Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития отношений между ЕС и Россией и нахождение путей решения проблем.
ВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..….3
Глава I: УСТРОЙСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………….5
1.1. Состав Европейского Союза и цели его создания …….…………………..5
1.2. Институты Европейского Союза…………………………………………….7
1.3.Организационные аспекты ЕС……………………………………………….8
1.4. Место и роль ЕС в мировой экономике…………………………………….9
Глава II: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕС………………………………………………………………………………...15
2.1.Торговые отношения между Россией и ЕС………………………………..15
2.2.Потоки инвестиций между Россией и странами ЕС………………………17
2.3.Международная кооперация производства России и стран ЕС…………..21
2.4.Исследовательское и технологическое сотрудничество России и ЕС…...22
2.5. Факторы, влияющие на экономические отношения России и ЕС……….25
Глава III: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА………………..27
3.1.Проблемы экономических отношений России и ЕС……………………....27
3.2.Перспективы экономических отношений России в ЕС...............................31
Заключение………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы………………………………………...…38
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………
Глава I: УСТРОЙСТВО
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………….
1.1. Состав Европейского Союза и цели его создания …….…………………..5
1.2. Институты Европейского Союза…………………………………………….7
1.3.Организационные аспекты ЕС……………………………………………….8
1.4. Место и роль ЕС в мировой экономике…………………………………….9
Глава II: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕС…………………………………………………………………………
2.1.Торговые отношения между Россией и ЕС………………………………..15
2.2.Потоки инвестиций между Россией и странами ЕС………………………17
2.3.Международная кооперация производства России и стран ЕС…………..21
2.4.Исследовательское и технологическое сотрудничество России и ЕС…...22
2.5. Факторы, влияющие на экономические отношения России и ЕС……….25
Глава III: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА………………..27
3.1.Проблемы экономических отношений России и ЕС……………………....27
3.2.Перспективы экономических
отношений России в ЕС............................
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...…
Введение.
Характерной
чертой современных
Одной из таких
международных региональных
Европейский Союз
- это наднациональная
Актуальность данной работы определяется тем, что сотрудничество с Европейским союзом является для России важным условием ее интеграции в мировую экономику, одним из факторов успеха российских демократических преобразований и перехода к полноценному рынку, особенно теперь, когда ЕС превратился в основной компонент экономического и политического развития Европы, центр притяжения для подавляющего большинства стран континента. С учетом движения к политическому и валютно-экономическому союзу можно ожидать, что роль ЕС в Европе и в мире будет неуклонно возрастать. В экономической сфере взаимоотношений между Россией и ЕС сохраняется ряд проблем. Прежде всего, речь идет о явной и скрытой дискриминации России в торговле, практике жестких антидемпинговых процедур, фактическом запрете на наш доступ на рынок высоких технологий. Постоянным источником напряженности является то, что ЕС отказывается считать российскую экономику рыночной.
Также актуальность
темы данного исследования
1. Расширение ЕС является
ключевым международно-
2. ЕС является для России основным торгово-экономическим и очень важным политическим партнером.
3. России необходимо постоянно вырабатывать и обновлять адекватную политику в отношении расширяющегося Европейского Союза.
4. Ключевым элементом
этой политики должна стать
необходимость обеспечения
Предметом исследования является совокупность проблем, возникающих в рамках взаимосвязей России и Европейского Союза в процессе его расширения, а также возможные перспективы сотрудничества и интеграции.
Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития отношений между ЕС и Россией и нахождение путей решения проблем.
Объектом исследования данной
работы является Европейский союз.
Предмет же исследования составляют
торгово-экономические связи
Задачи работы – определить место и роль ЕС в мировой экономике, проанализировать экономические отношения между Россией и ЕС, изучить возникшие проблемы и перспективы развития экономической интеграции России и ЕС, найти пути решения проблем, стоящих на пути становления полноценных, равноправных торгово-экономических отношений между Россией и ЕС.
В работе использовались следующие источники: учебники по мировой экономике и международным экономическим отношениям, статьи в таких журналах, как «Мировая экономика и международные отношения», «Международная экономика»; интернет-ресурсы, посвященные проблемам и перспективам экономических отношений России и ЕС.
Глава I: УСТРОЙСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
1.1.Состав Европейского Союза и цели его создания
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. ЕС строится на основе Европейских сообществ: Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (основаны в 1957 г.). Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года). ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.
В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.
Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.
Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.
В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония, Сербия и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания, Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.
30 июня 2011 года Хорватия завершила переговоры о вступлении. Присоединение к Евросоюзу должно совершиться 1 июля 2013 года, при этом государство станет 28 участником организации. Договор о вступлении был подписан 9 декабря 2011 года. После подписания договора его должны ратифицировать как Хорватия, так и страны — участницы Евросоюза.
Все вышеперечисленные 27 стран объединяют огромные территории, людские и материальные ресурсы, и нельзя не оценивать той роли, которую играет ЕС в жизни всех европейских стран. Поэтому я и заинтересовался созданием, развитием и перспективами Европейского союза и соответственно попытаюсь передать эту заинтересованность через эту главу данной работы.
Три государства Западной
Европы, которые предпочли не присоединяться
к союзу, частично участвуют в
союзной экономике и следуют
некоторым директивам: Лихтенштейн
и Норвегия входят в общий рынок
через Европейскую
Основные цели ЕС:
- создание общего рынка,
экономического и валютного
- содействие в рамках
Союза гармоническому и
- содействие высокому
уровню конвергенции
- содействие укреплению
экономических и социальных
- введение европейского гражданства;
- обеспечение свободы, безопасности и законности;
- содействие экономическому и социальному прогрессу;
-укрепление роли Европы в мире;
- получение доступа на зарубежные рынки сбыта;
- получение доступа к
более дешёвым
- улучшение условий торговли;
- сокращение издержек на масштабе производства;
- желание добиться устойчивого экономического роста.
1.2.Институты Европейского Союза
Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом независимых институтов:
· Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС, состоящий из 20 членов, которые назначают на 5 лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат
· Европейский Парламент – собрание из 626 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на 5 лет. Председатель Европарламента избирается на 2,5 года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).
· Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) – орган ЕС, определяющий валютную политику стран ЕС, устанавливающий ключевые процентные ставки, управляющий официальными резервами Европейской системы Центральных Банков (ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание стабильности цен. ЕЦБ имеет право санкционировать эмиссию банкнот в пределах валютного союза
· Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ) – орган ЕС, основанный в 1959 г. ЕС для содействия развитию, интеграции и сотрудничеству путем предоставления инвестиционных ссуд. Ссуды предоставляются под одинаковый процент, обеспечивающий сбалансированность управления займом в части погашения задолженности. Ссуды предоставляются для развития отсталых европейских регионов и реализации проектов, представляющих общий интерес.
· Европейский Суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия между государствами-членами ЕС, между государствами-членами ЕС и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами.
· Комитет регионов – консультативный орган Совета Министров и Комиссии, предоставляющий заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Комитет состоит из 222 членов – представителей региональных и местных органов, полностью независимых в выполнении своих обязанностей.
· Совет министров – основной орган принятия решений, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования.
· Счетная палата – орган ЕС, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов.
· Экономический и социальный Комитет – консультативный орган ЕС, наблюдающий за функционированием единого внутреннего рынка. Комитет состоит из 222 членов, которые представляют различные сфера экономики и социальные группы и независимы в выполнении своих обязанностей.
1.3 Организационные аспекты ЕС
Благодаря верховенству права ЕС над национальным правом, национальные институты располагают силой по принуждению национальных правительств к исполнению принятых в Евросоюзе политических решений. Для принятия норм ЕС существуют предусмотренные договорами законодательные процедуры (если речь идет о базовых актах) либо другие механизмы (делегированные акты и акты по имплементации). В процессе принятия базовых актов, прежде всего директив и регламентов, участвуют три ключевых игрока – это Совет ЕС и Европейский парламент, а также Европейская комиссия. ЕК готовит законодательное предложение (она располагает монополией на законодательную инициативу), а Совет и ЕП как законодательная власть («двухпалатная легислатура») принимают акт (с собственными поправками или в первоначальном виде) либо отклоняют его.
Исполнение (имплементацию) базовых актов в ЕС возложили преимущественно на национальный уровень власти. Но реализация программы Единого внутреннего рынка, начиная с середины 80-х годов XXв., потребовала более централизованной на европейском уровне национальной имплементации. Вследствие этого в полной мере причастной к имплементации в ЕС оказалась ЕК. Она стала систематически разрабатывать правила, на основании которых национальные правительства и различные регуляторы могут точнее ориентироваться в том, как именно им следует проводить в жизнь законодательство ЕС.