4) События в связи с
военной авантюрой Грузии в
Южной Осетии, что способствовало
«затормаживанию» развития отношений
между Евросоюзом и Россией.
Специально созданная
Евросоюзом комиссия по расследованию
причин трагических событий августа
прошлого года на Кавказе, названная
европейцами «Миссией правды»,
завершила свою работу. В Брюсселе
глава комиссии швейцарский дипломат
Хайди Тальявини представила
итоговый доклад о проделанной
работе, занявшей около десяти
месяцев. Данный доклад четко
указывает на вину Тбилиси
в разжигании вооруженного конфликта
на Кавказе.
5) Проблема Калининградской
области.
С распадом Советского
Союза позиции России в прибалтийском
регионе значительно ослабли
во всех отношениях. Единственными
балтийскими портами России оказались
Санкт-Петербург и Калининград,
при том, что наиболее современные
морские суда отошли в собственность
стран Балтии. На территориях
новых суверенных государств
осталась морская транспортная
инфраструктура.
В силу этих причин
Калининградская область представляет
проблему для России сразу
в нескольких контекстах: внутренней
политики, отношений с Европейским
Союзом, отношений с сопредельными
странами. Специфика нынешнего положения
Калининградской области заключается
в том, что она расположена
между экономическим пространством
ЕС с одной стороны, и близким
и доступным экономическим пространством
России и Азии с другой. Соседство
с развитыми и быстроразвивающимися
странами дает региону определенные
преимущества и одновременно
создает немало проблем, связанных
с конкурентоспособностью местного
производства, трансграничной миграцией,
предотвращением контрабанды, защитой
природных ресурсов и др. Но важно
сделать все возможное, чтобы сохранить
и развить потенциал не только двусторонних
межгосударственных отношений, но и еврорегионального
процесса, а также исключить возможность
того, чтобы блоковые интересы на Балтике
привели к искусственному созданию ситуаций,
ставящих под сомнение позитивный процесс
межрегионального и приграничного сотрудничества.
6) Наступление ЕС на
постсоветском пространстве. Синергия
Черного моря и программа действий
«Восточное партнерство».
В апреле 2007 года ЕС
выдвинул стратегию по отношению
к региону Черного моря, Десятистраничный
документ призван сфокусировать
«политическое внимание» на основных
направлениях деятельности Евросоюза
в регионе Черного моря и
развивать здесь взаимодействие
по примеру средиземноморского
сотрудничества, где применяется
двусторонний подход, в центре
которого отношения Евросоюза
со всеми странами региона,
но без упоминаний о совместных
проектах между странами-партнерами
вне ЕС. Таким образом, на этом
направлении Евросоюз предпринимает
попытку замкнуть сотрудничество.
А также ЕС начал
продвигать и одобренную под
давлением Польши, Швеции и ряда
других стран-членов в июне 2008
года программу действий «Восточное
партнерство» на пространстве
западной части СНГ. В значительной
мере данные инициативы направлены
на сокращение российского влияния
в Закавказье, на Украине и,
потенциально, в Белоруссии. Как
бы то ни было, но, несмотря
на всю эту суету, Россия
пока сохраняет за собой серьезные
ресурсы для влияния на позицию
ЕС по важнейшим для европейских
держав вопросов постсоветсткого
пространства.
7) Проблема энергодиалога ЕС-Россия.
Москва и Евросоюз
обменялись публичными обвинениями.
«Газпром» открыто высказал свои
претензии к Еврокомиссии, которая
бездействовала в ходе январской
газовой войны с Украиной, и
выразил уверенность, что угрозу
энергетической безопасности Европы
представляет не Россия, а европейские
политики-русофобы. Представители Еврокомиссии
в свою очередь заявили, что
России еще предстоит восстановить
доверие каждой из стран ЕС,
прежде чем энергодиалог будет
возобновлен. Кроме того, Европа
пообещала снизить потребление
российского газа.
Следует отметить, что
российские власти и «Газпром»
с начала 2011года пытаются убедить
Европу поддержать строительство российско-итальянского
газопровода «Южный поток». Для реализации
сухопутной части проекта за рубежом уже
были подписаны межправительственные
соглашения с Сербией, Венгрией, Болгарией
и Грецией. Тем не менее в списке транспортно-энергетических
приоритетов Евросоюза пока что числится
альтернативный российскому проекту газопровод
Nabucco. Медведев пытался убедить Европу,
что, занимая всего лишь четверть европейского
газового рынка, российская монополия
не нарушает законы ЕС и не имеет возможности
манипулировать ценами. Как подчеркнул
Медведев, в долгосрочных контрактах цена
на газ устанавливается через корзину
цен на нефтепродукты, влиять на которые
ни один доминирующий поставщик не в состоянии 21.
