборудование). Закрылись в первой половине года 15 цифровых региональных кинозалов (в 13 кинотеатрах). Таким образом, общий рост данного сегмента рынка составил 45%. По итогам первой половины 2013 года в регионах России насчитывалось 139 цифровых залов только для 2D-показов.

Среди российских регионов лидирует Московский, на территории которого находится порядка 18% современных кинозалов; следом традиционно идут Поволжье и Центральный федеральный округ (без учета Московского региона).

Подводя промежуточные  итоги развития кинорынка в середине 2013 года, можно выделить следующие основные тренды:

в стране продолжается стремительный переход на цифровые технологии кинопроката – почти все фильмы в России выходят в цифровом или гибридном формате, причем пленка становится все большей редкостью и держится исключительно за счет крупных релизов Голливуда и российских лидеров кинопроизводства (среди тех и других доля исключительно цифровых релизов составляет 36–37%, тогда как по остальным фильмам – свыше 80%). Отказ ведущих дистрибьюторов от 35-мм («Каро премьер» планирует это сделать в декабре) приведет к моментальному закату эпохи пленки в России, и, если все кинотеатры не успеют к тому моменту перейти на цифровые технологии, опоздавших ждет тяжелый выбор: закрыться или перейти на демонстрацию пленочных картин из фильмофондов и фильмов ограниченного проката на DVD или BD, на которые дистрибьюторы предоставляют права «публичного видеопоказа»; тенденцию сокращения числа и тиража пленочных релизов пытаются опередить сетевые операторы кинопоказа: в текущем году они стали лидерами по оснащению своих залов цифровой проекцией, прежде всего в Москве и Петербурге. Почти все крупные сети находятся на «финишной прямой» – большинство их кинотеатров и залов уже имеют цифровые проекторы, остается лишь сделать «последний рывок» для полного перехода. В то же время небольшие сети и независимые кинотеатры, когда-то первыми ставшие на путь цифровизации, сейчас сбавили обороты, поскольку их ресурсы подходят к концу: остающиеся без современной кинопроекции кинотеатры чаще всего не могут позволить себе покупку дорогого оборудования; таким образом, в зоне риска находится порядка 10% местных сетевых и 20% независимых кинотеатров, которые работают с пленкой;

• если скорость перехода на «цифру» – спорный вопрос для кинотеатров, то для дистрибьюторов она – несомненное благо, особенно для дистрибьюторов независимых. Неуклонно растет доля в кассовых сборах фильмов независимых продюсеров из Европы и США: таким картинам удается увеличивать свой вес на российском рынке за счет расширения числа фильмов в прокате – их кассовые сборы растут пропорционально этому показателю. Но самых впечатляющих результатов с каждом годом добиваются азиатские фильмы, для которых цифровая кинопроекция стала настоящим спасением – с 2009 года их доля в кассовых сборах увеличилась в 16 раз, причем произошло это за счет роста тиражей выпуска.

Подводя итог, отметим, что большинство опрошенных кинотеатров (42%) сообщили, что они готовы к полному прекращению выпуска фильмов на пленке и во всех их залах установлено цифровое оборудование. Восьмерых респондентов (14%), в том числе одну федеральную сеть, не пугает возможное прекращение пленочной дистрибьюции, и они готовы выделить дополнительные средства для оцифровки оставшихся кинозалов в любой момент. Однако нашлись и те, кто не готов к подобному варианту развития событий: так, трое респондентов (5%) сообщили о том, что им придется уйти с рынка или закрыть имеющиеся у них кинозалы. Еще 11 опрошенных (20%) планируют приостановить работу пленочных залов до тех пор, пока не найдутся средства на их оцифровку. При этом одни из них хотят установить в пленочных залах оборудование для электронного кинопоказа (DVD и BD), другие – обращаться к фестивалям и фильмофондам в поисках 35-мм копий. Впрочем, 22% респондентов уверены в том, что в ближайшем будущем тотального перехода на «цифру» не произойдет, а за оставшееся время они успеют оцифровать все свои кинозалы.

 

Заключение

Мировая тенденция рынка  цифрового кинопоказа состоит в том, что все страны неуклонно движутся к полной «цифровизации», но с разной скоростью. Особенно это заметно на примере Европы, где есть страны, полностью перешедшие на цифру, и те, кто только начинает этот путь.

Преимущества цифрового  кинопоказа сегодня неоспоримы: это  и высокое качество демонстрации фильмов, и высокая степень защиты контента (на всех этапах – от производства до показа в кинотеатре), и новые  возможности для формирования репертуара, а так же в области контроля прав на показ со стороны дистрибутора, существенное сокращение расходов на тиражирование, доставку фильмокопии (в том числе и из-за границы), возможности трансляции альтернативного контента (от образовательных программ до концертов и спортивных мероприятий), а так же технологические новинки, такие как 3D и IMAX.

Основными препятствиями  на пути перехода российских кинотеатров  на цифровой показ являются высокая  стоимость цифрового кинооборудования и отсутствие механизма «справедливого» распределения затрат между участниками процесса (кинопоказчиками и прокатчиками) процесса модернизации кинотеатров, которые существуют и активно используются за рубежом.

Основной дилеммой является необходимость кинопоказчиков полностью самостоятельно нести расходы по модернизации, в то время, как выгоды от перехода на цифровые технологии, в первую очередь, получают дистрибуторы.

Именно поэтому, несмотря на ощутимые преимущества цифровой кинопроекции, существуют вопросы, для решения которых необходима консолидация участников рынка.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Кинотеатры заставили перейти на цифру – Ведомости [Электронный ресурс] – Адрес доступа: http://www.vedomosti.ru/tech/news/1379465/dorogoj_ekran#ixzz2k9bkioZr Дата обращения: 15.10.2013
  2. Немного о технологии кинопоказа Digital Cinema – Кинопостовой [Электронный ресурс] – Адрес доступа: http://kinopostovoy.ru/articles/o-formate-digital-cinema/ Дата обращения: 13.10.2013
  3. Переход на цифровой кинематограф неизбежен – Dtcinema [Электронный ресурс] – Адрес доступа: http://www.dtcinema.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=47 Дата обращения: 29.10.2013
  4. Предложение киносетей по развитию киноиндустрии – Новости Синемапарк [Электронный ресурс] – Адрес доступа: http://www.cinemapark.ru/news/show/1504 Дата обращения: 21.10.2013
  5. Цифровой кинопоказ в мире. Итоги 2012 года – Cinemaplex [Электронный ресурс] – Адрес доступа: http://cinemaplex.ru/2013/04/08/zifra-v-mire.html Дата обращения: 20.10.2013
  6. Цифровой кинопоказ выходит в лидеры – Digitalcinema [Электронный ресурс] – Адрес доступа: http://www.digitalcinema.ru/content/press/dstats020.php Дата обращения: 15.10.2013
  7. Что такое VPF? – Бюллетень кинопрокатчика [Электронный ресурс] – Адрес доступа: http://www.kinometro.ru/analytics/show/name/vpf Дата обращения: 17.10.2013

 




Информация о работе Экономические модели перехода на цифровые технологии кинопоказа