И в заключение следует
сказать, что данные проблемы
нуждаются в активной реакции
и действиях. А способность
их решать имеет ключевое и
определяющее значение для авторитета
страны или объединения стран
на мировой арене. Для этого
необходимо четко обозначить
общее видение ключевых вопросов
международной жизни. И на этой
основе следует закрепить приоритет
общих стратегических интересов
перед частными расхождениями
или фобиями.
Также Россия и Европа
должны будут отказаться от
сепаратистских переговоров с
третьими сторонами по вопросам,
решение которых затрагивает
экономические или политические
интересы участников союза. И в конечном
счете отношения России и ЕС должны не
усиливать взаимную подозрительность,
а способствовать усилению союза.
3.2. Перспективы экономических
отношений России и ЕС
Хотя начало Европейскому
союзу было положено лишь пятьдесят
лет назад, история взаимодействия
Российского государства с входящими
в него странами складывалась на протяжении
многих веков. В отношениях России и
других стран Европы были взлеты и
падения, периоды гармоничного сосуществования
и неприкрытой вражды, но за это
время наша культура и история
настолько переплелись, что пространство
от Португалии до российского Дальнего
Востока стало «полем» целостной
европейской цивилизации. После
же окончания «холодной войны» и
падения «железного занавеса», разделявшего
Европу на «коммунистический» Восток
и «капиталистический» Запад, появилась
реальная возможность построения подлинно
единой Европы на основе общих фундаментальных
ценностей рыночной экономики, широкопредставительной
демократии, прав и свобод человека.
Отношения нашей страны
с Европейским союзом начали
развиваться во время существования
СССР, но именно за последнее
десятилетие они стали примером
успешного взаимовыгодного сотрудничества,
которое лишь углубляется и
будет углубляться год от года.
У России сейчас нет экономического
партнера, равного Евросоюзу. Бурный
рост переживают наши культурные
и гуманитарные связи. Да и
в политической сфере наше
сотрудничество, нацеленное на обеспечение
стабильности и безопасности, имеет
принципиальное значение не только
для старого континента, но и
в глобальном масштабе. Не случайно
мы называем себя стратегическими
партнерами.
Наше стратегическое
партнерство определяется не
только достигнутыми результатами,
но и масштабом стоящих перед
нами глобальных вызовов, прежде
всего в экономике, отсутствием
альтернатив объединению усилий
для выработки адекватных ответов
на них. Россия убеждена в том, что
механизм стратегического партнерства
останется востребованным и будет постоянно
развиваться и совершенствоваться.
Разумеется, как и у
любых партнеров, у России и
ЕС порой возникают разногласия
по разным вопросам, но есть
главное — стороны заинтересованы
в их преодолении и стремятся,
чтобы они не служили препятствием
для сотрудничества там, где
наши интересы совпадают.
Подавляющее большинство
из 27 стран, входящих в Европейский
союз, настроено на активное и
конструктивное взаимодействие
с нашей страной. Вместе с
тем зачастую достаточно действий
лишь одного из государств-членов
Евросоюза, решившего использовать
принцип «евросолидарности» для
решения собственных задач, чтобы
затормозить весь процесс сотрудничества
с Россией. К сожалению, приходится
констатировать, что из-за позиции
некоторых членов Европейского
союза динамика наших отношений
с ЕС в целом уступает темпам
сотрудничества с отдельными
входящими в него странами. Свидетельством
тому стала ситуация с запуском
переговоров по новому базовому
соглашению между Россией и
ЕС, старт которым откладывался
на протяжении более полутора
лет. Что было подлинной причиной
задержки – не нам судить. В
то же время мы с оптимизмом
смотрим в будущее. Да и будущее
Евросоюза внушает оптимизм, –
надеемся, он переживет «болезни
роста», вызванные стремительным
расширением в последние годы,
и начнет говорить единым голосом
– голосом разума, прагматизма
и понятных интересов.
Конкретные показатели
объема отношений России и
ЕС отмечаются устойчивым поступательным
развитием. Достаточно посмотреть
лишь на наши торгово-экономические
связи. Растет значение России в географическом
распределении внешней торговли Евросоюза.
Она входит в тройку ведущих торговых
партнеров ЕС, уступая лишь США и КНР, и
занимает четвертое место среди покупателей
продукции Евросоюза. В свою очередь, на
ЕС приходится более половины внешнеторгового
товарооборота России (и этот показатель
продолжает возрастать), а также большая
часть накопленных иностранных инвестиций
в российскую экономику, причем доля ЕС
в прямых инвестициях в России еще выше.
Наша страна возглавляет список стран-поставщиков
в ЕС природного газа и находится на второй
позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов.
Развивается сотрудничество
Россия-ЕС в области кризисного регулирования:
в плановом режиме проходит развертывание
российской вертолетной группы, участвующей
в военной операции ЕС в Республике
Чад и ЦАР. В планах на будущее
– отдельное соглашение о сотрудничестве
в этой сфере.
Конкретным примером
сотрудничества России и ЕС, затронувшим
интересы миллионов наших граждан,
стало вступление в силу 1 июня
2007 г. соглашений между Россией
и ЕС об упрощении визового
режима и о реадмиссии, которые
были подписаны в ходе саммита
Россия-ЕС в Сочи 25 мая 2006 г.
Там же была выражена обоюдная
готовность двигаться дальше
в направлении введения безвизового
режима поездок граждан России
и Европейского союза. Сейчас
мы совместно ищем развязку
по вопросу об устранении визовых
проблем для жителей Калининградской
области, возникших после вступления
соседей этого российского региона
в Шенгенскую зону
Россия не ставила и
не ставит перед собой задачи вступления
в ЕС. Реализуя свой европейский
выбор, мы не забываем о том, что как
мировая держава, расположенная
на двух континентах, наша страна обязана
сохранять должную свободу в
определении и проведении своей
внутренней и внешней политики, свой
статус и преимущества евроазиатского
государства. Мы строго придерживаемся
принципиальной линии на то, что
партнерство Россия-ЕС, хотя и имеет
для нас одно из приоритетных значений,
не может противопоставляться отношениям
с другими странами и регионами.
Было бы наивно рассчитывать
на то, что отношения Россия
– ЕС будут беспроблемными. В
целом ряде областей мы и
сотрудничаем, и конкурируем. Это
объективная реальность, задаваемая процессами
глобализации. Но важно добиться того,
чтобы мы соперничали по установленным
совместно правилам, не пытались подчинить
или подавить друг друга.
14 ноября 2008 года в Ницце
состоялся очередной, 22-ой по счету
саммит Россия-ЕС. Основным его
итогом стало подтверждение взаимной
заинтересованности сторон в
продолжении полномасштабного сотрудничества
по всему спектру отношений.
Оценивая в целом
ход и результаты саммита, нельзя
упускать из вида сопутствовавшую
ему непростую политическую обстановку.
На фоне недавних событий на
Кавказе некоторые наблюдатели
ожидали, что он станет площадкой
для взаимных упреков и обвинений.
Французское председательство и
руководство России приложили
максимум усилий для того, чтобы
этого не случилось. Саммит
прошел в конструктивной атмосфере,
что и предопределило его убедительные
результаты.
С другой стороны,
несмотря на отмеченные проблемы,
значительный «консенсусный потенциал»
этого саммита был достаточно
отчетливо виден еще в его
преддверии. Само развитие мировой
экономики и международных отношений
указывало на то, что России
и ЕС на этот раз просто
необходимо договариваться по
современным проблемам и наметить
форматы такого сотрудничества
на будущее. Саммит показал,
что ЕС сделал для себя главный
вывод: Россия нужна Евросоюзу,
и, несмотря на разногласия
по некоторым вопросам, отношения
нужно развивать на равноправной
взаимовыгодной основе.
Повестка дня саммита,
помимо общего обзора отношений
Россия-ЕС, включала сотрудничество
сторон в противодействии глобальным
экономическим вызовам, роль партнерства
Россия-ЕС в евроатлантической
архитектуре безопасности, а также
другие международные вопросы.
По проблематике поиска путей
выхода из финансового кризиса,
которая по понятным причинам,
в том числе с учетом проведения
встречи «Группы двадцати» в
Вашингтоне 14—15 ноября, вышла на
первый план в повестке дня
саммита, была подтверждена схожесть
позиций – вплоть до их совпадения.
Было достигнуто общее понимание,
что кризис – это не кратковременный
сбой, а большая проблема, решение
которой требует совместных усилий
ведущих мировых экономик. Мы
договорились с ЕС о начале
экспертной проработки своих
предложений к следующему саммиту
«двадцатки» весной следующего
года.